Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники административного права в рб

Вопрос № 2. Источники административного права

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выражения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права — внешнее выражение административно-правовых норм; иными словами — юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права относятся:

• Конституция Республики Беларусь;

• законы Республики Беларусь;

• декреты, указы Президента Республики Беларусь;

• нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь (постановления и распоряжения);

• нормативные правовые акты республиканских органов, местных исполнительных и распорядительных органов;

• международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Республики Беларусь (акты, заключенные между странами — участницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безопасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

• нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления, нормы, регулирующие вопросы формирования полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы нормами этой отрасли права. Названные же выше нормы в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

Законы также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы:

— «О Совете Министров Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь»;

— «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

— «О Национальной академии наук Беларуси».

Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например Таможенный кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей нрава. Например, в Водном кодексе Республики Беларусь (разд. III, а также г. 1.8, 17, 19, разд. VII, гл. 25) преобладают нормы экологического права, но, вместе с тем, в нем имеются и нормы административного нрава, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление; в области использования и охраны вод.

Отдельно необходимо выделить КоАП Республики Беларусь (2003), ПИКоАП Республики Беларусь (2006). Вступили в силу с 01.03.2007 г.

КоАП Республики Беларусь: Общая часть (административно правонарушение, административная ответственность, административные взыскания), Особенная часть: составы отдельных правонарушений.

К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Например, к таким актам относится декреты Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 9 сентября 2005 года № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей и непищевого этилового спирта», «Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности».

Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь («О структуре Правительства Республики Беларусь», «О пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь»).

Источниками административного нрава могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания и др.

Источники административного права

1. Понятие источников административного права

2. Признаки источников административного права

3. Виды источников административного права

4. Понятие государственной службы

5. Принципы государственной службы

Список используемой литературы

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права. Именно на них я постараюсь остановиться более подробно.

Государственная служба является важным социально-правовым явлением. Она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой.

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба — это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государ­ства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, спе­цифическая трудовая деятельность людей.

1. Понятие источников административного права

Административно-правовые нормы имеют свое место нахождения. Для того, чтобы стать таковыми, им необходимо получить внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм» или «источники административного права». Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права.

Читать еще:  Системный администратор пк

Существует множество разнообразных определений источников административного права, но существенных различий между ними нет.

Например, под источником административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Также источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм.

2. Признаки источников административного права

Признаки источников административного права:

1. являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц) государства;

2. издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами;

3. выражают волю принявшего их субъекта;

4. имеют определенную форму, то есть внешнее выражение;

5. обладают строгой иерархичностью;

6. распространение содержащихся в них административно-правовых норм на все отрасли государственного управления;

7. содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное или постоянное применение;

8. с их помощью регулируются земельные, финансовые, трудовые и иные отношения, являющиеся предметом регулирования отдельных отраслей права;

9. влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности и другие.

3. Виды источников административного права

Виды источников административного права:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. законодательные акты (наиболее важные законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом – Национальным собранием);

3. нормативные указы и распоряжения Президента, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов;

4. нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и так далее);

5. решения местных исполнительных и распорядительных органов;

6. межгосударственные соглашения;

7. нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов.

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (статьи 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления (статьи 84, 85, 106-108, 117-120, 122, 124, 125, 129-131, 136 Конституции).

Конституция является преимущественно источником конституционного права, поэтому содержащиеся в ней нормы являются нормами данной отрасли права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Названные же выше нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

В Конституции не содержится конкретных разделов или глав, направленных непосредственно на регулирование управленческих общественных отношений. Нормы, касающиеся регулирования управленческих общественных отношений содержатся в нескольких разделах Конституции. Это связано со сложностью предмета регулирования административного права.

Конституция определяет место государственных органов управления в государственном механизме Республики Беларусь, порядок их образования и компетенцию, взаимоотношения с другими государственными органами и между собой.

Законы Республики Беларусь являются важным источником административно-правовых норм. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь» и другие. Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь и другие.

Нормативные акты Президента Республики Беларусь также являются источниками административного права.

1. Правовые акты Президента Республики Беларусь в национальной правовой доктрине раскрываются в узком смысле и обозначают общеобязательный официально-властный документ, издаваемый единолично Главой государства в случаях, пределах и формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, с соблюдением процедуры, установленной законодательством Республики Беларусь, для разрешения наиболее важных вопросов государственного значения.

2. Временный декрет Президента Республики Беларусь – это имеющий силу закона экстраординарный нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в исключительных случаях особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений (то есть отношений, которые следует регулировать законом) и представляемый в трехдневный срок для последующего рассмотрения в Парламент.

3. Обычный декрет – это имеющий силу закона делегированный законодательный акт, издаваемый единолично Главой государства в установленные сроки для регулирования наиболее важных общественных отношений, указанных в специальном делегирующем законе.

4. Указ, изданный на основании закона – это подзаконный правовой акт Главы государства, изданный по вопросу, относящемуся к ведению Парламента в развитие соответствующего закона, которым Президенту предоставлены полномочия разрешать вопросы, вытекающие из закона, либо в отсутствии такого закона. Указ Президента, изданный во исполнение Конституции – это правовой акт Главы государства, изданный в целях регулирования вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией к его компетенции.

5. Распоряжения Президента – это правовые акты Главы государства, как правило, индивидуально-правового характера, издаваемые в целях осуществления организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и принимаемые по вопросам, относящимся к собственной компетенции Президента, основанной, как правило, на законодательных актах субконституционнного уровня.

Читать еще:  Как стать администратором скайпа

6. Декреты Президента (временные и обычные) обладают юридической силой, равной силе закона. Обычные декреты должны соответствовать не всем законам, а только делегирующему.

Акты Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органов следует отнести к административному нормотворчеству.

Правовая природа нормативных актов Совета Министров Республики Беларусь определяется местом и ролью правительства в системе государственных органов республики. В Республике Беларусь Президент не входит в систему исполнительных органов власти, являясь согласно статьи 79 Конституции Республики Беларусь Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим Совет Министров Республики Беларусь – это подчиненный Главе государства центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии со статьей 106 Конституции исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Функциональное назначение и роль Совета Министров Республики Беларусь среди органов государства обусловливает те признаки и особенности, которые присущи нормативным актам Правительства. Можно выделить следующие характеристики, отражающие специфику правительственных актов: подзаконность действия, многопрофильность правового регулирования и межотраслевой характер, общеобязательность действия на всей территории Республики Беларусь, высшая юридическая сила среди других актов органов государственного управления.

Следующим источником административного права являются акты республиканских органов государственного управления (государственных комитетов, министерств): приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и так далее.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм.

На основании Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», других законодательных актов и обобщения практики нормотворческой деятельности органов местного управления и самоуправления нормативные акты можно классифицировать по различным основаниям на следующие виды.

По субъектам принятия можно выделить:

— акты местных Советов депутатов;

— нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;

— нормативные акты органов территориального общественного самоуправления.

По наименованию принимаемых нормативных правовых актов местного управления и самоуправления их можно классифицировать на:

В зависимости от содержания нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов подразделяются на:

— финансовое законодательство (цены, тарифы, местные налоги и сборы);

— акты о порядке управления коммунальной собственностью;

— акты по отдельным отраслям управления;

— нормативные акты, определяющие структуру, правовой статус государственных служащих органов местного управления и самоуправления.

По сфере действия выделяются:

— локальные нормативные правовые акты, которые распространяются на служащих данного органа местного управления или самоуправления;

— акты, действие которых распространяется на всю территорию соответствующей административно-территориальной единиц или самоуправляющейся общности.

К источникам административного права можно отнести и акты международного права.

Понятие и виды источников административного права

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Источниками административного права могут быть правовые акты нормативного характера, которые находят свое выражение в юридических актах органов управления.

Исходя из конституционно-правового положения субъектов, источники административного права можно разделить на нормативные правовые акты, принимаемые:

1) гражданами Республики Беларусь – Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и закрепляющая основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;

2) Национальным собранием Республики Беларусь:

а) законы – нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений, в том числе и Кодекс РБ об административных правонарушениях;

б) постановления палат Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами парламента, в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

3) Президентом Республики Беларусь:

а) декреты – нормативные правовые акты главы государства, имеющие силу законов, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основе делегированных парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости (временные декреты) – для регулирования наиболее важных общественных отношений;

б) указы – нормативные правовые акты главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы;

4) Советом Министров (Правительством) Республики Беларусь:

а) постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь – нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь;

5) министерствами и ведомствами, входящими в систему центральных органов государственного управления:

а) постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы;

б) инструкции – нормативные правовые акты, детально определяющие содержание и методы, вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;

в) правила – кодифицированные нормативные правовые акты, конкретизирующие нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по определенным вопросам;

Читать еще:  Источники административного права лнр

г) уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственных органов. Предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;

д) приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителями республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления;

6) местными органами власти:

а) решения местных Советов депутатов и их исполнительно-распорядительных органов, принимаемые в пределах их компетенции для решения вопросов местного значения.

Обозначенный круг источников административного права убедительно демонстрирует, что его нормы регулируют довольно обширную и многообразную сферу общественных отношений. Массив норм административного права превосходит по объему другие отрасли права. Это обстоятельство обуславливает настоятельную необходимость систематизации, а там где это возможно, и кодификацию административно-правовых норм. Однако полная кодификация этих норм в каком-то одном нормативном источнике просто невозможна, ввиду того, что они регулируют разные области жизни, различные отрасли и сферы государственного управления.

Источники административного права в рб

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции) [1] ; нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Эти нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

Закон

Законы – также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное значение занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Водный кодекс, Трудовой кодекс и другие. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе Республики Беларусь (разд. 3 и 4) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем и имеются нормы административного права, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.

Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11-14, многие нормы глав 2-6, 10-15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Названные нормы, являясь нормами трудового права, одновременно являются и нормами административного права, ибо они самым непосредственным образом связаны с одним из важных институтов административного права – государственной службой, правовым положением служащих, отношениями, возникающими в процессе их деятельности. [2]

Нормативные акты Президента Республики Беларусь

К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права. Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 г. №25 «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии Наук Беларуси».

Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента РБ от 13 ноября 2001 г. №660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь».

Нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов

Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты и другие.

Нормативные акты республиканских органов

Нормативные акты республиканских органов (министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, надведомственный, т.е. распространять на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освидетельствования водолазов в Вооруженных силах Республики Беларусь».

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм. Например, решение Минского горисполкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премии Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, так как оно содержит нормы административного права. Не исключаются из источников норм административного права также нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector