Основы сценического мастерства - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы сценического мастерства

Упражнения для начинающих актеров

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Основные правила актерского мастерства

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил». Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Если рядом есть такой же начинающий актер – можно поделиться выводами с ним, услышать его версию, обосновано и аргументировано объяснить свою точку зрения. Упражнение учит обращать внимание на мелочи, формулировать мысли, развивает фантазию и творческое мышление.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.
‘ alt=»»>

Конспект занятия по актерскому мастерству «Действие – основа сценического искусства для актера»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное казённое учреждение

«Центр внешкольной работы»

занятия по актерскому мастерству

«Действие – основа сценического искусства для актера»

Педагог дополнительного образования

Лазарева Оксана Николаевна

Название детского объединения: театральная студия “Смайлики”.

Год обучения учебной группы: 2 год обучения.

Возраст учащихся: 9 — 11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования Лазарева Оксана Николаевна.

Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.

Тема учебного занятия: Движение – элемент действия.

Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

ТЕМА : «Действие – основа сценического искусства для актера»

Цель : Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения, п ознакомить детей с начальными элементами и упражнениями театрального творчества, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения.
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
• Развитие импровизационных способностей.
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

• создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
• способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
• сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
• способствовать творческому самовыражению

дать необходимые знания в области театральной деятельности;

сформировать практические умения и навыки исполнения;

о бобщить и систематизировать представление понятия “действие”.

уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.

знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.

расширить кругозор и развить интерес к театральной деятельности;

способствовать развитию художественного вкуса;

развить индивидуальные исполнительские способности,

р азвивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения “Передай маску”.

Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.

формирование навыков самостоятельной работы;

воспитание активной жизненной позиции.

воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, введение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Оборудование и материалы:

Читать еще:  Мастер класс вышивки лентами для начинающих видео

Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;

при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, инсценировки.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.

Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Перед занятием в импровизированном зрительном зале садятся ученики 3-4-х классов , (обучающихся на уроках театра ). Они приглашены с целью получить практические навыки по пройденной теме “зрительская культура”, а так же иметь представление о том, чем занимаются их одноклассники и дети с параллельных классов в студии сценического искусства “Смайлики”.

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;

установка визуального восприятия и контакта между учителем и детьми;

объявление темы занятия: «Действие – основа сценического искусства для актера»

2. Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята. Для начала я предлагаю вам расположиться как вам будет удобно, и сесть на пол в полукруге. Я очень рада видеть вас на занятии, и сегодня мы поговорим о театре (беседа с детьми) Что такое театр? И что вы знаете о театре? Я предлагаю вам поговорить о спектакле – произведении театрального искусства. Кто участвует в постановке спектакля? То есть, мы можем сказать, что спектакль создается не одним человеком, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что театр — искусство коллективное. Скажите, а вы согласны с тем, что актер является неотъемлемой частью театрального искусства? Он нам доносит идею и главную мысль произведения. А как? Правильно! В первую очередь, средством речи. И думаю, что вопросов нет, для чего актеру нужна сценическая речь? Конечно. Речь должна быть красивой, грамотной, четкой и выразительной. Не будем медлить, а начнем наше занятие!

Человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской — мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения:

— передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

Упражнение “Передай маску” с зеркалом (с оцениванием)

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо.

Анализ увиденного (предложить детям проанализировать себя).

Немного разогрелись, и теперь можно перейти к нашему дыханию.

Разминка речевого аппарата.

Теперь можно перейти к нашим любимым скороговоркам.

Как вы думаете? Что по вашему мнению самое важное в профессии актера? Ответы детей. Сделаем вывод: любой актер должен уметь владеть своей речью! И поэтому любая репетиция артиста непременно начинается с разминки дыхания и речевого аппарата через артикуляцию.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
— От топота копыт пыль по полю летит.

— Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3. Основная часть

Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты, мимику и артикуляцию.

А теперь давайте представим такую ситуацию: «Мы в лесу! Идем по лесу, собираем к примеру, ягоды, любуемся красотой…. И, наконец, мы устали… Видим впереди пенёк. Что мы дальше делаем? Ваши предложения? Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно — цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент — подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета . (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

Массовка.
Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.
Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Упражнение «В одной связке».
Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд

должен срочно войти в поезд, не досталось билета, встречает друга, ожидает его, смотрит по сторонам, просто хочет спать, продаёт пирожки

начальник вокзала (смотрит за порядком), объявляет поезда, продаёт дыни, ищет банкомат, ищет туалет, продаёт пуховые платки, цыганка-гадалка, полицейский и т.д.
(Участники должны как-то разрулить ситуацию.)

Итак, действия бывают какие? (Ответы дете й .) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы дете й .) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Театр”.

10 полезных актерских упражнений для прокачки, которые ребенок может делать где угодно! И взрослый!

Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Меня часто спрашивают клиенты, а как мой ребенок может еще прокачивать навыки актерского мастерства, кроме как на занятии и уча дома тексты ролей? (Про это я рекомендую прочитать мою статью «Зубрежка текста- слезы актерской профессии» ) Я расскажу вам несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!

Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.

Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.

Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.

  • Концентрируем на «замках» внимание.
  • Тело непроизвольно делает «замок».
  • Мы замечаем этот «замок».
  • Снимаем «замок», делаем открытую позу.
Читать еще:  Мастер класс по депиляции

Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.

Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается,о чем думает,кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, таак маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.

Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.

Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.

Упражнение 7. Йога в приложении в смартфоне. А вы знали, что о силе йоги еще писал сам Станиславский? Он считал её прекрасным способом развития физической силы актерского тела. И я в свой магистерской диссертации в Щепкинском институте посвятила главу йоге, как способу снятия психофизических зажимов. Предпочитаю йогу рассматривать без эзотерики, просветления и прочей космической фантастики. Как физкультуру, как прекрасную физическую зарядку и развитие гибкости. Как говорится «мы на столько молоды, насколько гибки». Для себя я нашла классное приложение для телефона по йоге для занятий дома по утрам. Называется Daily Yoga. Оно работает по платной подписке. Очень много программ и видео, программа считает сколько времени ты занимаешься, можно все тонко настраивать. Можно использовать детям с 7 лет. Для более маленьких лучше ходить на специальные занятия. И не советую погружаться в мантры, чакры и прочие трактовки йоги, никакой пользы сейчас от этого не будет. Ищите приложения и занятия, где упор на упражнения. В Daily Yoga упор именно на физкультуру и гибкость. Для актеров гибкость очень важна.

Упражнение 8. Изучение английского через приложения. Да, да, это тоже имеет отношение к актерскому мастерству. Почему? Потому что единственная причина по которой в Голливуде нет российских актеров или есть, но они играют бандитов или русских — это незнание актерами английского языка или неумение говорить на английском без акцента. Шварценеггеру со слезами удалось побороть свой немецкий акцент, хотя первый его полнометражный фильм создателям пришлось переозвучивать, но ни одному российскому актеру пока этого не удалось. Возможно, ваши дети станут первыми, если будут активно заниматься английским. Ведь получилось же у немцев, китайцев, французов и прочих народов. Даже если ребенок учит английский в школе или на доп. занятиях, скачайте ему приложение и пусть сидит не в ютубе, а делает упражнения. Мне, например, очень нравится то, что делает компания Puzzle English. У них очень крутые структурированные приложения. Метод Титчера для основ и грамматики, сам Puzzle English для переводов и упражнений, Сериалы. Для актера-ребенка изучение английского открывает огромные перспективы.

Упражнение 9. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти чт- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, у ребенка это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.

Упражнение 10. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасный мой учитель Виньямин Михайлович Фельштинский один раз дал прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.

Все эти упражнения помогут молодому актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Теперь можно ехать в автобусе и не просто праздно мыслить, а изучать людей и тем самым изучать актерское мастерство, сидеть в телефоне и учить стихи и английский, а не тупо созерцать информационный мусор миллионеров-блогеров. Вместо этого можно самому прокачать в себе харизму и навыки. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Используйте эти упражнения в свободные минуты и станете профессионалом!

Эту статью можно показать своему актеру-ребенку, либо рассказать ему об этих упражнениях.

Конспект занятия по актерскому мастерству «Действие – основа сценического искусства для актера»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное казённое учреждение

«Центр внешкольной работы»

занятия по актерскому мастерству

«Действие – основа сценического искусства для актера»

Педагог дополнительного образования

Лазарева Оксана Николаевна

Название детского объединения: театральная студия “Смайлики”.

Год обучения учебной группы: 2 год обучения.

Возраст учащихся: 9 — 11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования Лазарева Оксана Николаевна.

Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.

Тема учебного занятия: Движение – элемент действия.

Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

ТЕМА : «Действие – основа сценического искусства для актера»

Цель : Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения, п ознакомить детей с начальными элементами и упражнениями театрального творчества, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения.
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
• Развитие импровизационных способностей.
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

• создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
• способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
• сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
• способствовать творческому самовыражению

дать необходимые знания в области театральной деятельности;

сформировать практические умения и навыки исполнения;

о бобщить и систематизировать представление понятия “действие”.

уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.

знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.

расширить кругозор и развить интерес к театральной деятельности;

способствовать развитию художественного вкуса;

развить индивидуальные исполнительские способности,

р азвивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения “Передай маску”.

Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.

формирование навыков самостоятельной работы;

воспитание активной жизненной позиции.

воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, введение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Оборудование и материалы:

Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;

при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, инсценировки.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.

Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Перед занятием в импровизированном зрительном зале садятся ученики 3-4-х классов , (обучающихся на уроках театра ). Они приглашены с целью получить практические навыки по пройденной теме “зрительская культура”, а так же иметь представление о том, чем занимаются их одноклассники и дети с параллельных классов в студии сценического искусства “Смайлики”.

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;

установка визуального восприятия и контакта между учителем и детьми;

объявление темы занятия: «Действие – основа сценического искусства для актера»

2. Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята. Для начала я предлагаю вам расположиться как вам будет удобно, и сесть на пол в полукруге. Я очень рада видеть вас на занятии, и сегодня мы поговорим о театре (беседа с детьми) Что такое театр? И что вы знаете о театре? Я предлагаю вам поговорить о спектакле – произведении театрального искусства. Кто участвует в постановке спектакля? То есть, мы можем сказать, что спектакль создается не одним человеком, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что театр — искусство коллективное. Скажите, а вы согласны с тем, что актер является неотъемлемой частью театрального искусства? Он нам доносит идею и главную мысль произведения. А как? Правильно! В первую очередь, средством речи. И думаю, что вопросов нет, для чего актеру нужна сценическая речь? Конечно. Речь должна быть красивой, грамотной, четкой и выразительной. Не будем медлить, а начнем наше занятие!

Читать еще:  Украшения из бусин своими руками мастер класс

Человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской — мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения:

— передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

Упражнение “Передай маску” с зеркалом (с оцениванием)

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо.

Анализ увиденного (предложить детям проанализировать себя).

Немного разогрелись, и теперь можно перейти к нашему дыханию.

Разминка речевого аппарата.

Теперь можно перейти к нашим любимым скороговоркам.

Как вы думаете? Что по вашему мнению самое важное в профессии актера? Ответы детей. Сделаем вывод: любой актер должен уметь владеть своей речью! И поэтому любая репетиция артиста непременно начинается с разминки дыхания и речевого аппарата через артикуляцию.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
— От топота копыт пыль по полю летит.

— Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3. Основная часть

Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты, мимику и артикуляцию.

А теперь давайте представим такую ситуацию: «Мы в лесу! Идем по лесу, собираем к примеру, ягоды, любуемся красотой…. И, наконец, мы устали… Видим впереди пенёк. Что мы дальше делаем? Ваши предложения? Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно — цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент — подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета . (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.)

Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

Массовка.
Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.
Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Упражнение «В одной связке».
Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд

должен срочно войти в поезд, не досталось билета, встречает друга, ожидает его, смотрит по сторонам, просто хочет спать, продаёт пирожки

начальник вокзала (смотрит за порядком), объявляет поезда, продаёт дыни, ищет банкомат, ищет туалет, продаёт пуховые платки, цыганка-гадалка, полицейский и т.д.
(Участники должны как-то разрулить ситуацию.)

Итак, действия бывают какие? (Ответы дете й .) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы дете й .) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Театр”.

Из чего состоит мастерство актера

Любое мастерство складывается из 10% таланта и 90% работы над собой. Ведь все люди с рождения немного актеры: мы учимся проявлять эмоции, работаем над мимикой и совершенствуем собственные реакции на происходящее на протяжении всей жизни. Поэтому актерские умения полезны не только для профессии, но и для повседневных событий. Эти базовые навыки могут пригодиться любому человека. Какие тогда основные составляющие актерского мастерства как вида искусства?

Элементы актерского дела (по Станиславскому)

Существует знаменитая система Станиславского, которая направлена на структурное изучение методов сценической работы. В соответствии с ней, мастерство актера состоит из двух частей:

  1. Работа над собой. Это воображение и внимание, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, стрессоустойчивость и т. д.
  2. Работа над ролью. Тут речь об исполнительском искусстве представления и переживания, слиянии актера с образом персонажа.

Пренебречь хоть одним из элементов актерского творчества нельзя, важно все. Человек должен быть внимателен и энергичен, должен уметь грамотно излагать свои мысли и общаться с людьми. Понимать взаимоотношения между персонажами, вызывать в себе нужные в данный момент чувства и управлять координацией своих движений.

В совокупности все эти методы делают актерское мастерство более отточенным и направленным на качественную игру на сцене. Однако актеру необходимо не просто вживаться в роль уже придуманного персонажа, но и «додумывать» его, жить им. Представлять с той стороны, с которой вымышленного человека не знает никто, понимать мотивы его поступков и совершаемых дел. Отработка этих навыков – ключ к успеху в освоении творческого мастерства актера.

Что способно помешать овладению мастерством?

Есть особо вредные факторы, которые откровенно плохо сказываются на карьере актера. Вот основные из них.

  • Себялюбие. Есть полезные свойства самолюбия, которые толкают человека на самосовершенствование и движение вперед. А когда актер упивается нахождением на сцене, думает о том, как прекрасно выглядит со стороны, – это уже самолюбование. Именно от него следует отказаться, потому что на сцене нужно проживать жизнь своего героя.
  • Рассеянность. Актер должен улавливать каждое слово в сценарии, каждое движение партнера по игре. А без концентрации трудно добиться результатов в любой сфере деятельности. Исполнитель роли не может отвлекаться на посторонние шорохи и невнимательно слушать наставника – все это грозит нелогичностью и недостоверностью образа героя.
  • Недостатки речи. Дело не обязательно в картавости или заикании, хотя это тоже немаловажно. Задача состоит в другом: найти в собственной речи недостатки, которые мешают излагать мысли четко и просто. Любой человек имеет недостатки, например, неверно ставит ударение в некоторых словах, не может выговорить сложные определения.

Чтобы избавиться от недостатков и усилить положительные элементы мастерства, существуют некоторые упражнения. Они направлены на обе группы элементов и пригодятся не только в профессии актера, но и в повседневной жизни.

Упражнения для улучшения актерского мастерства

Наблюдение (творческий дневник)

Наблюдайте за людьми вокруг, их поведением и манерами. Это развивает сразу и внимание, и помогает вживаться в разные образы. Можно записывать свои открытия в особый дневник.

«Додумывание»

Несколько связано с предыдущим. В местах скопления народа нужно выбрать себе человека и «придумать» его жизнь. По походке, стилю и манерам вообразить его прошлое, куда он идет и о чем думает. Развивает творческое воображение.

Внутренний голос

Возьмите небольшое стихотворение и прочтите его про себя, запоминая интонации внутреннего голоса. Это ваше представление о том, как должен звучать стих. Затем прочтите его вслух, запишите на диктофон. Похоже с тем, что вы слышали внутри себя?

Развитие пластики

Представьте себе животное и погладьте его. Покормите, возьмите на руки. По движениям рук должно быть понятно, кто это – кот или маленький хомяк, а может, длинная змея.

Координация движений

Одной рукой погладьте себя по голове, другой – похлопайте по животу. Выполнять это нужно одновременно и не сбиться. Периодически меняйте руку.

Вытяните две руки перед собой, одной крутите по часовой стрелке, другой – против. Старайтесь не сбиться. Так же периодически меняйте руки.

Раскрепощение

Научитесь не стесняться людей, чужого взгляда или мнения. Познакомьтесь с человеком в парке, читайте вслух стихи на улице, проведите юмористический соц. опрос.

Тренировка дикции

Попробуйте читать стихотворение «Дом, который построил Джек», длинные скороговорки и сложные для восприятия термины.

Воспроизводите эмоции

Существуют «якоря» и «манки», которые помогают как начинающему, так и опытному актеру вызвать необходимую эмоцию. Вспомните, что заставляет вас плакать, искренне смеяться или быть счастливым. Это могут быть шутки, люди из прошлого, запахи и вкусы. Это упражнение поможет на сцене.

Работа с картинами

Упражнение еще из начальной школы, выбирайте интересную вам картину и рассматривайте ее. Запоминайте детали, придумайте героям (если они есть) или событиям свою историю. Подумайте, почему художник использовал именно эти цвета. Это тренирует и память, и воображение.

Крокодил

Популярная игра, которая охватывает все аспекты работы актера. При помощи жестов и языка тела нужно показать то, что было загадано ведущим. Учит не стесняться работы перед публикой.

Развитие актерских навыков может быть полезно не только лично для человека, но и для общества: сюда смело можно включить волонтерство, блогерство. Работа с публикой даст преимущество на сцене, зарядит позитивом и прокачает все описанные выше элементы в единой системе. Развиваясь всецело как личность, вы добьетесь высокого уровня мастерства не только на сцене, в образе героя, но и в собственной жизни.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector