Microclimate.su

IT Новости
122 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иерархия источников административного права

Источники административного права

1. Понятие источника административного права и закономерности, лежащие в основе их становления, развития, отмены (объективированные способы выражения и закрепления правовых норм, доведение до реальных правоотношений, закрепляющих административно-правовой статус субъектов административного права, диалектика понятия, изменение, отмена норм административного права).

Источник административного права – нормативно-правовой акт, содержащий административно-правовые нормы и правила, совокупность которых и составляет эту отрасль. Зависимость источников административного права в зависимости от этапов развития экономики, культуры, образования и других факторов, сбалансированности, стабильности правовой системы России. Источники административного права и административное законодательство. Источники административного права и политика. Административная реформа и развитие административного законодательства.

Политические, исторические, социальные, международные, географические и иные факторы развития нашей страны предполагают усиление сближения административно-правовой системы России с правовыми системами других высокоразвитых стран, сохраняя и в условиях глобализации целостность отечественного права, его источников, как феномена российской культуры.

2. Приведение правовых идеалов, субъективных и объективных начал правопонимания в сфере публичного управления к единству, к одной общей и строгой системе, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, общества и государства (объективные факторы преобразования в сфере управления; правовые идеи, принципы, концепции, доктрины, правовые акты, правовые обычаи и прецеденты; фиксируемые результаты народного волеизъявления, внешние правовые формы выражения административно-правовых норм).

3. Системообразующие факторы внутренней логической согласованности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного права. Доктрины, легальное и топическое исследование, изучение объективной воли законодателя. Историческая школа права в России (Беляев, Загоскин, Юшков, Чистяков). Административное законодательство самая обширная отрасль, мобильно динамичная, не являющаяся однородным правовым массивом.

Объективная причина крайней сложности структурирования правовой системы в этой отрасли права – достаточно сложная и обширная сфера деятельности, многообразие функций управления, недостаточное развитие науки управления, знания закономерностей управления, сложности правоприменения. В истории административного права различаются следующие виды источников: нормативный акт, правовой акт, судебный или административный прецедент, традиции (обычаи горцев Северного Кавказа – Ладыженский), обыкновения.

4. Иерархия источников административного права:

б) Федеральные конституционные законы;

в) Общепризнанные нормы международного права, международные договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация;

г) Кодифицированные акты;

д) Федеральные законы;

е) Законы субъектов Федерации;

ж) Подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации;

з) Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Федерации;

и) Обычаи признаются источниками административного права в том случае, если они не противоречат обязательствам участников правоотношений;

к) Нормативные договоры;

л) Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, организаций и учреждений, действия которых ограничены, как правило, рамками данного формирования.

Источники административного права развиваются и эволюционируют во времени, социальном, идеологическом и географическом контексте, отражают юридическую попытку стабилизировать управленческие отношения, пребывающие в непрерывном и динамическом движении. Система источников права не в силах переломить эволюцию общества, особенно в роковые часы его развития, но может создать для подлинной элиты условия, позволяющие предвидеть исторические катаклизмы и обвалы, направить их в русло сохранения отечественной государственности и быть основой установления нового правопорядка.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими юридическими свойствами, но внешней формой (кодекс, положение, устав, постановление, инструкция, иные акты законодательной и управленческой деятельности – регламенты, типовые правила, доктрины, концепции, декларации).

Конституция РФ – создает правовые пределы осуществления исполнительной власти, функционирования государственного режима и является основной юридической формой его выражения (политическая централизация и децентрализация власти, принцип разделения властей, соотношение гражданского общества и субъектов исполнительной власти; неприкосновенность личности, защита ее прав и законных интересов; обеспечение безопасности личности, общества и государства).

По содержанию нормативные акты субъектов исполнительной власти, органов государственного управления должны соответствовать Конституции РФ: по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов; по историческим целям, т.е. отвечать конституционным принципам и целям правового регулирования, а также соответствовать исторически сложившимся фундаментальным принципам управления; по формально-юридическому, абсолютному критерию – не противоречит буквальному содержанию ни одной из статей Конституции РФ.

Читать еще:  Запрос в аксесс это

Конституция РФ ввела термин – конституционный строй, ранее государственный и общественный строй. Конституция – это не только Основной закон, нормативно-правовой акт, но и документ, обозначивший принципы деятельности, задачи, цели Российской Федерации, основные направления обеспечения национальной безопасности, права и свободы человека и гражданина.

Современное административное право, исходным и фундаментальным правовым источником которого является Конституция РФ, является важнейшим средством обеспечения самой Конституции.

Важным источником административно-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, подведомственность и подсудность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне действует более полутора десятков различных кодексов, содержащих и нормы административного права (Земельный, Лесной, Водный, Таможенный, Жилищный, Градостроительный и др.).

5. Систематизация (инкорпорация, кодификация, консолидация) норм административного права. Систематизация административного законодательства – объективно необходимый элемент правовой действительности, ее совершенствования, посредствам систематизации происходит упорядочивание и совершенствование действующего административно-правового массива путем его обработки и изложения по определенной схеме в виде сборников актов (предметных, системно-предметных, хронологических) или в форме сводных кодифицированных актов. Кодификация норм административного права частичная, что затрудняет проблемы эффективности и качества применения (реализации) норм административного права и может порой вести к созданию предпосылок нарушениям государственной служебной дисциплины, законности.

Кодекс – систематизированное изложение норм, правил, относящихся к определенной области государственного управления. По обоснованной точке зрения кодекс, будучи формой юридического мышления, которая в наибольшей мере отвечает требованиям эффективного регулирования общественных отношений, требованиям характерным для правового государства.

Положение – юридический документ, определяющий либо круг задач и полномочий органа управления, учреждения (например, положение о министерствах) либо порядок совершения определенных действий (например, положение о паспортах).

Устав – свод правил, регулирующих деятельность учреждения, организации, предприятия (например, устав классического университета) или самостоятельной системы управления (устав внутреннего водного транспорта).

Акты административного законодательства, как правило, должны приниматься и применяться, если подготовлены условия для их реализации (финансовые, материальные, научно-технические, организационно-административные, социально-культурные, идеологические и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Интеллектуальный ресторан

В этом изображении зашифрована тема «Источники административного права». Прикоснись, и картинка расскажет о себе.

Перейти к разделу «Всё административное право» > > >

1. Источники права.

2. Нормативно правовые акты.

3. Публичное и частное право.

1. Источники права — это способ, с помощью которого закрепляются нормы права.

Источником права в России является Конституция.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы, любой акт, противоречащий Конституции, признается недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменен, либо изменен.

Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трех властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостаятельно.

Выделяют также следующие источники права:

Нормативный правовой акт;

Подзаконный нормативный правовой акт.

2. Нормативный правовой акт- официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур.

Правоприменительный акт- правовой акт, результат правоприменительной деятельности, содержащей индивидуальные, обязательные для исполнения правовые предписания. Из этого определения выходит понятия — пояснение.

Правоприменительная деятельность – не моментальный акт, а специфический процесс, состоящий из ряда нескольких последовательных стадий. Он осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Нередко он регламентируется процессуальными нормами (нормами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.) Эти нормы предусматривают последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения права.

Акт толкования – это сложный и многогранный процесс. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. В данном случае я имею введу, виды толкования по субъектам. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.

Читать еще:  Административный уровень информационной безопасности

3.Нормативно правовые акты делятся на публичное и частное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признается в юриспруденции. Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами. Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права. Все остальные, т.е. те, которые имеют своим непосредственным назначение защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

В публичное право входят: международное право, конституция, договоры между субъектами федерации и федераций. Все это в совокупности, является законами, законы в свою очередь делятся на 2 части: Конституционный закон и Федеральный закон.

Федеральный конституционный закон РФ- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Одним из видов нормативно- правового акта является подзаконный акт- который создается для того, чтобы конкретизировать положения принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на: Указы, Постановления, Приказы.

Пример: Указы Президента, которые не могут отменить или изменить положения закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать законы.

Иерархия или частное отменяет общее (тренинг)

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

Читать еще:  Основоположник административной школы

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

newinspire

Понятие, система и формы источников административного права

Понятие источников административного права

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права.

С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Система источников административного права

Конституция РФ и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Формы источников административного права

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).

Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector