Тайм менеджмент для младших школьников - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайм менеджмент для младших школьников

Основы тайм-менеджмента для детей

Научить ребёнка самоорганизации – одна из основных головоломок родителей. Особенно в современном, динамично устроенном мире, когда рынок предлагает так много интересных мест для пробы своих возможностей в индустрии образования и развлечений (кружки, секции, клубы, мастерские, курсы и т.д.).

Действительно, как важно, научиться все успевать! При этом родителю необходимо учесть и те аспекты, которые связаны со здоровьем и самооценкой ребёнка, чтобы не нанести вред его эмоциональному состоянию. В помощь современным родителям лучшие техники тайм-менеджмента, которые работают в любом возрасте… Рекомендую проверить на себе.

Для этого возьмите большой лист (подойдет даже кусок ненужных обоев). От края до края проведите горизонтальную линию чуть выше середины листа, чтобы получилось 2 части – сверху и снизу. Нижнюю часть разделите вертикальной линией пополам. Всего – 3 части (одна большая наверху и две поменьше внизу). С вечера вместе с ребёнком запишите или зарисуйте на лист все его завтрашние дела: на большей части – школьные (уроки), на других – домашние, и внешкольные (кружки, секции, экскурсии). Сначала обозначьте дела, имеющие фиксированное время в течение дня (школу и кружки). Также обязательно укажите время завтрака, обеда, ужина и отхода ко сну. Затем – дела без конкретного времени, но в порядке их выполнения. Повесьте список на видное место для ребенка, на холодильник или шкаф. После выполнения дела, ребёнок ставит галочку рядом с делом. Обсудите с ребёнком те промежутки времени, когда ему необходимо делать уроки и когда можно пригласить друга в гости, пойти гулять, поиграть в компьютер, посмотреть телевизор и т.п.

  • «Приручить слона»

В тайм-менеджменте большие дела называются «слонами». Название данной техники сразу интригует детей и настраивает на игровой лад. Слон, как дикое животное, приручается постепенно, для этого нужно разделить большое дело-слон на небольшие части и ежедневно (или постепенно) выполнять по кусочку. Возьмите рисунок большого слона и объясните ребёнку, что слон доверится новой дружбе не сразу, сначала приблизит хобот, затем покачает головой, потом ноги сделают первые шаги в сторону ребёнка и т.п. Пусть ребёнок выполнив часть дела, закрасит (заштрихует) соответствующую часть тела слона. Эти маленькие шаги обязательно должны быть отражены в списке ежедневных дел (в плане) ребёнка.

  • «Сыр и мыши»

Многие дела ребёнка могут быть с легкостью выполнены благодаря этой технике. Объясните ребёнку, что он помогает мышам справиться с сыром. Например, перед ребёнком стоит задача: убрать в своей комнате. Совсем необязательно тратить на это множество временного ресурса и делать всё одним действием. Главное определить количество микродел и выполнить их, так, между прочим. Итак, мышки проделывают «дыры» в деле. «Дыры» — это задачи быстрого реагирования, они могут потребовать всего 3-5 минут. Соответственно, образовалось у ребёнка 10 минут свободного времени, то можно помочь 2-3 мышкам (протереть пыль на полке, собрать портфель и т.п.)

  • «Поймать лягушку»

На Западе давно имеется изречение, которое очень хорошо используется при выполнении различных дел. «Если каждое утро вам приходиться съедать живую лягушку, вы весь день после этого можете довольствоваться сознанием, что, вероятно, ничего худшего с вами сегодня уже не случится».

«Лягушки» – это самые нелюбимые и нудные дела, которые мы все стремимся отложить в долгий ящик. У детей это, как правило, уроки или дела по дому. Родители обычно о них хорошо осведомлены. Суть техники в том, чтобы эти самые дела поставить в приоритет и сделать их как можно скорее, «поймав лягушку». Если дать лягушке «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема никуда не денется, а разрастётся, как «снежный ком», и будет портить нам настроение. Важно научить детей обращать внимание на «лягушек» и тут же стараться их поймать.

  • «Воры времени»

Избавляемся от «воров» времени. В этом вам поможет наблюдение за ребёнком. Что его отвлекает – во время уроков, еды, и т.д. Не спешите сразу обвинять ребёнка в медлительности или лени. Причин может быть несколько – слишком много предметов или шумов, отвлекающих внимание, лень в том числе, усталость, отсутствие чувства времени и навыка планирования. Что делать? Ограничивать время на выполнение задания; учить заниматься только одним делом от начала и до конца; учить ребёнка замечать поглотителей («воров») времени и проходить мимо них; вводить правила в семье – обед без телевизора, и т.п.

Небольшой секрет: на любое занятие тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Если вы ставите ребёнку часы на 20 минут и говорите, что после задания он сможет заняться любимым делом, то оно абсолютно точно будет сделано за это время. Если вы позволяете ребёнку делать задания «в свободном режиме», то он может делать их часами, выводя вас из равновесия.

  • «Капитан корабля»

Подскажите ребёнку, что бывают такие дела, задания и задачи, которые можно выполнять совместно (с друзьями или семьёй). Ребёнок, как капитан, определяет круг таких дел, приглашает в команду нужных людей, распределяет зоны ответственности каждого, выносит на общее обсуждение. К таким делам может относиться, например, творческое планирование Дня Рождения ребёнка (его друга или родственника). Когда задача разделяется на подзадачи и делегируется соисполнителям, то и размерность задачи уменьшается, а её решение упрощается.

  • «Сделал дело – гуляй смело»

Необходимо учить ребёнка преодолевать откладывание дел на потом. У данного явления есть свои причины: страх не суметь сделать, скука, неуверенность в важности дела, лень. Конечно, с каждой из этих причин нужно работать отдельно. Однако в школьной жизни очень часто встречается такое явление, когда ученику задано объемное задание, а он его все откладывает, и откладывает, не желая за него браться в силу страха не справиться или просто из нежелания его делать. В этом поможет дисциплина, разумная организация труда и отдыха. Самый лучший отдых для школьника – днём на свежем воздухе и ночью в своей кровати. Сон должен быть достаточным – не менее, но и не намного более, 9 часов. Ежедневная прогулка даёт максимальное переключение от уроков, обогащает мозг кислородом, обеспечивает распределение нагрузки на организм, дарит положительные эмоции. Поэтому стремитесь к тому, чтобы эти 2 составляющих никогда не шли в ущерб урокам.

  • «Семейное планирование»

Планируйте выходные, каникулы, праздники вместе с ребёнком. Повесьте на холодильник лист, и пусть каждый в течение недели записывает то, чем хотел бы заняться в выходные (или на каникулах). В пятницу вы садитесь и решаете, какой вариант выбрать. Обсуждайте за обеденным столом свои успехи в планировании, рассказывайте ребёнку, сколько всего вы успели и чего не успели и почему. Что вам дало планирование дня. Именно в такие моменты ребёнок приобретает ценнейший опыт планирования, осознаёт, зачем нужны все эти списки и таблицы.

  • «Добрые напоминалочки»

Напоминать – это хорошо! Не надейтесь на то, что ребёнок сразу начнёт использовать весь предложенный инструментарий. Поэтому оставляйте ему напоминалки о том или ином деле, которое нужно выполнить (стикеры, записочки, смс-сообщения).

  • «Делай как Я!»

Для того чтобы ребёнок начал ценить время, родители должны стать для него примером в этом вопросе. Если в семье время не ценят и не планируют, то требовать от ребёнка правильно распоряжаться своим временем – бесперспективно. Часто детское восприятие и научение строится на подражании взрослому. Учтите этот факт!

Ребёнка нужно мотивировать. При этом постараться не стать заложниками мотивации, не вырастить в ребёнке потребители, которому за каждое реализованное дело будет нужно всё больше и больше. Нематериальная мотивация – самая благоприятная (совместное дело, похвала, искренняя благодарность, небольшой подарок и т.п.). Старайтесь организовать процесс в форме игры, сделайте его максимально веселым и интересным. Используйте картинки, рисунки, схемы, магниты, все, что поможет вовлечь ребёнка.

Обязательно хвалите ребёнка! Обращайте внимание на те дела, которые он успел сделать, а не на те, что пропустил. И не перегибайте палку, ведь инструменты должны остаться инструментами, делая жизнь школьника проще и веселее.

Тайм менеджмент для младшего школьника

«Товарищ, запомни правило простое:

работаешь сидя – отдыхай стоя!»

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы начнем разговор с вами об очень важной вещи – тайм-менеджменте. Тема это занимает сердца и мысли каждой мамы в декрете, но сегодня мы вспомним об этой чудо-науке в рамках работы с нашими младшими школьниками. Итак, почему родилась эта тема? Потому, что у меня растет второклашка, потому что я часто получаю письма, как сделать так, чтобы: (дальше на ваш выбор)

  • ребенок вовремя делал уроки
  • ребенок успевал сделать то-то
  • ребенок не опаздывал
  • ребенок не делал в последнюю ночь проект перед сдачей

А еще потому, что я обожаю тайм-менеджмент и все успеваю! (шутка, не все я успеваю, но я близка к этому ? )

Ну, довольно отступлений, давайте по сути. В чем наша с вами задача состоит? В том, чтобы научить наших младших школьников обращаться и распоряжаться своим временем на базовом уровне, научить их планировать!

Так как я люблю схемы, буду рисовать, можно?

Давайте посмотрим, какими шагам мы должны научить ребенка при знакомства с тайм-менеджментов.

Как вы видите из схемы, мы как по ступенькам должны пройти через мотивацию, планирование и контроль. Только так и только в таком порядке.

Начнем с мотивации, пожалуй, самой сложно части из всех.

Зачем мне учеба? Почему я должен делать уроки? Кому я должен?

А ведь и правда, почему мы всегда говорим должен делать? Кому должен? Учителю? Родителям? Когда я пошла в школу, мне мама сказала: «Учеба нужна тебе, мы свое образование получили. Если ты хочешь учиться – ты будешь, если не захочешь – мы заставить не сможем». И все! Уроков со мной никто не делал (ну один раз только, я попросила помочь, пожалела о своем решении и просить перестала и то это было классе в 7). Даша пошла у меня в школу с таким же напутствием, но она не я, и я не мои родители. Поэтому ситуации разные и Даша иногда просит о помощи, и я помогаю, но просит крайне редко, чаще это связано с уточнением формулировки задания (они правда написаны коряво иногда).

Так вот, мы должны донести до ребенка, что это надо ему. Только на днях читала рассказ мамы, которая учит сына дома. Она описывала, как мотивировала его. Несколько месяцев он не хотел ничего делать, абсолютно и она не трогала его. Потом она заметила, как он переписывается с кем-то и невзначай заметила, что важна в этом вопросе грамотность. И он стал спрашивать, как пишется то или иное слово и вот маленькими шажками они выучили правила русского языка. Вывод: мальчик понял, зачем ему они!

Читать еще:  Btl менеджер это

Другой пример, ребенок захотел себе купить планшет. Вопрос, сколько ему надо карманных денег копить, чтобы собрать на планшет, с учетом того, что иногда что-то купить по мелочи хочется. Нужна математика!

Примеры простые, но малышам такие и нужны, наглядные! Только лучше не тыкать их носом в эти примеры, как котят, которые лужу в коридоре надули, а рассказывать как бы истории из жизни (я знала мальчика, у меня была подруга и она и т.д. и т.п.). Понимаете?

Тебе надо учиться, потому что без знаний ты никто! Потому, что тогда ты будешь дворником! Кстати, часто слышу именно это. Но разве дворник плохая профессия? Разве человек, который делает наш город чище не достоин уважения? Это отступление, но я к тому, что не тыкайте в ребенка профессиями, как будто они ужасные! Есть прекрасная, удивительная писательница, я ее очень люблю, люблю ее книгу, люблю ее блог, я зачитываюсь ее заметками и вот она, имея престижную работу, почет и уважение подрабатывала уборщицей в аптеке. Потому что ей было интересно! Потому что она так решила, потому что ей это нравилось! Потому, что все профессии нужны. «Мамы всякий нужны, мамы всякие важны!»

Так вот вернемся к мотивации. Я не могу за вас найти ее для вашего ребенка, этот ключик вы должны подобрать сами, найти того медведя, который сундук держит, поймать зайца и не упустить селезня, а уж там и до ключика не далеко!

Главное показать ребенку на доступных ему образах, зачем нужно учиться, почему важно делать уроки. Когда вам это удастся, покажите ему, как он тратит свое время. Вот это уже процесс механический. Используйте хронометраж. Заведите блокнот и несколько дней записывайте в него все, что делает ребенок дольше 5 минут, даже если он 10 минут просто просидел, смотря в одну точку. Записали?

Посчитайте, сколько времени он потерял зря. Но тут надо быть аккуратным, ведь например игра в телефон или другой гаджет не кажется ему пустой тратой времени, она такая для вас, поэтому включайте свою фантазию (а кто сказал, что будет легко?) и на образных примерах снова показывайте ему, как жил ваш знакомый дядя Петя или тетя Света, когда она ….

Получилось? Пробили стену мотивации? Показали на примерах? Молодцы! Идем дальше!

Планирование! Что ж это за зверь такой? Очень мой любимый зверь. Блокнотики, записочки. Особенно девочкам должно понравиться, но и мальчишек придется обучить.

Нам нужно составить список! В него вы включаете

  • уроки
  • кружки
  • домашние дела и обязанности
  • свободное время

Что далее? Расставляем время, что за чем должно идти. Тут полезно взять лист бумаги и расчертить на нем время и занятия и просто заполнить, как матрицу, так будет наглядно.

Ниже я показала пример, как я вижу (я пока точного расписания не знаю Дашиных кружков, но приблизительно) расписание обязательных дел на учебный год 2016-2017.

Как вы можете заметить, есть школа, есть прием пищи (утром он входит в сборы я его не выделяла отдельно), они на протяжении многих лет неизменны. Даже если мы в дороге или в гостях или в театре, я всегда планирую время так, чтобы +- 40 минут мы могли покушать в привычное время (бывает крайне редко график сбивается, но это единичные случаи, раза 2 в год не беда для меня). Я не буду объяснять, почему так, это не тема сегодняшней беседы, но для меня это важно!

Смотрим дальше, школа тоже отмечена, потому что это «работа». Да, школа для ребенка – это как работа для взрослого.

Кружки тоже отметим, они имеют график и они важны. Главное, чтобы они были выбраны ребенком. Если не хочет ваш ребенок ходить на музыку, например, не заставляйте. Лучше бросить, чем заставлять! Толку не будет от того, что ребенку насаждают сверху то, к чему он не готов!

Столько у меня примеров перед глазами тех детей, которых заставляли или заставляют ходить и если мы говорим в прошлом времени, то результат более чем плачевный.

Я поменяла более 15 кружков в детстве, я могла за год позаниматься в 6 разных по месяцу или по 2. Но за что я по-настоящему благодарна родителям, они не заставляли, как только я говорила, это не мое, меня забирали и искали новый. И нашли! Я сама нашла, записалась в кружок и проходила в него 11 лет! Не пропуская занятий и сейчас я дружу с педагогом, ее внуки играют с Дашей, а мы болтаем, глядя на них и попивая чай на свежем воздухе. Она стала моим наставником и другом! Вот как должно быть! Только так!

Была у меня подруга, она могла по 5 часов играть на фортепиано, тренируя новую музыкальную пьесу. Я поражалась, а она играла. Она хотела!

А был знакомый мальчик, которого заставляли заниматься боевыми искусствами, а он был далеко не боец, он рисовать мечтал, очень! И так ребенку жизнь исковеркали, что ему еще лечиться и лечиться, не только травмы исправлять, но и психику.

Но вернемся к расписанию. Осталась последняя графа. Я назвала ее совместное чтение, но там же еще и подготовка ко сну (зубы, душ и все такое). Это ритуал. Я читаю Даше на ночь, иногда она мне (по ее желанию), но это отменить может только что-то гиперважное и экстренное, как моя болезнь, например. Если я могу читать, я читаю! И буду читать хоть до пенсии! Это лучшее время за день!

А теперь вы видите, сколько времени осталось, вставляем в расписание (когда я говорю вставляем, то имею ввиду ребенка), время на домашнее задание, время на то, что он выбрал. Даже если ребенок выберет время на подготовку дз на ваш взгляд позднее, не спешите одергивать, пусть попробует. ЧТО может случиться?

Он поймет, что устал и уже не может, но вы напомните ему, что он сам выбрал это время и т.к. дз это его зона ответственности (вспоминаем мотивацию), то сделать надо, но в следующий раз предложите выбрать другое время.

У него все получится и он может и дальше делать уроки в это время. Я, например, всегда делала уроки в ночь, и в школе и в универе и сейчас работаю ночью. Ну голова у меня так лучше работает. Я ж никому не мешаю.

Ребенок может вставить в план игру на телефоне например или просмотр кино, чтение книги (тут тоже не стойте с секирой над головой, а то желание отбить можно).

И когда расписание будет заполнено дайте ему время на тестирование. Ведь это лишь набросок, его можно менять и нужно дать это понять ребенку. Менять не страшно, наша цель найти такой оптимальный вариант, чтобы ребенок успевал все, что нужно, все, что ему хочется и чтобы ваша душа была спокойно (ну хоть чуть чуть).

Если дел больше, чем часов в дне или дней в неделе, то учите расставлять приоритеты. Можно написать дела разными цветами, и смотреть, сколько у вас самых важных дел, сколько менее важных и какие только развлечения (помните, они тоже должны быть. )

Контроль. Вы, наверное, потираете руки, вот он тот момент, когда я выйду на сцену с дубинкой в руках. Шучу, но не совсем. Убирайте дубинку, вместо нее возьмите листок и займитесь своим расписанием, а контроль над планом ребенка оставьте ему. Научите его самого отслеживать успешность его выполнения. Вы же не можете ходить с ним за ручку до пенсии. Поэтому дайте ему нужные инструменты и отойдите в сторону, почитайте, посмотрите кино, вымойте окна, вы же наверняка думали, что сами не все успеваете. Вот вам шанс!

Отмечать дела можно разными способами. Выделять маркером разным цветом, заклеивать стикерами или наклейками. Найдите свое решение лучше веселое и яркое, чтобы можно было поулыбаться и порадоваться выполненному делу.

Если не все успели или сделали, проведите анализ, почему так получилось. Это лучше вместе делать. И мой личный совет. Привлекайте к анализу своего неуспевания ребенка, покажите ему на примере, что вы проводите такую же работу, как и он. Ищите пути решения вместе, это сблизит вас против общего врага — времени! А вы станете дружной командой, сумевшей время покорить и подчинить себе!

Подведем итог! Мотивация, Планирование, Контроль – вот три первых шага на пути к управлению временем, которым нужно учить не только взрослых, но и школьников!

Мы обязательно продолжим эту тему, у меня есть много задумок о том, что обсудить, а пока жду ваши вопросы в комментариях, чтобы знать, что вас интересует больше всего.

С уважением, Костюченко Мария

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

Тайм-менеджмент для младших школьников

Человек, который осмеливается
потратить впустую час времени,
еще не осознал цену жизни.

— Чарльз Дарвин

В начальной школе на детей ложится огромная нагрузка. Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Умение управлять временем является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Тайм-менеджмент позволяет эффективно управлять не только собственной деятельностью, но и жизнью в целом.

Читать еще:  Факультет менеджмент организации

Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам самоорганизации и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ребенку научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно. Таким образом, чтобы обучить ребенка навыкам и умениям планирования и эффективного управления временем, необходимо совместно с ним пройти этот путь.

3 шага обучения школьников тайм-менеджменту

Следует помнить о том, что на самом деле не в наших силах управлять временем. Время – очень уникальный ресурс. Время нельзя вернуть и нельзя остановить, но можно эффективного его организовать.

Этап 1. Мотивация

Самая главная, первая, необходимая задача – замотивировать ребенка. Показать ему значимость и необходимость организации времени.

На этом этапе отличными помощниками послужат:

— хронометраж. Предложите ребенку записывать все, что будет с ним происходить с момента пробуждения до момента ночного сна. Для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребенок распоряжается собственным временем, понадобиться один-два будних дня и один выходной.

— игровой анализ ситуации. Предложите ребенку небольшие кейсы – игровые ситуации с описанием дня вымышленного мальчика или девочки (в зависимости от пола вашего ребенка). Обсудите, как считает ваш ребенок, правильно или неправильно распределяет время герой вашей истории. Где бы он мог больше уделить времени образованию, а где меньше провести времени за компьютером? Уточните, чем бы ваш ребенок посоветовал заняться герою истории в личное свободное время. Такие игровые ситуации служат для родителей своего рода проективными методами анализа ситуации, которая происходит с их собственным ребенком. Внимательно выслушайте ответы и подумайте вместе, каков же может быть идеальный день школьника.

Этап 2. Планирование

Предложите ребенку составить список, в котором будут учтены:

— все важные дела (учебные, секции, кружки и т.д.),

— помощь по дому (чем ребенок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путем совместной деятельности с родителем).

— свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).

Когда список составлен, следует определить порядок, в котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка.

Для большей наглядности дела из каждой группы (важные, помощь по дому, свободное время) можно выделять отдельным цветом.

Следует помнить о том, что эффективным помощником в вашей с ребенком деятельности по обучению навыкам тайм-менеджмента является режим дня. Что это такое и как составить режим дня школьника вы найдете в первом уроке курса «Здоровый образ жизни».

Этап 3. Контроль

Для того, чтобы отследить эффективность прожитого дня, необходимо договориться с ребенком о том, что выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено. Это может быть: система «плюс – минус»; отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребенку придумать собственную систему, что позволит ему проявить инициативу и будет способствовать стимулированию умственной деятельности.

Такого рода контроль необходим для того, чтобы ребенок наглядно видел результат проделанной работы и обучался навыкам самоконтроля.

Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел решает еще одну важную задачу: побуждает ребенка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.

В конце каждого дня необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Все ли запланированное сделано?
  2. Что не сделал (а)? Почему?
  3. Отметить, из какого блока дела, которые не сделаны (важное дело/ помощь по дому/ свободное время).
  4. Что будешь делать, чтобы исправить ситуацию?
  5. Перенести невыполненные дела на следующий день.

Таким образом, важно ребенку показать, зачем ему нужно обучаться приемам организации времени, как это поможет ему в его школьной и повседневной жизни, в быту. При обучении ребенка тайм-менеджменту, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, ритм его жизни, интересы, а также возможности, как физические, так и психические, умственные.

Маленькие повелители времени или тайм-менеджмент для школьников

Здравствуйте, дорогие читатели! Так любимое нами лето неумолимо близится к концу. Детишки потихонечку возвращаются из летних лагерей и от дедушек с бабушками, счастливые и отдохнувшие. И уже совсем скоро свободное время школьников сократится «на нет», заставив их пересмотреть свой день и перераспределить дела, чтобы и в школу успеть, и в «Одноклассниках» посидеть, и на прогулку с друзьями сбегать.

А могут ли дети правильно распределять своё свободное от учёбы время, и нужно ли это? Может, дела должны делаться сами по себе, по мере их возникновения, без жёсткого графика?

Как показывает практика, хаос – не самый хороший друг, особенно когда речь идёт об умении рационально управлять временем. Конечно, вернуть назад упущенный час нельзя, но раз за разом находить лишние пять минут, ощутив, что на самом деле в сутках может быть 25 часов, как убеждают учёные, поможет тайм менеджмент для школьников.

Почему времени всегда мало?

Вот действительно странно. Вроде бы свободного времени у младших школьников достаточно для того, чтобы всё успеть. Давайте посчитаем. Из имеющихся 24 часов дети спят около 8, где-то час, плюс-минус, они тратят на сборы в школу, в учебном заведении проводят часов 6-7, кто как. Итого, арифметически получается «на всё про всё» как минимум 8, а то и 9 драгоценных часовых отрезков, за которые практически наши детки умудряются успеть сделать совсем ничего.

Вот бы нам, родителям, столько! Почему так происходит и куда у детей бесследно утекает время?

Затяжная подготовка к урокам

Это, пожалуй, одна из самых главных причин из школьной сказки о потерянном времени. Как зачастую происходит выполнение домашнего задания, когда родители не дышат в спину?

Сел, что-то поделал, пошёл чаю попил, по ходу собаку или кошку зацепил. Вернулся к урокам, а в телефоне сообщение упало, призывно звонко брякнув, намекая, что нужно именно прямо сейчас посмотреть. Двадцать пять раз ответив на всего лишь одно смс, открыл учебник, а из телевизора льётся знакомый сингл, знаменующий о начале идущего на протяжении года сериала.

Вот уже и поздний вечер, быстро пишем корявым почерком в тетради, одним глазом пялясь на компьютерный экран, ведь ещё «Вконтакте» не был! Знакомая история? А то!

Отсутствие плана на предстоящий день

Разнообразные тренинги в области тайм-менеджмента утверждают, что думать надо на бумаге. Именно написанная цель становится осязаемой, всё остальное обычно оседает исключительно в наших мечтах. Всегда находится куча иных, совершенно ненужных дел, которые беспощадно отнимают время.

«Вроде вчера решил, что сяду за реферат, сдать который следует на следующей неделе, так сегодня почему-то совсем про него забыл. А, ладно, завтра начну» — вот так нередко бывает без жизни по расписанию.

Долгая раскачка и недоведение дела до конца

Такие отвлекающие моменты, как вышеупомянутые телевизор, интернет, телефонные звонки не дают вовремя приступить к запланированному и являются поводом, чтобы не закончить и отложить на потом не лежащее к душе. Конечно, значительно интересней попялиться в телик и поторчать в сетевой игре, чем помыть горой сваленную посуду или дочитать заданный на дом рассказ.

Это важно! Как бы ни казалось вашему младшему школьнику, что тайм-менеджмент преследует цель загрузить его день делами по максимуму, истинная причина в умении управлять временем – разгрузиться от ненужных дел. Это позволит выполнять всё самое важное качественно и с должной ответственностью.

Когда и как знакомить детей с тайм-менеджментом?

На первый взгляд, такой научный подход по управлению временем более свойственен взрослым для планирования рабочего процесса. Ну ещё, может, подходит подросткам, когда ребёнок уже осознанно подходит к распределению дел в течение дня. Ан нет!

Психологи говорят, что обучать младших школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту привыкшему жить «как получится» ребёнку не пришлось нагонять упущенное.

Освоить навыки управления своим временем младшим школьникам помогают различные упражнения и приёмы, которые активно рекомендуют педагоги и психологи. Здесь потребуется ваша помощь, дорогие родители, чтобы процесс планирования и распределения не был закинут в дальний угол, а выработался до автоматизма. Не забываем золотое правило: «Сделай дело, гуляй смело!».

Чувствуем время

Может ли ваш ребёнок ощущать, как течёт время или для него оно пролетает моментально и незаметно? Для того, чтобы контролировать отведённый на дело промежуток, следует мозгу подавать звоночки.

Профессиональные тренинги используют для этого колокольчики, а в домашней обстановке родители могут замечательно их заменить на будильники и таймометры. Сможет ли ребёнок, чувствующий меру времени, всё успеть и никуда не опоздать? Безусловно!

Составляем план по матрице Эйзенхауэра

Знаете ли вы такого 34-го по счёту американского Президента, который на собственном опыте хлопотное дело по управлению страной умудрился так распределять, что его приём стал одним из самых эффективных в тайм-менеджменте?

Один из известнейших инструментов управления временем предполагает расстановку задач по приоритетам в квадрате, разделённом на 4 сектора: «срочное важное», «срочное неважное», «несрочное и важное», «несрочное и неважное».

Не буду детально описывать принцип этого приёма, тратя ваше драгоценное время. Если будет интересно, посмотрите видео в конце статьи. Попробуйте вместе с ребёнком составить такую матрицу.

Определяем жёсткие и гибкие дела

Детский планинг рекомендуется составлять тихим вечером, перед сном, когда уже определённо понимаешь, что сделано, а что пришлось перенести. В нём разными цветами нужно раскрасить дела, которые выполняются «без вариантов» в определённое время, и те, которые к времени не привязаны, но сделать их нужно.

Это важно! Обычно всё успевают дети, посещающие кружки и секции. Что может лучше дисциплинировать, чем обязанность вовремя явиться на тренировку? Более того, до этого нужно успеть сделать и уроки, и домашние дела. Ведь обычно плохая успеваемость и игнорирование бытовых обязанностей часто становятся поводом для серьёзного разговора о возможности заниматься любимым делом.

Условия тайм-менеджмента

Для того чтобы принимаемые нами, родителями, меры по приучению младших школьников управлять своим временем и эффективно распределять дела, привели к желаемому результату, важно не только объяснить, что такое тайм-менеджмент и «с чем его едят», но и сделать так, чтобы освоить новые правила для детей было просто и комфортно.

Читать еще:  Спортивный менеджмент мгу

  • Умение управлять временем не может носить стихийный характер и работать «между прочим»: сегодня запланировал, завтра не успел или не захотел. Дети – народ по природе ленивый, придётся аккуратно настаивать, пока не войдёт в привычку.
  • Помимо планирования важно уметь анализировать, иначе без обратной связи все труды, и ваши, и ребёнка, можно считать выкинутыми в мусорное ведро. Что и почему – вот главные вопросы, на которые нужно будет ответить, когда к концу дня в списке намеченных дел галочки стоят лишь напротив некоторых.
  • Предлагая ребёнку что-то новое, всегда необходимо его заинтересовать: либо самим процессом, либо результатом. Процесс управления временем будет привлекателен, если внести в него частичку творчества, используя для инструментария яркую бумагу, различные голосящие наклейки в виде «Не забудь!», «Важно!». Дети очень любят всякие такие штучки. В качестве заинтересованности в результате можно предусмотреть различного рода вознаграждения, например, презенты за результативно прошедший день или неделю.
  • К детскому тайм-менеджменту подходим без фанатизма. Если взрослый человек может себе поставить до 15 задач на предстоящий день, то младшему школьнику вполне достаточно не более 5. Причём цели должны быть выполнимыми, а не из области фантастики, чтобы в голове у ребёнка плотно поселилась мысль: «Всё возможно. Главное – захотеть!».
  • Планинг не может пестрить исключительно работой. В него нужно обязательно включить и время отдыха, и право на игры, сделав это не мысленно, а на равных правах вписав во временные промежутки. Если перерывы для развлечений выделить особым цветом, ребёнку будет намного интересней справляться с рабочими делами, стремясь побыстрее дойти до любимой полосы отдыха.

На видео найдете подробности об использовании матрицы Эйзенхауэра, о которой мы говорили чуть ранее. Информация будет полезна не только маленьким школьникам, но и их занятым родителям.

Вот что хотелось рассказать про тайм-менеджмент.

Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем! (Гесиод).

С нетерпением буду ждать от вас комментариев, прижился ли в вашей семье тайм-менеджмент или вы ограничиваетесь стандартным распорядком дня?

Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника

Дата публикации: 06.04.2016 2016-04-06

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Аболенина, Т. И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника / Т. И. Аболенина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27745/ (дата обращения: 13.04.2020).

В современном мире большую роль играет самовоспитание и саморазвитие личности. Именно самовоспитание является важным условием совершенствования личности. Многие педагоги прошлого и современности уделяли большое значение самовоспитанию. Так Блонский П.П. писал: «Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Именно поэтому в современном образовании самовоспитанию уделяется значительная роль.

Одной из современных технологий в образовании, является тайм-менеджмент. В тайм-менеджменте самовоспитание имеет первостепенное значение. Без старания и стремления все изменить у самого ребенка результата не добиться. В этом помогут такие приемы самовоспитания как самопринуждение, самоприказ, самовнушение, самоконтроль, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция, самоодобрение, самопоощрение и самонаказание. В тайм-менеджменте можно применить все эти приемы.

Тайм-менеджмент – технология, с помощью которой можно распланировать свое время, найти недостаточные ресурсы времени, расставить приоритеты и контролировать выполнение плана [1]. Основанием тайм-менеджмента являются план на день, режим дня и целеполагание. При правильном использовании данной технологии младшие школьники смогут воспитать у себя такие качества, как целеустремленность, организованность, пунктуальность, точность, собранность. В этом детям помогает детский тайм-менеджмент.

Для эффективного изучения тайм-менеджмента необходимо стремление ребенка. Именно поэтому начинать обучение и самовоспитание необходимо уже в дошкольном возрасте. Методика и технология изучения тайм-менеджмента зависит от возраста ребенка. На каждом этапе жизни ребенок должен изучать определенные понятия.

Сознательно изучать время можно уже с 1,5 лет. В это время детям необходимо объяснить различия в смене дня и ночи. Затем можно перейти постепенно к изучению времени года, дней недели, понятий вчера-сегодня-завтра.

К 2,5-3 годам дети начинают понимать, что значит «потом» и с ними становится легче договориться. Это хороший период, когда можно начать учить чувствовать время. В этом помогут – будильники, таймеры, различные часы. Таймер и будильник можно использовать как напоминание о начале какого-то дела или процесса, а также сообщение об истечении времени. Например, прозвеневший будильник гораздо эффективнее даст понять, что пора заканчивать играть в компьютер, чем фраза «Давай, заканчивай!»

В 4-5 лет уже можно помочь ребенку в изучении часов. Для этого можно использовать специальные пособия с движущимися стрелками. В это же время уже можно начать приучать ребенка выполнять работу за отведенное время и тогда, когда в школе будут задавать домашнее задание, его выполнение не займет много времени. Он будет за определенное время выполнять задания быстро и качественно, конечно сначала будет много ошибок, но со временем их количество будет уменьшаться.

К 6-7 годам ребенок должен иметь представление об основных временных понятиях, знать, что такое распорядок дня и зачем он нужен. Дальше продолжают формироваться основные временные понятия, ведь они сформировались не до конца.

К 7-8 годам у ребенка начинают складываться представления о текущем времени. Ребенок плохо ориентируется во времени, путается в нем. Когда младший школьник приходит в школу у него меняется привычный уклад жизни, изменяется распорядок дня, появляются жесткие границы времени и правила. Все это сказывается на представлении о текущем времени. В школе больше факторов, которые влияют на осознание времени, и они помогут быстрее осознать и почувствовать время. Именно в 7-8 лет ребенку можно уже показать ежедневник взрослого и объяснить, зачем он нужен, тогда это будет мотивацией к дальнейшему изучению тайм-менеджмента самостоятельно. В этот период необходимо начать знакомство с планированием и научиться определять цели для эффективного планирования.

Современный школьник имеет три проблемы:

  1. Непонимание своих целей по жизни и неумение организовать работу по их достижению
  2. Неумение правильно спланировать свое время, много задач, которые надо выполнять не только по школе, но и по дому, а также отдых и прогулка
  3. Неумение бороться с поглотителями времени, такие поглотители, как беспорядок на столе из-за которого не найти нужную тетрадь, а так же лень, телевизор и компьютер и другие.

Со всеми этими проблемами поможет бороться тайм-менеджмент.

Младший школьный возраст – благоприятное время для изучения основ тайм-менеджмента. Задача взрослых подтолкнуть к изучению тайм-менеджмента, а далее заинтересованный ребенок будет все делать самостоятельно уже без помощи взрослых.

Хронометраж – важный элемент тайм-менеджмента, который помогает анализировать количество потерянного времени. В начальной школе не надо проводить его часто достаточно нескольких раз в неделю.

Хронометраж труден для выполнения и его не рекомендуется выполнять более одного-двух раз. Лучше фиксировать два дня – рабочий и выходной, так как они по содержанию отличаются друг от друга.

Данный прием поможет школьнику лучше организовывать свое время, и в дальнейшем он будет тратить время на нужные дела, и не будет тратить впустую. Эффективность такого метода проявится уже через 2-3 недели использования, но при условии, что будут подводиться итоги каждую неделю.

План на день — еще один прием тайм-менеджмента, который должен знать младший школьник. День ребенка насыщен различными делами, которые он может забыть, не сделать, потому что не успел или откладывал до последнего. Именно поэтому необходимо планировать дела. Сначала пусть школьник сам запишет все дела, которые ему предстоит сделать завтра, а потом вместе с родителями пусть распределит по времени. Позже он сможет все это проделывать один, достаточно два-три раза показать и объяснить ребенку. Дела можно фиксировать в обычной рабочей тетради. Для детей младшего школьного возраста можно сопровождать картинками, так им будет интересней все это выполнять. Иллюстрируя дела, ребенок развивает у себя фантазию и творческие способности.

Планирование научит ребенка следующему:

— Планировать время и разумно управлять им

— Оценивать и контролировать итоги

— Делать анализ происходящего, выбирать наиболее важные дела и планировать время для их осуществления

— Выполнять необходимую, но не всегда интересную работу

Всему этому он сможет научиться, если будет самостоятельно, постоянно и правильно планировать свой день.

План на следующий день всегда составляется вечером. В младшем школьном возрасте можно планировать не каждый свой день, а только загруженные дни. В остальных случаях можно просто написать список дел.

Управление временем играет важную роль при выполнении домашнего задания. Ребенка должен научиться сложные задания разбивать на пункты, планировать последовательность выполнения по предметам, кроме всего прочего распределять задания по сложности и по количеству требуемого внимания. Эти меры по выполнению домашнего задания не дают развиться одной очень важной проблеме перегрузка.

Для предотвращения перегрузки необходимо выделить обязательное время, когда ребенок будет делать все, что хочет, остальное время планировать. Такое время должно быть каждый день. Жестких дел должно быть как можно меньше. Ребенок не должен никуда бежать. Время на домашнее задание должно быть строго ограничено, так будет проще и школьнику и родителям. Сначала делаются письменные задания потом устные, начинать надо с легких заданий, постепенно усложняя. После 20-25 минут делания домашнего задания должен быть небольшой перерыв, который будет в виде смены деятельности, например, сделать зарядку, сходить на кухню попить сок. Правильно организованный отдых снизит риск перегрузки.

Постановка цели – одна из основ тайм-менеджмента. Определиться чего хочет ребенок, и поставить цель очень важно. Тайм-менеджмент может только помочь в достижении цели. Именно поэтому умение ставить цели и их достигать играет очень важную роль. Ребенок должен самостоятельно определить все свои цели. Пусть он представит себе будущую жизнь и тогда ему станет понятно к чему стремиться.

Режим дня младшего школьника – одна из основ тайм-менеджмента.

Можно самому составить режим дня или взять из интернета готовый. Он должен быть описан в красочной форме и висеть на видном месте. Ребенок сам без напоминания должен следовать ему. Если действовать соблюдая правила тайм-менеджмента, то школьник самостоятельно будет все соблюдать. Для большего эффекта можно использовать самопоощрение и самонаказание и даже самоприказ, если ребенку сначала будет трудно.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector