Особенности школы административного управления
Основные положения классической (административной) школы управления
Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.
Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления: «Управлять — это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Американцы назвали А. Файоля отцом менеджмента.
В 20-е гг. прошлого столетия в рамках классической школы были предложены 14 принципов управления, т. е. общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию «рациональной бюрократии». Ом выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:
- технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;
- использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;
- стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;
- представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок», и т. д.
Ключевым фактором успеха на рынке Вебср считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпаденение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.
Мы видим, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на «закрытую систему», основными характеристиками которого являлись:
- стабильность целей, задач, условий деятельности;
- рост масштабов производства — как главный фактор успеха и конкурентоспособности;
- рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов — основная задача менеджмента;
- производительность труда производственных рабочих — главный источник прибавочной стоимости;
- контроль, функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использование ресурсов — основа системы управления.
К такой системе научных взглядов привела логика промышленного развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы.
Основные положения школы административного управления. Кратко!
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, был руководителем большой французской компании по добыче угля и металлургической компании, которую он спас от банкротства. Приверженцы административной школы старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления. 14 принципов управления Анри Файоля: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. (1 руководитель). 5. Единство направления. (цель, 1 руководитель) 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. Право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления. 9. Скалярная цепь (иерархичность управления). 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность персонала. 13. Инициатива означает разработку собственного плана действия. 14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.
7. Основные положения поведенческой школы («человеческих отношений»).
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы
Реферат: Классическая, или административная школа в управлении
Название: Классическая, или административная школа в управлении Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат Добавлен 06:52:06 17 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1931 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.04.2016 |
Размер файла | 142,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной (классической) школы управления.
Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению производством, то авторы классической школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда.
Целью школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией.
Классическая школа управления — рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.
Значительный вклад в развитие административной школы управления внесли работы работы Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947).
Основоположником классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.
В своей главной книге «Научная организация труда» (1911 г.) он сформулировал постулаты, которые получили название «тейлоризм».
Тейлор сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Используя наблюдения, замеры, анализ он попытался устранить лишние, непродуктивные движения. Кроме того, он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха.
Таким образом, согласно концепции Тейлора необходимо оптимально приспособить человека к машине.
До последнего времени в нашей стране подход Тейлора критиковался и характеризовался как «научная» система выжимания пота.
Основные представители школы: А. Файоль, М. Вебер.
Развитие идей Ф.У. Тейлора было продолжено Анри Файолем. Именно Анри Файоль считается основателем школы классического (административного) управления.
Файоль имел большой опыт работы в высшем звене управления организацией. Поэтому его исследования были направлены на повышение эффективности деятельности всей организации. Файоль считал, что источник эффективности системы управления — это управленческие процедуры, применяемые администрацией. При этом он утверждал, что основным методом достижения эффективности является правильное применение принципов (правил) управления.
Файоль сформулировал 14 принципов административного управления (табл. 1).
управленческий вебер классический
Таблица 1. Принципы управления А. Файоля
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность
Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, остаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством
Работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны осуществляться по единому плану
Подчинение частных интересов общим
Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Организация должна иметь управляющий центр
Скалярная цепь (иерархия)
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях
Установка работающих на долгосрочную работу в организации
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила)
Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим видам деятельности:
§ коммерческой (закупка и сбыт);
§ финансовой (поиски оптимального использования капитала);
§ бухгалтерской (деятельность по учету, анализу, статистике);
§ административной (деятельность по управлению организацией);
§ защите жизни и собственности людей.
Он установил, что управление каждым из этих видов деятельности предполагает выполнение следующих функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.
Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократического построения и управления организацией немецкого ученого М. Вебера. Он считал, что без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии эффективно функционировать. При этом он отождествлял бюрократию с аппаратом управления организацией.
Вебер искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина! Ответ на данный вопрос он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника, в иерархической системе распределения власти, в разделении труда на базе функциональной специализации, в управлении организацией на основе письменных инструкций и т.п. (рис. 1).
Рис. 1. Модель рациональной бюрократической организации М. Вебера
Вклад классической школы управления в теорию менеджмента.
§ Систематизированный подход к управлению всей организацией.
§ Профессиональные требования к менеджеру.
§ Развитие принципов управления организацией.
§ Описание функций управления.
Однако приверженцы классической школы, как и научного управления, не уделяли должного внимания социальным аспектам управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики и закономерности развития.
Данная модель организации оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Классическая школа и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время. Общие направления совершенствования муниципального управления. Анализ признаков классической школы в управлении.
курсовая работа [69,9 K], добавлен 10.09.2008
Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание «административной науки».
презентация [7,3 M], добавлен 15.09.2015
Исследование сущности, задач и теоретических основ организации труда. Изучение особенностей управления и организации труда в образовательных учреждениях на примере детской музыкальной школы. Описание мероприятий по совершенствованию данной сферы.
курсовая работа [45,5 K], добавлен 25.11.2014
Понятие бюрократической организации. Теоретический подход к рассмотрению характеристик бюрократической системы. Перестройка бюрократической организации. Модель рациональной бюрократии М. Вебера. Бюрократия на французский, советский и американский манер.
курсовая работа [61,0 K], добавлен 19.12.2009
Предпосылки создания классической школы. Положения теории Ф. Тейлора. Особенности управления с точки зрения Г. Форда и А. Файоля. Бюрократическая система М. Вебера. Применимость концепций в практике современного управления. Советы молодым менеджерам.
курсовая работа [36,5 K], добавлен 12.10.2014
Сущность и содержание менеджмента как научного направления, предпосылки и факторы его становления, этапы и направления развития, дальнейшие перспективы. Основные принципы управления административной школы, ее выдающиеся представители и достижения.
курсовая работа [245,9 K], добавлен 02.07.2015
Развитие и становление взглядов представителей административной школы и школы научного управления по вопросам, касающимся управления производством, их сходства и различия. Достижения развития науки управления, применяемые в современном менеджменте.
курсовая работа [42,0 K], добавлен 17.04.2011
Рассмотрение понятия и сущности менеджмента. Описание особенностей классической теории управления. Изучение концепции школы человеческих отношений. Принципы научной школы управления. Характеристика управления революции во второй половине 20 века.
курсовая работа [40,2 K], добавлен 14.09.2015
Теоретические основы менеджмента. Основное содержание процесса управления. Школы менеджмента, эффективность и стили управления. Оценка системы менеджмента на примере ООО «Венеция». Разработка рекомендаций по совершенствованию управления предприятием.
дипломная работа [154,7 K], добавлен 30.12.2011
Характеристика раннего периода развития теории управления, основные концепции классической школы. Исследование Г. Минцбергом деятельности руководителей, содержание положений бюрократической теории организации. Современные разработки в области менеджмента.
реферат [24,7 K], добавлен 25.12.2011
detector