Microclimate.su

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники административного права схема

СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, правовых институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.

Напомним, что правовая норма – это базовый, первичный элемент системы административного права. Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, например, институт гражданства. Подотрасль права – совокупность родственных правовых институтов.

Систему административного права принято подразделять на общую и особенную части. Общая часть включает в себя те нормы административного права, которые охватывают управление в целом, независимо от его конкретных (например, отраслевых) особенностей, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Так, к общей части административного права относятся следующие правовые институты:

устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

определяющие административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает в себя, к примеру, правовые институты, регулирующие:

— обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

— деятельность в сфере обороны и военного строительства;

— управление в сфере правоохранительной деятельности;

— деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Источники административного права – это юридические акты различных государственных органов и органов местного самоуправления, в которых содержатся административно-правовые нормы.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно-правовые нормы, источники административного права можно разделить на ряд групп.

1. Акты федеральных органов. Они подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

— Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Многие нормы Конституции имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24, 25, 27, 30-35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110-117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации (ст. ст. 71-73) и т.д.

федеральные конституционные законы – основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;

федеральные законы – законы, которые издаются в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни. Они могут быть в виде законов об административных правонарушениях (Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г.), о конкретных органах управления и других законов, в которых наряду с административным правом содержатся иные нормы права.

Подзаконные федеральные акты:

— нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о порядке прохождения воинской службы, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего);

— нормативные постановления Правительства РФ. Например, Постановление «О порядке ведения лицензионной деятельности» от 24 декабря 1994 г.; утвержденное Правительством Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ и т.п. Правительство утверждает также положения о федеральных органах исполнительной власти, различного рода общефедеральные правила. Так, 13 августа 1997 г. им были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми руководствуются, в частности, МЧС, МО, МВД; в августе 2001 года Постановлением Правительства утверждена представленная МЧС России новая федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий и катастроф на период до 2010 года»;

— нормативные правовые акты министерств и других центральных органов. В качестве примера можно назвать утвержденные приказом МЧС России от 25 ноября 1998 г. № 682 «Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций»;

— нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий и учреждений.

2. Акты субъектов Российской Федерации. Они также подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

— конституции, уставы субъектов Федерации;

— законы субъектов Федерации. В настоящее время значительно расширена законодательная форма источников административного права. Соответственно административно-правовые нормы находят свое выражение и в законодательных актах представительных органов субъектов РФ[23]. Например, закон Московской области от 12 января 2001 г. №4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области».

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

— указы, распоряжения президентов, губернаторов, глав администрации;

— нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

— нормативные правовые акты министерств субъектов Федерации;

— нормативные правовые акты иных органов субъектов Федерации, руководителей организаций и учреждений субъектов Федерации.

3. Акты органов местного самоуправления. Это нормативные акты (распоряжения, решения) местной администрации, которые действуют только на соответствующей территории.

4. Акты органов бывшего СССР. После распада СССР на территории Российской Федерации продолжают действовать отдельные союзные акты. Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты (Законы СССР, Указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР, нормативные правовые акты министерств, госкомитетов бывшего СССР) не противоречат действующему законодательству.

Читать еще:  Понятие административных методов

5. Международные акты, в которых содержатся нормы административного права (например, соглашения между государствами – членами СНГ).

Профессор Бахрах Д.Н. дает иную систему источников административного права, структурируя их на 7 групп: акты, принятые на основе референдумов, и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения[24].

Сложная система источников административного права остро ставит проблему кодификации административно-правовых норм. В настоящее время кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права – Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального права. Наряду с КоАП многие управленческие проблемы, в том числе и связанные с административными правонарушениями, регламентируются в других кодифицированных актах, относящихся к другим правовым отраслям. Наиболее показательны в этом отношении Таможенный, Водный, Лесной и некоторые другие кодексы.

Сейчас на первый план выдвигается задача инкорпорации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по важнейшим административно-правовым институтам). Но подобная задача трудновыполнима ввиду известной хаотичности административного права, которая объясняется рядом причин. Во-первых, его многопрофильностью; во-вторых, непрерывной модификацией как организационно-правовых форм реализации исполнительной власти, так и ее методов; в-третьих, отсутствием должной упорядоченности правового механизма в условиях своеобразной федеративной организации государственной власти, включая ее исполнительную ветвь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11313 — | 7594 — или читать все.

Учебное пособие по административному праву в схемах

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Для лучшего усвоения обучающимися дисциплины Право, кроме нормативных правовых актов, учебников и конспектов лекций целесообразно использовать учебно-наглядные материалы. Данное пособие разработано в виде схем по теме « Административное право».

В настоящем пособии с помощью схем раскрываются основные элементы и особенности общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственного управления на основе норм административного права. На схемах наглядно показаны субъекты и объекты управления, а также дана классификация органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций по существенно важным признакам сходства и различия, что необходимо для правильной и всесторонней характеристики правового положения каждого участника административно-правовых отношений в отдельности.

Схемы составлены по разделу программы учебной дисциплины «Отрасли Российского права».

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Понятие Административного право.

Предмет Административного право.

Методы Административного право.

Административно правовые отношения.

Классификация административных правоотношений.

Виды административных взысканий.

Административный процесс, виды административного процесса.

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований

Предмет Административного права – группа однородных общественных отношений, возникающих, изменяющихся, прекращающихся в сфере организации и осуществления исполнительной власти.

Метод Административного права – совокупность правовых средств, способов воздействия на управленческие общественные отношения.

Источники административного права – это нормативно – правовые акты различной юридической силы, структурированные в соответствующие уровни.

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан.

Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной власти и прокуратуры

Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной власти и прокуратуры

Предмет Административного права

Предмет Административного права.

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Методы Административного права

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Административные правоотношения.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

Права и обязанности участников правоотношений.

Ответственность и поощрение в связи с реализацией своих обязанностей.

Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

Понятие и виды источников административного права

Принципиальной отличительной особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников. Не будет преувеличением сказать, что в сравнении со всеми отраслями российского права административное наиболее «богато» на источники, особенно наглядно это видно в сравнении с такими отраслями, как уголовное право, а также процессуальными отраслями (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и как его составная, хотя и специфическая часть, арбитражный процесс), которые представляются максимально компактными: их ядро, базис составляет кодифицированный акт — кодекс. Вокруг него может образовываться надстройка в виде отдельных законов.[1]

Читать еще:  Внешние формы выражения административного права являются

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.[2]

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ[3], многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[4].

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях[5], объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции.

Некоторые авторы в числе источников административного права как отрасли выделяют особую группу — акты высших судебных органов РФ, а также ее международные договоры[6].

Как отмечают Д.Н. Бахрах и А.Л. Бурков отмечают, что необходимо дополнить понятие «источник права» с тем, чтобы отразить особенность правотворческой функции по аннулированию нормативного акта. Можно предложить следующее определение акта правосудия как источника права. Акт правосудия как источник права — это постановление (решение), принятое при осуществлении судопроизводства в форме нормоконтроля, признающее не соответствующими закону и изменяющее, отменяющее или аннулирующее нормы права. Данная схема дает возможность обосновать определение актов правосудия как источников конкретных областей права, в том числе административного, в зависимости от того, нормы какой отрасли права признаются судом не соответствующими закону. Поскольку нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, могут содержаться в нормативных актах любого уровня и любого органа государственной или муниципальной власти, источником административного права могут быть как акты правосудия о признании незаконным нормативного акта исполнительного органа, так и нормативного акта представительного органа власти.[7]

Читать еще:  Административные методы управления кратко

Итак, под источниками административного правапонимаются различные формы их законодательного выражения, как бы истоки появления норм административного права. Нормы ад­министративного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регули­руемых отношений деятельности органов исполнительной вла­сти, государственного управления требует разработки и при­нятия многих законов и подзаконных нормативных актов.

[1] Звоненко Д.П., Малоумов А.Ю., Малоумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С.29.

[2] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С.28-30.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

[4] Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2063.

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

[6] Звоненко Д.П., Малоумов А.Ю., Малоумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С.29-30.

[7] Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Акты правосудия как источники административного права // Журнал российского права. 2004. №2. С.55-56.

Источники административного права схема

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector