Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы источники административного права

Источники административного права

Под источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах – например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах – в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и разнообразность административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст.110 – 117, ч. 2 ст.77; ч.1, 2, 3 ст.78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (например, те, которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременно административного права. Надо подчеркнуть, что с принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников административного права существенно расширилась.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.; Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г (ред. от 05.05.2007).; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.(ред. от 14.02.2007) и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

3. Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми является, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.

4. Нормативные постановления Правительства российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения …» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Помимо сказанного, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.); Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, правила оказания услуг общественного питания.

5. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственный) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права – государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

Читать еще:  2 источники административного права

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопрос административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Каковы источники административного права

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Источники административного права

Понятие источников административного права

Под источниками административного права понимают нормативно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к данной отрасли прав.

Их структура усложняется, так как законы и подзаконные акты административного права принимаются не только центральными органами власти, но и субъектами РФ. В связи с этим можно составить классификацию видов источников административного права.

Читать еще:  Классификация административно правовых актов

В систему источников входят:

Источники данного вида могут приниматься государственными органами центральной власти. Их действие распространяется на всю территорию страны.

  • источники субъектов РФ;

Этот тип источников создается государственными органами власти субъектов нашей страны, и соответственно, их действие ограничено рамками этих территорий – республик, краев, областей и так далее.

Приведем примеры источников и раскроем подробнее каждый из указанных видов.

Источники административного права

К федеральным источникам относятся:

Является самым важным документом, обладает статусом основного закона. Некоторые статьи Конституции РФ содержат нормы административного права. Другие нормативные акты принимаются с учетом содержания ее статей и не могут им противоречить.

  • Федеральные законы РФ;

Пример – Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

  • постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства;
  • указы Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты министерств;

В субъектах административного права РФ в качестве источников выступают:

  • Конституции субъектов РФ;
  • Уставы;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Отдельный вид источника административного права составляют международные договоры, признанные и подписанные Россией.

Стоит упомянуть и о нормативно-правовых актах административно-процессуального характера. В нашей стране это Кодекс об административных правонарушениях. Он был принят в 2001 году. В нем определяются:

  • виды административных наказаний;
  • правила применения наказаний;
  • органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • правила расследования дела об административном правонарушении;
  • порядок исполнения наказаний.

Проблемы в области административного права России

Ввиду того, что административное право охватывает множество различных отношений, оно отличается разнообразием источников. Но при этом существует проблема несистематизированности административных норм. При большом количестве источников нет их единой иерархии, то есть разделения на более и менее важные. Степень значимости в этом случае несколько размыта и не имеет четких границ. Это может вызывать некоторые сложности при разрешении того или иного вопроса, связанного с административными отношениями.

Что мы узнали?

Изучив тему об источниках административного права, мы выявили, что они подразделяются на две группы. Первая представлена федеральными источниками, к которым относится Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации и другие нормативно-правовые акты органов центральной власти. Вторую группу составляют источники, издаваемые в субъектах: Конституции, Уставы, акты местных органов власти. Особенностью административного права России является наличие множества источников.

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т. д.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений (§ 39).

Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан.

Читать еще:  Источники и субъекты административного права

Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. Далее идут федеральные законы, такие как: «Об органах Федеральной службы безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» и др. Принимают законодательные акты и субъекты РФ. Следующий уровень – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.

Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.

Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II – Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Признаки административных правонарушений

Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.

В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

4. Каковы источники административного права?

5. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонарушения и какова его структура?

6. Каковы признаки административных правонарушений?

7. Какие виды административных правонарушений вам известны?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

B соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и другими правовыми актами аналогичной правозащитной направленности гражданин имеет право на административное обжалование (в вышестоящие органы) и право на судебное обжалование. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы.

Если жалоба в вышестоящие органы (вышестоящим лицам) не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Извлечения)

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты.

2. Чем опасны нарушения правил дорожного движения?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector