Источники административного права статья - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники административного права статья

Источники административного права

Под источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах – например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах – в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и разнообразность административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст.110 – 117, ч. 2 ст.77; ч.1, 2, 3 ст.78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (например, те, которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременно административного права. Надо подчеркнуть, что с принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников административного права существенно расширилась.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.; Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г (ред. от 05.05.2007).; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.(ред. от 14.02.2007) и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

3. Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми является, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.

4. Нормативные постановления Правительства российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения …» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Помимо сказанного, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.); Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, правила оказания услуг общественного питания.

5. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственный) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права – государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

Читать еще:  Каковы источники административного права

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопрос административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т. д.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений (§ 39).

Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан.

Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. Далее идут федеральные законы, такие как: «Об органах Федеральной службы безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» и др. Принимают законодательные акты и субъекты РФ. Следующий уровень – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.

Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.

Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II – Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Признаки административных правонарушений

Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.

В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

Читать еще:  Публичные субъекты административно правовых отношений

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

4. Каковы источники административного права?

5. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонарушения и какова его структура?

6. Каковы признаки административных правонарушений?

7. Какие виды административных правонарушений вам известны?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

B соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и другими правовыми актами аналогичной правозащитной направленности гражданин имеет право на административное обжалование (в вышестоящие органы) и право на судебное обжалование. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы.

Если жалоба в вышестоящие органы (вышестоящим лицам) не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Извлечения)

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты.

2. Чем опасны нарушения правил дорожного движения?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Конституция РФ – определяющий источник административного права.

Конституция РФ — базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Федерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников. Административное право, как одна из старейших и обширнейших отраслей права также черпает нормы в Основном законе. Примерами административно-правовых норм в Конституции РФ являются нормы статей 2, 10, 11, 15, 32, 33, 38-46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного строя и основные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления; 71, 72, 76-78, закрепляющие особенности организации государственного управления в условиях федеративного государственного устройства нашей страны; глава 6, устанавливающая основы правового статуса Правительства РФ, и многие другие нормы, закрепляющие принципы государственного управления. Конституции республик и уставы (основные законы) других субъектов России также являются источниками административного права.Конституция создает Пвые пределы осуществления ИВи, функционирование государственного режима и является основной юридической формой его выражения (речь идет о политической централизации и децентрализации власти, принципе разделения властей, соотношении гражданского общества и субъектов ИВи, неприкосновенности личности, защите ее прав и законных интересов). Конституция закрепляет ряд норм, носящих административно-Пвую направленность, например закрепляющие основные права, свободы, обязанности граждан, реализация которых преимущественно осуществляется в сфере государственного управления, нормы разграничивающие предметы ведения, а также полномочия между федеральными и региональными органами. В статье 72 Конституции РФ закреплено то, что административное, административно-процессуальное законодательство (а также законодательство об административной ответственности) относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Конституцией закреплен ряд положений, наделяющих публично-властные субъекты основными полномочиями. К таковым можно отнести их П на заключение административных договоров, полномочия по управлению федеральной собственностью, обеспечению обороны страны, гос. безопасности и т. д. Кроме того, Правительство РФ наделено Пм разрабатывать и принимать нормативно-Пвые акты необходимые для реализации и исполнения большинства указанных полномочий. В статье 118 Конституции РФ наряду с традиционными видами судопроизводства (уголовное, гражданское, конституционное) предусмотрено и Апсудие (производство), которое на сегодняшний день отдельно не регламентировано. По содержанию нормативные акты субъектов ИВи (органов государственного управления) должны соответствовать Конституции РФ в части по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов, по историческим целям, то есть отвечать конституционным принципам и целя Пвого регулирования, а также исторически сложившемся фундаментальным принципам управления. Современное Ап в качестве исходного фундаментального источника безусловно признает Конституцию РФ, в то же время являясь важнейшим средством обеспечения самой Констит.

Читать еще:  Cmd c правами администратора

11. КОАП РФ как источник админ.права.Такие источники административного права, как кодексы, также имеют свои особенности. Один из них, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ(КОАП РФ), группирует нормы института административной ответственности, в то время как остальные имеют отраслевой характер, т.е. группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (например, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ и другие. Такие кодексы зачастую совмещают нормы административного и других отраслей права. Группировка норм административного права в форме кодексов осуществляется исключительно на уровне закона.

Важным источником административно-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных Пнарушениях, подсудность и подведомственность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП к компетенции субъектов РФ. Нормы, содержащиеся в КоАПе, а также в законодательстве субъектов РФ, об административной ответственности получили наименование «административно-деликтноеП» (поддерживают Козлов, Попов и др.). Нормы КоАП определяют составы административных Пнарушений, ответственность за их совершение, определяют органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных Пнарушениях, регламентируют производство по делам об административных Пнарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Одной из принципиальных новелл нового КоАП стало введение понятия «презумпции невиновности». До этого она распространялась лишь на отношения, регулируемые в сфере уголовно-Пвого регулирования.

КоАП включает 5 разделов:

· Общие положения – сюда включается нормы, образующие общую часть кодекса.

· Субъекты, уполномоченные на рассмотрение административных дел.

Источники административного права

Административное право – это система правовых норм, иными словами это отрасль права, которая имеет возможность регулировать все общественные отношения с точки зрения управленческой деятельности в государственных органах и у должностных лиц. Как правило, эти отношения возникают в результате каких – либо публичных функций государственной структуры в исполнительной власти различными государственными органами.

Источники административного права – это совокупность юридических средств, особые внешние формы, закрепляющие и выражающие нормы административного права, позволяющие пользоваться их предписаниями.

В число правовых источников государственного административного права сегодня относятся следующие документации:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Иные федеральные конституционные законы, а также прочие федеральные законы.
  • Постановления Государственной Думы, а также Совета Федерации федерального собрания. Стоит отметить, что в этот пункт можно отнести указы президента Российской Федерации, а также постановления правительства Российской Федерации.
  • Правовые акты, которые установили определенный правовой статус федеральных служб, федеральных министерств, а также федеральных агентств.
  • Нормативные акты, которые были подписаны федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Административное право и субъекты страны

Стоит отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации также выделяют ряд источников административного права, которые выражаются двумя основными группам:

  1. Во-первых, это законодательные и иные нормативные акты, которые были подписаны исполнительными и представительными органами. Как правило, это различные конституции республик и субъектов Российской Федерации: уставы краев, городов, областей, которые несут в себе федеральное значение.
  2. Во-вторых, это правовые акты, которые упорядочены органами местного самоуправления, а также их администрацией и прочими исполнительными органами. Стоит отметить, что эти акты приняты в пределах субъектов и наделены соответствующими полномочиями.

Как уже было сказано ранее, именно нормативные правовые акты, которые подписаны и приняты органами федеральной исполнительной власти, а также различными субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, называются источниками административного права и представлены в форме, которая может быть реализована при ее компетенции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В результате своего многообразия у административных правовых норм может возникнуть трудность, которая связана с их систематизацией, инкорпорации и кодификации. Стоит отметить, что именно теория источников определенного административного права может позволить систематизировать определенные нормативные акты.

Содержание источников административного права

Важно понимать, что содержанием источников административного права наделены правовые нормы, которые могут регулировать конкретные правовые и административные отношения. Соответствующие правовые нормы могут существовать только при возникновении определенного правового источника. Нормы, установленные для административного права, могут содержать в себе нормативные и законодательные акты, которые действуют и активно используются на территории Российской Федерации. Масштабность и высокая степень сложности заключается в системе управления данными административными нормами права.

Современные правовые источники данного административного права сегодня могут подразделяться на два типа:

  1. федеральные источники права, то есть это нормы, которые приняты федеральными и государственными органами.
  2. источники права, которые распространяются на субъектах Российской Федерации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector