Основы театрального мастерства - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы театрального мастерства

Программа «Введение в основы актёрского мастерства»

Образовательная программа «Введение в основы актерского мастерства» предполагает определенный минимум знаний, умений и навыков, без которых нельзя создать роль, сыграть спектакль.

Создание роли, спектакля – конечная цель обучения – возможно, только если сам будущий артист овладеет основами актерского мастерства. Главное в обучении будущего актера – не разорвать на отдельные тренировочные упражнения единый и неделимый учебный процесс. Во время обучения ребёнок должен, учась у жизни, у природы овладеть закономерностями органического существования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №444

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Директор ГБОУ средней школы № 444

____________________ А.Г. Андреев

Протокол педсовета № _____

«Введение в основы актёрского мастерства»

Для детей 7-18 лет

Рассчитана на 5 лет обучения

Педагог: Ануфриева Елена Геннадиевна

Искусство – всегда познание, но особое эмоциональное познание, доставляющее человеку эстетическую радость. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее; взглянуть на мир другими глазами.

Театральное искусство, основанное на творческом восприятии и отражении жизни, завораживает и притягивает не только зрителя, но и актера.

В создании спектакля участвуют многие – целый коллектив, но главный выразитель искусства театра – актер! Профессия артиста притягивает к себе многих детей. Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью мира, интересом к деятельному контакту с действительностью.

Но творчество – это еще и прекрасный путь к познанию самого себя. Кто ты есть? Что ты есть? Как ты хочешь заявить о себе миру? Одному сложно разобраться, понять и почувствовать. В коллективе намного проще – больше шансов на успех. Великая радость творчества – ощущение единства творческого коллектива, сплоченности единомышленников. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует воспитанию в детях таких ценных качеств, как коллективизм, ответственность, требовательность к себе и к другим, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, желание найти свое место в творчестве и в жизни.

Актуальность программы в том, что в процессе обучения происходит самореализация творческого потенциала личности, обогащение духовного и нравственного мира ребенка, адаптация ребенка к условиям современного социума, формирование активной жизненной позиции при решении важнейших проблем общества в различных сферах общественной деятельности.

Образовательная программа «Введение в основы актерского мастерства» предполагает определенный минимум знаний, умений и навыков, без которых нельзя создать роль, сыграть спектакль.

Создание роли, спектакля – конечная цель обучения – возможно, только если сам будущий артист овладеет основами актерского мастерства. Главное в обучении будущего актера – не разорвать на отдельные тренировочные упражнения единый и неделимый учебный процесс. Во время обучения ребёнок должен, учась у жизни, у природы овладеть закономерностями органического существования. В жизни «воображение» и «внимание», «действие» и «свобода» выступают не врозь, а заодно, да так, что одно без другого невозможно. Эту зависимость надо осознать. Эмоциональный опыт неделимого процесса существования на сцене – то необходимое качество, без которого невозможно свободное проявление творческой природы артиста.

Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем, не только профессионально ориентированного, но и социального, нравственного, гражданского характера.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – содействовать развитию духовно-нравственных, интеллектуальных, физических основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусству театра.

— овладение приемами внутренней психотехники актера – основными элементами актерского творчества;

— изучение основ внешней техники актера, т.е. транслирующих средств;

— обучение органическому действию в предлагаемых обстоятельствах, жизненно близких и понятных учащемуся и в условиях вымысла (предлагаемые обстоятельства пьесы).

— развитие творческого мышления, образной памяти, фантазии и воображения;

— развитие произвольного внимания, наблюдательности, образного и ассоциативного

— развитие навыков и умений действенного общения с партнером;

— развитие творческой активности и способности к самовыражению.

— воспитание интереса к истории театра, к профессии актера и другим театральным

— воспитание доброжелательности, контактности, чувства коллективизма и

ответственности, формирование основ коммуникативной культуры,

— воспитание художественного вкуса и эстетических наклонностей, культуры

Программа рассчитана на обучение детей 7-18 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 5 лет.

При приеме в коллектив проводится собеседование с ребенком, для того, чтобы

определить степень подготовленности к данному предмету. Исходя из индивидуальных

особенностей и данных ребенка, он может быть зачислен как в группы 1 года обучения,

так и 2 и последующих годов обучения.

1 год обучения – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа);

2 год обучения – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа) или 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа);

3 год обучения – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа) или 8 часов (3 раза в неделю по 2 и 3

часа или 2 раза в неделю по 4 часа).

4 год обучения – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа) или 8 часов (3 раза в неделю по 2 и 3

часа или 2 раза в неделю по 4 часа).

5 год обучения — 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа) или 8 часов (3 раза в неделю по 2 и 3

часа или 2 раза в неделю по 4 часа).

Основная форма – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, репетиции, спектакли, праздники, фестивали.

Обучение проходит в группах, по звеньям и индивидуально. Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости с целью углубленной работы над ролью, мизансценами, для устранения дефектов речи, при работе над сольными номерами концертных выступлений.

Методы и формы обучения – тренинг, репетиция, беседа, рассказ, анализ, использование наглядности, показ педагога, круглый стол (обсуждение завершенных работ, творческих выступлений, отчетных показов),ассоциативная фантазия под музыку, инсценировки стихов, сказок; встречи, тематические вечера, капустники, экскурсии.

К концу 1 года обучения происходит освоение ребенком собственного жизненного пространства в новом коллективе.

— знают основные правила безопасности и поведения на сцене и в зрительном зале;

— имеют общее представление о жанрах театрального искусства, знакомы со спецификой

— постигают азы театрального искусства;

— умеют определять мышцы, несущие нагрузку при конкретном физическом действии,

и освобождать их;

— умеют выполнять упражнения тренинга;

— приобретают устойчивый интерес к творческим занятиям;

— знают сценические виды внимания;

— умеют работать с воображаемым предметом;

— умеют правдиво действовать в предлагаемых обстоятельствах;

— умеют выражать с помощью мимики и жестов основные эмоции (радость, удивление,

интерес, негодование и др.);

— умеют импровизировать, сочинять, разыгрывать, инсценировать сказки, стихи, песни,

бытовые истории с использованием движения, речи, пения, танца, музыки – игры с

куклами, масками и т.д.

К концу 2 года обучения происходит формирование живого интереса к коллективным

формам театрализованного действия.

Воспитанники приобретают специальные способности, проявляющиеся в умении:

— выразить свои впечатления о просмотренном спектакле профессионального театра;

— выявлять «зажимы» собственных мышц, распределять центры тяжести;

— управлять своим вниманием;

— согласовывать свои действия с действиями партнера;

— произносить текст от лица сказочного героя с интонациями и паузами;

— ориентироваться в сценическом пространстве;

— выражать свое отношение к окружающей среде;

— выражать состояние животного через действие;

— выражать состояние предмета через действие;

— выполнять беспредметные действия;

— построить этюд по пяти основным точкам

К концу 3 года обучения происходит самоутверждение воспитанников в коллективе.

Учащиеся закрепляют специальные способности, проявляющиеся в умении:

— охарактеризовать работу театральных служб и рассказать о театральных профессиях;

— освобождаться от «зажима» в публичных условиях;

— выполнять упражнения по элементам актерского мастерства: развитие внимания,

воображения, выразительности, памяти;

— включать творческое мышление и воображение;

— создавать актерские этюды;

— действовать в предлагаемых обстоятельствах;

— использовать словесное воздействие;

— оправдывать любое действие, звук, мизансцену;

— определять признаки сценического действия;

— проанализировать характер своего героя;

— проанализировать пьесу, действия персонажей, определять событийный ряд;

— ответственно исполнять свою роль.

На 4 и 5 годах обучения происходит самореализация воспитанников в творческой

К концу 4 года обучения учащиеся должны:

— знать страницы истории театра и взаимосвязь театрального искусства с другими

— самостоятельно выполнять комплекс тренировочных упражнений;

— знать элементы актерского мастерства;

— уметь переключать внимание, владеть внутренним вниманием;

— уметь взаимодействовать с партнером, устанавливать контакт, оценивать намерения

и действия партнера;

— уметь оправдывать заданные режиссером мизансцены, логично и непрерывно

действовать на сцене;

— уметь выполнять действия в различных темпо-ритмах, переходах от одного

эмоционального состояния к другому, работать по заданному графику;

— знать основные этапы работы над художественным произведением и над своей ролью;

— уметь составить действенную и событийную партитуру своей роли;

— уметь владеть своим голосом;

— нести ответственность исполнителя перед партнерами и зрителями.

К концу 5 года обучения воспитанники:

— научатся готовить сообщения по истории театра, а также грамотно анализировать

просмотренные спектакли и игру актеров;

— овладеют комплексной системой упражнений для совершенствования основных

элементов актерской психотехники: внимания, чувства правды и веры в

предлагаемые обстоятельства, оценки отношений, темпо-ритма, воображения,

восприятия и др.;

— сформируют творческий почерк актера: органичность, самоконтроль, выдержанность,

— научатся самостоятельно работать над образом; вносит необходимую корректировку в

исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;

— разовьют свои пластические возможности;

— научатся определять сверхзадачу, конфликт, сквозную линию действия в пьесе;

— овладеют техническими средствами оформления спектакля;

— научатся отследить ошибки, неточности в работе актеров и служб и их исправить;

— овладеют социально-культурологическим подходом к театральному искусству.

Контроль результатов осуществляется в течение учебного года и в конце каждого

года обучения по форме:

— индивидуальных зачетов в процессе занятий;

— открытых занятий для родителей и гостей из других коллективов;

— творческих отчетов (класс-концертов);

— публичных выступлений с концертными номерами, театрализованными программами,

— диагностики личностных достижений воспитанников.

Упражнения для начинающих актеров

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Читать еще:  Квиллинг своими руками мастер класс

Основные правила актерского мастерства

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил». Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Если рядом есть такой же начинающий актер – можно поделиться выводами с ним, услышать его версию, обосновано и аргументировано объяснить свою точку зрения. Упражнение учит обращать внимание на мелочи, формулировать мысли, развивает фантазию и творческое мышление.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.
‘ alt=»»>

Программа «Основы театрального искусства»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования центр детского творчества Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета И.о. директора МАОУ ДО ЦДТ

от «_____»__________2018г. Л.П. Бельды

протокол №____________ «____»____________2018г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая экспериментальная программа художественной направленности «Основы театрального искусства»

Возраст детей: 8 -16 лет

Срок реализации: 5 лет

Киле Элла Ивановна

педагог дополнительного образования

Если вы будете твёрдо знать границы подлинного искусства и органические законы творческой природы, то вы не заблудитесь, и будете разбираться в своих ошибках, будете иметь возможность исправлять их. Без крепких же основ, которые может дать вам искусство переживания, руководящееся законами артистической природы, вы заблудитесь, запутаетесь и потеряете критерий.

Театр врывается в нашу жизнь всё более настойчиво и разнообразно. У этого процесса есть весьма веские основания. О них лучше всего сказал Шекспир: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры». В последнее время написано множество книг о ролевых функциях человека и связанных с ними психологических проблемах. Но, по тому же Шекспиру, справедливо и обратное: театр – это мир.

В человеческой природе, действительно, очень сильна потребность в создании второй реальности. Эта вторая реальность позволяет создать собственную модель мира. Мысль обогащает чувство, фантазию, воображение, направляет творческие способности человека к определённой цели.

Читать еще:  Рисунки гуашью мастер класс

Актёр – автор своей роли.

Человек – автор своей жизни.

Но если актёру помогает режиссёр, то человеку в начале его жизненного и творческого пути необходим чуткий, добрый, умный и очень любящий его педагог.

Е.Б.Вахтангов сказал о театральных школах-студиях: «Главная ошибка школ та, что они берутся обучать, между тем как надо воспитывать». У молодых людей не всегда складываются доверительные отношения с уже выведенными правилами, не требующими доказательств, им нужно самим пройти сложный ступенчатый путь актёрской науки, со своими ошибками и победами, самим решать сложнейшие теоремы жизни и делать выводы. Авторский набор этюдов и упражнений и есть этот путь помощи начинающим актёрам.

Игра – основа любой воспитательной формы. В театре особенно, потому что она основа театра, но нельзя добиться подлинного творческого роста актёра-любителя, ограничиваясь обучением мастерству только на игре и драматургическом материале. Необходимо методично и последовательно обучать юных театралов мастерству актёра, технике речи, художественному чтению, учить их через этюды находить и разрешать конфликты с самим собой и с окружающими человека людьми, обыгрывать различные ситуации.

Изучение мастерства актёра с группой не исключает и индивидуальных занятий с каждым учеником.

Формирование личности, обладающей широким кругозором в области театра и искусства, богатым духовным миром, яркими творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

— Ознакомить учащихся с искусством театра, его основными принципами и природой, основными понятиями этого вида искусства.

— Обучить навыку написания сценариев, инсценировок и их постановки.

— Реализовать полученные знания и навыки в практической деятельности.

— Развить у учащихся ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы и пр.

— Развить интерес к истории театра, истории костюма, истории мировой культуры.

— Создание условия для самовыражения и самореализации учащихся в театральном творчестве.

— Воспитывать в учащихся высокий художественный вкус.

— Формировать морально-этические нормы поведения.

— Формировать в каждом ученике творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.

Способствовать дальнейшей профориентации обучающихся.

Данная образовательная программа опирается на методические разработки в области театральной педагогики: А. П. Ершовой и В.М. Букатова, А. Б. Никитиной, А. И. Фоминцева, Е.Р. Ганелина. Теоритической основой материала служит учение К.С. Станиславского. Весь процесс обучения строится на использовании и методов театральной педагогики — техноглогии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных учреждений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого – возрастные особенности детей.В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.

Каждый ребенок проходит путь от упражнения, этюда к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

Программа рассчитана на детей 8 -16 лет (3 -10 класс). При наборе детей в группы принимаются все желающие, без специального отбора.

Наполняемость группы: 10 -12 человек.

Срок реализации программы – 5лет. Количество учебных часов в 1год обучения – 144; 2 год обучения – 216; 3 год обучения -216; 4 год обучения – 216; 5 год обучения – 216. Общее количество по программе – 1008ч.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по3 часа на базе ЦДТ и начальной школы с. Даерга 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительностью занятия 40 минут с 10 –ю минутным перерывом.

Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства:

— от постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

— вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.

— смена типа и ритма работы.

— от простого к сложному.

— индивидуальный подход к каждому ребенку.

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально – групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия.

В процессе обучения используются следующие методы:

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный – рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнение записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный – демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический – тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод основной.

Результативность занятий по программе «Основы театрального искусства» создается путем использования приема взаимооценок, формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания высокой личностной ответственности ребенка.

Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы в детском театральном коллективе проводятся самые различные мероприятия: конкурсы, игровые программы, культпоходы, огоньки, беседы на этические и нравственные темы. Положительную роль играет взаимосвязь с семьей, родителями детей, которые не только помогают в изготовлении костюмов, реквизита, но и присутствуют на выступлениях, открытых занятиях, поддерживая своих детей.

Развит кругозор в области искусства и культуры.

Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес

Владение навыками актерского мастерства.

Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Устойчивая мотивация к обучению.

В конце первого года обучения

• основные театральные понятия: актёр, сцена, ракурсы, мизансцена, планы сцены, бутафория, реквизит, декорация, роль, пьеса и др.;

• что такое сценическое внимание;

• что такое актёрское воображение;

• приёмы взаимодействия с партнёром;

• историю театра от древнегреческого до театра эпохи Мольера и Расина.

• концентрировать внимание на объектах и партнёре;

• использовать в этюдах правила актёрского воображения;

• работать с воображаемыми предметами;

• взаимодействовать с партнёрами на сцене.

В конце второго года обучения

• основные понятия: театральные жанры, музыкальное и шумовое оформление спектакля, грим, костюм, место действия, партнёр;

• основные приёмы сосредоточения внимания на заданном объекте;

• историю английского, французского, итальянского и немецкого театра эпохи Просвещения.

• удерживать внимание на заданном объекте;

• преодолевать мышечные зажимы;

• воспроизводить произношение и интонацию речи партнёра, различных зверей и неодушевлённых предметов;

• применять навыки, полученные при выполнении упражнений на воображение, в этюдах.

В конце третьего года обучения

• основные понятия: сценическое внимание, взаимодействия с партнёром, внутренние и внешние психические действия, взаимосвязь приспособлений, характер героя, линия поведения героя.

• Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.

• Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.

• Владеть пластическим тренингом.

• Настраивать на работу весь психофизический аппарат.

• Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».

• Различать компоненты актерской выразительности.

• Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.

• Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.

• Применять полученные навыки в работе над образом.

• Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

В конце четвёртого года обучения

• основные принципы театра и «систему» К.С.Станиславского;

• актёрскую этику по К.С.Станиславскому;

• основные понятия работы актёра над собой: действие, предлагаемые обстоятельства, воображение, чувство правды, вера, эмоциональная память, общение, приспособления, внутреннее сценическое самочувствие, сверхзадача, сквозное действие, подсознание.

• использовать на практике основные принципы «системы» К.С.Станиславского;

• работать с драматургическим материалом: выбирать пьесу, читать пьесу, распределять роли;

• работать над образом, характеристикой героя;

• находить линию поведения героя посредством этюдного метода.

В конце пятого года обучения

• основные понятия: творческое воплощение, выразительность тела, темпо-ритм, логика поведения, последовательность, характерность, выдержка, законченность, сценическое обаяние, самочувствие, мизансцена, сценический рельеф, ракурс;

• приёмы работы над недраматургическим материалом (отрывки из рассказов, повестей, романов);

• приёмы написания инсценировок;

• методику постановки своей инсценировки.

• использовать на практике навыки мизансцены, выдерживать темпо-ритм отрывков, продумывать характерность героев, не выходить за рамки сценического самочувствия и обаяния;

• обрабатывать литературный материал, превращая его в

Актерское мастерство для начинающих: основы, секреты и уроки. Упражнения по актерскому мастерству

Актерское мастерство активно используется не только непосредственно актерами. Если приглянуться, можно увидеть, что в жизни играют многие. Да и нам самим часто приходится играть – на работе, при общении с друзьями, дома. Многие участвуют в творческих любительских коллективах или конкурсах, выступают на корпоративах.

Дабы вызывать своей игрой не снисходительные ухмылки, а восхищенные взгляды, стоит обратить внимание на основы актерского мастерства.

Основные понятия

Как начинающей звезде театра и кино, так и любителю нужно понимать, что от него требуется на уроках по актерскому мастерству, какие качества необходимо активно в себе развивать, а какие стоит запрятать в далекий ящик и вспоминать как можно реже.

Самолюбие и себялюбие

Любить себя – это естественное состояние каждого человека. Но стоит различать положительное чувство — здоровое самолюбие и негативно окрашенное себялюбие.

Самолюбие заставляет нас совершенствоваться день ото дня, быть лучше себя вчерашнего, не спускать себе слабости, не опускать руки, даже когда тяжело. А уроки актерского мастерства, особенно на первых порах, — это занятие непростое.

Себялюбие – это, другими словами, самолюбование. Когда человек только и думает о том, как красиво он сейчас выглядит, упивается мыслью, что он находится на сцене, то, как правило, он забывает о своей непосредственной задаче – жить на сцене в образе героя, и скатывается до банального нарциссизма.

Здоровое самолюбие подталкивает нас к новым вершинам и свершениям, к постоянной работе над собой. Себялюбие убивает любое творческое начало, гасит порыв, опустошает душу.

Внимание

В любой сфере деятельности человек с рассеянным вниманием вряд ли сможет достигнуть успеха. Актерское мастерство для начинающих включает в себя много упражнений, направленных именно на развитие произвольного внимания. На этом в актерском мастерстве очень многое завязано, начиная с того, что на занятиях в первую очередь включается внимание, чтобы не было упущено ни одно слово преподавателя, и заканчивая тем, что на сцене актер должен действовать точно по линии роли, не отвлекаясь на посторонние шумы, но при этом держать на контроле партнера и его действия, чтобы не превратиться в механического исполнителя.

Читать еще:  Украшение тортов мастер класс для начинающих

Для улучшения внимания актерское мастерство для начинающих упражнения предлагает достаточно простые.

Ведение творческого дневника

Развитие внимания начинается даже не на самих занятиях, а в повседневной жизни. Новичку предлагается наблюдать за людьми и ситуациями везде, где бы он ни находился, особое внимание обращать на интересных личностей, их поведение, ведь в будущем их можно будет использовать в качестве прототипов для ролей.

К этому же упражнению добавляется внимательное отношение к окружающим предметам. Ежедневно нужно записывать, какие изменения произошли, что было раньше не замечено, что конкретно поменялось.

Слушаем тишину

Упражнение заключается в том, чтобы научиться направлять свое внимание на определенный круг внешнего пространства. Постепенно этот круг расширяется.

  • Слушаем себя.
  • Слушаем, что происходит в аудитории (классе).
  • Слушаем, что происходит в здании.
  • Слушаем, что происходит на улице.

Показ наблюдений

После того как творческий дневник начинающего заполнен, уроки актерского мастерства переносятся на сцену. Обучающийся должен на основе своих наблюдений максимально точно и интересно передать на сцене образ наблюдаемого: его походку, жесты, поведение, мимику. При этом педагог может помещать этого героя в нестандартные ситуации, которые не происходили на самом деле. При этом будет видно, насколько внимательно начинающий актер вел наблюдение, насколько он понял этого человека и проникся его образом – от этого будет зависеть его органичность в заданных обстоятельствах.

Действие

При прохождении курса «Актерское мастерство» обучение начинается с разбора основных понятий. Так вот без такого понятия, как действие, не может быть спектакля. В определении действия заложен главный смысл любой роли. Главное из этого — то, что действие – это волевой акт. Актер на сцене — не бездумный механизм, который совершает движения и поступки, потому что ему так было приказано, и не обезьяна, которая, не осознав, просто повторяет набор действий и слов. Актер в первую очередь мыслит, и каждое действие на сцене должно быть им осмыслено и логически обосновано.

Актерское мастерство для начинающих основывается на том, что не бывает действия ради самого действия. У каждого поступка должна быть цель, ради достижения которой он и совершается. Поэтому и получается, что все, что делает актер в образе героя, он делает сознательно и по своей воле, а не просто так, для красоты.

Любое упражнение по актерскому мастерству включает в себя осознанное действие того, кто находится на сцене.

Работа в предлагаемых обстоятельствах

В этом упражнении обучающимся предлагается какое-либо место действия: лес, старый замок, тюрьма, больница и т. д. Начинающим актерам нужно найти оправдание того, кто они, как сюда попали, нужно увидеть в своем воображении это место до мельчайших подробностей. Затем педагог производить звуки, на которые актеры реагируют в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Еще с помощью музыки создается атмосфера – это может быть темный сказочный лес или светлая березовая роща. И здесь актерское мастерство для начинающих преследует три цели. Во-первых, это проверка на внимательность (как быстро актер реагирует на изменение музыки или на звуки), во-вторых, это учит начинающих актеров действовать в заданных обстоятельствах, которые нужно адаптировать под себя, а в-третьих, это учит держать атмосферу, не перескакивая с грусти на веселье и обратно.

По дисциплине «Актерское мастерство» обучение всегда проходит комплексно, основные понятия переплетаются в одном упражнении, требуют от актера постоянной концентрации сил.

Интересно упражнение с тенью. Первый человек производит какие-то движения, оправдывая их целью (это может быть какое-либо беспредметное действие), а второй человек является его «тенью» — полностью повторяет каждое действие. Конечно, первый должен работать медленно, чтобы второй успевал повторять. Но в задачу второго участника входит очень внимательно следить за ведущим и стараться предугадывать его действия. К тому же ему тоже нужно понимать, какое именно действие производится, и оправдывать его, ведь цель человека и тени всегда совпадает.

Подобные упражнения, с помощью которых оттачивается актерское мастерство для начинающих, развивают чувство плеча – оно всегда напоминает актеру, что он работает не один, а зависит от всех, и все точно так же зависят от него.

Из чего состоит мастерство актера

Любое мастерство складывается из 10% таланта и 90% работы над собой. Ведь все люди с рождения немного актеры: мы учимся проявлять эмоции, работаем над мимикой и совершенствуем собственные реакции на происходящее на протяжении всей жизни. Поэтому актерские умения полезны не только для профессии, но и для повседневных событий. Эти базовые навыки могут пригодиться любому человека. Какие тогда основные составляющие актерского мастерства как вида искусства?

Элементы актерского дела (по Станиславскому)

Существует знаменитая система Станиславского, которая направлена на структурное изучение методов сценической работы. В соответствии с ней, мастерство актера состоит из двух частей:

  1. Работа над собой. Это воображение и внимание, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, стрессоустойчивость и т. д.
  2. Работа над ролью. Тут речь об исполнительском искусстве представления и переживания, слиянии актера с образом персонажа.

Пренебречь хоть одним из элементов актерского творчества нельзя, важно все. Человек должен быть внимателен и энергичен, должен уметь грамотно излагать свои мысли и общаться с людьми. Понимать взаимоотношения между персонажами, вызывать в себе нужные в данный момент чувства и управлять координацией своих движений.

В совокупности все эти методы делают актерское мастерство более отточенным и направленным на качественную игру на сцене. Однако актеру необходимо не просто вживаться в роль уже придуманного персонажа, но и «додумывать» его, жить им. Представлять с той стороны, с которой вымышленного человека не знает никто, понимать мотивы его поступков и совершаемых дел. Отработка этих навыков – ключ к успеху в освоении творческого мастерства актера.

Что способно помешать овладению мастерством?

Есть особо вредные факторы, которые откровенно плохо сказываются на карьере актера. Вот основные из них.

  • Себялюбие. Есть полезные свойства самолюбия, которые толкают человека на самосовершенствование и движение вперед. А когда актер упивается нахождением на сцене, думает о том, как прекрасно выглядит со стороны, – это уже самолюбование. Именно от него следует отказаться, потому что на сцене нужно проживать жизнь своего героя.
  • Рассеянность. Актер должен улавливать каждое слово в сценарии, каждое движение партнера по игре. А без концентрации трудно добиться результатов в любой сфере деятельности. Исполнитель роли не может отвлекаться на посторонние шорохи и невнимательно слушать наставника – все это грозит нелогичностью и недостоверностью образа героя.
  • Недостатки речи. Дело не обязательно в картавости или заикании, хотя это тоже немаловажно. Задача состоит в другом: найти в собственной речи недостатки, которые мешают излагать мысли четко и просто. Любой человек имеет недостатки, например, неверно ставит ударение в некоторых словах, не может выговорить сложные определения.

Чтобы избавиться от недостатков и усилить положительные элементы мастерства, существуют некоторые упражнения. Они направлены на обе группы элементов и пригодятся не только в профессии актера, но и в повседневной жизни.

Упражнения для улучшения актерского мастерства

Наблюдение (творческий дневник)

Наблюдайте за людьми вокруг, их поведением и манерами. Это развивает сразу и внимание, и помогает вживаться в разные образы. Можно записывать свои открытия в особый дневник.

«Додумывание»

Несколько связано с предыдущим. В местах скопления народа нужно выбрать себе человека и «придумать» его жизнь. По походке, стилю и манерам вообразить его прошлое, куда он идет и о чем думает. Развивает творческое воображение.

Внутренний голос

Возьмите небольшое стихотворение и прочтите его про себя, запоминая интонации внутреннего голоса. Это ваше представление о том, как должен звучать стих. Затем прочтите его вслух, запишите на диктофон. Похоже с тем, что вы слышали внутри себя?

Развитие пластики

Представьте себе животное и погладьте его. Покормите, возьмите на руки. По движениям рук должно быть понятно, кто это – кот или маленький хомяк, а может, длинная змея.

Координация движений

Одной рукой погладьте себя по голове, другой – похлопайте по животу. Выполнять это нужно одновременно и не сбиться. Периодически меняйте руку.

Вытяните две руки перед собой, одной крутите по часовой стрелке, другой – против. Старайтесь не сбиться. Так же периодически меняйте руки.

Раскрепощение

Научитесь не стесняться людей, чужого взгляда или мнения. Познакомьтесь с человеком в парке, читайте вслух стихи на улице, проведите юмористический соц. опрос.

Тренировка дикции

Попробуйте читать стихотворение «Дом, который построил Джек», длинные скороговорки и сложные для восприятия термины.

Воспроизводите эмоции

Существуют «якоря» и «манки», которые помогают как начинающему, так и опытному актеру вызвать необходимую эмоцию. Вспомните, что заставляет вас плакать, искренне смеяться или быть счастливым. Это могут быть шутки, люди из прошлого, запахи и вкусы. Это упражнение поможет на сцене.

Работа с картинами

Упражнение еще из начальной школы, выбирайте интересную вам картину и рассматривайте ее. Запоминайте детали, придумайте героям (если они есть) или событиям свою историю. Подумайте, почему художник использовал именно эти цвета. Это тренирует и память, и воображение.

Крокодил

Популярная игра, которая охватывает все аспекты работы актера. При помощи жестов и языка тела нужно показать то, что было загадано ведущим. Учит не стесняться работы перед публикой.

Развитие актерских навыков может быть полезно не только лично для человека, но и для общества: сюда смело можно включить волонтерство, блогерство. Работа с публикой даст преимущество на сцене, зарядит позитивом и прокачает все описанные выше элементы в единой системе. Развиваясь всецело как личность, вы добьетесь высокого уровня мастерства не только на сцене, в образе героя, но и в собственной жизни.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector