Церковная флористика мастер класс - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
469 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковная флористика мастер класс

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Хочу поделиться своими наработками в храмовой флористике, которой я занимаюсь около полутора лет. Может кому-то и пригодятся мои советы?! Будем украшать икону живыми цветами к празднику. Исходим из скромных возможностей, используем подручные материалы и действуем по принципу : «Голь на выдумки хитра» . Праздник торжественный, но в то же время траурный, поэтому венок выдерживается в бело-сиреневых тонах.

  • Каркас из проволоки по размеру иконы;
  • зеленая лента (любая);
  • флористическая проволока;
  • очень острый макетный нож;
  • секатор;
  • ножницы;
  • зелёные нитки;
  • скотч.

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

10. Постепенно двигаемся вниз. Работаем одновременно с двух сторон и следим за симметричностью. Когда доходим до конца, то закрываем голые стебли двумя букетиками, прикрепляя их вверх ногами.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

Церковная флористика

Для начала давайте разберёмся с понятиями во флористике, кто такой флорист, что такое флористика и какие бывают виды флористики?

Флорист – это человек, который собирает букеты и композиции своими руками, оформляет помещение.
Флорист может собирать букеты из искусственных цветов, делать букеты из чая и кофе, букеты из носков, букеты из игрушек и конфет. Фантазии флориста из чего сделать букет или композицию нет предела.

Флористика – это создание букетов, панно, композиций из разнообразных материалов, цветов (искусственных, живых или сухоцветов).

Флористика имеет разные направления, например новогодняя флористика, когда украшают всё вокруг в тему нового года. Во всех офисах, магазинах, торговых центрах, салонах ставят ёлку – это обязательный атрибут нового года.

В основном для новогоднего оформления используются шишки, орехи, еловые ветки, новогодние ёлочные игрушки, фигурки снеговика, дед мороза, снегурочки, снежинки. В основном в этот период делают ёлки, венки и композиции со свечами. В декоре преобладает красный и золотистый цвет.

Многие в новогодние дни покупают себе цветок в горшке под названием пуансеттия или рождественская звезда – это королева новогодних праздников.

Пуансеттия – королева новогодних праздников

Свадебная флористика – это когда делается всё в утончённых, романтических цветах, в основном белый и нежно розовый цвет.

Собирается букет невесты или венок на голову, украшается арка возле которой молодожёны обмениваются кольцами и клятвами, оформляется цветами машина, делаются композиции на столы для гостей или молодых. Для жениха делается бутоньерка, которая крепится рядом с карманом.

Традиционная свадебная флористика

Бизнес – флористика – составление композиций для официальных мероприятий, например в переговорную комнату, а также для презентации.

Детская флористика. Сейчас многие родители не празднуют день рождение дома в семейном кругу, они хотят что-то особенное для своих детей. Поэтому заказывают столики в кафе, ресторанах, оформляют красиво и ярко стол для детей. Разноцветные стаканчики, трубочки, сладости, мягкие игрушки, колпачки на голову, маски, воздушные шарики. Флористы готовы предоставить огромный выбор, зависит он только от бюджета заказчика.

Флористика для детского дня рождения

Событийная флористика. Юбилей, годовщина, рождение ребёнка, день рождение, корпоратив, фотосессия, праздники 14 февраля, 8 марта, 9 мая – всё это относится к событийной флористике. Делается оформление, букет или композиция под определённое событие в жизни человека.

Toy – флористика или плюшевая флористика. Toy – в переводе с английского означает игрушка. Букеты делают из небольших мягких игрушек. В основном пользуются спросом зайки, мишки и киски kitty. Такие букеты очень радуют детей, подростков, как девочек так и мальчиков.

Раньше букеты из цветов кидали на лёд фигуристам, теперь кидают букеты из игрушек, т.к они не деформируются. Ещё такие букеты дарят звёздам, актерам театра, танцорам, будущим мамам и женщинам у кого родился малыш.

Букет из плюшевых игрушек

Игрушки не приклеиваются к каркасу, а крепятся на проволоку, а значит такие игрушки можно снять, потом играть в них, шить на них одежду или вязать, повесить над люлькой, на коляску или украсить ими витрину.

Sock – флористика. Недавно появилось такое понятие – букеты из носков. Что это? Как это? Для такого вида флористики нужны носки, каркас, фетр и проволока. Носки скручивается определённым образом вместе с проволокой – выглядит это как текстильные цветы. Можно сделать букет из носков для мужчины, а можно сделать букет из носков для женщины или ребёнка.

Оригинальный букет из носков

Такой подарок популярен на 23 февраля и 8 марта. Букеты из носков любят практичные люди.

Food – флористика.

Наибольшую популярность сейчас набирают букеты из еды. Например из фруктов. Крепятся фрукты на шпажки для шашлыка. Букет можно подарить человеку и тут же вынуть все фрукты, помыть и положить на стол. Часто комбинируют и добавляют цветы. Для женщин распространён букет из клубники и роз.

Также делают букеты из овощей или с добавлением макарони – это французский десерт (пироженое).

Букет из овощей

Свитфлоритика. В переводе с английского слово sweet – означает сладкий. Флористы делают букеты, композиции, цифры, топиарии, корабли из конфет. Оформляют шоколад или коробку конфет. Стоят такие композиции долго, а ещё их можно кушать.

Многие флористы добавляют в букеты маленькие рамочки для фото, бусы, мягкие игрушки и таким образом подарок получается полезным – это достойная альтернатива цветам.

Траурная флористика.
Рано или поздно человек покидает этот мир. И провожают его в последний путь тоже с цветами. Есть отдельная ветвь флористики под названием траурная. В данном виде флористики не используются цвета радужных оттенков, используются цветы с темными цветами, а также белый и красный. Букеты собираются не пышными, а плоские с одной стороны, делается так, чтобы его было удобно класть на плоскую поверхность.
Если покупаются цветы, например розы, то только чётное количество и часто перевязываются чёрной лентой. Часто делаются венки или крест из цветов.

Церковная флористика.
В России не так развита церковная флористика как в других странах. Тем не менее в году бывает много церковных праздников, которые отмечают много людей. В этот день они ходят в церковь.
Цветами украшаются колонны, арки, люстра, выкладываются цветы вокруг икон, собирается цветочная гирлянда. В основном украшаются цветами и веточками сосны. Иногда дополнением служат атласные ленты.

Пример церковной флористики

Чтобы приступить к оформлению церкви нужно вначале получить разрешение батюшки и согласовать цветовую гамму, потому что не каждый цвет подходит для оформления в церкви.

Церковная флористика требует много времени. Потому что иконы в церкви достигают огромных размеров, люстры в них тоже огромные.

Какие цветы лучше использовать для оформления?
В церковной флористике используются только живые цветы, хотя из-за того, что цветы любят холод, а в церкви очень жарко цветы не будут радовать долгое время своим оформлением.
Чаще всего используют цветы лилии, хризантемы, розы, гвоздики, астры, гипсофилы и разная зелень. Иногда допустимо украшение яблоками.

Цветочная композиция из хризантем

Чаще всего оформление икон к праздникам. Поэтому делается специальный каркас под размеры, внутрь вставляется флористическая губка и туда внутрь вставляются цветы. Губка влажная, поэтому цветы питают оттуда воду и поэтому стоять будут несколько дней.

Флористическая губка продлит срок цветочной композиции

Какой цвет чаще используется?

Чаще всего используется в оформлении храма белый цвет. Белый цвет цветов означает нежность, уважение, чистоту. Белый цвет будет уместен везде, он сочетаются с любым другим цветом.

Читать еще:  Связать шапку спицами мастер класс видео

Церковный декор в белой цветовой гамме

Где можно научится искусству церковной флористики?

В России не так много курсов, которые обучают искусству составления букетов для храмов, но есть места, где этому искусству обучают. Есть книги на эту тему и видео ролики.

Самое распространённое оформление в праздничные дни – это оформление икон цветами.

С чего начинается цветочное оформление иконы?

Оформление начинается с того, что люди, которые будут украшать церковь цветами едут на цветочную базу или рынок. Выбирают цветы и покупают, например розы, хризантемы и зелень, чаще всего для работы используется папоротник. Оформлением занимаются не только флористы, но и служители церкви без флористического образования.

Затем все цветы помещаются в машину и довозятся до храма. Затем коробки вынимаются, заносятся в помещение и цветы сортируются по видам. Затем нижний срез стебля обновляется и цветы ставятся в разные вазы с холодной водой.

На рабочую поверхность лучше всего покрыть скатерть, чтобы не испачкать стол. Затем раскладываются рабочие инструменты: секатор, ножницы. Для защиты рук можно одеть специальные перчатки. Цветов для оформления используется много, поэтому чем больше рук будет задействовано в творческом процессе, тем быстрее будет идти работа.

Процесс изготовления украшения для иконы

Затем выбирается предмет для оформления, например икона. Измеряется её длина, высота , глубина. Чтобы не забыть параметры лучше записать на бумажке.

Оазис – флористическая губка ставится в ёмкость с водой. Губка пропитывается водой и опускается на дно – теперь её можно доставать. Оборачивается она в пищевую плёнку или ставится на специальную подставку с бортиками, чтобы остатки лишней воды с неё не стекали. Также можно использовать ёмкость (лоток) из под конфет и сладостей.

Для составления композиций используйте флористическую губку

Конструкция собирается под размер иконы, например в виде буквы «П», с каждой стороны делается отступ на 2 см, чтобы икону можно было свободно вставить и вытащить. Затем по боковым частям вставляется зелень. Цветы и зелень срезаются под углом. На верхней части вставляются розы на расстоянии, а затем между ними хризантемы. Заполняем все пустоты цветами.
Затем эта конструкция ставится вокруг иконы.

Готовая композиция вокруг иконы

На следующий день и в другие нужно долить немного воды в композицию, лучше делать это с помощью лейки с тонким носиком.

Флористика имеет много направлений, она разнообразная и с каждым годом появляется что-то новое.
В социальных сетях можно следить за новинками в мире флористики, читать форумы, смотреть фотографии в на просторах интернета.

Можно смотреть фотографии по церковной флористике других мастеров, делится своими работами, спрашивать совета.

СЕКАТОР, ВДОХНОВЕНИЕ И МОЛИТВА

Флорист Галина Кондратьева: «Цветы привели меня к Богу»

В современном храме флорист – не совсем профессия, а скорее, пример служения, помноженного на талант. Эти люди досконально знают названия и характеристики цветов, умеют подобрать цветовую гамму. Галина Кондратьева – флорист со стажем. Она обладает вкусом, любит цветы и, действуя с благословения настоятеля, благоукрашает церковь к праздникам.

Миссионеры с лепестками

Одиннадцать лет назад Галина Кондратьева была удостоена национальной премии в области флористики «Цветок успеха» за проекты по праздничному оформлению православных храмов. Ее приглашают украшать монастыри и церкви Москвы, Подмосковья, а также других городов, где флорист не только руководит «цветочными работами», но и постоянно проводит семинары и мастер-классы. «Цветы привели меня к Богу», – признается Галина Кондратьева.

Новый поворот в профессии произошел четырнадцать лет назад. Журналу «Цветы», где Галина работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Выполняя редакционное задание, она оказалась в Даниловом монастыре, где познакомилась с ризничным иеромонахом Зосимой (Давыдовым), впоследствии епископом Якутским и Ленским; † 2010). Вскоре он благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря. Отец Зосима сам учился в Московском художественном училище и справедливо полагал, что храм соединяет в себе многие искусства, поэтому цветы в нем воспринимаются совершенно естественно. «Цветы – это миссионеры, – говорил он. – Они напоминают о Боге».

В русской литературе мы встречаем немало рассказов, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень. Например, у Ивана Шмелева в «Лете Господнем» читаем: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги».

Оазис творчества

Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками Рая на земле. Со времен «всероссийского пастыря» отношение в народе к этим красочным растениям, конечно, не поменялось. А вот арсенал подручных средств обновляется стремительно. Если в конце 1990-х в книгах советовали приспосабливать под емкость для воды бутылочки из-под клея или декорировать вазу бумагой, теперь у флористов в руках современные разработки. Например, оазис – синтетический пеноматериал, который поглощает и удерживает влагу, выпускается в разных размерах и формах. Он помогает цветам ­сохранять свою свежесть. Основные же рабочие инстру­менты флориста видоизменяются мало: это секатор и нож.
Чаще всего цветы в православных храмах ставят справа и слева от Царских врат. Кроме того, ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаница, подсвечники, орлец, хорос, паникадило.

При украшении конкретного храма обычно исходят из бюджета, времени и пожеланий настоятеля. «Если средств немного, лучше украсить к празднику аналойную икону, – советует Галина Кондратьева, – цветы вокруг нее – это все мы, молитвенники. И как мы выражаем свои чувства, так и цветы своим расположением выражают отношение к иконе. В цветочной композиции не может быть «равнодушных», в ней должна быть жизнь».

Главное правило: цвет облачений

Церковные каноны об украшении православных храмов цветами умалчивают, поэтому здесь уместен полет творческой фантазии.

«Жестких ограничений нет, но флористы ничего не делают в храме без благословения настоятеля», – уточняет собеседница.

Прежде всего, флористы ориентируются на цвет облачения священнослужителей. Иногда, правда, из этого основного правила приходится делать исключения. «Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Священнические облачения зеленые. Но храм был небольшой, светлый, и ничего кроме желтого цвета туда ставить не хотелось. Так и сделали, и получилось хорошо».

Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Для богородичных дней это, например, лилия. Цветы стараются обычно покупать у крупных поставщиков. Правда, не все из них работают с частными лицами. В Москве наиболее доступный по ценам и приемлемый по качеству – Рижский рынок.

Храмовая флористика. Особенности и символы.

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Читать еще:  Мастер класс по вязанию шапок спицами видео

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Профессия церковный флорист

Фоторепортаж о том, кто и как украшает храмы

Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.

В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри — потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма — церковные флористы или, по-простому, цветочницы.

Шесть часов поисков

Два дня до престольного праздника — дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
— Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
— Нам бы что-то нежное, для мамы.
— Здравствуйте! — вдруг замечает нас один из продавцов. — Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и — просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.

На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему

В этот раз по рынку ходим втроем — Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность — на улице зима, все серое.

Читать еще:  Рисование карандашом мастер класс

Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов

Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился — столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.

Готика и колокольчики

Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
— У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все — любители, — скромно по­ясняет наш главный флорист с большим опытом.— Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье — я могу украшать храм!
— А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
— Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе — попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение — основной цвет белый, Троица, преподобные — зеленый и так далее. Бывают и проблемы.

Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой

Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят — они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится — это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример — модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!

Начали!

Основа для будущей композиции — специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой — за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень — разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.

Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой

— У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, — рассказывает Татьяна Олеговна. — Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как — на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы — будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.

Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом

Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.

С пальмой по Москве

Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.

Разбираем герберы, каждый стебель надо обернуть тонкой проволокой для устойчивости

Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать — она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму — просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.

Ответственное дело: Алла Митрофанова украшает свечу для священника

— Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме — с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.

Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне

— Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы — зачем, мол, это надо? — спрашиваю Татьяну Олеговну.
— Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы. А что, без цветов — разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена — будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.

На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector