Microclimate.su

IT Новости
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной источник административного права рф

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Источники административного права

Под источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах – например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах – в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и разнообразность административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст.110 – 117, ч. 2 ст.77; ч.1, 2, 3 ст.78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (например, те, которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременно административного права. Надо подчеркнуть, что с принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников административного права существенно расширилась.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.; Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г (ред. от 05.05.2007).; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.(ред. от 14.02.2007) и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

Читать еще:  Временная финансовая администрация в муниципальном образовании

3. Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми является, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.

4. Нормативные постановления Правительства российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения …» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Помимо сказанного, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.); Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, правила оказания услуг общественного питания.

5. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственный) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права – государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопрос административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Книга продаж из xls в xml бесплатно

Административное право России

Источники административного права

В юридическом смысле источниками административного права признаются нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Основным источником административного права, как и любой иной правовой отрасли, является Конституция РФ, в соответствии с которой должна строиться вся правотворческая деятельность в Российской Федерации. Конституция РФ, ее положения и нормы (о разделении осуществления государственной власти, месте исполнительной власти в системе властей, правах и свободах граждан, о федеративном устройстве РФ и т.д.) имеют определяющее значение для формирования и развития административного права.

Собственно источниками административного права, т.е. содержащими его конкретные нормы, являются различные и многочисленные нормативные акты. Для обобщенного представления о них важно иметь в виду, по крайней мере, то, что: а) данная отрасль в целом не кодифицирована. С учетом федеративного устройства кодифицированы лишь нормы об административных правонарушениях.

Следовательно, в Российской Федерации и в данной области нет единого кодификационного акта; б) административное право объединяет материальные и процессуальные нормы. При всем том, что они пока не отделены друг от друга, тесно увязаны между собой, они все же могут быть выражены в разных источниках. Наблюдается большая степень централизации административно-процессуального регулирования (см. КоАП РФ); в) Конституция РФ выделила в самостоятельные разновидности административное и административно-процессуальное законодательство и отнесла их к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ст. 72). Формального определения их нет. а в специальной литературе и обиходе они ошибочно отождествляются с законодательством об административных правонарушениях.

В теоретической литературе под административным законодательством понимаются либо все нормативные правовые акты, либо только законы, содержащие административно-правовые нормы. Такие взгляды получают свое подтверждение и в законах, регулирующих отношения в тех или иных областях. Однако для понимания источников административного права в целом это не имеет принципиального значения; их системы образуют: а) законы и б) подзаконные нормативные правовые акты. Те и другие могут быть как специальными, содержащими только или главным образом нормы административного права (например, КоАП РФ, законы об административных правонарушениях субъектов РФ и др.), так и комплексными, содержащими наряду с нормами других отраслей и нормы административного права.

Различают следующие источники административного права.

Законы РФ. По своему значению они делятся на федеральные конституционные законы, например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», и федеральные законы, формами которых являются также кодексы (Воздушный кодекс РФ. Кодекс торгового мореплавания РФ. Лесной кодекс РФ и др.), уставы, например, Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Нормативные правовые указы Президента РФ. Они могут содержать нормы административного права по различным вопросам его предмета: организации и осуществления исполнительной власти, государственной службы и др. Так, действуют указы Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ. Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; от 5 июня 2003 г., которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указами Президента РФ утверждаются положения о непосредственно подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и т.д.

Постановления Правительства РФ содержат значительное количество административно-правовых норм, ибо Правительство РФ, будучи высшим исполнительным органом государственной власти РФ, обладает широкой компетенцией в области государственного управления, установленной Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Например, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Правительством РФ утверждаются положения о подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и других государственных органах.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Ими могут устанавливаться административно-правовые нормы, действующие как в системе данных органов, так и за ее пределами, например, таможенные, санитарные, ветеринарные и другие правила.

Конституции, уставы субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ, нередко прямо устанавливают основы организации и осуществления управления в данном субъекте, определяют формы его осуществления, служат непосредственной основой их правотворческой деятельности и т.д.

Законы субъектов РФ (могут издаваться также в форме кодексов). По своей тематической, отраслевой направленности они разнообразны, но чаще всего ориентированы на различные сферы и отрасли управления, реализацию прав и свобод граждан и т.д. Они издаются как по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, так и по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ.

Читать еще:  Конституция рф как источник административного права

Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку эти акты имеют в основном управленческую направленность, они содержат преимущественно нормы административного права по вопросам организации здравоохранения, образования, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Нормативные правовые акты местного самоуправления. Характер компетенции этих органов таков, что издание правовых актов ими предполагает включение в них и административно-правовых норм.

Нормативные правовые акты предприятий, учреждений, организаций (локальные акты). Они могут содержать нормы, регулирующие в них внутренние отношения. Однако нормативные правовые акты некоторых государственных корпораций действуют и в их внешних отношениях (см. ст. 8 ФЗ от 1 декабря 2007 г. № Э17-ФЗ).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, относящиеся к организации публичного управления, статусу его субъектов.

Основной источник административного права рф

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector