Административно хозяйственная система - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно хозяйственная система

ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Факторы, влияющие на развитие экономических систем

  • Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
  • Административно-организационные– система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
  • Информационные– механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.

Критерии экономических систем

Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.

  • Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
  • Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
  • Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
  • Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
  • Роль государства в экономике
  • Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)

Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования

  • Натуральнаяформа хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
  • Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).

Типы экономических систем по форме собственности

  • Общинная
  • Частнособственническая
  • Кооперативно — общественная
  • Смешанная

Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику

  • Свободная, либеральная
  • Командно-административная
  • Экономически регулируемая
  • Смешанная

Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.

Существует 4типа экономических систем

  • Традиционная
  • Командно-административная (государственная, плановая)
  • Рыночная
  • Смешанная

Особенности традиционной экономической системы

Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.

  • Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
  • Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
  • Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
  • В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
  • Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
  • Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
  • Замкнутый характер
  • Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
  • Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

Достоинства.

  • Сохранение культуры.
  • Стабильность.
  • Высокое качество производимой продукции

Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.
  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.

Особенности государственной (командно-административной) экономической системы

  • Господство общественной собственности
  • Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
  • Государственная монополизация и бюрократизация экономики
  • Централизованное планирование и установление цен.
  • Отсутствие у производителей свободы выбора
  • Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Особенности рыночной экономической системы

  • Основа — частная собственность
  • Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
  • Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
  • Свободная конкуренция
  • Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
  • Минимальное вмешательство государства в экономику

Особенности смешанной экономической системы

  • Наличие частного и государственного сектора экономики
  • Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки,культуры и другие.

Виды смешанной экономики:

  • Экономика развитых стран
  • Экономика развивающихся стран

Достоинства и недостатки типов экономических систем

ДостоинстваНедостатки
Рыночная экономическая система
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства· Наличие больших прав у производителей и потребителей.

· Не требуется большой аппарат управленцев

· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка».

· Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.

· Появление новых продуктов на рынке

· Широкое использование новых технологий производства

Примеры стран: в чистом виде нет примеров.· Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.· Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.

· Безжалостное, потребительское отношение к природе.

· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента

· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

Командно-административная экономическая система· Устойчивость· Социальная стабильность. уверенность людей в завтрашнем дне· Примерно одинаковый уровень жизни людей

· Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества

· Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы

· Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы)· Отсутствие самостоятельности производителей· Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты.· Дефицит товаров, ограниченный их выбор.

· Застои в экономике.

· Огромный бюрократический аппаратСмешанная экономическая система· Экономическая, а отсюда и политическая стабильность· Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.· Гарантии социальной защиты населению

· Инвестирование социальной сферы.

Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие.· Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики· Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства.

Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.

Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики

  • Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
  • Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
  • Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
  • Формирование рыночной инфраструктуры.
  • Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.

Инфраструктура

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.

Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.

Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.

Об особенностях развития экономики современной России читайте в следующей статье. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Discovered

О финансах и не только…

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.

Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.

К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).

Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:

  1. социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
  2. мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
  3. частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
  4. государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
  5. патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.

В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.

В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.

Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.

Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.

Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.

Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.

Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.

В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Административная экономика

Командно-административная система – разновидность экономических отношений с четким планированием и высокой централизацией ресурсов в руках правительства.

Одни из ярчайших исторических примеров — экономика Советского Союза и фашистской Германии. И там, и там управление национальными ресурсами осуществлялось по строгому регламенту властей. Пример из современного мира — Северная Корея.

Эта система — диаметральная противоположность свободному рынку, где существенное влияние на развитие экономики оказывает частный сектор. Сегодня все развитые страны признают: такое ведение хозяйственной деятельности является губительным, поскольку не поощряет инициативу индивидуальных предпринимателей или даже наказывает за нее.

Возникновение термина

Понятие командно-административной экономики было введено советским экономистом Г. Х. Поповым. Он акцентировал внимание на том, что данная система является пирамидальной: приказы поступают сверху и беспрекословно исполняются нижестоящими чиновниками. Сравнивая ее с рыночной экономикой, он отмечал, что последняя более ориентирована на среднее звено, где менее выражено приказное управление и приветствуется свободомыслие.

По мнению исследователей, труды Попова оказали существенное влияние на исторические события в СССР и развитие экономики постсоветского пространства. Он являлся ярым сторонником демократизации экономической системы во времена «перестройки» и, в частности, выступал за восстановление свобод индивидуальных предпринимателей.

Принципы функционирования административной экономики

Система работает по следующим принципам:

  • Все ресурсы являются общественной собственностью и используются в целях производства.
  • Существует четкая иерархия и сильный бюрократизм.
  • Частный бизнес ликвидируется или его хозяйственная деятельность директивно регулируется правительством.
  • Предусмотрено планирование бюджета.

Идея общественной собственности предусматривает, что в ее управлении принимают участие все граждане страны, что противоречит принципу директивной регулировки хозяйственной деятельности государством. Для планирования бюджета, как правило, создается специальное ведомство, занимающееся выполнением таких задач:

  • Сбор и анализ макроэкономических показателей.
  • Планирование экономического развития государства на определенный период.
  • Составление заданий для различных направлений экономики и указание графиков их выполнения под началом конкретных лиц.
  • Обработка результатов о хозяйственной деятельности.

Существенный недостаток административной экономики заключается в том, что объемы производства зачастую не зависят от фактических показателей спроса. В результате одни группы товаров являются дефицитными, других же на рынке явный переизбыток. Чтобы решить эту проблему, нужна постоянная обратная связь от потребителя и оперативное реагирование на нее. По факту же система попросту не успевает адекватно отслеживать тенденции спроса.

Утопический муравейник

Как и любые идеи социализма, командно-административная экономика преследует благую цель: искоренить бедность, безработицу, обеспечить каждого жителя страны всем необходимым для нормальной жизни. Но исторические факты свидетельствуют о том, что в условиях этой системы возникает длинный список проблем:

  • Потребитель сильно ограничен в выборе товаров и услуг даже при наличии хорошего дохода.
  • Интенсивно развивается теневая экономика и черный рынок, что способствует росту цен и снижению покупательной способности.
  • В условиях монополизации сложно внедрять новые технологии, что тормозит темпы производства.
  • На предприятиях процветает воровство и коррупция.
  • Деятельные и талантливые люди не могут себя проявить и, как следствие, их интеллектуальный потенциал не используется на благо страны.

Таким образом, административная экономика показала себя нежизнеспособной. Куда более эффективным является современный менеджмент, в котором поощряется инициатива и применяется методология ситуационного подхода к управлению.

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Word нет доступа обратитесь к администратору
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector