Microclimate.su

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовые ограничения экономической деятельности

Публичное право и экономика

Роль административного права в регулировании экономики

Одной из функций публичного права называют обеспечение управления публичным сектором 1 См.: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. С. 112. . При этом среди отраслей публичного права именно административное право играет ведущую роль. В системе публичного права административное право «занимает, пожалуй, место своего рода опорной конструкции, несущей основную нагрузку публично-правового регулирования» 2 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.. 2006. С. 59. .

В советском административном праве было сосредоточено практически все управление экономикой. Но и до сих пор в Особенной части административного права остается раздел по экономическому регулированию. О необходимости реформирования структуры административного права в современных условиях, в частности, касательно экономической сферы, не раз говорилось на научных конференциях, но это мало повлияло на содержание традиционных учебников по административному праву. «Управление предпринимательством практически отсутствует в исследованиях по административному праву и в учебных программах» 3 Орлов В.И. Стимулирование как метод повышения эффективности государственного управления в сфере экономики // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). С. 264. .

Провозглашенная в стране административная реформа возвращает нас к этому же вопросу, поскольку «в условиях административной реформы происходит уточнение пределов регулирования исполнительной властью экономики и социальной сферы». Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определены следующие приоритетные направления:

  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Результатом этого этапа стало принятие целого ряда нормативных правовых актов, направленных на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов 4 См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. №11. .

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства остается целью административной реформы согласно Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. (одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р). В числе способов достижения этой цели называются оптимизация функций органов исполнительной власти и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Именно политика, проводимая в сфере государственного регулирования в экономике, оказывает влияние на качество государственного регулирования.

Представляется, что роль административного права в регулировании экономики на современном этапе охватывает следующие вопросы, мало или вовсе не освещенные в курсе традиционного административного права:

  • регулирование и оптимизация функций органов публичной власти в области экономики;
  • адекватный контроль за экономическими субъектами (в том числе антимонопольный, отраслевой);
  • оказание публичных услуг в экономической сфере;
  • организация управления публичным сектором экономики;
  • совместные механизмы управления — публично-частное партнерство, публичные функции саморегулируемых организаций;
  • административно-правовые методы противодействия коррупции;
  • прогнозирование экономического развития страны.

Соответственно требуют научной разработки концепции публичных услуг, юридического лица публичного права, делегирования осуществления публичных функций, а также применения новых способов разрешения споров и методов противодействия коррупции.

Известно, что, помимо позитивного регулирования административное право устанавливает административную ответственность за экономические нарушения.

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» — новелла Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читать еще:  Администратор это кто

Условно правонарушения в области предпринимательской деятельности можно сгруппировать вокруг нарушений трех видов:

  1. отсутствие специальных разрешений или нарушение содержащихся в них условий (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, продажа товаров без сертификата соответствия);
  2. нарушение требований федерального законодательства в определенной сфере деятельности, контролируемой государством (нарушение порядка ценообразования, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, нарушение антимонопольного законодательства);
  3. недобросовестное или неправильное ведение предпринимательской деятельности (обман потребителей, незаконное использование товарного знака).

Правонарушения в области предпринимательской деятельности отличают некоторые особенности.

Во-первых, в силу понятных причин их субъектами часто становятся юридические лица. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения — это, с одной стороны, новшество в КоАП РФ. С другой стороны — давняя история нашего законодательства, которое санкционировало двоякий статус административной ответственности юридических лиц. Имеется в виду довольно долгий период времени, когда административная ответственность юридических лиц существовала в тематических законах (например. Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») или специальных законах (Федеральный закон от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), но при этом не признавалась КоАП РФ.

Во-вторых, и это связано с первой особенностью, дела об этих правонарушениях часто рассматривает арбитражный суд. Участие арбитражного суда в рассмотрении дел об административных правонарушениях в КоАП РФ предусмотрено впервые.

В-третьих, многие составы правонарушений сами по себе новые, они впервые кодифицированы в законодательстве об административной ответственности, что обеспечивает действие норм гражданского законодательства, — так было с составом статьи «Совершение сделок, выходящих за пределы установленных полномочий» (ст. 14.22 КоАП РФ, ныне утратила силу), таков состав ст. 14.36 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем».

Таким образом, современный этап развития доказывает необходимость переосмысления роли административного права в регулировании экономических отношений, обогащения его новыми инструментами, возможно заимствованными из частного права с их обязательной адаптацией к специфике осуществления власти.

Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Административное право наряду с гражданским, конституционным и уголовным правом является одной из основополагающих отраслей права. Оно связано с таким социальным явлением, как управление.

Административное право можно определить как совокупность правовых норм, с помощью которых государство, регулирует общественные отношения, в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности (в первую очередь, возникающие в связи и по поводу реализации исполнительной власти).

Административно-правовые отношения, прежде всего, связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций органов исполнительной власти. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления экономикой, социальными процессами.

Под административно-правовым регулированием экономических отношений принято понимать осуществление при помощи норм административного права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на экономические отношения.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.);

Читать еще:  Внешние формы выражения административного права являются

2) порядка заключения контрактов на производство и поставку продукции для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.);

3) порядка управления государственным имуществом (Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со льготными режимами предпринимательской и инвестиционной деятельности (Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и др.);

5) совместно с нормами экологического права — режима охраны природы и природопользования (Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.) (Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7) порядка осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

8) порядка осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);

9) порядка осуществления лицензирования отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и др.);

11) порядка осуществления инвестиционной деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г. № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е. государственного управления в сфере экономики (постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации и др.);

Читать еще:  Источниками административного права признаются

13) административной ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

|следующая лекция ==>
Нормативные правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности|Проблемы законодательства

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 1357 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности

Классификация административных процедур по различным критериям

Многообразие управленческой регулятивной и контрольной деятельности публичных органов и учреждений требует введения и использования различных процедур. Выделяют прежде всего позитивные и административные процедуры, призванные нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие процедуры являются коллизионными, поскольку они предназначены для рассмотрения споров и разногласий. Это могут быть административные, судебные и смешанные процедуры.

Различение видов административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъектов права.

Таким образом, можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:

1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);

3) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

4) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);

5) делегирование полномочий;

6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);

7) проведение координации;

8) осуществление контроля;

9) деятельность в рамках целевых программ;

10) рассмотрение обращений граждан;

11) рассмотрение предложений общественных объединений;

12) разрешение разногласий и споров;

13) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

14) порядок реорганизации и упразднения организаций;

15) международные и смешанные процедуры.

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 469 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector