Виды административно правовых методов государственного управления - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды административно правовых методов государственного управления

Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика

Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.

Методы государственного управления (МГУ) — это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Характерные черты МГУ:

1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.

Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.

Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.

В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.

К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно — административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).

Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).

Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

По содержанию выделяются следующие методы:

— установление правил поведения общеобязательного характера;

— предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;

— государственная регистрация (лицензирование);

— осуществление надзора и контроля;

— разрешение споров между участниками управленческих отношений;

Читать еще:  Виды и источники административно правовых норм

— применение мер поощрения и административного принуждения;

— приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.

По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.

По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11313 — | 7594 — или читать все.

Понятие, особенности, виды административно-правовых методов государственного управления.

Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

1) реализуются в процессе управленческой деятельности;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

2) органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;

3) выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;

4) выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;

5) адресованы конкретному объекту управления;

6) связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;

7) являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

8) нуждаются в правовом опосредовании;

9) имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Критерии выбора того или иного метода управления органом государства:

— учет эффективности метода;

— учет допустимости метода с точки зрения этической или социально-политической.

Классификация методов государственного управления. Методы можно разделить общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации).

Универсальные методы государственного управления – убеждение и принуждение. Метод убеждения состоит в применении различных средств: разъяснения, предупреждения, организации, воспитания, информирования, пропаганды, поощрения и т.д. Этот метод – понятие, в первую очередь, не столько правовое, сколько организационное, т.е. комплекс мероприятий, побуждающих объект управления добровольно выполнить управленческую команду субъекта управления.

Классификация по степени и характеру воздействия на управляемые системы позволяет выделить следующие методы: регулирование, общее руководство, непосредственное воздействие. Иногда управление в целом отождествляется с непосредственным воздействием. Это негативное явление.

По масштабу организационной деятельности выделяют методы:

— внутриорганизационные (в пределах одного органа);

— внутриведомственные (в системе органа и подведомственных ему структур);

— методы взаимодействия органа с другими государственными органами;

— внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).

Методы могут быть поделены в зависимости от целей на стратегические, тактические, оперативные.

По механизму воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия (иногда их называют административные и экономические методы). Это не совсем корректно. Лучше говорить о методах командного и стимуляционного управления (Б.П. Курашвили).

Отличие – командное управление предполагает обязательность исполнения команды, ха неисполнение – наказание. Стимуляционное управление предполагает установление стимула, поощрения за исполнение команды, необязательный характер и отсутствие наказания за неисполнение.

Другие авторы называют их императивными и диспозитивными И.Л. Бачило).

Понятие и виды административно-правовых методов управления

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Признаки метода административной деятельности:

 выражает управляющее воздействие органа государственной администрации на объект государственного управления;

 характеризует праксеологиченское и инструментальное содержание связей между органом государственной администрации и объектов государственного управления;

 представляет собой способ решения задач, стоящих перед исполнительной властью;

 носит конкретно-практический характер;

 облекается в одну из форм административной деятельности.

Виды По форме выражения:

— Правовые — Посредством правовых норм регулируют внешнее управление общественными отношениями.

— Организационные — Осуществляют внутреннюю организацию системы.

По административно-правовым признакам:

— Нормативные — Действуют посредством правовых норм на неопределенный круг субъектов.

— Индивидуальные — Определяют правоотношения определенного круга субъектов.

По управляющему воздействию :

— Императивные — Действуют на основе норм права, имеющих императивный характер.

— Уполномочивающие — Предоставляют возможность управляемому субъекту действовать в пределах возможных полномочий.

— Поощрительно-рекомендательные — Направлены на то, чтобы посредством применения этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные действия.

Читать еще:  Временная финансовая администрация вводится

По форме решения :

— Общие — Применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права.

— Коллегиальные — Применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов административного права.

— Единоначальные — Осуществляются на основе единолично принятого решения.

По форме воздействия:

— Идеологического воздействия — Связаны с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия. — Психологического воздействия Различные организационно-психологические средства создают условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей.

— Экономического воздействия Воздействуют посредством экономических норм стимулирования.

— Организационно-властного воздействия Уполномоченные государственные органы властными действиями воздействуют на определенные общественные отношения.

— Личные — К ним относится, например, административный арест за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

— Организационные — К ним относится, например, закрытие участка автомобильных дорог на время проведения ремонтных работ, приостановление деятельности организации в случае нарушения ими правил пожарной безопасности.

— Имущественные К ним относится, в частности, наложение на виновное лицо административного наказания в виде штрафа, конфискации.

Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.

Метод убеждения — это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил.

Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: — овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д. Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: — обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

Метод принуждения — это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.

В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.

Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно — административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.

Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом

Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 3221 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Государство для осуществления своих задач и функций ис­пользует различные методы. Некоторые свойственны всем ви­дам государственной деятельности, всем органам государства, другие присущи лишь отдельным видам государственных орга­нов или некоторым органам.

Классификация методов, правильное понимание их взаимо­связи необходимы для более эффективного их использования.

Виды административно-правовых методов управления: ус­тановление правил поведения в сфере государственного общеобя­зательного или частного характера; определение режима дея­тельности органов государственного управления; утверждение плановых, индивидуальных заданий; разрешение, ограничение, запрещение, регистрация определенных действий; назначение или освобождение от должности; проведение контроля и надзора; отмена или приостановление правовых актов управления; поощ­рение; применение мер административного принуждения и т.д.

Читать еще:  Нормативная база административного права

С общетеоретических позиций указанные методы делятся на общие и специальные.

К общим методам управления традиционно относят мето­ды убеждения и принуждения, иногда дополняя их методами поощрения (стимулирования). Действие этих универсальных методов свойственно любой деятельности.

В зависимости от преследуемых целей к общим методам управления относят также методы контроля, наблюдения, адми­нистративного надзора, разработки мер воздействия, инструкти­рования и т.д.

На основании соотношения методов убеждения, принужде­ния, поощрения и иных общих методов выделяют специальные методы государственного управления.

Их можно классифици­ровать по следующим основаниям:

• по характеру (содержанию) управляющего воздействия;

• способу воздействия на управляемые объекты;

• степени воздействия на управляемые объекты и т.д.

По характеру (содержанию) управляющего воздействия спе­циальные методы государственного управления делятся на ад­министративные (прямого воздействия) и экономические (кос­венного воздействия).

Административные (прямого воздействия) методы уп­равляющего воздействия характеризуются односторонним, не­посредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых.

Административные методы классифицируются по различным критериям.

По способу воздействия:

• обязывающие к совершению определенных действий;

• уполномочивающие совершать определенные действия;

• поощряющие совершение социально-полезных действий;

• запрещающие те или иные действия.

По форме предписания:

По форме выражения указанные методы делятся на:

Экономические (косвенного воздействия) методы харак­теризуются тем, что с их помощью субъект управления

достигает желаемого поведения объекта управления посредством воз­действия на его интересы. Объект управления сам, а не по пря­мому предписанию субъекта управления, заинтересован действо­вать определенным образом. При этом воздействие осуществ­ляется на материальный интерес объекта управления, что дало основание называть такие методы экономическими.

Наряду с административными и экономическими методами в государственном управлении используются социально-психо­логические методы управляющего воздействия.

К социологическим методам относятся:

• методы управления социально-массовыми процессами;

• методы управления коллективами людей;

• методы управления индивидуально-личностным поведением и т.д.

Психологическими методами являются:

• методы комплектования малых групп в коллективе на осно­ве психологической совместимости работников;

• методы профессионального отбора работников по психологи­ческим характеристикам;

• методы психологического побуждения и т.д.

Административные, экономические и социально-психологи­ческие методы управления не применяются изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Все они могут иметь волевое предписание, экономическое содержание, оказы­вать социально-психологическое влияние.

По степени воздействия на управляемые объектыметоды деятельности органов управления делятся на методы регулиро­вания, методы общего руководства и методы непосредственного управления.

Под методом регулирования следует понимать определе­ние общей политики в отношении соответствующей отрасли управления и ее реализацию в нормативных актах посредством государственного финансирования и иными подобными путями. В основе здесь лежит правовое регулирование.

Этот метод нельзя отождествлять с регулированием как функцией управления, которая сводится к поддержанию состояния

упорядоченности в организации объекта и субъекта управ­ления и во взаимоотношениях между ними.

Метод общего руководства заключается в практическом проведении в жизнь общей политики в отрасли управления, планировании ее развития, в направлении деятельности подчи­ненных органов управления и контроле за подведомственными объектами.

Метод непосредственного управления состоит в прямом и систематическом воздействии на управляемые объекты в соот­ветствии с поставленными целями и задачами. Это текущее, по­вседневное управление оперативного характера. Оно распрост­раняется на объекты, находящиеся в непосредственном подчи­нении органов управления.

В современных условиях в связи с созданием сети крупных производственных объединений отчетливо обнаружилась необ­ходимость проводить четкую грань между государственным уп­равлением и управлением хозяйственной единицей, между ми­нистерствами и администрацией предприятий и объединений.

И министерство, и администрация предприятий и объедине­ний выполняют управленческие функции. Деятельность их рас­пространяется на объекты государственной собственности (речь идет о государственных предприятиях). Те и другие действуют в пределах своей компетенции. И казалось бы, неодинаковы у них лишь уровни и объем компетенции. Однако в действительности это не так. Между ними существуют качественные различия.

Министерство является органом государства. Администра­ция предприятия или объединения также выступает от имени государства, но одновременно служит и представителем возглав­ляемой ею производственной единицы, ее коллектива. Мини­стерство наделено весьма широкими правами в отношении под­чиненных ему предприятий. Но оно не может распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за предприятиями и объединениями и не отвечает по их обязательствам. Министер­ство выступает по отношению к ним как орган государственно­го управления, наделенный определенными властными полномочиями. А администрация объединений и предприятий, явля­ющихся хозяйствующими субъектами, естественно, распоряжа­ется закрепленным имуществом и средствами в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая их наиболее эф­фективное использование.

Методы регулирования и общего руководства присущи ми­нистерству. Метод непосредственного управления используется администрацией предприятий и объединений и лишь частично министерствами в отношении подчиненных им предприятий.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector