Нормативная база административного права - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативная база административного права

Источники административного права. Содержание административно-правовых норм. Административно-правовые отношения,способ и порядок их регулирования

Понятие административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Источники административного права. Содержание административно-правовых норм. Административно-правовые отношения,способ и порядок их регулирования.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания)

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.

1. Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а) административно-правовой статус гражданина;

б) административно-правовой статус коммерческих организаций;

в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е) административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а) федеральные нормы;

б) нормы субъектов РФ;

в) нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

а) срочные, для которых определен срок действия;

б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10622 — | 7809 — или читать все.

Нормативные правовые акты по курсу «Административное право»

Перечень действующих законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы административ­ного права, актов, которые обобщенно еще именуются актами административного законодательства – весьма широк. Множественность актов административного законодательства, обусловлена разнообразием административно-уп­равленческих отношений, которые складываются в процессе каждодневного осуществляемого в стране государственного управления многообразными сферами, отраслями, подотраслями и конкретны­ми видами деятельности людей в обществе – экономической (хо­зяйственной), социально-культурной, административно-политиче­ской и т.д.

Административное законодательство динамично и обширно, поскольку динамична постоян­но меняющаяся реальная социально-экономическая жизнь людей в об­ществе, сообразуясь с которой по необходимости меняется всеохватывающая и разнообразная во множестве сфер административно-управленческая деятельность. В этих условиях необходимо активно изучать и соответствующие акты административного законодательства.

В помощь студентам, изучающим администра­тивное право, ниже приводится систематизированный перечень-указатель действующих актов административного законодательства.

В него включены далеко не все действующие акты, содержащие нормы административного права, а лишь те из них, необходимые сведения о которых, сообразуясь с учебными целями, рекоменду­ется студентам использовать, в особенности, при подготовке пись­менных учебных работ.

Предлагаемый перечень дает возможность студенту: во-первых, реально увидетьдовольно обширный комплекс актов административного за­конодательства в рамках учебной программы и составить правиль­ное представление о его системе и содержании; во-вторых, дополнительно получить обстоятельную правовую информацию, суще­ственно дополняющую учебник, способствующую глубокому уяснению теоретических положений; в-третьих, вполне осмысленно выбрать тему курсовой или дипломной работы, поскольку соответствующие право­вые акты в перечне систематизированы, применительно к учебной программе, в логической последовательности по опреде­ленным теоретическим проблемам и правовым институтам, которые чаще других избираются студентами в качестве тем курсовых и дипломных работ; в-четвертых, этим перечнем можно пользоваться в течение относительно продолжительного времени как надежным справочно-информационным источником в области административного законодательства. Необходимость в этом постоянно возникает у студентов, аспирантов и преподавателей, словом, у всех, кто интересуется административным законодательством.

В то же время необходимо постоянно следить за изданием но­вых правовых актов, вносить соответствующие кор­рективы в данный перечень и учитывать их при пользовании учеб­никами и учебными пособиями, при обсуждении вопросов на се­минарских занятиях, а также при сдаче зачетов и экзаменов. В данном пособии в конце наименования каждого пра­вового акта указывается его «адрес» — дается ссылка на официаль­ный источник его опубликования, например, «СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5717». Однако во многих случаях в нормативные акты внесены изменения и дополнения, что также отмечается в перечне. При этом ссылки на СЗ РФ, в которых последние опубликованы, не делаются.

Читать еще:  Административные и экономические методы управления

УКАЗАТЕЛЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ К ПЕРВОЙ (ОБЩЕЙ) ЧАСТИ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005).

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2);

Трудовой кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002, № 1(ч.1), ст. 3);

Земельный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2001, № 44, ст. 4147);

Градостроительный кодекс РФ, с изм. и доп (СЗ РФ, 2005, № 1 (ч.1), ст. 16);

Гражданский кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ: 1994, № 32, ст. 3301; 1996,.№ 5, ст. 410; 2001, № 49, ст. 4552; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5496);

Налоговый кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ: 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340);

Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);

иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации на усмотрение студента.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Прото­колы к ней (СЗ РФ, 2001, № 2, ст. 163). Конвенция ратифицирована РФ 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ (СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1514);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2002, № 22, ст. 2031);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3032);

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2006, № 30, ст. 3285);

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2006, № 19, ст. 2060);

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с изм. и доп. (СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485);

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, №32, ст.1227);

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», с изм. и доп. (ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 423);

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», с изм. и доп. (ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 425);

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2011, N 48 ст. 6725);

Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (СЗ РФ, 2012, N 53 (часть I) ст. 7597);

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4029);

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, №19, ст. 685);

Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федера­ции», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1011);

Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 21, ст. 2025);

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, № 8, ст. 838).

Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (СЗ РФ, 2012, № 52 ст. 7477);

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, N 8 ст. 838);

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» (СЗ РФ 09.02.1998, № 6, ст. 783).

Административно-правовой статус органов

Исполнительной власти

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005);

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, №2 ст. 231);

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, № 31, ст. 4179)

Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, № 19, ст. 684);

Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 13, ст. 1188);

Положение об Администрации Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 № 490, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1395);

Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28 мая 2004 года № 699, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 22, ст. 2147);

Читать еще:  Keenetic пароль администратора

Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2000, № 20, ст. 2112);

Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945);

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2012, №22 ст. 2754);

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2008, № 20, ст. 2290);

Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2007, № 27, ст. 3256);

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 23, ст. 2313);

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005,. № 50, ст. 5311);

Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 4, ст. 305);

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 31, ст. 3233);

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 47, ст. 4933);

Устав города Москвы от 28.06.1995, с изм. и доп. (Вестник мэрии Москвы. 2001. № 18);

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 6, ст. 866);

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» (СЗ РФ, 2006, № 50, ст. 5371);

Решение Верховного Суда РФ от 15.02.2007 № ГКПИ06-1355 «О признании недействующим абзаца третьего пункта 108 Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260» (Бюллетень Верховного Суда РФ, № 5, май, 2008).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Поможем решить даже самую сложную ситуацию.

Что собой представляет база законодательства РФ административного права? Что составляет основу базы законодательства об административных правонарушениях, какой нормативный документ является ведущим актом в данной сфере? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в представленной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 350-20-49 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • https://duma.tomsk.ru/page/16800/
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Нормативная основа административной ответственности

Нормативная основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих:

• составы административных проступков (основания ответственности);

• систему административных взысканий и принципы их наложения;

• круг субъектов,, имеющих право налагать административные взыскания;

• процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.

В развитии нормативной основы (института) административной ответственности в России можно выделить три этапа.

Первый – с незапамятных времен до 1984 г. В это время административная ответственность вначале полностью, потом в основном, а в конце этапа во многом регулировалась многочисленными подзаконными актами (правительственными, ведомственными, местных государственных органов). Не было акта, который бы регулировал общие вопросы административной ответственности.

Второй этап – 1984–1991 гг. В эти годы в России вопросы административной ответственности за небольшими исключениями регулировались Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, принятым в 1984 г.

Читать еще:  Как открыть административную строку

Третий этап начался в 1991 г. Это этап декодификации. Его особенность в том, что действует КоАП РСФСР, но издается много законов и ряд указов Президента Российской Федерации, актов глав исполнительной власти субъектов Федерации, которые регулируют отдельные вопросы административной ответственности. Нормы новых актов не включены в КоАП РСФСР и действуют параллельно с его нормами.

Нормативную основу административной ответственности сейчас, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации таких норм, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, принятому 20 июня 1984 г. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

КоАП РСФСР является главным источником по ряду причин:

• он самый большой по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;

• он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);

• во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например). К тому же нужно иметь в виду, что до 1990 г. в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности.

Начиная с 1990 г. число источников нормативной основы административной ответственности стало резко расширяться. В 90-х гг. было издано большое число актов по этому вопросу, нормы которых в КоАП РФ не вошли.

Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение таможенных правил. Ряд налоговых нарушений называет Налоговый кодекс Российской Федерации. Не включены в КоАП РСФСР соответствующие нормы законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Земельного кодекса и других федеральных законов.

Таким образом, сейчас существует и действует большое количество федеральных норм об ответственности, не включенных в КоАП РСФСР. Первая причина такой декодификации в том, что Кодекс объединил только нормы об ответственности граждан, а новое законодательство либо устанавливает административную ответственность только организаций, либо граждан и организаций.

Второй причиной процесса декодификации стало бурное законотворчество субъектов Федерации. Федеративный договор, а затем Конституция Российской Федерации 1993 г. отнесли административное и административно-процессуальное право к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку ряд вопросов вообще не регламентировался КоАП РСФСР, а в ряде случаев действовали нормы, санкции которых субъекты Федерации считали слишком малыми, они стали принимать новые акты. С 1992 г. главы исполнительной власти, законодательные органы субъектов Федерации издали уже много законов, постановлений и даже кодексов, регулирующих на их территории применение административных взысканий за нарушения разных правил.

Примерно с начала 1997 г. начался новый этап в развитии регионального законодательства об административной ответственности: этап подготовки и принятия кодифицированных актов, объединяющих переработанные нормы всех ранее принятых актов субъекта РФ, регулирующие административную ответственность.

10 декабря 1997 г. был официально опубликован Кодекс Свердловской области об административной ответственности, а 1 января 1998 г. он вступил в силу.

Принятие Кодекса — интересный момент в развитии не только областного, но и всего российского законодательства. Это видно уже из его названия – Кодекс. В нем объединены переработанные в процессе его подготовки нормы об административной ответственности, содержавшиеся во всех ранее принятых законах Свердловской области. Все эти нормы систематизированы, они стали организованной системой.

В ст. 1 названного Кодекса сказано: «Законодательство Свердловской области об административной ответственности состоит из настоящего Кодекса». Иными словами, все ранее принятые нормы с 1 января 1998 г. действуют в том виде, в каком они включены в Кодекс, а нормы, не вошедшие в него, утратили юридическую силу.

С 1995 г. субъекты Федерации начали принимать разные кодексы. Своеобразие же данного акта, во-первых, в его содержании, а во-вторых, в том, что по этой теме есть федеральный Кодекс. Возникла ситуация, когда по вопросу, который ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В Свердловской области действуют два кодекса: федеральный и областной.

Областной Кодекс в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области устанавливает основания и условия административной ответственности за проступки, не предусмотренные федеральным законодательством. После принятия федерального закона, устанавливающего ответственность за совершение определенных административных правонарушений, соответствующие нормы Кодекса не применяются, а в Кодекс вносятся необходимые изменения.

Работа по кодификации законодательства об административной ответственности началась еще в шестидесятых годах нашего века. К 1980 г. был подготовлен проект «Основ законодательства СССР и союзных республик об административной ответственности». В соответствии с существовавшими в те годы организационными обычаями проект был направлен на рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС. В целом он был одобрен, но было принято решение об изменении его названия. И в октябре 1980 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства об административных правонарушениях». Потом и все кодексы бывших союзных республик, которые начали принимать с 1984 г., тоже назывались кодексами об административных правонарушениях.

Но такое название не точно отражает содержание этих актов. Во-первых, они и КоАП РСФСР, в частности, не только содержат перечень административных проступков, но и устанавливают санкции за их совершение. Во-вторых, КоАП регулирует систему взысканий, размеры, содержание каждого из них, принципы и сроки наложения. В-третьих, КоАП содержит большое число процессуальных норм, регламентирует процедуру привлечения и ответственности. Таким образом, КоАП РСФСР регулирует комплекс вопросов об административной ответственности, фактически является кодексом об административной ответственности.

То же самое можно сказать и о кодексе Свердловской области. Наряду с систематизированным перечнем административных проступков, он регулирует общие вопросы административной ответственности, систему взысканий, подведомственность дел и другие вопросы. И очень хорошо, что закону было дано название, которое отвечает его содержанию: Кодекс об административной ответственности.

Значительное внимание в Кодексе уделено разграничению подведомственности дел об административных правонарушениях. К сожалению, в КоАП РСФСР не решены вопросы подведомственности применительно к Составлению административных протоколов (кто вправе их составлять). Ранее такие нормы были включены в КоАПы Казахской и Украинской союзных социалистических республик, но их не было в российском праве. Поэтому статья областного Кодекса «Составление протокола об административном правонарушении» является важной новеллой не только областного, но и всего российского законодательства.

Можно предположить, что в ближайшее время будет принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ах, как хочется, чтобы его назвали исходя из содержания: кодексом об административной ответственности!). Будущая структура нормативной основы этой ответственности представляется такой:

• существует федеральный кодекс, который является главным источником норм об административной ответственности. Таможенный и Налоговый кодексы регулируют на федеральном уровне ответственность за нарушения таможенных и налоговых правил. А в субъектах Федерации действуют кодексы или кодифицированные законы об административных правонарушениях. В основном региональный закон устанавливает ответственность за нарушение законов субъекта Федерации, охраняет, обеспечивает принуждением региональные регулятивные нормы;

• и федеральный, и региональный кодифицированные акты должны регулировать вопросы ответственности граждан и организаций (индивидуальных и коллективных субъектов). Серьезные изменения должны быть внесены в систему взысканий: нужно отказаться от исправительных работ, возмездного изъятия, конфискации, одновременно ввести лишение лицензий, общественно полезный труд в свободное от работы время, уменьшить максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, до 25 минимальных размеров оплаты труда;

• в действующем законодательстве очень много казуистичных норм, устанавливающих ответственность за порчу разных видов имущества (линий связи, транспортных средств, объектов благоустройства и др.), за неповиновение разным должностным лицам. Такие специальные нормы полезно заменить общими Нормами об ответственности за порчу, неповиновение;

• особо хочется отметить необходимость расширения процессуальных гарантий права на защиту.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector