Виды административно правовых методов государственного управления
Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика
Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.
Методы государственного управления (МГУ) — это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Характерные черты МГУ:
1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;
2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;
4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;
5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);
6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;
7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;
8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);
9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).
МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.
Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.
Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.
Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.
В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.
С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.
К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно — административных и экономических.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).
Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).
Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).
По содержанию выделяются следующие методы:
— установление правил поведения общеобязательного характера;
— предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;
— государственная регистрация (лицензирование);
— осуществление надзора и контроля;
— разрешение споров между участниками управленческих отношений;
— применение мер поощрения и административного принуждения;
— приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.
По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.
По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.
По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11313 — | 7594 — или читать все.
Понятие, особенности, виды административно-правовых методов государственного управления.
Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов государственного управления:
1) реализуются в процессе управленческой деятельности;
Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:
- Аудирование Грамматика Речь Письмо
2) органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
3) выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
4) выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
5) адресованы конкретному объекту управления;
6) связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
7) являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!
8) нуждаются в правовом опосредовании;
9) имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Критерии выбора того или иного метода управления органом государства:
— учет эффективности метода;
— учет допустимости метода с точки зрения этической или социально-политической.
Классификация методов государственного управления. Методы можно разделить общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации).
Универсальные методы государственного управления – убеждение и принуждение. Метод убеждения состоит в применении различных средств: разъяснения, предупреждения, организации, воспитания, информирования, пропаганды, поощрения и т.д. Этот метод – понятие, в первую очередь, не столько правовое, сколько организационное, т.е. комплекс мероприятий, побуждающих объект управления добровольно выполнить управленческую команду субъекта управления.
Классификация по степени и характеру воздействия на управляемые системы позволяет выделить следующие методы: регулирование, общее руководство, непосредственное воздействие. Иногда управление в целом отождествляется с непосредственным воздействием. Это негативное явление.
По масштабу организационной деятельности выделяют методы:
— внутриорганизационные (в пределах одного органа);
— внутриведомственные (в системе органа и подведомственных ему структур);
— методы взаимодействия органа с другими государственными органами;
— внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).
Методы могут быть поделены в зависимости от целей на стратегические, тактические, оперативные.
По механизму воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия (иногда их называют административные и экономические методы). Это не совсем корректно. Лучше говорить о методах командного и стимуляционного управления (Б.П. Курашвили).
Отличие – командное управление предполагает обязательность исполнения команды, ха неисполнение – наказание. Стимуляционное управление предполагает установление стимула, поощрения за исполнение команды, необязательный характер и отсутствие наказания за неисполнение.
Другие авторы называют их императивными и диспозитивными И.Л. Бачило).
Понятие и виды административно-правовых методов управления
Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Признаки метода административной деятельности:
выражает управляющее воздействие органа государственной администрации на объект государственного управления;
характеризует праксеологиченское и инструментальное содержание связей между органом государственной администрации и объектов государственного управления;
представляет собой способ решения задач, стоящих перед исполнительной властью;
носит конкретно-практический характер;
облекается в одну из форм административной деятельности.
Виды По форме выражения:
— Правовые — Посредством правовых норм регулируют внешнее управление общественными отношениями.
— Организационные — Осуществляют внутреннюю организацию системы.
По административно-правовым признакам:
— Нормативные — Действуют посредством правовых норм на неопределенный круг субъектов.
— Индивидуальные — Определяют правоотношения определенного круга субъектов.
По управляющему воздействию :
— Императивные — Действуют на основе норм права, имеющих императивный характер.
— Уполномочивающие — Предоставляют возможность управляемому субъекту действовать в пределах возможных полномочий.
— Поощрительно-рекомендательные — Направлены на то, чтобы посредством применения этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные действия.
По форме решения :
— Общие — Применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права.
— Коллегиальные — Применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов административного права.
— Единоначальные — Осуществляются на основе единолично принятого решения.
По форме воздействия:
— Идеологического воздействия — Связаны с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия. — Психологического воздействия Различные организационно-психологические средства создают условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей.
— Экономического воздействия Воздействуют посредством экономических норм стимулирования.
— Организационно-властного воздействия Уполномоченные государственные органы властными действиями воздействуют на определенные общественные отношения.
— Личные — К ним относится, например, административный арест за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
— Организационные — К ним относится, например, закрытие участка автомобильных дорог на время проведения ремонтных работ, приостановление деятельности организации в случае нарушения ими правил пожарной безопасности.
— Имущественные К ним относится, в частности, наложение на виновное лицо административного наказания в виде штрафа, конфискации.
Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.
Метод убеждения — это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил.
Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.
Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: — овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д. Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: — обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения — это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.
В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.
Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно — административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.
Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 3221 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Государство для осуществления своих задач и функций использует различные методы. Некоторые свойственны всем видам государственной деятельности, всем органам государства, другие присущи лишь отдельным видам государственных органов или некоторым органам.
Классификация методов, правильное понимание их взаимосвязи необходимы для более эффективного их использования.
Виды административно-правовых методов управления: установление правил поведения в сфере государственного общеобязательного или частного характера; определение режима деятельности органов государственного управления; утверждение плановых, индивидуальных заданий; разрешение, ограничение, запрещение, регистрация определенных действий; назначение или освобождение от должности; проведение контроля и надзора; отмена или приостановление правовых актов управления; поощрение; применение мер административного принуждения и т.д.
С общетеоретических позиций указанные методы делятся на общие и специальные.
К общим методам управления традиционно относят методы убеждения и принуждения, иногда дополняя их методами поощрения (стимулирования). Действие этих универсальных методов свойственно любой деятельности.
В зависимости от преследуемых целей к общим методам управления относят также методы контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования и т.д.
На основании соотношения методов убеждения, принуждения, поощрения и иных общих методов выделяют специальные методы государственного управления.
Их можно классифицировать по следующим основаниям:
• по характеру (содержанию) управляющего воздействия;
• способу воздействия на управляемые объекты;
• степени воздействия на управляемые объекты и т.д.
По характеру (содержанию) управляющего воздействия специальные методы государственного управления делятся на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия).
Административные (прямого воздействия) методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых.
Административные методы классифицируются по различным критериям.
По способу воздействия:
• обязывающие к совершению определенных действий;
• уполномочивающие совершать определенные действия;
• поощряющие совершение социально-полезных действий;
• запрещающие те или иные действия.
По форме предписания:
По форме выражения указанные методы делятся на:
Экономические (косвенного воздействия) методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления
достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Объект управления сам, а не по прямому предписанию субъекта управления, заинтересован действовать определенным образом. При этом воздействие осуществляется на материальный интерес объекта управления, что дало основание называть такие методы экономическими.
Наряду с административными и экономическими методами в государственном управлении используются социально-психологические методы управляющего воздействия.
К социологическим методам относятся:
• методы управления социально-массовыми процессами;
• методы управления коллективами людей;
• методы управления индивидуально-личностным поведением и т.д.
Психологическими методами являются:
• методы комплектования малых групп в коллективе на основе психологической совместимости работников;
• методы профессионального отбора работников по психологическим характеристикам;
• методы психологического побуждения и т.д.
Административные, экономические и социально-психологические методы управления не применяются изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Все они могут иметь волевое предписание, экономическое содержание, оказывать социально-психологическое влияние.
По степени воздействия на управляемые объектыметоды деятельности органов управления делятся на методы регулирования, методы общего руководства и методы непосредственного управления.
Под методом регулирования следует понимать определение общей политики в отношении соответствующей отрасли управления и ее реализацию в нормативных актах посредством государственного финансирования и иными подобными путями. В основе здесь лежит правовое регулирование.
Этот метод нельзя отождествлять с регулированием как функцией управления, которая сводится к поддержанию состояния
упорядоченности в организации объекта и субъекта управления и во взаимоотношениях между ними.
Метод общего руководства заключается в практическом проведении в жизнь общей политики в отрасли управления, планировании ее развития, в направлении деятельности подчиненных органов управления и контроле за подведомственными объектами.
Метод непосредственного управления состоит в прямом и систематическом воздействии на управляемые объекты в соответствии с поставленными целями и задачами. Это текущее, повседневное управление оперативного характера. Оно распространяется на объекты, находящиеся в непосредственном подчинении органов управления.
В современных условиях в связи с созданием сети крупных производственных объединений отчетливо обнаружилась необходимость проводить четкую грань между государственным управлением и управлением хозяйственной единицей, между министерствами и администрацией предприятий и объединений.
И министерство, и администрация предприятий и объединений выполняют управленческие функции. Деятельность их распространяется на объекты государственной собственности (речь идет о государственных предприятиях). Те и другие действуют в пределах своей компетенции. И казалось бы, неодинаковы у них лишь уровни и объем компетенции. Однако в действительности это не так. Между ними существуют качественные различия.
Министерство является органом государства. Администрация предприятия или объединения также выступает от имени государства, но одновременно служит и представителем возглавляемой ею производственной единицы, ее коллектива. Министерство наделено весьма широкими правами в отношении подчиненных ему предприятий. Но оно не может распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за предприятиями и объединениями и не отвечает по их обязательствам. Министерство выступает по отношению к ним как орган государственного управления, наделенный определенными властными полномочиями. А администрация объединений и предприятий, являющихся хозяйствующими субъектами, естественно, распоряжается закрепленным имуществом и средствами в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая их наиболее эффективное использование.
Методы регулирования и общего руководства присущи министерству. Метод непосредственного управления используется администрацией предприятий и объединений и лишь частично министерствами в отношении подчиненных им предприятий.