Microclimate.su

IT Новости
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административное регулирование ценообразования

Государственное регулирование цен

В соответствии со статьей 71 конституции РФ в ведении российской федерации находятся основы ценовой политики. Ценовая политика государства является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет важное значение, и проявляется в следующем:

— содействует развитию рыночных отношений через создание условий для конкуренции, свободного перемещения товаров и услуг, финансовых средств;

— служит средством защиты всех форм собственности.

Регулирование цен представляет собой деятельность государства направленную на установление определённого уровня цен.

При проведении ценовой политики государство может применять как административные (прямые), так и экономические (косвенные) методы.

Административное регулирование цен – непосредственное административное управление, в основе которого лежит собственность монополии или государства на реализуемые товары.

Экономическое регулирование цен — это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма.

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

Прямое регулирование цен – административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Основными формами административного государственного регулирования цен являются.

— замораживание цен и замораживание цен на отдельные товары;

— установление фиксированных цен и тарифов по решению соответствующих органов власти;

— установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цен (минимального или максимального);

— установление предельного уровня рентабельности (применяется для регулирования цен предприятий монополистов)

— установление предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок ;

— установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;

установление паритетных цен

и другие способы фиксации цен на определённом уровне; контроль цен; соглашение с предприятиями; установление границ и диапазонов цен;

Косвенное государственное регулирование цен проявляется в обеспечении определённого уровня прибыли предприятия путем предоставления, им субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и других мероприятий; в воздействии на издержки предприятий путем снижения цен на сырьё и материалы, установление льготных тарифов; в воздействии на спрос и предложение конкретных товаров (протекционизм в сельском хозяйстве); через государственные закупки товаров и услуг.

Косвенное регулирование это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.

Методы ценообразования

Ценообразование – это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой стороны, — способ формирования цены, технологию ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Основные задачи ценообразования — обеспечение выживаемости предприятия; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке

Цена может устанавливаться в трёх вариантах: минимальный уровень цены, определяемый затратами, максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.

На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы).

Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения.Затратным методом цена разрабатывается по схеме:

Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель.

Затратные методы ценообразования позволяют с достаточной степенью точности определить затраты на производство продукции и их соотношение с возможной величиной прибыли при различных объемах производства, уровня продаж и цен на рынке. К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных (нормативных) издержек, метод прямых и усредненных затрат, метод маржинальных затрат и метод целевой нормы прибыли.

1. Метод полных издержек.При использовании данного метода цена формируется на основе всех затрат на производство и реализацию продукции, которые распределяют по видам продукции, в следующей последовательности: определяется объем производства; определяются прямые и косвенные расходы; косвенные расходы распределяют по видам продукции по принятой (отраслевой) методике; прибыль определяется в процентах от общей суммы затрат.

,

где — себестоимость в части прямых затрат (зависит от объема выпуска продукции);

— себестоимость в части косвенных расходов, распределяемых по видам продукции определенным способом;

— прибыль на единицу продукции.

К преимуществам данного метода относятся низкая трудоемкость и то, что известен предел цены, ниже которого цена не должна опускаться. Недостаток метода состоит в трудности определения себестоимости в части переменных затрат.

2. Метод стандартных (нормативных) издержекпредполагает наличие развитой нормативной базы.

Использование данного метода в практике ценообразования позволяет осуществлять управление затратами по отклонениям, контролировать не только затраты, но и прибыль. Недостатком метода является сложность разработки норм расходования всех видов ресурсов.

3. Метод прямых затрат. При использовании данного метода себестоимость определяют только в части прямых затрат, косвенные расходы не распределяются по видам продукции и погашаются из валовой прибыли. Метод прямых затрат целесообразно использовать при перегрузке производственных мощностей (величина постоянных затрат на единицу продукции — минимальная) и при выходе на новые рынки.

,

,

где — себестоимость I-ой продукции в части переменных затрат;

РМ маржинальная прибыль.

4. Метод усредненных издержек (затрат).При использовании данного метода переменные расходы определяют по каждому виду продукции прямым счетом. Постоянные затраты рассчитывают по средней величине, одинаковой для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии.

,

5. Метод предельных (маржинальных) затратприменяют в случае расширения производства. Предельные затраты – это сумма затрат, связанных с производством дополнительной единицы продукции. Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних затрат в зависимости от размеров и характера спроса на товар.

Читать еще:  Вызов командной строки от имени администратора

6. Метод целевой прибыли (нормы прибыли) основан на подборе цен для получения требуемой величины прибыли и определения безубыточного объема продаж. Данные метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен, оценки влияния цены на объем продаж. Метод целевой прибыли относится к активным методам ценообразования и предполагает мониторинг за изменение цен и себестоимости с использованием графика безубыточности. В основе ценовой политики лежит оптимизация объема продаж и прибыли.

где — безубыточный объем выпуска продукции в натуральном выражении;

-планируемый объем выпуска продукции для получения целевой величины прибыли.

Требуемая величина прибыли может быть определена по графикам безубыточности.

Недостатком метода является то обстоятельство, что возможность продаж зависит от эластичности спроса по ценам (на графике этого не видно). Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.

Затратный механизм ценообразования воздействует, прежде всего на цену предложения (продавцы исходят из затратной модели ценообразования), но в условиях рынка продавцы вынуждены реагировать на спрос, ценовую реакцию покупателя, а не только на свои затраты, приближая цену предложения к цене спроса.

Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда может быть успешно применён на практике. Спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. Оценка спроса может вестись статистическими методами, а также при помощи проводимых интервью и экспериментов. В основе ценностных методов ценообразования лежит спрос на продукцию, то есть определяется цена предложения.

Ценностным методом цена разрабатывается по схеме:

покупатель → ценность → цена → затраты → технология → продукт

К ценностным методам относятся:

1. Метод потребительской оценки состоит в том, что в конечной цене выделяются надбавки за качество, надежность и др. и эта информация публикуется. В основе данного метода лежит способ сравнения цены с ценой конкурента. Данный способ формирования цены основан на убеждении клиента. При использовании данного способа возникают дополнительные затраты на изучение конкурентов и исследование рынка товаров и услуг.

2. Цена «следование за лидером» используется в случаях, когда трудно прогнозировать свои затраты и реакцию конкурентов:

При использовании данного метода ценообразования цена может быть равна, больше или меньше цены конкурентов. Крупные фирмы устанавливают примерно одинаковые цены. Мелкие фирмы применяют небольшие скидки за счет уменьшения величины накладных расходов

3. Установление цен со скидкой: за оплату наличными, бонусные цены (скидки за оборот), клубные карты (вступительные взносы), дилерские скидки и др.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) принято среди крупных поставщиков, которые приглашаются к участию в торгах. В основе цены лежат ожидаемые ценовые предложения, а не взаимоотношения между спросом и ценой. Предприятия при установлении наименьшей цены основываются на собственных затратах и на анализе возможностей конкурентов.

В практике ценообразования для определения цен на новую продукцию, как правило производственно-технического назначения применяются параметрические методы ценообразования:метод предельной цены (цена определяется по одному из главных параметров) используется для ориентировочных расчетов на стадии разработки нововведений; ценовой метод баллов заключается в использовании метода экспертных оценок (цена устанавливается на основе анализа основных параметров базовой и новой продукции путем корректировки базовой цены по величине соотношения баллов); ценовой метод регрессии заключается в определении эмпирических формул зависимости цен от величины основных параметров качества в рамках параметрического ряда ()метод позволяет моделировать изменение цены в зависимости от факторов на нее влияющих.

Административные методы регулирования цен

Контроль за соблюдением гос. дисциплины цен

Контроль за соблюдением гос. дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Минэкономразвития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами краёв, областей, АО, городов Москва и С. – Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется гос. Инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Прямое государственно регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установлении цен и определении правил ценообразования, осуществляемое следующими методами:

– замораживание (установление постоянных цен, чаще всего на предметы повседневного спроса);

– установление фиксированных цен и тарифов (до принятия решения о последующем изменении, в целях предотвращения инфляции);

– установление возможного предела роста за определённый период времени (минимального или максимального);

– установление предельного норматива рентабельности (устанавливается на фирмы–монополисты, ограничивая их прибыль);

– установление предельных размеров снабженческо–сбытовых и торговых надбавок (региональный масштаб);

– декларирование цен (предоставление в государственные органы деклараций о предстоящем уровне цен);

– установление паритетных (взаимосвязанных) цен, когда изменение цен на одни товары, воздействует на цены других товаров;

– установление рекомендательных цен (превышающий определённую норму доход облагается прогрессивной процентной ставкой).

Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование цен на продукцию производственно–технического назначения и цен на товары народного потребления и услуги населению.

В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном и региональных уровнях регулируются следующие цены и услуги:

На федеральном уровнеНа региональном уровне
Природный газПриродный газ
Электроэнергия и тепловая энергияЭлектроэнергия и тепловая энергия, реализуемая населению
Продукция ядерно–топливного назначения
Операции по сливы, накачке нефти

Продукция оборонного назначения

Драгоценные металлы и камни
Протезно–ортопедические изделия
Грузовой железнодорожный транспорт
Пассажирский железнодорожный транспортПассажирский железнодорожный транспорт (пригородный)
Услуги почты и связиУслуги почты и связи
Услуги аэрофлота (пассажирский и грузовой)
Оплата населением жилья, коммунальных услуг
Ритуальные услуги
Читать еще:  Keenetic 4g пароль администратора

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9953 — | 7740 — или читать все.

Административное регулирование ценообразования

Поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства является главными целями государственного регулирования цен. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства;

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются:

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены — тарифы, таксы.

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование — регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен — есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

Формы и методы воздействия государства на цены

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Воздействие государства на цены различается на:

I ) Прямое , ( или административное ) вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление предельных цен или коэффициентов , пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

Читать еще:  Вам необходимы права администратора ultraiso

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

II ) Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

1 создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;

2 эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;

3 разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

4 государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Как государство регулирует цены

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector