Административная школа управления - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административная школа управления

Административная школа управления в менеджменте

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:

  1. Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;
  2. Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;
  3. Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;
  4. Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;
  5. Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;
  6. Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;
  7. Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;
  8. Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;
  9. Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;
  10. Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;
  11. Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;
  12. Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;
  13. Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;
  14. Корпоративный дух (или единство коллектива) — перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.

Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Классическая (административная) школа управления

Административная школа. Анри Файоль

Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.

Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.

В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:

  • техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка),
  • коммерческую (обмен, закупка, продажа),
  • финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала),
  • охранную (охрана физических лиц и собственности),
  • учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства),
  • административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.

Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.

Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное распределение ресурсов организации.

Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.

В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.

Читать еще:  Административный нормативно правовой акт

Принципы управления Файоля

Принципы управления Файоля заключаются в следующем:

  1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества. Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
  2. Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
  3. Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием. Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
  4. Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
  5. Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
  7. Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
  8. Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий. Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
  9. Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
  11. Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
  12. Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров.
  13. Принцип инициативы заключается в том, что у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
  14. Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации.

Файоль писал

«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»

Макс Вебер – представитель административной школы управления

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:

  1. Разделение труда. Задачи подразделяются на рутинные, простые и четко определенные.
  2. Иерархия власти. Должности и отделы объединяются с иерархичную структуру, в которой работа каждого сотрудника низшей должности контролируется и управляется вышестоящими сотрудниками.
  3. Формальный отбор. Все работники организации должны приниматься на работу в соответствии с уровнем их квалификации. Данный уровень может определяться на экзамене, либо в соответствии с их подготовкой и опытом.
  4. Формальные правила и процедуры. Для обеспечения однородности и регулирования действий служащих, менеджерам необходимо строго соблюдать формальные правила организации.
  5. Беспристрастность. Правила организации должны выполнять все, и методы контроля необходимо применять ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений.
  6. Ориентированность на карьеру. Менеджеры – это должностные лица, а не владельцы организаций, которыми они управляют. Менеджеры получают фиксированный уровень заработной платы и могут продвигаться вверх по служебной лестнице в своей организации. Очень важно создавать для менеджера условия карьерного роста.

По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Административная школа управления

Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета влияния внешней Среды. Появилось понимание того, что организацией нужно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать ее целей.

Основоположником административной школы управления по праву считается А.Файоль (1841 — 1925). В своем основном труде «Общая и промышленная администрация» (1923). Он пытается разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования. Предметом его научных исследований были вопросы управления на уровне высшей администрации.

Понятие управление, по его мнению, объединяет в себе следующие виды деятельности:

Читать еще:  Запрос в аксесс с условием

— техническая деятельность,

— коммерческая деятельность (купля, продажа)

— финансовая деятельность (поиск капитала)

— защитная деятельность

— бухгалтерская деятельность (инвентаризация, издержки, статистика)

— администрирование (воздействие только на персонал)

Анализируя функцию администрирование, Анри Файоль подчеркивает Администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать, пять основных элементов его деятельности, которые до сих пор используются в управлении организацией:

а). Предвидение

Предвидение состоит в подготовке будущего. Оно выражается в программе действия, обнимающей все операции предприятия (технические, коммерческие, финансовые и другие).

Программа действия состоит из предположений на долгий и на краткий период (десятилетних, годичных, месячных, недельных и даже ежедневных).

Программа предохраняет предприятие не только от ошибок ориентации, которые могут вызываться важными событиями, но так же и от изменений, происходящих иногда просто от непостоянства высших властей. Эта последняя опасность особенно остро сказывается в некоторых государственных учреждениях, в которых руководство неустойчиво и некомпетентно.

Изготовление хорошей программы требует от руководящего персонала:

1) искусства управлять людьми;

2) большей активности;

3) известного нравственного мужества;

4) достаточной устойчивости;

5) известной компетентности в производственной области, которой принадлежит предприятие;

6) известной общей опытности в делах.

Это одна из наиболее значительных и трудных операций во всяком предприятии.

б). Организация

Организовать предприятие, это – снабдить его всем необходимым для работы: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. Снабжённый необходимыми материальными ресурсами персонал, социальный организм, должен быть способен выполнить все операции, свойственные предприятию.

Администрирование социального организма содержит следующие обязанности:

1) установить программу действия, в которой социальный и материальный организм приводятся в соответствие с задачами, средствами и нуждами предприятия;

2) наблюдать за исполнением программы;

3) установить единое, компетентное и энергичное руководство;

4) содействовать хорошему подбору персонала, энергичных и компетентных людей в качестве начальников отдельных служб, функционеров, вполне соответствующих их служебной роли;

5) точно определить полномочия;

6) объединять работу, согласовывать усилия;

7) ясно, отчётливо и точно формулировать решения;

8) поощрять дух ответственности и инициативы;

9) справедливо и умело вознаграждать выполненные услуги;

10) предупреждать ошибки и недоразумения;

11) принуждать к соблюдению дисциплины;

12) блюсти, чтобы частные интересы были подчинены интересу предприятия;

13) обращать особое внимание на единство распорядительства;

14) установить всеобщий контроль;

15) бороться с злоупотреблениями регламентации, бюрократического формализма, бумажной волокиты и так далее.

Такова административная миссия, которая должна выполняться персоналом всякого предприятия. Она проста в предприятии элементарном; она осложняется всё больше, по мере того как предприятие становится значительнее, а персонал многочисленнее. Очень важно чтобы форма и объём социального организма предприятия должен соответствовать нуждам последнего; необходимо далее, чтобы каждый функционер был способен выполнять свои обязанности.

Подбор – одна из наиболее важных и трудных операций предприятия; он много влияет на судьбу последнего.

в). Распорядительство

Когда построен социальный организм, надо привести его в действие; это – задача распорядительства.

Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Для каждого начальника цель распорядительства – извлечь наибольшую пользу из функционеров, составляющих его часть, в интересах предприятия, как целого. Во всех областях, в промышленности, в армии, в государственных учреждениях и других, распорядительство крупной частью требует редких качеств.

Ограничимся напоминанием некоторых правил, облегчающих распорядительство. Начальник, на которого возложено распорядительство, должен:

1) знать в совершенстве свой персонал;

2) устранить неспособных;

3) хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

4) подавать хороший пример;

5) производить периодическое инспектирование социального организма, пользуясь в этом инспектировании сводными таблицами;

6) созывать важнейших сотрудников на совещания, в которых подготовляется единство направления и согласованность усилий;

7) не давать мелочам поглощать своё внимание;

8) стремиться, чтобы среди персонала господствовала активность и преданность.

г). Согласование

Согласование имеет своею целью каждому элементу социального организма доставить возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами.

Одно из лучших средств поддерживать личный состав всегда в деятельном состоянии и облегчать ему выполнение его обязанностей заключается в созыве “совещаний начальников служб”.

В результате такого совещания каждый отдел знает точно, что должен он выполнять в целом, согласованно с другими отделами, и, благодаря этому, исчезают между ними бывшие непроницаемыми перегородки.

д). Контроль

Цель контроля в проверке, всё ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Для того, чтобы контроль оказывался действительным, необходимо чтобы он производился вовремя и имел практические последствия.

Совершенно очевидно, что если заключения контроля, даже очень хорошо проведённого, поступают слишком поздно для возможности их выполнения, то сам по себе такой контроль – бесполезно проведённая операция.

Не менее очевидно, однако, контроль также бесполезен, если сознательно пренебрегают вытекающими из него практическими заключениями.

Вышеуказанные принципы в обобщенном виде были представлены А. Файолем как принципы административной деятельности: структурные принципы:разделение труда, власть, централизация, единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей), цепи взаимодействия. принципы процесса: подчинение индивидуальных интересов общим интересам, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство командования (распоряжение только о одного руководителя и подотчетность только одному руководителю), справедливость. принципы конечного результатапорядок, стабильность персонала, инициатива.

Основные черты управления человеческими ресурсами в методологии функционального подхода Анри Файоля заключаются в дифференциации персонала, определении особенностей содержания труда для каждой его структурной категории. Наем и обучение персонала предлагалось осуществлять также дифференцированно, исходя из ранга вакансии и профессиональных особенностей конкретной должности. При этом повышение квалификации управленческого персонала признавалось необходимым условием эффективного руководства организацией.

Читать еще:  Административные законы субъектов рф примеры

Продолжателями развития концепции А. ФайоляявлялисьЛютер Гьюлик и Линдалл Урвик (Организационная теория), они более четко разграничили и систематизировали функции управления и практически окончательно сформулировали их перечень.

Согласно их взглядов содержание деятельности руководителя представленя следующим образом:

1. планирование – определение целей задач, подлежащих выполнению, и указание способов их достижения;

2. организация – создание формальной структуры подчиненности;

3. укомплектование штата – подбор, подготовка, создание условий;

4. руководство – принятие решений и их оформление;

5. координация – обеспечение согласованных действий всех подразделений предприятия, образующих единое целое за счет координации;

6. отчетность – обеспечение вышестоящих инстанций информацией о ходе работы и организация собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок;

7. составление бюджета – предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов организации на определенный срок с указанием форм финансового контроля.

Систематизация организационных функций, предложенная Гьюликом и Урвиком, приобрела популярность и получила широкое применение в государственных и промышленных организациях США.

Из других представителей административной школы выделяют М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917) и М.Вебера (1864 — 1920), предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921) Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества , по Веберу, должны быть следующие:

— разделение труда и специализация;

— четко определенная иерархия власти;

— высокая формализация;

— внеличностный характер, отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;

— продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;;

— планирование карьеры, стратегия пожизненного найма;

— четкое разделение организационной и личной жизни членов организации;

— дисциплина, управление административной деятельностью состоит в разработке доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.

Пройдя определенные этапы развития, административная школа, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, в значительной степени исчерпала свои возможности.

|следующая лекция ==>
Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;|Школа психологии, человеческих отношений и поведенческих наук

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 935 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Административная школа управления

  • Главная
  • Основы менеджмента
  • Административная (классическая) школа в управлении

Административная (классическая) школа в управлении

Особенности административной школы. Представители классической (1920-1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

справедливость — сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Выходные данные учебника:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector