Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешние формы выражения административного права являются

Источники административного права. Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, ст. 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также глава 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации», устанавливающая конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Федерации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы. Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законы по вопросам, касающимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Ключевую роль среди источников административного права занимают нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Принципиальное значение имеют указы Президента Российской Федерации: от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и ряд других.

Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4. К числу источников административного права относятся постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации), например постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации, например постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 282 «Об Управлении ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)», постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области».

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих отраслевых административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации.

В настоящее время на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями времени, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм его важнейших институтов.)

Читать еще:  Как сохранить hosts от имени администратора

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы

К основным источникам административного права в Российской Федерации относятся:

Конституция РФ 1993г. – основной источник административного права. В ней содержится ряд положений, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Определяются основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,110-117), разграничиваются предметы ведения и полномочия федеральных органов и субъектов Федерации (ст.71-73),закрепляются основные права и свободы граждан.

Законодательные акты- конституционные, федеральные и субъектов Федерации.

Акты палат Федерального Собрания. Могут быть источниками административного права только в том случае, если содержат нормы управленческого характера.

Нормативные акты Президента РФ — указы и распоряжения.(Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.(Правила пожарной безопасности в РФ утверждены приказом Министра внутренних дел)

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Акты руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

В целом можно сказать, что административное право относится к числу наиболее не систематизированных и не кодифицированных отраслей российской правовой системы.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения.

Административно-правовые отношения— это урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения – это властеотношения. Этот признак является доминирующим , поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Эта деятельность диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть.

Административно-правовые отношения складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни – сфере государственного управления. Это организационные отношения., возникающие по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения.. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию.

Признаки административно-правовых отношений:

Классификация административно-правовых отношений:

По содержанию:

-материальные- урегулированные нормами материально-административного права;

-процессуальные- урегулированные процессуальными нормами административного права.

По основаниям возникновения:

— — возникающие, изменяющиеся:и прекращяющиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов;

— деликтные – являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений.

По структуре объекта:

— простые – объект, т.е. поведение или деятельность является единственным;

— сложные—те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например, имущество, информация, услуги и т.д.

По юридическому характеру взаимодействия их участников:

-властные или субординационные (по вертикали) – это те отношения, которые основаны на властном подчинении сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения;

— отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) – когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой.

По цели возникновения:

— внутренние – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления;

Внешние- возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

По характеру юридических связей:

— отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием)

— отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействиями).

Для возникновения административно-правовых отношений необходимо наличие трех элементов:

По соотношению прав и обязанностей участников:

-вертикальные правоотношения- один из участников подчинен другому;

Горизонтальные – участники которых не находятся в подчинении друг друга.

Административно-правовая норма непосредственно не создает административно-правового отношения. Она является правовой основой. Непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административно-правового правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой.

Юридический факт— это обстоятельство или условие, при наличии которого наступают указанные административно-правовые последствия.

Т.о., юридический факт – это предусмотренное нормой административного права жизненное обстоятельство, наступление которого вызывает, изменяет или прекращает административно-правовое отношение.

Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение.

Юридические события – это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. (не зависит от воли людей. Например, смерть гражданина)

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.

Правомерные действия- всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные- не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушающих их ( дисциплинарные и административные проступки).

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение административно-правовой нормы.

2.Что представляет собой отрасль административного права?

3.Назовите структуру административно-правовой нормы.

4.Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции.

5.Назовите виды административно-правовой нормы.

6.Дайте определение источников административного права.

7.Дайте дефиницию административно-правовых отношений.

8.Назовите признаки административно-правовых отношений.

9.Дайте классификацию административно-правовых отношений.

10.Что представляет собой юридический факт?

Литература:

1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ

2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ

3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/

В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр.12-17.

4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр. 11-28.

Читать еще:  Забыл пароль администратора

5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр 14-29.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 802 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники (формы выражения) административного права. Административное право и административное законодательство

Источники административного права — это формы выражения содержания норм административного права. Рассмотрение источников административного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими категориями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего выражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.

Правовой действительности известны следующие формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума.

Основным источником административного права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром правовых норм. Доминирование нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права».

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Рассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направленность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст.ст. 3—5, 10—12), участие граждан в управлении государством (ст.31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); определяют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельности и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом представительной власти. Основное отличие двух названных законодательных актов между собой заключается в том, что федеральные конституционные законы издаются по тем вопросам, по которым требует Конституция РФ (например, ч. 2 ст. 114 Конституции РФ гласит: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом») Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и т.п.

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой, так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другие.

4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом издания постановлений нормативного содержания. Нормотворческая компетенция Правительства РФ достаточно широка, что обусловлено тем фактом, что оно (Правительство) возглавляет исполнительную власть в государстве. Многие вопросы государственного управления объективно нуждаются в нормативном регулировании, что и достигается путем принятия нормативных постановлений. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и другие.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

5. Ведомственные нормативно-правовые акты (акты министерств, служб и иных ведомств). Данные нормативные акты принимаются федеральными органами исполнительной власти: министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и иными органами. Назначение ведомственных нормативных актов – детально урегулировать управленческие отношения. С учетом компетенции органов исполнительной власти нормативные акты могут носить надведомственный, отраслевой и специальный характер. Эти акты могут иметь форму положений, инструкций, приказов, уставов и др. В качестве примеров можно назвать Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел»; Приказ МВД Российской Федерации № 59 от 27 января 2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Читать еще:  Доступ запрещен обратитесь к администратору

6. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации являются действенными источниками административного права. Например, Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 года и т.п.

7. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления по вопросам местного значения принимают нормативно-правовые акты, которые регламентируют управленческую деятельность на уровне местного самоуправления. Примером может служить Устав муниципального образования городской округ город Тюмень; Устав города Тобольска и другие.

8. Межгосударственные соглашения. Это двусторонние и многосторонние нормативные договоры между субъектами межгосударственных отношений, которые содержат нормы административного права.

9. Локальные нормативно-правовые акты. Эти акты принимаются руководителями предприятий, учреждений и иных организаций независимо от формы собственности, содержат нормы административного права и действуют, как правило, в пределах данных формирований.

Обилие источников административного права актуализирует проблему систематизации административно-правового законодательства. В настоящее время кодифицировано только законодательство об административных правонарушениях (Кодекс РФ об административных правонарушениях). Вместе с тем Налоговый кодекс РФ также устанавливает административную ответственность за налоговые правонарушения.

Административно-процессуальное законодательство находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Выход из сложившейся ситуации видится в принятии на федеральном уровне Основ административно-процессуального законодательства, а на уровне субъектов Федерации — Административно-процессуальных кодексов.

Сегодня в первоочередном порядке следует провести инкорпорацию административно-правового и административно-процессуального законодательства, т.е. объединение и расположение нормативного материала по соответствующим административно-правовым институтам.

Внешние формы выражения административного права являются

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector