Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие административно правовых методов государственного управления

Понятие, признаки и виды административно-правовых методов государственного управления

Метод административно-правового управления государством

Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.

В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо. Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.

Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.

Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный). В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.

Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов

Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  • они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
  • они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  • в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  • их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Метод убеждения и принуждения

В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение. Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении. Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка.

При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.

К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения. В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности. При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.

Классификация методов управления по основаниям

В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.

Так, по содержанию отмечаются такие методы:

  • установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
  • предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
  • регистрация государственного характера (лицензирование);
  • установление определенных стандартов, а также квот;
  • разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
  • использование мер поощрения и принуждения административного характера;
  • отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.
Читать еще:  Устройства и принтеры от имени администратора

По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные. К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.

По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.

Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика

Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.

Методы государственного управления (МГУ) — это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Характерные черты МГУ:

1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.

Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.

Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.

В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.

К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно — административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).

Читать еще:  Редактор реестра от имени администратора

Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).

Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

По содержанию выделяются следующие методы:

— установление правил поведения общеобязательного характера;

— предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;

— государственная регистрация (лицензирование);

— осуществление надзора и контроля;

— разрешение споров между участниками управленческих отношений;

— применение мер поощрения и административного принуждения;

— приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.

По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.

По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10350 — | 8004 — или читать все.

Понятие и сущность административно-правовых методов государственного управления

В процессе управленческой деятельности государства органы исполнительной власти используют различные способы, средства и приемы воздействия на систему общественных отношений, в которых более всего проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Совокупность средств, способов и приемов непосредственного целенаправленного воздействия управляющих субъектов на объекты управления с целью придать им общественно полезный характер и составляет понятие методы государственного управления.С помощью административно-правовых методов, осуществляется определенное воздействие исполнительно-распорядительных органов государства на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур, должностных лиц, юридических и физических лиц и общественных организаций.

Методы государственного управления не только неразрывно связаны с формами государственного управления, но и находят свое выражение в формах государственного управления.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Если административно-правовые формы управления составляют определенные самостоятельные части функциональной деятельности, то административно-правовые методы способствуют успешной реализации административно-правовых форм с наименьшими затратами времени и более высоким качеством получаемых практических результатов. Без форм государственного управления методы государственного управления существовать не могут. Например, невозможно было бы применить такой метод административно-правового воздействия как заключение под стражу (метод), если бы не была установлена законом такая форма административной ответственности как административный арест. В юридической литературе существуют различные названия методов государственного управления: «административно-правовые методы», «методы управленческой деятельности»; «методы административно-правового воздействия», однако сущность их от этого не меняется и остается одной и той же.

Методы государственного управления позволяют оптимально решать стоящие перед управляющими субъектами задачи, обеспечивать правопорядок, защищать права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а так же эффективно обеспечивать реализацию всех функций государства.

Несмотря на то, что методы государственного управления достаточно разнообразны, в юридической литературе выделяют характерные для них признаки:

— целью методов управления является эффективное воздействие на различные общественные отношения управляющих субъектов при реализации ими своих функций государства;

— применение оптимальных методов управления в различных конфликтных ситуациях позволяет разрешать эти ситуации с наименьшими потерями времени, экономией финансовых и иных материальных средств государства;

— использование различных методов государственного управления связано с реализацией юрисдикционных полномочий управляющих субъектов;

— методы государственного управления носят публичный характер;

— методы государственного управления строго регламентированы законом;

— методы государственного управления являются неотъемлемой частью административно-правового статуса субъектов управления и выражены в их правах (например, право применения физической силы, или специальных средств для пресечения правонарушения);

— методы управления способствуют достижению поставленной управляющим субъектом цели, решению стоящих перед государством задач;

Читать еще:  Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

— методы государственного управления могут иметь предупредительный, пресекательный, обеспечительный, взыскательный, или поощрительный характер;

— методы государственного управления действуют во всех сферах общественной жизни;

— в административных методах выражается властная природа управленческой деятельности;

— применение методов управленческого воздействия, как правило, направлено против воли управляемого субъекта, за исключением методов поощрения;

— использование методов административного воздействия носит дифференцированный характер.

Не целесообразно применять одни и те же методы управления к различным категориям управляемых субъектов, всегда следует учитывать, характерные особенности определенной ситуации, субъективные особенности лица, к которому следует применить те или иные методы управления, наличие правовых норм, ограничивающих применение методов принуждения к разным категориям физических лиц, а так же возможные последствия их применения. Например, недопустимо применять физическую силу, резиновые палки и другие специальные средства по отношению к женщине, находящейся в состоянии беременности.

Административно-правовые методы государственного управления

Метод государственного управления – способ, прием государственного управления

Методы основываются на задачах органов, принимающих их.

Метод государственного управления – определенный правом конкретный прием или способ деятельности субъекта государственного управления, осуществляемый в рамках его компетенции и вызывающий юридические последствия

Метод государственного управления имеет адресность.

1. Компетентность – используются только компетентным субъектом (силовые методы используют только компетентные органы и должностные лица)

2. Они управленческие

3. Применение защищается возможностью применения разных видов принуждения.

Методы реализуются через рычаги и способы:

1. Через механические способы

3. Экономические способы (налоги, льготы, ценообразование, тарифы)

4. Через управленческие способы

1. Прямые и косвенные (непосредственные и опосредованные). Косвенные – применение некоторых экономических приемов, организационных рычагов.

1. Убеждения (в некотором роде это поощрение, а в некотором роде поощрение – самостоятельный вывод) (тематический семинар, пропаганда, агитация)

Все методы реализуются в определенных мерах.

Мера – некое конкретное воздействие, применяемое по своим правилам

Поощрение возможно в 3 мерах: материальной, моральной, смешанной

Принуждение возможно в нескольких группах мер:

Ментальность – отношение человека к окружающей среде

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, своим назначением имеющий охрану общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Это один из ведущих методов.

Административное принуждение выражается в том, что это государственно-правовое психическое и физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, то есть неблагоприятных последствий. Помимо административного принуждения есть принуждение дисциплинарное и материальное.

Существуют и 3 вида ответственности: административная, материальная и дисциплинарная.

Меры административно-правового принуждения – средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами гос.управления в целях предупреждения правонарушений.

Принуждение имеет своей целью заставить субъекта совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.

Основанием применения принудительных мер является наличие определенных норм, установленных государством.

Группы мер административного принуждения (выучить):

1. Меры административно-предупредительные (предупредительные, профилактические) – она направлена на недопущение негативных явлений, последствий, действий (негативные действия и негативные последствия) (проверка документов, досмотр личных вещей)

2. Меры административного пресечения (происходит в момент совершения противоправного деяния) – применение спец.средств (собаки, кони, химические спец.средства, технические спец.средства) (личный досмотр) – это действия по принудительному прекращению противоправных действий. Примеры: административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных норм, временный запрет деятельности.

Доставление, задержание и иные могут быть мерами процессуального обеспечения.

3. Меры процессуального обеспечения (глава 27 КоАП) – меры, которые способствуют осуществлению процессуальных действий (опечатывание информационной базы, изъятие документов, привод, личный досмотр в определенных случаях) (цель – обеспечение процессуальный действий)

4. Меры административно-восстановительные – они восстанавливают ситуацию приблизительно в том виде, в каком она существовала ранее (снов киосков и палаток, дезактивация зараженной местности)

5. Меры административной ответственности–это меры наказания, установленные КоАП РФ, назначаемые (виды наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия, административное выдворение за пределы РФ, приостановление деятельности). Взыскания остались только в дисциплинарной ответственности.

Особенности административной ответственности (достаточно восьми):

1. Существуют особые административно-правовые наказания

2. Меры административного наказания применяются широким кругом субъектов, при этом суды не отправляют правосудие.

3. Устанавливается нормами административного права

4. Применяется органами исполнительной власти в процессе функциональной деятельности

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 441 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector