Административно правовой метод это
Понятие и виды административно-правовых методов управления
Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Признаки метода административной деятельности:
выражает управляющее воздействие органа государственной администрации на объект государственного управления;
характеризует праксеологиченское и инструментальное содержание связей между органом государственной администрации и объектов государственного управления;
представляет собой способ решения задач, стоящих перед исполнительной властью;
носит конкретно-практический характер;
облекается в одну из форм административной деятельности.
Виды По форме выражения:
— Правовые — Посредством правовых норм регулируют внешнее управление общественными отношениями.
— Организационные — Осуществляют внутреннюю организацию системы.
По административно-правовым признакам:
— Нормативные — Действуют посредством правовых норм на неопределенный круг субъектов.
— Индивидуальные — Определяют правоотношения определенного круга субъектов.
По управляющему воздействию :
— Императивные — Действуют на основе норм права, имеющих императивный характер.
— Уполномочивающие — Предоставляют возможность управляемому субъекту действовать в пределах возможных полномочий.
— Поощрительно-рекомендательные — Направлены на то, чтобы посредством применения этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные действия.
По форме решения :
— Общие — Применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права.
— Коллегиальные — Применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов административного права.
— Единоначальные — Осуществляются на основе единолично принятого решения.
По форме воздействия:
— Идеологического воздействия — Связаны с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия. — Психологического воздействия Различные организационно-психологические средства создают условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей.
— Экономического воздействия Воздействуют посредством экономических норм стимулирования.
— Организационно-властного воздействия Уполномоченные государственные органы властными действиями воздействуют на определенные общественные отношения.
— Личные — К ним относится, например, административный арест за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
— Организационные — К ним относится, например, закрытие участка автомобильных дорог на время проведения ремонтных работ, приостановление деятельности организации в случае нарушения ими правил пожарной безопасности.
— Имущественные К ним относится, в частности, наложение на виновное лицо административного наказания в виде штрафа, конфискации.
Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.
Метод убеждения — это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил.
Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.
Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: — овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д. Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: — обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения — это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.
В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.
Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно — административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.
Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 3224 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика
Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.
Методы государственного управления (МГУ) — это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Характерные черты МГУ:
1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;
2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;
4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;
5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);
6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;
7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;
8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);
9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).
МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.
Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.
Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.
Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.
В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.
С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.
К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно — административных и экономических.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).
Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).
Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).
По содержанию выделяются следующие методы:
— установление правил поведения общеобязательного характера;
— предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;
— государственная регистрация (лицензирование);
— осуществление надзора и контроля;
— разрешение споров между участниками управленческих отношений;
— применение мер поощрения и административного принуждения;
— приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.
По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.
По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.
По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8828 — | 7638 — или читать все.
Административно-правовые методы (стр. 1 из 4)
1. Административно- правовые методы, их сущность.
2. Классификация административно- правовых методов.
3. Административное принуждение, его виды.
В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.
Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде » метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.
Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.
Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.
1. Административно- правовые методы, их сущность.
Методам управления присущи следующие наиболее характерные черты:
— органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;
— выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
— непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;
— использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции;
— метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект;
— с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;
— в методах управления в соответствующем объёме находит своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства;
— непосредственное выражение в методе управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;
— для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения;
— выбор конкретных методов управления и воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.
Итак, по своим показателям метод управления есть средство целенаправ-ленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли «носителей» административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.
Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов в методологическом смысле следующий:
метод правового регулирования- функция административного права;
метод управления- функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).
Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.
Таким образом следует различать:
а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления;
б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-аппаратное значение;
в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.
Первые из них- административно- правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.
Иная точка зрения на понятие применения методов государственного управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:
— это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей;
— это способы обеспечения преобладания, подчинения воли;
— это способы организации, упорядочения происходящих в системе процессов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;
— это средства достижения цели.
Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.
2. Классификация административно-правовых методов.
Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения методов. С общетеоритических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности- убеждение и принуждение.
С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит прежде всего из характера ( содержания ) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно- административных и экономических.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно- управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адреса! л. Налицо- прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императивный ( директивный ) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.
28.Понятие и виды административно – правовых методов.
Административно-правовые методы — ϶ᴛᴏ способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления.
Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях управленческого процесса. В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения. Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их. Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным. Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел. Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения. Поощрение может быть:
— моральным (грамота, благодарность), — материальным (премия, ценный подарок). — статусным, изменяющим правовой статус гражданина. Например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РФ» – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ. Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями (штраф). По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д. К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления.
29.Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения.
Административное принуждение является вспомогательным методом исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Признаки административного принуждения: 1. применяется на основе закона. 2. осуществляется посредством правоприменительных актов (протокол). 3. персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы. 4. для административного принуждения характерен внесудебный характер применения. 5. применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере гос. управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожного движения).
1. Как правило, административное принуждение используется в сфере государственного управления, для охраны государственно-управленческих отношений.
2. Применять меры административного принуждения уполномочен достаточно широкий круг государственных органов и должностных лиц.
3. Административное принуждение, в отличие от уголовно-правового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
4. Административное принуждение, в отличие от дисциплинарного, применяется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационной подчиненности между сторонами правоотношения.
5. Применение мер административного принуждения регулируется нормами административного права.
30.Виды административного принуждения. 1. Меры административного принуждения – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности гос. органов, предприятий и организаций. Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние.
2.Административно предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков гос. границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств. 3. Административно пресекательные меры – это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию. 4. меры административной ответственности, административные взыскания – это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.