Научиться рисовать как модный дизайнер - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научиться рисовать как модный дизайнер

Как рисовать эскизы одежды: инструкция для начинающих

Стиль жизни

Содержание

Точно так же, как возведение дома никогда не начинается без проекта, так и одежда не шьётся без эскиза. В мире моды новые модели одежды до того, как их воплотят в выкройки и сошьют, сперва рисуют от руки. Сначала делается набросок – реалистичная фигура в виде манекенщицы, на которую примеряются придуманные платья, сарафаны, юбки, блузы, кардиганы. Набросок даёт представление о том, как будет выглядеть наряд в конечном итоге.

Эскиз – это своего рода мостик между модельером и ценителями, которые поддержат или раскритикуют. Им надо в цвете и образах представить удивительную и неповторимую дизайнерскую задумку, чтобы она их зацепила.

Как рисовать эскизы одежды для начинающих дизайнеров? Об этом мы и собираемся поговорить.

В каком стиле будет рисунок?

Теперь необходимо продумать, как сделать тот самый цепляющий предварительный технический рисунок – в академическом или в фэшн-стиле? Первый способ, безусловно, отображает на бумаге все пропорции тела, но одежда будет смотреться, прямо скажем, – скучновато.

Остаётся fashion drawing, кстати, – очень популярный в мире: на всех дизайнерских факультетах ему посвящается много времени. Этот метод подразумевает изображение фигур обычных моделей с нормальными пропорциями, за исключением одной детали – непропорционально длинных ног. Эти фигуры нужно одеть в яркую, смелую, красочную, немного утрированную, выдержанную в журнальной эстетике дизайнерскую одежду.

Учимся рисовать фигуры

Итак, чтобы нарисовать эскиз одежды, следует предварительно правильно изобразить фигуру, на которую эта одежда будет надета. Основная трудность – передача изгибов рук, ног и бёдер, поворотов головы. Для этого необходимо хотя бы немного узнать об анатомическом строении человека, опорной ноге и балансе тела, представлять себе, куда упадёт тень.

С этой целью вглядывайтесь в движения тел на фотографиях и пробуйте это нарисовать. Всё получится при определённой тренировке. Появится память пальцев, и тогда вы сможете красиво изобразить одежду.

Подготовка к созданию эскиза

Чтобы набросок получился именно таким, каким вы его видите в своём воображении, постарайтесь нарисовать его правильно, следуя нашим советам

Подготовка материалов

  • твёрдый карандаш для контурной штриховки;
  • плотная бумага;
  • ластик;
  • цветные маркеры, чернила или краски, чтобы раскрасить модель одежды.

Выбор позы модели

Подумайте, как вам нарисовать модель: идущую, сидящую, стоящую. Последнее положение – самое распространённое и лёгкое в исполнении. Теперь поищите в интернете похожую модель и, глядя на неё. потренируйтесь рисовать такую же. Если не сможете, то просто изготовьте клише и обведите его по контуру.

Рисунок рабочей модели

Голова

Начинайте с разметки фигуры – для этого проведите на листе бумаги сверху вниз ровную линию. Это будет центр тяжести вашей модели, своего рода скелет. Затем нарисуйте овал – будущую голову. При разработке дизайна одежды нет нужды в соблюдении пропорций, ведь на первом плане – одежда, а не анатомия.

Зона ниже пояса

Изобразите квадрат чуть пониже середины. Для стройных моделей потребуется небольшой квадрат, для бодипозитивных – побольше. Учитывая выбранную позу для вашей модели, квадрат наклоняйте влево или вправо. Для стоящей модели не надо его наклонять.

Торс и плечи

Линии торса протяните кверху, начиная от углов тазового квадрата, в области талии их необходимо сузить. Затем вновь расширьте к плечам. Бёдра и плечи сделайте одного размера. Высота торса должна равняться 2-м головам

Шея и голова

Шея составляет третью часть от ширины плеч и половину длины головы. Голова должна быть пропорциональна телу. Сотрите первоначальный овал. Рисунок головы можно изображать так и эдак, наклоняя вниз, вправо, влево или вверх.

