Школа административного управления в менеджменте - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа административного управления в менеджменте

Административная школа управления в менеджменте

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:

  1. Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;
  2. Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;
  3. Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;
  4. Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;
  5. Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;
  6. Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;
  7. Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;
  8. Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;
  9. Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;
  10. Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;
  11. Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;
  12. Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;
  13. Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;
  14. Корпоративный дух (или единство коллектива) — перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.

Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Школа административного управления в менеджменте

  • Главная
  • Основы менеджмента
  • Административная (классическая) школа в управлении

Административная (классическая) школа в управлении

Особенности административной школы. Представители классической (1920-1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

Читать еще:  Как запустить проводник от имени администратора

справедливость — сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Выходные данные учебника:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

Административная школа управления А. Файоля

Один из основоположников научного менеджмента, французский исследователь Анри Файоль (1841—1925), создал теорию административной школы управления. По мнению А. Файоля, управлять — значит вести предприятие к определенной цели, извлекая наибольший эффект из имеющихся ресурсов.

Он считал, что управление любой фирмой (предприятием) включает следующие виды деятельности:

  • техническую (производство, выделка, обработка);
  • коммерческую (покупка, продажа, обмен);
  • финансовую (привлечение средств и распоряжение ими);
  • страховую (страхование и охрана имущества и лиц);
  • учетную (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
  • административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Теория А. Файоля состоит из двух частей:

  • функций управления;
  • принципов управления.

Функции — это ответ на вопрос, что делать руководству, а принципы — как делать. По мнению Файоля, «на промышленных предприятиях главенствует техническая служба; в коммерческих — коммерческая; в армиях — военная; в школах — учебная. Кроме того, одинаковый внешний вид предприятий еще не обозначает одинаковое их внутреннее строение, одинаковую органическую квалификацию; из двух внешне одинаковых социальных организмов один может быть превосходным, а другой — плохим, в зависимости от квалификации индивидов, входящих в его состав. Часто сравнивают социальный организм предприятий с машиной, с растением, с животным. Выражения „административная машина“, „административный механизм“ формулируют идею о конструкции, которая подчиняется толчкам, идущим от начальника, и все части которой, прочно между собой связанные, движутся вместе и служат одной цели. И это превосходно, так как каждый посредствующий начальник должен быть производителем движения и идей. Предел полезного действия административного организма следует искать не просто в убыли начальной силы по мере перехода ее через множество передаточных звеньев, а скорее в недостаточности высшего авторитета у этой начальной силы: когда центральная сила ослабевает, ее быстро сводят на нет центробежные силы». Попутно заметим, что, очевидно, так и случилось в СССР: ослабевшая президентская власть страны была устранена возникшими центробежными силами.

Файоль отмечает, что руководители крупных предприятий должны быть наделены такими качествами.

  • Здоровье и физическая выносливость.
  • Ум и умственная работоспособность.
  • Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля, активность, энергия и, в известных случаях, отвага; мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе.
  • Значительный круг общих познаний.
  • Административная установка: предвидение — умение разрабатывать и организовывать программы действий; организация — в особенности умение строить социальный организм; распорядительство — искусство управлять людьми;координирование — согласование действий, слияние усилий; контроль.
  • Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.
  • Возможна более глубокая компетентность в специфически характерной для данного предприятия профессии».

Функции управления по А. Файолю

  • Предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия.
  • Организовывать — строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия.
  • Распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать.
  • Координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия.
  • Контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Принципы управления по А. Файолю

Разделение труда — рабочий, постоянно изготовляющий одну и ту же деталь, администратор, постоянно руководящий одними и теми же делами, достигают сноровки, уверенности, точности, увеличивающих выход продукта. Всякая перемена занятия влечет за собой усилие приспособления, то есть уменьшение производства.

  • Власть — власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток. Всюду, где действует власть, возникает ответственность.
  • Дисциплина — это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.
  • Единство распорядительства — командования — служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник; с момента, когда два начальника отдают свои распоряжения одному и тому же служащему или одному и тому же отделу, недомогание налицо.
  • Единство руководства — этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель; тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, — чудовище, ему тяжело жить.
  • Подчинение частных интересов общему — в фирме или на предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов этого предприятия или фирмы, а интересы семьи должны преобладать над интересами отдельных ее членов.
  • Вознаграждение персонала — вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы; она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего.
  • Централизация — иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала; как и «разделение труда», централизация есть явление естественного порядка; этот порядок состоит в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре — в мозгу или в дирекции — и из мозга или дирекции исходят приказы, приводящие в движение все части организма.
  • Иерархия — иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими; иерархическая колея — это тот путь, по которому — проходя все ступени — следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей; этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительства.
  • Порядок — существует известная формула материального порядка: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте; форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте; результатом порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени; чистота — завершение порядка; совершенный социальный порядок требует, чтобы место было по работнику и работник по месту: «Определенное место для каждого, и каждый на своем месте»; социальный порядок требует точного знания социальных нужд и ресурсов предприятия и сохранения постоянного равновесия между его нуждами и ресурсами.
  • Справедливость — справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием; справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости; она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте; для выполнения требований справедливости руководитель фирмы или предприятия должен напрягать все свои лучшие способности.
  • Постоянство состава персонала — служащему необходимо определенное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами; неустойчивость состава персонала особенно опасна для крупных предприятий, где освоение со всем делом отнимает обычно у руководителей немало времени; новому лицу нужно потратить очень много времени на то, чтобы ознакомиться с людьми и с положением дела на крупном предприятии в такой степени, чтобы затем быть в состоянии принять определенную программу действий, вполне полагаться на себя и внушить доверие к себе других; обычное явление, что состав руководящего персонала у преуспевающих предприятий устойчив, неудачных — неустойчив.
  • Инициатива — на всех ступенях социальной лестницы инициатива повышает рвение и деятельность служащих; инициатива всех, присоединенная к инициативе руководителей и по необходимости ее пополняющая, — большая сила для фирмы и предприятия.
  • Единение персонала — разделять собственные силы фирмы или предприятия — это тяжелая ошибка; координировать усилия, стимулировать усердие, использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого — это сложная, но важнейшая работа руководителя.
Читать еще:  Как удалить без разрешения администратора

В отличие от Ф. Тейлора, А. Файоль понимал, что корпоративный дух является важной составляющей любой организации. По мнению же Тейлора (кстати, эту идею поддерживал и Г. Форд), любое объединение работников друг с другом не является мотивацией, а лишь отвлекает от труда.

Административная школа управления и её вклад в развитие науки управления (стр. 1 из 5)

на тему: «Административная школа управления» и её вклад в развитие науки управления»

Научная дисциплина: Теория управления

Научный руководитель: доц. Шаулова Т.В.

Оценка и подпись

I. Формирование административной школы менеджмента …………. 5

1.2.Классическая школа и ее вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие…………………………………………………………………………. 9

1.3. Принципы управления по А. Файолю………………………… 11

1.4. Функции управления Анри Файоля………………………………. 14

II. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время……………………………………………………… 19

2.1. Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы…………………………………………………….. 20

Список используемой литературы………………………………….………26

Для того чтобы успешно справляться с задачами управления, орга­низатору производства нужны обширные знания и умение мыслить. Чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, т.е. теорией управления, и уметь творчески ее применять, т.е. искусством управления[1].

Руководители управляют, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как именно управлять и конт­ролировать. Поэтому управление является не только наукой, т.е. системой знаний, но и искусством.

Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале XX в. и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г.Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

Г. Файоль первым перестал рассматривать управление как «ис­ключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. «Классическая теория научного менеджмента» способствовала целенаправленному прогрессу в искусстве интенсифицировать труд рабочего, значительно снижать издержки капиталистов, увеличи­вать прибыли. Однако эта «теория» недооценивала человеческий фактор и вскоре стала предметом острой критики.[2]

Актуальность темы заключается в том, что от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы. И как руководитель разработает свой принцип управления, так и будет работать. Начиная с прошлого, теория управления помогала менеджерам справиться с проблемами управления.

Основная цель исследования разработать принципы управления по теории административной (классической) школы.

Поставленная цель достигается решением следующих конкретных задач:

Читать еще:  Под административной функцией а файоль понимал

— рассмотреть все школы менеджмента;

— раскрыть, какой же сделали вклад в развитие школы А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни;

— понять, какое же развитие идей школы классического менеджмента существует в современное время;

— проанализировать признаки классической школы в управлении;

Структура курсового проекта обусловлена целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Предметом исследования является теория управления административной (классической) школы менеджмента в управлении .

I. Формирование административной школы менеджмента

Управление в человеческом обществе существовало испо­кон веков. Любое государственное устройство, любая органи­зованная человеческая деятельность предполагает, что сущест­вует объект управления (то, чем управляют) и субъект управ­ления (тот, кто управляет).

Практическое управление возникло тогда, когда появи­лись организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых орга­низаций от современных: малое количество крупных органи­заций, относительно небольшое число руководителей, прак­тическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организа­ции решения[3].

Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осу­ществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели .[4]

Так складывались основы вновь создаваемой науки об уп­равлении, так возникала и развивалась теория и практика уп­равления, получившая впоследствии название «школа в упра­влении».

Первой была школа научного управления (1885—1920 гг.), наиболее яркими представителями которой являлись Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. Основной заслугой этой школы было то, что они впервые доказали: управление само­стоятельная специальность, и организация в целом выиграет, ес­ли планировать и управлять проведением работ будут не те ра­бочие, которые эти работы выполняют, как это было до сих пор, а те, которые умеют управлять профессионально.

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором (I856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался эффективностью не че­ловека, а деятельности организации, что и положило начало разви­тию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления оно было признано самостоятельной областью научных исследований. В сво­их работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда[5].

Вторая по времени возникновения школа, получившая на­звание классической, или административной, школы управле­ния (1920—1950 гг.), связана с именами Анри Файоля, Линделла Урвика — известного специалиста по вопросам управле­ния в Англии, — Джеймса Д. Муни и др. Ее приверженцы стремились создать универсальные принци­пы управления. Они разрабатывали систему управления, стру­ктуру организации и управления работниками.[6]

Они занимались изучением вопросов роли и функций управления. Считалось, что, если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные мето­ды руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении органи­зацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На, базе учения; Д. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие; организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию взаимосвязанных непрерывных действий — функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует при­знать самостоятельным результатом науки управления, «админист­рирования» (отсюда и название административная школа).

Классическая школа – один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное тече­ние в развитии управленческой мысли [7].

В основе школы человеческих отношений (1930 – 1950 гг.), или, как ее еще называют, неоклассической школы, было осознание человеческого фактора как основного элемента эф­фективных организаций. Наиболее яркие ее представители — Мэри Паркер Фоллетт, определившая менеджмент как обеспе­чение выполнения работы с помощью других людей, и Элтон Мэйо, доказавший, что четко разработанные рабочие опера­ции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, что не менее важным фактором ча­сто оказывались силы взаимодействия между людьми, а также потребности, которые лишь косвенно могли быть удовлетворе­ны с помощью денег[8].

Основными рекомендациями школы было использование эффективных приемов управления человеческими отношени­ями.

Поведенческо-бихевиористская школа, или школа поведен­ческих наук (с 1950 г. по настоящее время), представленная Крисом Анджерисом, Ренсисом Лайкертом, Дугласом МакГрегором и др., основной упор делает на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, содержания и качества трудовой жизни. Представители этой школы считали, что от правильного применения науки о поведении во многом зави­сит эффективность и отдельного работника, и организации в целом. Школа, основанная на количественных методах (с 1950 г. по настоящее время), особое внимание уделяет моделирова­нию процессов управления.

Модель позволяет заменить словесное описание ситуации, ко­торое, кстати, также является лишь более или менее удачным представлением ситуации, с помощью закономерностей, пред­ставленных чаще всего в виде математических формул.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector