Microclimate.su

IT Новости
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод убеждения в административном праве

§ 2. Убеждение в административном праве

Для того чтобы охарактеризовать основные методы государственного управления, необходимо обратиться к анализу их содержания. В качестве такового выступает система мер, «в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права» *(211).

Убеждение, как было указано выше, по своей природе, направлено на такое воздействие на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно. Такого рода эффекта можно добиться посредством применения следующих видов мер:

стимулирующих (в том числе поощрительных);

1. Первая группа мер основана на все тех же не очень положительных свойствах человеческой натуры (жадность, стяжательство, стремление к наживе, тщеславие, зависимость от чужого авторитетного мнения, карьеризм и т.п.). Вполне оправданным представляется суждение о том, что всякая деятельность человека так или иначе связана со стимулами. Не имея причин для совершения тех или иных действий, человек прекратил бы всякую деятельность. Условно говоря, стимул — основа эволюции (желание убить мамонта заставило когда-то человека сделать из камня топор). Стимулирующие меры могут носить экономический, организационный, социальный характер, а также являться поощрительными.

Экономические меры стимулирования применяются в основном в отношении субъектов хозяйственного оборота: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и могут проявляться в виде установления налоговых и финансовых льгот; квотировании; льготном кредитовании; введении льготных режимов осуществления тех или иных видов деятельности.

Стимулирование организационного характера заключается, в частности, в облегчении процедуры прохождения определенных бюрократических процедур для стимулируемого объекта, введении упрощенной процедуры бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, организации работы организации и т.п. мерах, применяемых чаще всего в отношении молодежных, благотворительных, религиозных и других некоммерческих организаций, общественных объединений, т.е. коллективных субъектов административного права, нуждающихся в поддержке в силу приоритетов государственной политики в соответствующей области.

Социальное стимулирование основано на создании системы льгот, обеспечивающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально незащищенных слоев общества. Существующие в действующем законодательстве системы льгот и компенсаций по отношению к инвалидам, лицам пожилого возраста, сиротам, жертвам техногенных и природных бедствий, ветеранам войны и труда и т.п. категориям являются социальными мерами стимулирования. В данном случае с помощью указанных мер государством стимулируется состояние социальной стабильности, адекватное социальное поведение достаточно широкого круга лиц, недостаточно приспособленных в силу объективных причин к жизни в условиях капиталистического устройства.

Поощрительное стимулирование основано на адресном выделении того или иного лица в связи с осуществляемой им деятельностью, совершением конкретного социально положительного поступка.

2. Воспитательные меры убеждения применяются в государственном управлении достаточно скупо. Так, применение таких мер установлено ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» *(212). Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база. Большое воспитательное воздействие оказывают такие меры, как пропаганда и агитация (здорового образа жизни, бережного отношения к природе), личный пример образцового социального поведения высших должностных лиц государства, небюрократический подход к социально актуальным проблемам и т.д.

3. Разъяснительные меры стимулирования — это проведение митингов, организация инструктажей, публичные выступления и интервью высших должностных лиц государства, выпуск листовок, рекламных материалов (в том числе так называемая «социальная реклама» на телевидении), а также манипулирование (безусловно, недопустимое) средствами массовой информации. Собственно, разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание общественного мнения по конкретному вопросу социальной действительности.

Отличие административного принуждения от убеждения

Административное принуждение и его характерные черты.

Административное принуждение.

Организационные и правовые формы убеждения.

Убеждение как метод государственного управления.

Классификация мер административного принуждения.

Литература: Бахрах «Административное принуждение, административная ответственность» 1999; Серегина В.В. «Государственное принуждение по советскому праву» Воронеж 1991.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, которые включают в себя такие элементы как овладение вниманием, внутреннее воздействие на сознание, эмоции, различные интересы, возбуждение желания. Убеждение, это метод воздействия государства на сознание людей, представляющий собой систему мероприятий (как правового, так и не правового характера), которые проводит государство с целью осуществления своих задач и функций. Т.е. это определенная деятельность государственных и общественных органов, которая проявляется во внедрении, осуществлении воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий, направленных на сознание граждан, внушение уверенности в справедливости какого-либо предписания, необходимости добровольно выполнять конкретные требования органов государства, должностных лиц, что должно положительно влиять на поведение людей.

Метод убеждения применяется, когда правонарушение:

Исключительно, и не представляет большой общественной опасности.

Правонарушение совершено впервые, лицом не являющимся злостным нарушителем общественного порядка.

Убеждения достаточно для оказания воспитательного воздействия на лицо, совершившее правонарушение.

Читать еще:  Принципы административной ответственности рб

В этих случаях субъекты правоприменения вправе, в соответствии со ст.11 Основ законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, ст.22 КоАП ограничиться устным замечанием. Однако критерий малозначительности не определён конкретно, отсутствует список малозначительных преступлений, в связи с чем, возникает соответствующая путаница. Поэтому необходимо систематизировать базу нормативно правовых актов по данному вопросу. Надо также отметить, что на практике работники правоохранительных органов зачастую игнорируют воспитательное воздействие устного предупреждения при незначительных административных правонарушениях.

Организационная работа, агитация, обучение и соревнования, поощрение.

Организационно массовая работа с населением, убеждение, проведение разъяснительных работ и убеждение граждан.

Убеждение делится на:

Правовые формы — это форма убеждения, применяемая в форме правовых актов, существуют правовые акты рекомендательного характера, и акты, имеющие целью согласование деятельности конкретных государственных органов, должностных лиц. К правовым формам относится поощрение (напр., указ президента РФ о государственных наградах).

Организационные формы — разъяснения актов государственными органами, как до вступления их в силу, так и после.

(а) Административное принуждение и его характерные черты

Государственное принуждение — это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства.

Существует четыре вида государственного принуждения:

Административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что административное принуждение – это предусмотренная нормами административного права система мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности. Административное принуждение включает в себя такие общие черты как повелительный и воспитательный характер, вместе с тем административное принуждение характеризуется и рядом специфических черт:

Мера административного принуждения применяется в отношении большинства граждан, совершающих административные проступки.

Административное принуждение применяется преимущественного органами государственного управления.

Административное принуждение применяется на базе убеждения, воспитания.

Административное принуждение осуществляется на основе внеслужебного подчинения.

Назначение административного принуждения состоит в том, что осуществляется исправление, предупреждение новых правонарушений.

Множественность субъектов административного принуждения (много органов, помимо суда, имеющих право назначить административное наказание).

Применяется к лицам и организациям, но это ограниченный круг.

Применяется не всеми субъектами управленческой деятельности, а только теми, которые законом управомочены на это.

Административное принуждение не имеет целью причинить человеку физические страдания, а также унижение.

Ограничения к лицам, к которым применяется административное принуждение менее жесткие, чем напр. в уголовном праве.

Процессуальный порядок решения административных дел, отличается оперативностью и т.д.

Мера административного принуждения, применяемая к правонарушителю, строго регламентирована законом и другими нормативными актами.

Мерами административного принуждения охраняются общественные отношения, урегулированные административным правом, и другие общественные отношения.

Порядок применения мер административного принуждения установлен нормами административного права.

Основанием административного принуждения является административный проступок, но далеко не во всех случаях.

(b) Отличие административного принуждения от убеждения

Административное принуждение применяется только уполномоченными органами.

Отдельные административные правонарушения могут рассматриваться судами.

Метод подчинения может применяться независимо от порядка подчиненности органов. Здесь существует внеслужебное подчинение.

Основанием принуждения может быть как совершение административного проступка, так и его отсутствие.

Административное принуждение служит целям государственной дисциплины. Включает в себя физическое принуждение.

Административное принуждение отличается от уголовного:

субъектами (в уголовном праве ими являются только суды, в отличие от административного права);

порядком (в административном праве отсутствуют обвинительные заключения, т.е. порядок более упрощен), различные сроки рассмотрения;

последствиями применения принуждения (в административном праве мера исключительно краткосрочного характера).

(с) Классификация мер административного принуждения

Существует две точки зрения. До 1950-х года нормы административного принуждения делили на административные взыскания и иные меры. Такой точки зрения придерживается Власов. В 1956 г. Еробкин Н.И. предложил новую классификацию:

Меры административного взыскания.

Меры административного пресечения.

Меры административного предупреждения.

Далее в начале 1970-х Бахрах выделил:

Предупредительные меры Бахрахом не выделяются, т.к. они используются до совершения правонарушения. Предупредительные меры вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (эти нормативные акты распространяются на большое количество граждан, многие из которых добровольно соблюдают запреты).

Восстановительные меры — изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, снос добровольно освобожденных строений, исполнение за счет обязанного, принудительное взыскание денежных сумм, отмена незаконных актов.

В литературе представлено множество точек зрения по мерам административного принуждения, но все они основываются на вышеизложенных. В настоящий период времени в литературе дается несколько иная классификация мер административного принуждения:

Читать еще:  Каковы источники административного права

Предупредительные меры – это средства, побуждающие к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественно вредных или общественно опасных деяний.

Меры пресечения — это способы и средства принудительного воздействия на сознание и поведение правонарушителей, применяемые органами государственного управления в целях прекращения правонарушений и предотвращения его общественно вредных последствий.

Взыскание — это принудительное лишение правонарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных (штрафных) обязанностей в целях его воспитания.

Восстановительные меры – см. выше.

Профилактические меры (иногда совпадают с предупредительным).

Меры процессуального обеспечения — направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу, создание иных необходимых условий для обеспечения рассмотрения дела, обеспечение своевременного и точного исполнения административного взыскания.

Роль административного принуждения. Оно играет важную роль в укреплении общественного порядка, охране собственности, прав и законных интересов граждан и организаций. Средствами административного принуждения охраняется широкий круг общественных отношений, регулируемый нормами административного, земельного, финансового, трудового, гражданского и др. отраслей права. Административное принуждение в значительной мере имеет профилактическое значение:

Это обусловлено множественностью субъектов применяющих административное принуждение (таможенные органы, дорожные инспекции, которые систематически осуществляют контроль за исполнением административных норм).

Административное принуждение включает в себя большое число разнообразных средств пресечение правонарушений — запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства, изъятие оружие у субъекта с расстроенной психикой.

Она способствует профилактике преступности, ведь во многих случаях административные меры применяются к лицам, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки (люди которые впервые и случайно встали на путь правонарушения). С другой стороны практика показывает, что несвоевременное применение административного принуждения раскрепощает сознание правонарушителя и способствует совершению новых правонарушений.

Меры административного принуждения

|следующая лекция ==>
Особенности актов с административной санкцией|Виды административно-предупредительных мер

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 4114 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Убеждение, поощрение в административном праве.

Убеждение как метод государственного управления

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие средства (способы) убеждения:

обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;

агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;

пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;

разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;

осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

14.4. Поощрение как метод государственного управления

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

1) является методом государственного управления;

2) фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;

3) является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;

4) реализуется путем применения конкретных мер поощрения;

5) имеет конкретного адресата;

6) осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;

7) результат применения поощрений не может быть обжалован;

8) стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Убеждение и стимулирование в административном праве.

Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий в целях повышения сознательности, организованности, добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.

Цель убеждения как особого средства воспитания состоит в том, чтобы

обеспечить соблюдение правовых требований рабочими и служащими, всеми

трудящимися в силу внутреннего признания этих требований. Оно позволяет

совместить требования закона, властные предписания компетентных органов с внутренней убежденностью работника, достичь единства его интересов и общества, совпадения его интересов и общества, воли народа, воплощенной в законе, с индивидуальной волей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления и принятия решений.

Читать еще:  Запрос в аксесс это

В демократическом обществе убеждениеглавный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан.

Во-вторых, убеждение обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а, в конечном счете, воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию.

В-третьих, оно выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие

субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

В-четвертых, оно органически связано с целевым назначением этого вида

государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

В-пятых, оно используется субъектами исполнительной власти в качестве

средства реализации закрепленной за ними компетенции.

В-шестых, метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

В-седьмых, для методов управления характерна правовая форма непосредственного выражения.

Степень убежденности проверяется в процессе практической деятельности граждан, в линии их поведения.

Убеждение как способ укрепления правопорядка и законности включает совокупность политических, воспитательных, идеологических, социально-психологических и других факторов, организационную систему средств и форм воздействия на сознание личности в целях обеспечения ее социально полезного поведения.

Убеждение выражается в таких формах, как идеологическое воздействие, идейно-политическая и пропагандистская деятельность, агитационно-массовая и культурно-массовая работа; повышение политической и правовой культуры; разъяснение политики государства, действующего законодательства; нравственное и правовое воспитание; индивидуальная массовая работа; распространение передового опыта; совершенствование профессионального мастерства; критика отрицательных поступков; совершенствование форм и методов управления; личный пример руководителя и др.

Целью применения разнообразных форм воздействия на сознание личности

является воспитание потребности и стойких привычек правомерного поведения.

Понятие стимулирования (поощрения)

Одним из методов управляющего воздействия является стимулирование

должного поведения участников управленческих отношений.

Под стимулированием следует понимать целенаправленно используемый

побудитель к добросовестному труду, в соответствии с которым работник добровольно выполняет трудовые обязанности, руководствуясь личной моральной или материальной заинтересованностью в результатах своего труда.

Стимулы – это средства, побуждающие к деятельности людей, активизирующие их возможности.

Стимулирование, как уже отмечалось, основывается на моральном и материальном интересе работника в результатах своего труда. Средства стимулирования предусматривают многообразные формы поощрения.

В широком смысле поощрение – это различные формы положительной

оценки со стороны общества, государства, коллектива честного и добросовестного труда рабочих и служащих.

Однако в правовом смысле термин «поощрение» имеет более узкое значение. Под ним понимается публичное признание, оказание почета как отдельным

работникам и служащим, так и трудовым коллективам за успехи в работе в форме установленных законодательством мер поощрения.

Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности

субъектов управленческих отношений, укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Основаниями для поощрения являются указанные в нормах права действия

поведения, которые стимулируются государством в целях достижения конкретных успехов в экономической, социально-культурной, оборонной и иных сферах жизнедеятельности.

Поощрение способствует развитию успехов не только у тех, к кому оно применено, но и у других граждан, побуждает их к добросовестному отношению к обязанностям, общественному долгу, способствует развитию сознательности граждан.

Содержание поощрения составляют меры морального (премия, ценный

подарок и др.) характера.

Система поощрений

В систему государственных наград Республики Беларусь входят:

1) звание «Герой Беларуси»;

2) ордена Республики Беларусь;

3) медали Республики Беларусь;

4) почетные звания Республики Беларусь

В Республике Беларусь установлены следующие государственные награды:

− высшая степень отличия – звание «Герой Беларуси»;

− орден Воинской Славы;

− орден «За службу Родине»;

− орден «За личное мужество»;

− орден Дружбы народов;

− орден Франциска Скорины;

− медаль «За отвагу»;

− медаль «За отличие в воинской службе»;

− медаль «За отличие в охране общественного порядка»;

− медаль «За отличие в охране государственной границы»;

− медаль «За трудовые заслуги»;

− медаль Франциска Скорины;

− медаль «За безупречную службу»;

− юбилейные медали, которые могут устанавливаться Президентом Рес-

публики Беларусь для награждения в связи с важными юбилейными датами в

истории государства и общества;

− почетное звание «Народный поэт Беларуси»;

− почетное звание «Народный писатель Беларуси»;

− почетное звание «Народный артист Беларуси»;

− почетное звание «Народный художник Беларуси»;

− почетное звание «Заслуженный артист Республики Беларусь»;

− почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь»;

− почетное звание «Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь»;

Государственные награды Республики Беларусь вручает Президент Рес-

публики Беларусь. По поручению Президента Республики Беларусь от его имени

государственные награды могут вручать:

1) Премьер-министр Республики Беларусь;

2) Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

3) Председатель Палаты представителей Национального собрания

4) Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь;

5) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь;

6) Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

7) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

8) Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь;

9) Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

10) Генеральный прокурор Республики Беларусь;

11) Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

12) Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

13) министры, руководители иных республиканских органов государст-

14) председатели областных и Минского городского исполнительных

15) послы Республики Беларусь;

16) иные уполномоченные Президентом Республики Беларусь лица.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×