Их длина составляет не менее 4-х голов. Они состоят из бёдер – начиная от низа тазового квадрата до колена, и икр – от колен до щиколоток. Следуя манере дизайнеров, можно увеличить рост модели за счёт удлинения ног. Верхняя часть бедра – одной ширины с головой. К колену – сужайте до трети от самой широкой части бедра. Затем сужайте дальше к щиколоткам, которые должны быть равны четвертой части ширины головы.

Ступни и руки

Ступни нарисуйте узкие, это красиво – в виде треугольников той же длины, что и голова. Руки нужно сужать к запястьям и чуть удлините, чтобы гармонировали с удлинёнными ногами. Дорисуйте пальцы.

Рисуем одежду и аксессуары

Теперь наступило время одеть вашу фигурку в придуманную вами одежду. Дорисуйте на ткани принты, рюши или бантики, добавьте аксессуары. Воротник, горловина, застёжки, пояса, пуговицы, блёстки, карманы, швы, – важно всё.

Прорисовывайте складочки и заломы ткани на локтях, у талии, у запястий. Если будущая ткань по текстуре будет шелковистой и тонкой, то на рисунке она должна словно стекать по телу. Плотная, типа джинсовой чуть скроет форму тела. Для правильного изображения направления складок используются прерывистые мягкие штрихи. Не стоит делать жирные линии, когда вы только учитесь набрасывать эскизы. Лёгкие линии проще поправлять или стирать. Тщательно прорисовывайте складки, морщинки и заломы в виде петелек, волнистых линий.

Тени и оттенки

Завершающая стадия моделирования – добавляем тени, краску и оттенки. Сотрите карандашные линии и пометки, затем осторожно закрасьте маркерами, чернилами или красками одежду в задуманные вами цвета и тона. Присовокупите волосы, солнцезащитные очки, сделайте вашей модели макияж. Эти штрихи сделают ваш эскиз полнокровным.

Научиться рисовать как модный дизайнер

Fashion Artist — Drawing Techniques to Portfolio Presentation
Sandra Burke

Книга на английском языке известного по всему миру британского дизайнера Сандры Бурке. Издание представляет собой своего рода самоучитель для тех людей, которые хотят попробовать себя в качестве художника — дизайнера модной одежды. В книге описываются основные техники изображения одежды, человеческих поз и подготовки портфолио художника.

Basics Fashion Design 06: Knitwear
Hopkins J.

Читать еще:  Простейшие дизайнерские программы

Дизайн Моды основ: Рисунок Моды обеспечивает визуально ориентируемое введение в различные стили рисунка, методы и подходы, которые преподаются в колледжах и используемый экстенсивно в индустрии моды. Первая часть обращается к основным принципам хорошего рисунка моды, включая важность вездесущего эскиза моды в выражение мысли. Понимание пропорций моды в отношении к анатомии постоянного числа рассматривают глава два. Следующая глава вводит отличительное характер и цель моды ‘плоскости’ и линейный рисунок процессы отдельных предметов одежды. Роль компьютеров к
поддержите и увеличьте процесс рисунка, также рассмотрен и по сравнению с большим количеством традиционных отдающих руку методов. Вторая часть обложек книги, тянущих повышения, включая цвет, отдающий как важный аспект моды художественные работы, коллаж и методы мультимедиа. Наконец, мода рисунки для форматов представления и портфелей моды объясненный и визуально иллюстрированный.

Дизайн в моде. Моделирование одежды
Кэролайн Тэтхем, Джулиан Симен

Эта книга — незаменимое практическое руководство для всех тех, кто профессионально занимается моделированием одежды, а также для тех, кто просто неравнодушен к моде. Она незаменима для студентов дизайнерских колледжей и отделений университетов.
Этот потрясающий учебник, состоящий из 24 уроков, шаг за шагом рассматривает все этапы создания одежды — от поиска основной творческой концепции всей коллекции до конкретных техник ее моделирования.

Вы научитесь:
Находить оригинальные творческие идеи и превращать окружающий мир в неиссякаемый источник вдохновения.
Рисовать модели, воплощая свое собственное уникальное видение.
Планировать коллекцию, определив потенциального потребителя и выбрав цвета и ткани, способствующие реализации единого замысла.
Создавать портфолио для продажи своих идей.

Остин Клеон
Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения

Это удивительно вдохновляющая, яркая, оригинальная, практичная и увлекательная книга о творчестве!
Не нужно быть гением, достаточно быть самим собой! Вот главная мысль Остина Клеона, молодого писателя и художника, который считает, что творчество присутствует во всем и доступно каждому.
В мире нет ничего оригинального, поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели, и предоставьте свободу своему творческому «я»!
«Кради как художник» — это манифест цифровой эры. Это позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.
Эта книга для всех, кто пытается привнести творческое начало в свою жизнь и в свою работу.

Drudi Elisabetta. Figure drawing for fashion design

Структурно книга состоит из 2-х частей. Часть первая, объемом в 60 страниц, посвящена рисунку женской фигуры. Пропорции, изображение тела по частям — глаза, нос, губы, голова и ее ракурсы, волосы, руки, ноги, повороты корпуса. Более 250 качественных зарисовок. Вторая часть переводит женскую фигуру в пространство моды. Здесь рассматриваются такие темы, как стилизация фигуры — от 8-ми к 10-ти головам, различные «модные» позы, подиумная проходка, типы модных причесок.

Все темы раскрываются на многочисленных рисунках. Популярные позы моделей представлены в полный рост, в высоту листа книги, и могут использоваться как шаблоны в работе дизайнера. Постепенно к эскизу фигуры добавляется одежда. На фигуры-шаблоны надеваются прозрачные туники и драпированные платья, деловые костюмы, зимняя многослойная одежда, фантазийные наряды. Одетые фигуры показаны сначала в контурном рисунке, а рядом — в раскрашенном виде.Завершает книгу технический раздел с рисунками складок, драпировок, воланов, обуви, подборкой различных видов юбок, брюк, вырезов, воротников, верхней одежды, вариантов расположения вытачек и примерами технических рисунков, необходимых в работе дизайнера.

Field Guide: How to be a Fashion Designer

Эта книга является базовой для начинающих модельеров. Она полностью объясняет основные понятия, окружающие бизнес моды, дизайн с с точки зрения творчества и маркетинга. Задуманная как блок-схемы, книга постепенно знакомит читателя со всеми этапами разработки коллекции и подчеркивает ключевые моменты в процессе, от генезиса идеи до производства конечной конструкции.

Эберле, Деллель, Сало: Эскиз и рисунок. ( Два тома )

В книге дано подробное разъяснение основ рисования фигуры человека и эскизов моделей одежды. Вы найдете доступно и наглядно представленные схемы постановок фигуры и самых различных ее положений и ракурсов, а также примеры их использования для изображения женской, мужской и детской одежды. Иллюстрации крупного формата позволяют работать с книгой, используя кальку или стол с подсветкой.

Книга на английском языке, адресованная начинающим и профессиональным дизайнерам модной одежды и художникам. В издании в доступной форме рассказывается об основах изображения людей в разных позах, изображения деталей одежды, описываются основные техники, используемые профессиональными дизайнерами для изображения своих идей на бумаге, даются советы по оформлению презентаций моделей одежды, приводятся интервью с известными художниками- иллюстраторами. Материал книги сопровождается красочными иллюстрациями.

«Сотвори и продай! Как превратить хобби в Дело и добиться успеха»
Светлана Воинская

Творчество может и должно приносить деньги! Многие люди хотели бы всерьез заняться делом по душе, тем, что приносит море удовольствия: рисовать, мастерить, шить или вязать, лепить. Один вопрос: как этим заработать?

Книга дает ответы на этот и многие другие вопросы. Как начать свое дело без бюджета и где найти помощников? Как удачно представить свои работы публике и где ее найти? Как сэкономить на продвижении и где продавать свои изделия? Как общаться с клиентами, чтобы они к вам возвращались снова и снова, и где найти лучшие материалы? Как стать звездой хендмейда и где потом проводить мастер-классы? И наконец, как создать собственную дизайнерскую марку?

Это руководство к действию — как из милого сердцу хобби создать прибыльный бизнес.

Для творческих людей.

«Профессия — иллюстратор. Учимся мыслить творчески»
Натали Ратковски

О чем эта книга
Эта книга о том, как иллюстратору научиться видеть и мыслить, работать продуктивно и постоянно, а не наскоками, и о том, как научиться верить в себя и свой талант. Хорошая, остроумная иллюстрация живет не только за счет мастерства иллюстратора и отточенной изобразительной техники. Интересной ее делает в первую очередь оригинальная графическая метафора. Эта книга поможет вам находить яркие образы для передачи прямого и скрытого смысла иллюстрируемого текста.

Читать еще:  Дизайнер интерьера программа 3d

Фишка книги
В книге собраны десятки упражнений для тренировки художественного зрения, подробно и с красочными примерами описаны техники творческого подхода к созданию остроумных, запоминающихся иллюстраций. Кроме того, в ней затрагивается тема обучения за границей, нестандартного профессионального портфолио и эффективной саморекламы.

Почему мы решили издать ее
Потому что сами любим хорошо иллюстрированные книги.

Для кого эта книга
Для художников, иллюстраторов, дизайнеров. А также для тех, кто хотел бы развить у себя творческое мышление или заглянуть на творческую кухню иллюстратора.

От автора
«Эту книгу я писала сначала для себя — «в стол», лишь изредка публикуя какие-то куски в своем блоге, чтобы убедить в первую очередь себя не бояться выбирать новые пути создания интересных работ, не дожидаться озарения или лучших дней, верить в свои силы и не пугаться кропотливой работы над собой. Мне понадобилось много времени, чтобы понять: тот, кто выбирает всегда одну и ту же дорогу, никогда не придет к новым горизонтам.
В первой части книги идет речь о творческом раскрепощении. Отказаться от стесняющих стереотипов, научиться видеть и анализировать — первый шаг к осознанной и продуктивной работе.
Вторая часть книги поможет укрепить веру в собственные силы, навести порядок в мыслях, эскизах и записях, а также выявить закономерности там, где, казалось бы, их вовсе нет.
В третьей, самой большой части книги речь пойдет о техниках создания иллюстраций с изюминкой: о комбинировании, визуальных метафорах, оптическом обмане и многом другом. Так как понятие «иллюстрация» объединяет в себе множество направлений (например, иллюстрация детских книг, книг для взрослых, для периодической печати — журнальной и газетной, иллюстрация для рекламы, промышленности, научно-популярных и учебных изданий), отдельные техники помечены специальными символами, которые помогут сориентироваться в том, для какой именно иллюстрации можно использовать тот или иной прием.
В заключение — несколько советов, посвященных грамотному составлению портфолио, ведь умение правильно и неординарно преподнести собственный труд — важный шаг на пути становления иллюстратора.
Каждый, кто решает стать иллюстратором, рано или поздно замечает, что выбрал не самый легкий путь. И это верно. Но этот путь точно не проходит по горячим углям и уж тем более по темным улицам. Профессиональный иллюстратор не хуже любого дизайнера разбирается в типографике, умеет очаровывать свою публику красивыми работами и удивлять провокативным содержанием. Он не только зарабатывает своим талантом на жизнь, но и живет своей работой. При всех своих трудностях профессия иллюстратора может стать дорогой к совершенству, мастерству, к интересным и оригинальным работам и, конечно, к успеху.
И главное: после прочтения этой книги вам захочется творить!»

Рецензии на книгу « Научиться рисовать как модный дизайнер » Силия Джойси

Учусь на фэшн дизайнера, книга интересная. Читается на одном дыхании. есть много информации не только по построению фигуры в разных положениях, но и по построению разных видов одежды, головных уборов. Показаны примеры разных подходов в иллюстрации разными известными дизайнерами. Заказала за 900 р, правда, а через пару недель эта книга оказалась по акции за 650 р. Так что смотрите, на праздники — черная пятница, день матери и пр. здесь часто бывают акции.)))

Для начинающих дизайнеров, первокурсниковмодельеров — отличная книга. Я думаю, попадись мне эта книга на первом курсе, я бы была в восторге. Хотя, честно говоря для практикума,я бы лучше посоветовала книгу Лумиса «Искусство рисования», чем эту книгу. Для меня, как для дизайнера — модельера с дипломом — эта книга полное разочарование и выброшенные деньги. Для человека который только учиться, возможно эта книга будет интересна и полезна.

Купила для дочери 10 лет. Немного сложновато, но интересно.

Мне книга тоже понравилась! Не знаю, насколько она подходит профессионалам, но материал в ней изложен вполне понятно. Рисовать не научит, но, если уже умеете, поможет сориентировать ваши знания в сторону сферы моды.

Качество печати хорошее. Формат А4, обложка мягкая. Подойдет для подарка кому-то «своему», заинтересованному в тематике.

Предыдущий рецензент, видимо, знатный и опытный рисовальщик, что не может не вызывать во мне, начинающей криворучке, приступы неконтролируемой зависти 🙂 Так вот для меня (как раз в силу ничтожности умений, очевидно) книжка оказалась очень даже пользительной.

Структура книги такова: сначала идут интервью с дизайнерами одежды, все они отвечают на одни и те же вопросы о рисовании эскизов (если кому-то важно, то в фото содержания есть список персонажей).

Далее — самый объемный и самый ценный раздел «Основы рисования». Начинается с человеческой (если точнее, то женской) фигуры, отдельных частей тела, поз. Далее — разнообразные предметы одежды. Техника рисования, предлагаемая авторами, очень далека от академической — и в этом отдельная большая прелесть, на мой взгляд. Простота освоения, технологичность использования в моделировании, наглядность — так бы я сформулировала суть авторской идеи. Все учебные рисунки выполнены как бы карандашом, но в вводной части авторы рассказывают о разных манерах и призывают пробовать их.

Ну и последний короткий раздел — моделирование одежды. Он про то, как составлять коллекции и как пытаться продать себя в фэшн-индустрии.

Книга крупного формата, что удобно для рассматривания деталей. Плотная белая шероховатая бумага. Стильная верстка. Да, недешевая, но вполне оправданно, на мой взгляд.

Прилагаю фото содержания и пару страниц про рисование фигур, как наиболее увлекших меня.

Читать еще:  Бесплатные фотостоки для дизайнеров

Как рисовать одежду для фэшн-эскизов

Переходим к самому интересному — к рисованию одежды! В этом уроке вы узнаете, как правильно построить силуэт, определить ракурс модели, и облачить тело в ткань, чтобы это выглядело естественно.

Силуэт

Пока вы тщательно не освоите структуру одежды, мы будем рисовать фэшн-эскиз как бы одевая “тело”, которое вы научились рисовать в предыдущих уроках.

Заметьте, что несмотря на то, что каждая линия служит важным элементом финального эскиза, ей не обязательно выглядеть реалистично. Более важно — сохранить правильно построенный рисунок, пока вы не достигните желаемой конструкции. Повторяя рисунок неоднократно, вы сможете смоделировать и создать свой собственный дизайн.

В фэшн-дизайне постарайтесь избежать нечетких форм. Представляя свои идеи в качестве эскиза, обязательно учитывайте, в каких местах висит ткань, и избегайте конструкций с элементами, которые не соответствуют гравитации или хорошей подвижности. Действуя таким образом, вы найдете «ваш силуэт».

Отношения между тканью и телом

Между телом и тканью есть пространство. Оно необходимо для подвижности и для создания стиля. Изучите какие части тела будут соприкасаться с тканью, а какие нет, смотря на свою собственную одежду, и изобразите это в линиях на своем рисунке. Уделите особое внимание рукам и ногам, не забывая про силу гравитации.

Определяем ракурс

Фэшн-эскизы будут выглядеть более убедительно, если и модель и одежда на ней будут изображены с определенным трехмерным эффектом. Ниже рассмотрены 4 модели с разных ракурсов. Если представлять тело как трубу, это поможет понять насколько важно рисовать края одежды правильно.

При рисовании горизонтальных линий, таких как подол, в отличие от вертикальных линий, таких как боковая линия тела, необходимо учитывать ее непрерывную линию по направлению к спине. Убедитесь, что установили точку обзора правильно, тогда вы сможете изобразить ваш дизайн корректно. Стандартная точка обзора в фэшн-дизайне находится на высоте глаз модели и на расстоянии 2-3 метров от нее.

Как рисовать выточки, сборки, складки и драпировку

Выточки, сборки и складки используются для увеличения или уменьшения объема одежды. Их необходимо рассматривать по структурным и функциональным причинам, когда делаешь скетч. Нужно знать правила, которые укажут где и в каком направлении нужно добавить или уменьшить объем.

Дизайнеры одежды всегда фокусируются на объеме и направлении драпировки, которые определяются направлением долевой нити на ткани, формой тела и гравитацией. Сначала нарисуйте драпировку на отдельном листе для того, чтобы понять как хотите, чтобы она выглядела на ткани и где ее нужно разместить.

Характеристики ткани/Складки

В то время, как драпировка создает красивые линии в статике, линии, появляющиеся при движении называются складками. Когда две проектных точки на ткани оторваны друг от друга по вертикали, горизонтали или диагонали, могут появиться складки. Все что вы можете сделать — нарисовать мягкие изогнутые линии туда-обратно между этими проектными точками.

Рисуйте складки, начиная с центра тела и представляя текстуру ткани, чтобы не испортить форму. Изучите направление потока ткани.

Используйте разные варианты линий

Варьируя толщину линий или создавая различные уровни, вы можете резко увеличить количество переданной информации о вашем дизайне. Добавив маленькую тень вдоль края поднятой ткани, вы смягчите линии.

Как показано на рисунке выше, эффект от добавления уровней на край линии талии очевиден.

Карман — важная деталь в вашем дизайне.

Воротник (на левом верхнем рисунке) выглядит как свернутый лист бумаги, в то время как следующий (второй слева) выглядит мягче. Всего лишь небольшое различие линий улучшает изображение и может выразить толщину ткани.

Фэшн скетчи

Если вы будете делать наброски с настоящей модели, тратя на каждый эскиз не больше 10 минут, вы очень эффективно повысите свою способность «схватить» самое необходимое. Цель скетчей — потренировать свой глаз и улучшить навык рисования от руки, детали здесь не важны. Просто сконцентрируйтесь на наблюдениях. Для начала нарисуйте тело тонкими линиями, а затем постепенно добавляйте детали, после того как “схватите” картинку целиком.

Однажды, когда у вас получится то, что вы хотели, после стирания нежелательных линий, вы увидите едва заметные вертикальные и горизонтальные линии. Рисуйте людей вокруг себя, которые вам нравятся. Очень рекомендую пробовать различные позы и стили, отличных от фэшн эскизов профессиональных моделей.

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».

Рисуйте как fashion-дизайнер

Уроки визуального стиля

Рисуйте как fashion-дизайнер

Уроки визуального стиля

Развороты книги

О книге

Пошаговое, максимально практичное, руководство по фэшн-иллюстрации с нуля.

Автор книги — эксперт в области фэшн-иллюстрации Елена Астахова — расскажет обо всем процессе с самых основ (выбор материалов, построение фигур, ракурсы) до проработки таких деталей, как фактуры сложных тканей и материалов. Выполняя упражнения каждого раздела, после прочтения книги у вас на руках будут законченные проекты.

Благодаря этой книге вы:

Научитесь рисовать красивые фэшн-образы и презентовать свои идеи.

Начнете отрисовывать собственные коллекции, представлять целостность образов.

Откроете для себя путь в новую профессию — фэшн-иллюстрации: сможете рисовать для журналов и книг, на мероприятиях (event-скетчинг), сотрудничать с различными брендами и модными домами.

Приблизитесь к профессии дизайнера (а копирование авторитетных дизайнеров развивает вкус).

Будете экспериментировать с тканями и образами. Очень часто именно эскизирование помогает избежать ошибок при подборе тканей.

Фишки книги

Очень подробно, наглядно и доступно.

Автор имеет классическое художественное образование и опыт преподавания фэшн-иллюстрации (Елена окончила художественную школу им. Рихтера и Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Около 5 лет преподает, ведет курсы)

В этом жанре редко останавливаются на фактурах, Елена умеет с ними работать и обучать этому.

Облегченная обложка — удобно носить с собой.

Для кого эта книга

Для начинающих и любителей фэшн-иллюстрации — дизайнеров одежды, фанатов моды и глянца.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector