Сущность административно правового статуса граждан - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность административно правового статуса граждан

newinspire

Понятие, элементы, особенности и виды административно-правового статуса гражданина

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.

Элементы административно-правового статуса гражданина

Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Особенности административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.).

Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими.

Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).

В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).

В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Виды административно-правового статуса гражданина

Выделяют три вида административно-правового статуса гражданина : общий, особенный и специальный.

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.

Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности.

Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти.

Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти.

К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

Понятие и сущность административно-правового статуса человека и гражданина

Тема № 5. Административно-правовой статус человека и гражданина

План лекции:

1. Понятие и сущность административно-правового статуса человека и гражданина

2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

На протяжении всей истории развития общества проблемы «общество-личность», «государство-гражданин» относятся к числу тех, к которым было приковано пристальное внимание. Не случайно поэтому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида»[44].

Правовое положение личности зависит от характера политического режима, экономической основы государства, особенностей исторического развития и уровня культуры общества, национальных традиций и многих других обстоятельств. Правовой статус личности включает в себя два аспекта: как человека в гражданском обществе и как гражданина в сфере политической жизни. Эти аспекты предполагают рассмотрение личности как человека и как гражданина и, соответственно, наделяют личность правами человека и правами гражданина.

Взаимосвязь государства и личности требует четкого правового регулирования. Только при его наличии можно говорить о возможности реальной ответственности государства и гражданина друг перед другом. В современной России правовой статус человека закреплен не только на конституционном уровне, но и в многочисленных законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых документах. Правовой статус человека и гражданина при наличии многих сходных моментов имеет и принципиальные отличия.

По мнению Е.А. Лукашевой, человеку априори отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права же гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право- и дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

Кроме того, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких прав и обязанностей, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. К их числу, например, можно отнести права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и другие.

Читать еще:  Источники административного права рф

Административно-правовой статус человека и гражданина включает в себя четыре составных элемента.

Первый, элемент представляет собой правовой статус «человека» как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения человека призвано занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица обязаны служить обществу, каждому человеку. Эта мысль выражена в статье 2 Конституции Российской Федерации, где говорится, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно Конституции Российской Федерации и основанному на ней законодательству любой человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания, является в России субъектом всех отраслей права. При этом основы правового статуса личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Они включают нормы конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, входящих в структуру правового статуса человека и находящихся в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, личные права. Личные, или гражданские, права необходимы для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частны х интересов. По своей природе они:

1) являются правами человека, то есть принадлежат каждому, не связаны с гражданством;

2) являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемый характер данных прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Вот почему эти права и свободы именуются «естественными», присущими каждому человеку.

К их числу следует отнести право: на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; на защиту своей чести и доброго имени; на защиту личных интересов всеми способами, не запрещенными законом; на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию (ст.ст. 20,22, 23, 25, 27, 45 Конституции Российской Федерации).

Говоря о содержательном соотношении таких юридических конституционных терминов как «права» и «свободы» человека надо заметить, что законодатель прямого и однозначного ответа на этот вопрос не дает. Однако анализ положений Конституции РФ и действующего законодательства позволяет сформулировать вывод о том, что свободы можно реализовать абсолютно без участия государства, тогда как реализация прав в подавляющем большинстве случаев предполагает такое участие.

Давая характеристику административно-правовому статусу человека, наряду с правами и свободами нельзя не упомянуть и комплекс обязанностей, в числе которых можно выделить, например, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, о сбережении памятников истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вторымэлементом административно-правового статуса личности является ее статус, как гражданина Российской Федерации. Каждый гражданин Российской Федерации, как субъект административного права, имеет свой гражданский административно-правовой статус. К нормам административного права, определяющим права и обязанности гражданина применительно к сферам государственной и общественной деятельности, можно отнести, например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Кроме того, административно-правовые нормы, определяют возможности гражданина в сфере хозяйственно-трудовой деятельности (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности, право частной собственности, в том числе на землю, право неприкосновенности собственности, гарантируемое тем, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)[45]. Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу человека права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Третийэлемент административно-правового статуса индивида характеризуется социальной направленностью. Он необходим, чтобы гражданин был социально защищен, имел возможность учиться, заниматься творчеством, получать квалифицированную медицинскую помощь и т.п. Социальный статус необходимо рассматривать не только в смысле социальной иерархии граждан. Выделение социального статуса объективно обусловлено тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца, инвалида и др.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Некоторые из них получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого такого субъекта может быть установлен определенный круг дополнительных прав и обязанностей.

В литературе встречаются и иные подходы к классификации элементов административно-правового статуса человека и гражданина. Например, Корепина А.В., применив для этого концепцию профессора Г. Еллинека, являющегося представителем немецкого юридического позитивизма, сформулированную им еще в 1905 г.[46], выделяет в структуре рассматриваемого административно-правового статуса:

— сферу свободы личности, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни отдельные граждане;

— возможность государственной защиты прав и свобод личности;

— возможность свободного участия гражданина в публичной жизни, формировании и осуществлении государственной власти;

— специальный (особый) правовой статус гражданина.[47]

Административно-правовой статус человека и гражданина определяется объемом и характером административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

В предыдущих лекциях подчеркивалось, что административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Если основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, то ряд прав, особенно в сфере государственного управления, лицо приобретает позже. Точно также некоторые права для гражданина прекращают свое существование еще до его смерти. Например, после достижения определенного возраста гражданин не может состоять на государственной службе.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития лица, наличия у него необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности отдавать отчет своим действиям, предвидеть их возможные последствия и др.

Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Читать еще:  Административное правонарушение как основание административной ответственности

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод, реализуемых всеми граждан (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения, распространяющиеся на более ограниченный круг лиц (призыв на военную службу[48]).

Таким образом, можно заметить, что административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс юридических прав, юридических обязанностей, запретов, ограничений, гарантий и юридической ответственности, закрепленных административно-правовыми нормами.

|следующая лекция ==>
Источники. Классификация административно-правовых отношений|Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 3109 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовой статус граждан: понятие элементы, общая характеристика.

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).

Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

— Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

— Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.

В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:

— право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

— право граждан на объединение (закон об общественных объединениях — на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

— политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

— право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);

— право на неприкосновенность жилища;

— право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);

— право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

— право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности : своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ. Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;

5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачивается; забастовка и др.);

Читать еще:  Надстройка vba excel скачать бесплатно полную версию

6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административно-правовой статус граждан: понятие элементы, общая характеристика.

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).

Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

— Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

— Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.

В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:

— право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

— право граждан на объединение (закон об общественных объединениях — на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

— политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

— право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);

— право на неприкосновенность жилища;

— право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);

— право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

— право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности : своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ. Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;

5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачивается; забастовка и др.);

6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector