Менеджмент в сми - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
87 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент в сми

Менеджмент СМИ – что это такое?

Что такое менеджмент СМИ в целом

Менеджмент СМИ – направление бизнеса, которое касается управления изданиями средств массовой информации. Это могут быть модные журналы, новостные порталы, кулинарные издания или исторические так далее.

Каждому изданию, которое производит некий контент для потребления населением, необходимо грамотное управление.

Менеджмент позволяет снизить финансовые затраты при закупке оборудования, структурировать штат сотрудников, наладить связи с типографиями.

Это неотъемлемая часть любого бизнеса, однако менеджмент СМИ несколько отличается от стандартной управленческой деятельности, ведь у сферы есть своя специфика.

Определение понятия

Под понятием менеджмента СМИ можно рассматривать сразу несколько определений. Например, менеджмент СМИ – это совокупность руководителей издания, которые занимаются финансовыми и маркетинговыми вопросами.

Также под менеджментом СМИ могут понимать деятельность одного профессионала – редакционного менеджера или бизнес-менеджера.

О том, чем отличается редакционный менеджер, рассказано далее, а пока следует сказать об особенностях бизнес-менеджера. Такой специалист осуществляет совокупность действий по управлению издательством.

В этот комплекс входит в основном финансовая сторона управления (распределение бюджета), но немаловажную роль в нем играет и управление персоналом, собственно, подбор сотрудников, структуризация коллектива, формирование отчетности и т.п.

Таким образом, менеджер выполняет экономическую функцию, занимается бумажной работой, внешними связями, обучением и подбором персонала.

Наконец, если рассматривать данное понятие в целом, то менеджмент СМИ – это система управления издательством средства массовой информации. Подобное управление необходимо, чтобы:

  • добиться более высокой прибыли;
  • снизить затраты компании;
  • сплотить коллектив, грамотно распределить задачи между сотрудниками;
  • снять дополнительную нагрузку со штата журналистов, чтобы они могли посвятить свою работу практически полностью творческой стороне.

Особенности найма менеджера в СМИ

В той или иной степени менеджмент в СМИ присутствует в любой издательстве, даже если фирма включает всего двух человек. В небольших компаниях роль менеджера может исполнять непосредственно директор или его заместитель.

В чуть более крупных издательствах, где, помимо учредителей, есть и наемные сотрудники, появляются штатные корректоры, редакторы и журналисты. Менеджмент может быть доверен кому-то из них, зачастую эту функцию выполняют редакторы, так как они возглавляют журналистов и корректоров.

Наконец, идеальный вариант – это отдельный менеджер-профессионал, который обладает профильным (высшим) образованием и занимается только управлением. В чем преимущества наличия отдельного специалиста:

  • нет дополнительной нагрузки на создателей контента, соответственно, повышается его качество;
  • более высокое качество самого управления, ведь менеджер не отвлекается на создание или редактирование статей;
  • быстрое и профессиональное принятие решений, ведь менеджер хорошо обучен;
  • отсутствие проблем с трудовым договором (не нужно подбирать новый шаблон, указывать в нем обязанности помимо редакторских);
  • не нужно выплачивать сверхурочные (если функцию менеджера выполняет, например, редактор, обычно ему приходится задерживаться, что приводит к переплатам).

Единственным минусом является необходимость оплачивать труд менеджера как отдельного сотрудника, из-за чего может появиться дополнительная затрата в размере от 30 тысяч рублей (в крупных изданиях менеджеры могут получать и 100-150 тысяч рублей).

Однако данные ежемесячные траты не могут сравниться с тем уровнем прибыли, которого поможет добиться грамотный менеджмент. Траты на заработную плату профессионального менеджера могут окупаться в 10 раз.

Редакционный менеджмент

Несмотря на выгоду содержания отдельного менеджера, во многих компаниях его функцию все еще выполняет редактор. Такое решение удобнее для малого и среднего бизнеса, ведь небольшим компаниям все-таки сложно находить дополнительный бюджет на отдельного сотрудника.

В итоге его обязанности возлагаются на редактора, и деятельность такого специалиста называется редакционным менеджментом.

В обязанности редакционного менеджера входит:

  1. Оптимизация структуры издательства. Возможно, потребуется перегруппировать сотрудников в новые команды и отделы, назначить дополнительных начальников из числа журналистов, чтобы обеспечить многоуровневый контроль качества контента. В некоторых случаях, наоборот, слишком ветвистую структуру приходится упрощать, чтобы сократить расходы на бумажные работы.
  2. Оптимизация задач. Они должны быть грамотно распределены между участниками рабочего процесса. Каждый сотрудник должен обладать определенным набором полномочий и обязанностей и выполнять собственную задачу, которая будет идти на благо всей компании. Не должно быть ситуации, при которой обязанности работника четко не определены: это приводит к тратам времени и ухудшению качества контента.
  3. Оптимизация затрат и увеличение прибыли. Необходимо найти способы экономии, которые при этом не повредят компании. Варианты, как снизить траты: сократить сотрудников, которые выполняют незначительные задачи, и перераспределить их обязанности между оставшимися подчиненными; добиться выделения скидки со стороны типографии; привлечь дополнительных инвесторов, которые будут покрывать часть расходов.

Менеджмент в СМИ

В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management – управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным коллективом. Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики. Практика менеджмента изучается и обобщается его теорией, являющейся одним из направлений теории управления.

Если мы обратимся к газетной редакции или телерадиокомпании, то убедимся, что в рыночных условиях в процессе медиабизнеса менеджмент получает все более важное значение. Но в редакционном коллективе он приобретает специфические черты, определяемые особенностями журналистского труда, подготовки и выпуска газеты или другого периодического издания и экономическими принципами редакционной деятельности.

Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.

Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.

На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Читать еще:  Менеджмент организации это какое образование

Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

С процессом менеджмента в определенной степени соприкасается каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Не только главному редактору, но и руководителю любого подразделения редакции – творческого или технического, не говоря уж о коммерческом, приходится принимать решения, в той или иной степени влияющие на достижение целей, стоящих перед изданием, на его положение на информационном рынке. Но, прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.

В небольших редакциях и компаниях он нередко решает большинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. В этом случае он вынужден быть универсалом и показывать свои знания и умения на разных направлениях своей деятельности. Но в крупном коллективе приходится создавать службу экономического менеджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора. В редакции, зарегистрированной как акционерное общество, решением важнейших экономических вопросов занимается президент или председатель совета директоров общества. Иногда же главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерального менеджера. Правда, опыт показал, что в подобной ситуации это чаше всего происходит в ущерб творческой деятельности коллектива.

Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специализации. Генеральный менеджер осуществляет общее руководство службой, планирует и контролирует деятельность ее подразделений. Важную роль играет финансовый менеджер, отвечающий за разработку и реализацию финансовой политики редакции. Все чаще в состав службы менеджмента вводят менеджера по распространению: реализация издания является одним из главных направлений экономической деятельности редакции. Так как выручка от публикации рекламы стала для большинства редакций и компаний важнейшим источником доходов, разработкой рекламной политики и ее реализацией руководит менеджер по рекламе. Мы уже знаем, что успех финансовой, рекламной и тиражной политики редакции, компании, издательского дома во многом зависит от результатов маркетинговых исследований различных сегментов информационного рынка. За их проведение и эффективность отвечает менеджер по маркетингу (маркетолог). Иногда в крупных компаниях возникает необходимость учреждения должности менеджера по персоналу, помогающего руководителям коллектива проводить кадровую политику.

Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответствующую структуру или даже несколько подразделений. Так, менеджер по распространению руководит работой отдела распространения и редакционной экспедиции. Менеджер по рекламе отвечает за деятельность отдела рекламы.

В редакциях многих зарубежных изданий и компаниях менеджер – один из руководителей коллектива, наряду с главным редактором. Его роль столь велика, что владелец издания часто больше считается с мнением менеджера, чем редактора. В редакциях российских изданий менеджер – коммерческий или исполнительный директор согласовывает свои решения с главным редактором или редколлегией. Успешно выполнять свои обязанности он может, лишь обладая знаниями, умениями и способностями, которые отвечают требованиям, предъявляемым ныне современному редакционному менеджеру.

Требования к менеджеру. Они разделяются на две группы: общие и специальные.

К общим требованиям относится способность к анализу. Под этим понимают умение быстро представить себе ситуацию, в которой находится редакция или компания, оценить ее и поставить точный диагноз, т.е. безошибочно определить значение новых возможностей, открывшихся с изменением обстановки, или причины ошибок и просчетов, приведших к потерям и убыткам.

Еще более важное значение имеет для менеджера его способность принимать решения. После того как им дана оценка возникшей ситуации, проведен ее анализ и поставлен диагноз, он должен определить средства и методы устранения недостатков или использования новых возможностей, т.е. принять решение – быстро предложить конкретные организационные мероприятия и творческие акции, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Однако принять оптимальное решение менеджер в состоянии, лишь обладая разносторонней и масштабной информацией. Это обусловливает требование его концептуальности. Под ней понимают достаточно полное представление о редакции или компании, ее реальных возможностях, планах и перспективах, а также о концепции издания.

Некоторые из общих требований к менеджеру касаются его характера и психологии. Одно из них – оперативность его действий. Среди особенностей журналистского труда, не зависящих от воли учредителей и руководителей изданий, она играет весьма важную роль. Журналист всегда ограничен временем, находящимся в его распоряжении. Но это ограничение относится и к редакционному менеджеру. У него почти никогда нет большого времени для обдумывания своих решений – этого не допускают быстрые изменения ситуации, складывающейся в редакции и ее издании. Задержка с решением может привести к сбою в работе коллектива.

Менеджер – один из лидеров коллектива. Лидерство – непременное качество его характера. Признание сотрудниками редакции менеджера одним из своих лидеров основывается в первую очередь на признании его опыта, умений и способностей. Авторитет менеджера – это авторитет самого знающего человека в той области, которой он занимается, от деятельности которого во многом зависят успех издания и судьба редакции. Его лидерство проявляется на самых разных направлениях – и в поисках оптимального решения проблемы, и в умении организационно обеспечить его реализацию. Менеджер – творческий работник, своеобразный генератор идей, которыми он делится с другими сотрудниками редакции.

Лидерство менеджера в определенной степени зависит и от его требовательности. Он должен уметь потребовать от другого сотрудника редакции выполнения принятого им решения, разумеется, предварительно объяснив ему смысл, цель и значение этого решения. Сумеет ли он это сделать, зависит от его контактности и коммуникабельности.

Редакционный менеджер – не только управленец, организатор. Уже в силу этого он вынужден выступать и как психолог. Ему приходится общаться с самыми разными людьми – представителями и руководителями других организаций и фирм, чиновниками государственных органов. И к каждому нужно найти свой подход, с каждым установить и затем поддерживать контакты, каждого необходимо убедить в своей правоте. Без контактности – умения вызвать у человека доверие и желание поддерживать деловые или неформальные отношения – менеджеру трудно. Фактически он всегда работает и как специалист в области паблик рилейшнз – общественных связей, устанавливая и расширяя контакты редакции или компании с другими организациями.

Воспитание экономического мышления у работников редакции – длительный процесс. Тем, кто инициирует и организует его, предоставляется возможность использования самых разных форм воздействия на человека – от административных, иногда резких и болезненных, до психологических – менее заметных, но подчас более эффективных. Встречаясь с работниками редакции, менеджер побуждает их принять решение, способствующее укреплению экономики издания, подумать, выгодна или невыгодна для газеты или программы та или иная публикация, или убеждает отказаться от проекта, требующего чрезмерных расходов. Он может столкнуться с несогласием или открытым сопротивлением. Но использование в этом случае грубого давления на несогласного, прямого запрета менеджеру противопоказано. Он влияет на человека аргументацией, убеждением. Если это не помогает, приходится обращаться к главному редактору или другому руководителю коллектива, объяснять ему причины отмены решения журналиста. Преодолеть вето менеджера может только руководитель коллектива.

Читать еще:  Менеджер по обучению

Кроме общих требований редакционному менеджеру предъявляют и специальные. Некоторые из них непосредственно связаны с особенностями газеты или другого периодического издания и редакции как специфического трудового коллектива. Менеджер должен иметь достаточно полное представление о журналистике и ее роли в обществе. Так же как о газете, журнале или аудиовизуальных изданиях – их особенностях и качествах, процессе их подготовки и выпуска, об используемой при этом технике и т.д. Ему приходится разбираться в структуре редакции, обязанностях ее работников, трезво оценивать возможности всего коллектива и его подразделений. И не случайно лучшими редакционными менеджерами часто становятся журналисты, имеющие опыт творческой и организационной работы. Им легче войти в обязанности, связанные с менеджментом.

Другие требования к менеджеру связаны с проблемами рыночной экономики. Без экономических знаний, в частности знания экономических основ журналистики, ему не добиться успеха. Он должен иметь представление о финансовой базе издания. И конечно, быть в курсе изменений, происходящих в разных секторах информационного рынка.

В большой телерадиокомпании или информационном агентстве с их специфичной структурой задачи менеджера усложняются. Но увеличивается число его помощников, укрупняется служба менеджмента, становясь одним из важнейших звеньев коллектива.

Менеджмент в СМИ

Направление 38.04.02 Менеджмент

Бакалавриат / 4 года / очная, очно-заочная (вечерняя)

Стоимость обучения — очно-заочная форма – 230 000 руб. в год.
Срок обучения — очная — 2 года, очно-заочная (вечерняя) — 2 года 4 месяца;
Вступительные экзамены — Программа вступительных испытаний по Менеджменту в СМИ 2018

Учебный план

Руководитель программы

  • Ходенков Олег Александрович, директор Центра современного медиаменеджмента ВШГУ, вице-президент Гильдии издателей, к.и.н., МВА
  • Директор программы Иванова Ирина Александровна

Контакты

  • Тел.: +7 495 434-34-93
  • Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д.82, 4 учебный корпус, кабинет 313.
  • E-mail: ivanova-ia@ranepa.ru

Подробнее о программе

Программа «Менеджмент в СМИ»

Институт менеджмента и маркетинга и Центр современного медиаменеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации представляют магистерскую программу по направлению 38.04.02 «Менеджмент», магистерская программа «Менеджмент в СМИ». Программа предполагает две специализации: «Управление современными мультимедийными СМИ» и «Управление корпоративными медиа и PR».

Целью программы является подготовка кадров высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями и навыками для организации эффективного управления современными мультимедийными СМИ.

Рост структурной сложности современного медиарынка, быстрое развитие цифровых технологий делают актуальным подготовку магистров – специалистов высшей квалификации в области медиаменеджмента и медиабизнеса. Сегодня все секторы отечественной медиаиндустрии (печатная пресса, телевидение, радио, интернет и новые медиа, рекламная отрасль) нуждаются в хорошо подготовленных и грамотных руководителях и специалистах, понимающих тенденции и логику развития современных медиа, владеющих стратегическими компетенциями, способных разрабатывать стратегию и тактику развития новых проектов, брать на себя ответственность за их реализацию.

Проявившаяся в последнее десятилетие тенденция активного развития корпоративных СМИ в самых разных форматах делает актуальным подготовку управленческих кадров и для этого сегмента медиа, обладающего своими особенностями и характерными чертами.

Задачи магистерской программы:

— формирование компетенций в области творческого менеджмента и маркетинга, изучение методов и приемов анализа для принятия управленческих решений в медиаорганизациях, специфики деятельности СМИ;

— подготовка специалистов, готовых к руководству процессом производства контента в медиаорганизациях, руководству отделами, разработке медиапроектов и концепций, бизнес-моделей, стратегий печатных изданий, СМИ, интерактивных порталов и т.д.;

— овладение необходимыми практическими навыками работы в конкурентной медиасреде; структурирование уже имеющихся знаний и опыта в области экономики, управления и развития СМИ, различных аспектов современной медиаиндустрии: печатной прессы, радио, телевидения, «новых медиа».

Представляемая магистерская программа «Менеджмент в СМИ» строится на сочетании изучения основ теории управления с анализом имеющегося отечественного и зарубежного опыта в сфере медиаменеджмента.

Практикоориентированность программы достигается привлечением к чтению лекций, проведению семинаров и мастер-классов преподавателей-практиков, известных российских и зарубежных медиаменеджеров и медиа-консультантов, а также организацией практики в ведущих медиакомпаниях, коммуникационных агентствах и корпоративных СМИ.

Полученные в ходе обучения знания и умения позволяют выпускникам магистерской программы «Менеджмент в СМИ» успешно работать в различных отраслях медиаиндустрии, аналитических и консалтинговых центрах, рекламных и РR-агентствах, корпоративных медиа.

Содержание магистерской программы:

Общенаучный цикл:

  • Общий менеджмент;
  • Общий и стратегический маркетинг;
  • Философия бизнеса;
  • Деловое общение;
  • Деловой иностранный язык.

Профессиональный цикл:

  • Медиаэкономика;
  • Правовая среда медиабизнеса;
  • Стратегический медиаменеджмент;
  • Финансовый менеджмент СМИ;
  • Теория организации и организационное поведение;
  • Введение в современную медиаиндустрию;
  • Управление человеческими ресурсами и лидерство в СМИ;
  • Медиамаркетинг;
  • Современные медиатехнологии;
  • Управление мультимедийной редакцией;
  • Коммуникационный менежджмент;
  • Статистика и маркетинговые исследования в СМИ;
  • Медиапланирование;
  • Управление продажами рекламы в СМИ;
  • Методика научных исследований СМИ.

Дисциплины специализации и курсы по выбору:

Управление современными мультимедийными СМИ:

  • Управление проектами;
  • Антикризисное управление;
  • Мотивационный менеджмент;
  • Бренд-менеджмент;
  • Интернет-маркетинг;
  • Визуализация контента;
  • Управление электронными медиа — ТВ и радио.

Управление корпоративными медиа и PR:

  • Управление корпоративными СМИ ;
  • Маркетинг корпоративных СМИ;
  • Копирайтинг: эффективная работа с контентом;
  • Маркетинговые коммуникации;
  • Реклама в маркетинговых коммуникациях;
  • Управление евент-проектами;
  • Организация эффективной пресс-службы.

Партнеры программы: Союз издателей (ГИПП); Национальная Ассоциация телерадиовещателей (НАТ); Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР).

На программу принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование специалиста или бакалавра (для нерезидентов РФ требуется государственная нострификация их дипломов), по любой специальности или направлению подготовки.

Выдаваемые документы: диплом государственного образца о высшем образовании с присвоением степени «Магистр» по направлению «Менеджмент».

Практика проводится как на рабочих местах магистрантов, так и в компаниях медиа-рынка

Менеджмент применительно к СМИ

В производстве специфического товара СМИ сочетаются факторы материальные и нематериальные – капитал, средства производства, а также труд и предметы интеллектуальной собственности. Процесс сочетания этих факторов требует осознанной практики управления. Менеджмент в экономической науке определяется как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством в целях повышения его эффективности и роста прибыли. Это также наука управления отношениями людей в производственной деятельности коллектива, во время связей производителя и потребителя.

Но менеджмент сегодня – не просто наука об управлении или набор практических рецептов для предпринимателя или руководителя, а элемент человеческой культуры, включающий в себя традиции, историю, концепции, институты, практику, направленные на управление деятельностью людей в самых различных областях. В настоящее время, в условиях становления информационного общества и повышения роли информационных технологий возрастает значение менеджмента как управленческой коммуникации, которая должна соответствовать современному уровню общества и задачам предприятия, среде, в которой оно действует. В нашем случае – это медиа-бизнес, тесно связанный с творчеством в журналистике и креативной практикой в рекламе.

Читать еще:  Менеджмент в сфере культуры обучение

К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и потребителями информации.

Существуют четыре функции менеджмента.

Первая – финансовая – добиваться превышения доходов над расходами.

Вторая – содержательная, производственная – подготовить высококачественные журналистские материалы, в интересных жанровых формах, чтобы специфический информационный товар обладал зримой потребительской стоимостью.

Третья – маркетинговая – связана с умением продать этот товар на информационном рынке.

Четвертая – человеческий фактор, кадровая – связана с управлением персоналом, управлением поведением коллектива, большого или малого. Включает паблик рилейшенз редакции, поведение сотрудников в социальной и профессиональной среде. Выделяют внешний круг – создание и поддержание имиджа в глазах общественности, а также, внутренний – установление гармонии внутри редакции, предотвращение трудовых конфликтов. Всегда стоят задачи – стабилизировать коллектив, дать ему мотивацию, развить инициативу и направить ее в нужном менеджеру направлении. Эти задачи решаются при регулярном менеджменте в редакции, в деятельности редактора, его заместителей и финансового (коммерческого) директора.

Первые три функции предложены классической школой управления, четвертая – школой человеческих отношений и поведенческих наук. Существует ряд научных школ управления и долгая традиция становления менеджмента.

Классический американский менеджмент сложился и получил развитие на рубеже XIX–XX вв. в период становления крупных корпораций в ходе второй промышленной революции, связанной с применением электричества, двигателя внутреннего сгорания и конвейерной организации производства. Школа научного менеджмента (Ф. Тэйлор, Ф. и Л. Гилберт) определила условия выполнения конкретной задачи через планирование, поиск работников и решений.

В целях наилучшей организации труда Ф. Тэйлор сформулировал основные направления научного менеджмента: нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); определение соотношения между временем и задачей (нужен результат к определенному сроку, иначе вознаграждение за него будет много меньше); систематический отбор и обучение (предприятие, нацеленное на долговременный успех, думает о постоянном совершенствовании персонала); денежные стимулы (эффективное управление вознаграждает за конечный результат, а не за процесс). Основы научного управления предприятием нашли воплощение в классической книге Ф. Тэйлора «Принцип научного менеджмента» (1902).

Труды представителей классической административной школы (А. Файоль, Л. Уорвик, Дж. Муни) были направлены на систематизацию и описание управленческих функций. А. Файоль в книге «Промышленное и общее администрирование» (1916) описал эти универсальные принципы менеджмента: разделение труда, власть, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархическая цепь, порядок, справедливость, стабильность, инициатива, кастовый дух. Такие принципы справедливы как для хозяйствующих субъектов, так и для общественных и бюрократических учреждений.

Еще в конце XIX в. в работе «Национальное государство и народнохозяйственная политика» (1895) немецкий социолог М. Вебер говорил о бюрократии, которая в рамках определенной властной иерархии становится основой всякой социальной организации. Тогда появилась и аналогия с военной системой для поиска рационального варианта организации. М. Вебер выдвинул концепцию бюрократии, которая осуществляет управление государством. В целом научный менеджмент Ф. Тэй­лора, бюрократия М. Вебера и функциональное администрирование А. Файоля стали фундаментом первого этапа менеджмента – делового администрирования.

Второй этап – менеджмент человеческих ресурсов – был связан с развернувшимся в 20-е гг. ХХ в. соперничеством корпораций «Форд» (Г. Форд) и «Дженерал Моторс» (А. Слоан). Уже в то время менеджеры впервые обратили внимание на то, что сегодня называется управлением персоналом, а деятельность «Дженерал моторс» предопределила классическую схему маркетинга.

После Второй мировой войны в связи с реализацией плана Маршалла европейцы активно изучали американский опыт корпоративного управления. Особенно в этом преуспели британские и германские менеджеры, большое внимание было уделено так называемым группам повышения производительности труда. Еще в 30-е гг. складывается школа человеческих отношений и поведения (она связана с деятельностью М. П. Фоллет и Э. Мэйо). Изменяя условия труда на заводах «Вестерн Электрик» в Хоторне, исследователи из Гарварда во главе с Э. Мэйо после 10 лет экспериментов выяснили, что производительность труда в большей степени зависит от внимания к людям, учета человеческого фактора. Внимание, которое чувствуют работники, должно выражать истинную веру руководителя в перемены к лучшему, позитивные ожидания должны быть правдоподобными и стабильными. Эти эксперименты дали научные рекомендации о приемах управления межличностными отношениями в группах (больших и малых), способствующие росту эффективности труда.

Рост экономики в послевоенные годы привел к формированию общества потребления и становлению бизнеса, который ориентирован не только на получение максимальной прибыли, но и на гибкость в удовлетворении потребностей покупателей. Создание потребителя и воспитание у него потребности в производимых товарах стало единственным назначением бизнеса. В целом же бизнес – это экономическая и управленческая активность по превращению идей в стратегии их достижения и концентрация на них уже имеющихся ресурсов. Третий этап развития менеджмента – менеджмент бизнеса (1945–1970 гг.).

Четвертый, современный этап развития менеджмента связан с выдвинутой П. Драккером в 70-е гг. концепцией социальной ответственности предприятия перед обществом. Это так называемый социальный менеджмент,предполагающий объединение всех прежних достижений науки об управлении для гармоничного развития общества.

Вообще-то менеджер – человек, организующий конкретную работу с помощью современных методов управления. Например, в американской управленческой традиции задача менеджера – организовать работу некой группы подчиненных сотрудников.

Имеет место высший менеджмент – топ-менеджеры (директора, их заместители, члены правления компании), средний менеджмент и низший менеджмент. В соответствии с концепцией управленческих ролей Г. Минтцберга всякий топ-менеджер берет на себя три основные роли: межличностные, информационные и решающие.

Менеджеры руководствуются экономическими соображениями, их работа скорее практика, ремесло, чем наука. Xороший менеджер и реагирует на рынок, и сам его меняет. Главное – ставить цели, отвечающие интересам предприятия (менеджмент постановкой целей – наиболее популярный в традиционном управлении). Обычные подходы к управлению – как к процессу, как к системе и управлению по ситуациям. Предприятие – прежде всего люди, группа компетентных людей. Платон говорил, что хорошее общество – это больше, чем сумма его отдельных частей. Создать условия для успешной работы людей – основной принцип и ориентир для менеджера. Не столько максимальная прибыль, сколько успешное ограничение влияния факторов риска. Управление – всегда творческая деятельность, оно направлено на сотворение нового, а не только является простым реагированием на внешнюю среду. Менеджмент предусматривает умение организовать аналитическую работу – выделить «команду», иначе аналитикой будет всегда загружать себя руководитель.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector