Кукольный театр обучение - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кукольный театр обучение

Кукольный театр обучение

Факультет театра кукол

Факультет театра кукол ведет подготовку студентов по направлениям подготовки и специальностям:
52.05.01 Актерское искусство (образовательная программа «Артист театра кукол»),
52.05.02 Режиссура театра (образовательная программа «Режиссер театра кукол»),
52.05.03 Сценография (образовательная программа «Художник-постановщик в театре кукол»),
52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (образовательная программа «Художник-технолог театра кукол»).

На факультете работают творческие актерские, режиссерские и художественные мастерские, которые возглавляют ведущие преподаватели факультета.

Руководители творческих мастерских по кафедре режиссуры и актерского мастерства театра кукол:

профессор, заведующий кафедрой, заслуженный работник культуры Российской Федерации Николай Петрович Наумов,
доцент Руслан Равильевич Кудашов,
доцент, заслуженная артистка Российской Федерации Ирина Кирилловна Ласкари,
доцент Тамара Рахматуллаевна Стависская,
доцент Александр Янович Стависский,
доцент, заслуженная артистка РСФСР Валентина Николаевна Ширяева.

Руководители творческих мастерских по кафедре сценографии и технологии театра кукол:

доцент Тамара Васильевна Миронова,
старший преподаватель Елена Владимировна Важинская,
старший преподаватель Тимофей Васильевич Черевков.

Является крупнейшим в России центром подготовки специалистов в области кукольного театра. Подготовка актеров театра кукол началась в РГИСИ в 1959 году при образовании отделения театра кукол в составе факультета драматического искусства, с 1961 года началась подготовка режиссеров театра кукол, в 1962 году произведен первый набор по специальности «художник-скульптор театра кукол», в 1988 году образован специальный факультет театра кукол.

Принципы педагогической школы факультета были заложены профессором М.М. Королёвым. Здесь в разное время преподавали такие известные матера театра, как В.В. Кукушкин, Б.М. и В.Б. Сударушкины, Н.В. Охочинский, В.А. Ховралёв, Г.Г. Ханина, Н.Ю. Боровков, Р.М. Виндерман, И.В. Игнатьев, Н.В. Карева, Л.А. Головко, И.А. Зайкин, Ю.Г. Клюге, В.М. Советов, И.А. Алексеев, А.А. Белинский, Г.М. Козлов, Г.Е. Серебряный, С.Д. Черкасский, А.В. Князьков, А.О. Миндлин.

Факультет тесно связан со многими кукольными театрами страны, готовит кадры для национальных творческих коллективов многих регионов и республик России, а также зарубежья. Здесь широко практикуются целевые наборы. Монгольская, Бурятская, Тувинская и другие национальные группы и студии сформировали оригинальные творческие коллективы и способствовали обновлению актерских и режиссерских кадров страны.

Факультет ведет большую методическую и научную работу, издает монографии и сборники по актуальным проблемам современного театра кукол, организует конференции, семинары и лаборатории, посвященные проблемам актерского искусства, драматургии и режиссуры кукольного театра и театра для детей.
Педагоги тесно связаны с коллегами из разных стран мира, участвуют в международных фестивалях театральных школ и научных конференциях, проводят мастер-классы в учебных заведениях Германии, Латвии, Румынии, Франции, Хорватии, Финляндии.

Среди выпускников – деятели кукольного театра, работающие в разных городах и регионах России и Зарубежья – Б. Константинов, И. Игнатьев, Р. Кудашов, А. Максимычев, А. Шишов, Д. Шадрин, А. Алексеев, З. Давыдов, А. Торик, А. Игнатьева, А. Викторова, В. Антонов, Н.Алфёрова, О.Шиняев, Р. Киселёв, Л. Глушкова, В. Чернявский, В. Голованов, В. Кузнецов, Б. Новиков, Е. Иванова, В. Гаранин, М. Яремчук, О. Жюгжда и многие другие.

Дополнительная образовательная программа «Театр кукол»

МОУ ДО «Дом детского творчества» МО Арсеньевский район Тульской области

Дополнительная образовательная программа «Театр кукол»

Лелейкина Светлана Викторовна

Педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему миру, по – своему объясняя его. Сейчас такое время, когда о чем бы не заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство – все обрастает массой проблем. Наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное поле ребенка. И дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней и вредной информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации. Как уберечь ребенка от такой страшной разрушительной силы? Ведь на самом деле мы мечтаем увидеть своих детей и внуков здоровыми и веселыми, добрыми и любящими, а вовсе не суперменами, президентами и шоу – звездами. Ведь ни профессия, ни карьера не сделают ни вас, ни вашего ребенка любимым окружающими человеком с чистым сердцем и ясными мыслями.

Как же быть нам, взрослым, как научиться жить вместе с ребенком, а не просто сосуществовать рядом, как найти общий язык? Мы знаем, что главной деятельностью ребенка до юношеской поры является игра. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети?

Конечно, театр! Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира. Театр заложит в ребенке любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.

Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Как же хочется ребенку быть похожим на его любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает художественный вкус. А это уже конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Таким образом, театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии (способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия).

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» — так утверждал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов.

Все это способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить навыки – умение выразить свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия театрализованной деятельностью стимулируют развитие и основных психических процессов – внимания, памяти, речи, восприятия.

Но дети получают удовольствие не только от игры, но и, от того что они сами изготавливают кукол – персонажей, создают одежду для них, если она необходима, сами продумывают и изготавливают декорации, необходимые по сценарию. Все это содействует развитию творческого воображения, приобщает к театральной культуре.

Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение. Кукольный театр – это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, кулисы, занавес, куклы. Занятия кукольным театром объединяют в себе все виды искусства, что так же дает возможность говорить с детьми не только об его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладном искусстве.

Читать еще:  Обучение работников аптеки

Программа предусматривает проведение занятий в объединении по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом, что предусмотрено СанПиНом 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 (гл. VIII, п.8.2).

На занятиях предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутка) способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Театр кукол», разработана на основе авторской программы А.Д. Крутенковой «Сказочная мастерская «Кудесники» -театр кукол». (издательство «Учитель», 2008 г.) — рассчитана на 2 года обучения, что позволяет создать максимально благоприятные условия для развития обучающихся.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами

кукольного театрального искусства.

Задачи образовательного процесса первого этапа обучения:

  • знакомство с театром кукол;
  • знакомство с техникой вождения кукол;
  • освоение техники актёрского мастерства.
  • развитие выразительной речи;
  • развитие пластической выразительности;
  • развитие воображения, фантазии;
  • пробуждение творческой активности ребёнка.
  • воспитание чувства коллективности, взаимозависимости;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • формирование волевых качеств личности.

Задачи образовательного процесса второго этапа обучения:

  • совершенствование навыков сценического мастерства;
  • приобретение знаний и умений анализировать пьесу, давать характеристику героям.
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • развитие образного, ассоциативного мышления.
  • формирование эстетического вкуса;
  • воспитание творческого отношения к деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные принципы работы:

целостность содержания, предполагающая развитие в единстве интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности детей и подростков;

преемственность форм и методов образования, учитывающая актуальные и потенциальные потребности и интересы детей;

креативность, предполагающая развитие потребностей и способностей детей к самореализации в избранных видах деятельности;

открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и потребностей детей;

непрерывность образования, позволяющая ребенку на любом этапе выбирать направления и уровни освоения деятельности.

Педагогические методы

Формы организации учебного и творческого процесса:

групповые занятия: теоретические и практические;

— репетиции: групповые и индивидуальные;

— просмотр и посещение спектаклей;

Форма контроля:

— мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (2 раза в год);

— открытые уроки для родителей;

— участие в конкурсах.

Программа «Театр кукол» двухгодичная рассчитана на 288 часа (144 часа в год).

Возраст детей: 7 – 11 лет.

Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа. Уставом учреждения установлено: 1академический час составляет 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут.

Отличительные особенности и актуальность данной дополнительной

образовательной программы

Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности. Своеобразие программы состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Театр кукол» может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам освоения).

Возможности уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой -гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам детей.

Принцип построения программы концентрический, последующий год обучения углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки и технологии. Учебно-тематический план каждого года обучения представлен темами, которые на протяжении периода обучения усложняются, а наши обучаюшиеся от первого года обучения ко второму становятся вовлеченными в продуктивную творческую деятельность.

Ожидаемые результаты обучения.

В результате реализации первого года обучения обучающиеся должны

-основы сценической речи;

-средства пластической выразительности;

-базовые компоненты театра кукол и его особенности.

-проявлять артистическую смелость;

-управлять своим вниманием;

-выражать содержание произведения средствами пластики кукол.

— начальные представления о театре кукол;

— усидчивость и терпение в процессе работы с куклой.

В результате реализации второго года обучения обучающиеся должны

— основные элементы сценического действия театра кукол, их особенности;

— построение простейшего сюжета, используя опорные слова, обозначающие действия.

— выполнять простейшие задания и построить этюд в паре с любым партнёром;

— выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека;

— поддержать диалог с партнёром (произвольный или на заданную тему);

— описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного произведения, дать приблизительное истолкование этим эмоциям.

— в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

— в течение 5-7 минут групповой рассказ на предложенную тему.

«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька . Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его «жёлтым» мусором.

Обучающая программа «Театр кукол»

Татьяна Кузнецова

Театр кукол

Программа обучения детей

Кукла — первое прикосновение ребенка к искусству театра. Благодаря мощному потоку информации, кругозор ребенка значительно расширился, но осведомленность — это только первая ступень развития духовного мира. Человеческий разум шагнул далеко вперед, но дети без куклы и игры жить не могут.

Искусство кукольного театра начинается там, где кукла несет «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук.

Да, кукла требует игры. Излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, ей вредят. Известно, радующие взрослых дорогие «натуральные» игрушки менее пригодны для игры, чем схематичные самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения. Такая кукла является стимулятором, вызывающим на творчество. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актера и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

Читать еще:  Всэи стоимость обучения

Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора, а это все вместе составляет основу профессии кукольника. Театр кукол — способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Ассоциация в искусстве — способ достижения художественной выразительности, который основан на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности.
Цель обучения детей в театре кукол: сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с peaлизацией образа, перенесенного в куклу, а также с техникой вождения куклы и необходимым для этого сценическим мастерством.

Программа обучения делится на три ступени.

Первая ступень обучения

рассчитана на детей от 9 до 11 лет.

Дети должны:

— знать происхождение куклы, виды кукол;
— уметь распределять дыхание во время произношения текста;
— уметь произносить скороговорки, выдержанные в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
— уметь сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
— владеть элементами пластики рук;
— владеть вождением перчаточной куклы;
— уметь переносить образ героя в рисунок.

Распределение учебных часов

Как устроена профессия: актер-кукольник

В школе я хорошо учился, особенно легко давались точные науки. И поступать я планировал в вуз технической направленности, но вмешалась Судьба. Дело в том, что вступительные экзамены в Нижегородское театральное училище были на месяц раньше, чем в том учебном заведении, куда я думал поступать. Я подал документы в театральное на драматическое отделение скорее из подросткового авантюризма, без особой надежды на успех. На драматическое не прошел, мне предложили отделение, на котором готовили актеров-кукольников. Я согласился.

Родители были шокированы. Они искренне не понимали, зачем мне это надо! А я каким-то чувством угадал, что это и правда мое.

Учиться было сложно и интересно. Сложно скорее физически: занятия с утра и до вечера, и не только сидя за партой. Актерское мастерство, танцы, сценическое движение, речь, основы фехтования и мастерство работы с куклой… Казалось бы, зачем это надо актеру-кукольнику, ведь ему не танцевать и не фехтовать на сцене? На самом деле, во-первых, полезно знать и понимать, как двигается человеческое тело в той или иной ситуации, а во-вторых, театр кукол меняется, появляются постановки, в которых актер выходит на сцену вместе с куклой. Не только голосом работает актер-кукольник.

После окончания Нижегородского театрального училища я переехал в Москву и в 1995 году попал в Московский театр детской книги «Волшебная лампа», где проработал до 2000 года. Потом был Московский областной театр кукол, «Маленький театр кукол» города Балашиха, и, наконец, в 2009 я стал актером Театра кукол им. С. В. Образцова.

Подготовка к спектаклю

Первым делом на художественном совете утверждается идея спектакля. Художники готовят эскизы. Затем режиссер распределяет роли. И от желаний актера тут мало что зависит. Хотя, бывает, что страсти кипят, ведутся интриги, амбиции не дают покоя.

На читке — когда актеры и режиссер собираются в зале и читают свои роли — распределение может поменяться. Становится видно, насколько удачно режиссер подобрал актеров для исполнения ролей тех или иных героев.

Потом режиссер разводит сцены. И отнюдь не всегда в хронологическом порядке. Все зависит от готовности декораций и кукол.

Последний этап подготовки спектакля — прогоны на сцене.

Моя задача — оживить персонаж, заставить зрителей поверить, что кукла сама рассказывает историю. Для того чтобы почувствовать куклу, мне нужно некоторое время покрутить ее в руках, попробовать, как и что у нее двигается. Все это необходимо для того, чтобы в процессе игры не думать о ее механике, а проживать жизнь персонажа.

На одном из спектаклей у меня была кукла-ангел. Это была большая кукла, которой управляли сразу несколько актеров. Я работал с головой. И вдруг поймал себя на мысли, что я совсем не думаю о том, куда и в какой момент повернуть механизм. Появилось ощущение, что не я управляю куклой, а она мной, ангел жил своей жизнью, и это было прекрасно.

Считается, что есть две школы актерского мастерства — школа переживания и школа представления. Первая концепция актерской игры принадлежит Станиславскому и предполагает, что актер вживается в роль своего персонажа. Вторая — Чеховская школа — предлагает актеру сделать задачи героя пьесы личными задачами, т. е. сыграть роль через призму собственной личности. Актер должен уметь работать и в той, и в другой школе. Каждый раз режиссер ставит разные задачи, и чем больше средств для их реализации есть у актера, тем он интереснее и профессиональнее.

Актер — это постоянное обучение. В Театре им. С. Образцова принято организовывать мастер-классы с зарубежными коллегами, и мы всегда учимся друг у друга. Актеры старой школы — неисчерпаемый кладезь вдохновения и знаний про актерское мастерство.

В театре кукол ставятся не только детские спектакли. У нас есть взрослые постановки, экспериментальные, которые по-новому раскрывают для зрителя театр кукол. Выразительные средства наших спектаклей меняются, эволюционируют, развиваются. Дети проще воспринимают куклу на сцене, проще верят в ее «живость», зато взрослые могут глубже оценить символизм куклы, метафоричность ее рассказа.

Актерское братство…

…в нашем театре, действительно, существует. Молодого актера после театрального училища сразу принимают в семью. Он сам выбирает, кто его больше вдохновляет, старается учиться у более опытных коллег. Но никакой субординации между актерами нет, количество сыгранных ролей, премии и прочие атрибуты успеха — не главное. Главное — не останавливаться на достигнутом.

Профессиональное выгорание случается, когда пропадает интерес к развитию в сфере актерского мастерства. Кто-то может реализовать себя в режиссуре, кто-то в театральном менеджменте. Актер — это в любом случае качественное гуманитарное образование. Но все, кто так или иначе связан с театром, обычно в этой среде и остаются.

О хлебе насущном

Всем школьникам, которые грезят о сцене, я бы посоветовал хорошо подумать, прежде чем подавать документы в театральное училище. В театре не работают, в театре служат! И это история не про деньги и даже не про успех. Труд актера — смесь чистых эмоций и знаний, психологии, литературы, музыки, хореографии… в театре соединяются все виды искусства. Актер — работа на износ.

Платят в государственном театре за количество сыгранных ролей. Есть бухгалтерские расчеты, и зарплата зависит от занятости актера в течение месяца и его послужного списка. В театре кукол молодым актерам легче — их сразу стараются максимально задействовать. В драматическом театре главную роль можно ждать десятилетиями.

Пожалуй, если бы я стал картографом, как планировал, моя жизнь была бы финансово более благополучной. Но валюта актера — эмоции. Это невероятный душевный подъем, когда видишь, как меняются лица людей в зале во время спектакля.

Беседовала Мила Кретова
Фото: Александр Иванишин / Театр кукол имени С. В. Образцова

Мастер – класс для педагогов «Основы кукловождения»

Автор: Степанова Елена Петровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников»

Читать еще:  Гугл адвордс обучение бесплатно

Мастер – класс для педагогов

высшей квалификационной категории

МБДОУ № 154 г. Невинномысска

Место проведения : МБДОУ № 154 «Почемучка»

Продолжительность мастер-класса: 5-10 мин.

Цель: ознакомление педагогов с основами куловождения.

Общие правила кукловождения

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 34 своей высоты.

2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

6. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

7. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

8. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

9. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

10. Характер актера передается кукле

Учитывая особенности ребенка, надо начинать работу от простого к сложному.

1 этап – знакомство с пальчиковым театром.

Цель: развитие мелкой мускулатуры руки, умение и желание передавать характерные черты персонажа.

— Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук.

Предлагаю выполнить несколько заданий:

Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного театра.

— Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, т.к. отвлекается на движения большого пальца.

При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).

2 этап – в среднем возрасте знакомим детей с настольным театром.

Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

Начинать работу в средней группе с использованием данных видов кукольного театра, т.к. ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Цель: научить правилам вождения куклы:

Не отрываем от стола

На занятиях по театрализованной деятельности дети передвигают куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволяет детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатываются приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра:

— Кулачковый, тростевой, ложковый .

3 этап – знакомство с кукольным театром.

Цель: научить приемам кукловождения, умению работать за ширмой, развивать речь, чувство артистизма, желание импровизировать.

Правила работы за ширмой:

Нельзя опираться на ширму

Движение рукой плавные

Кисть руки должна быть на уровне ширмы

Работает только кисть с гапитом

Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны: при обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок), тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового (в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

При достижении определенных результатов (дети уверенно манипулируют куклами на уровне ширмы, вступают в диалог и поддерживают его, передают образ героя яркими интонациями) можно начинать работу на ширме с высотой занавеса 1м (дети-артисты располагаются стоя). Такой вариант ширмы позволяет увеличить объем действий, сюжетных линий, смены декораций. Также на втором этапе работы с куклами на трости изменяется и сама кукла: она становится подвижной при помощи дополнительного гапита к руке (лапе). Этот вариант куклы дает возможность подготовить детей к усвоению приемов кукловождения театра «би-ба–бо».

— Кукольный театр «би-ба–бо».

На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» на первом этапе дополнены тростью для головы; это облегчает руководство театрализованными играми, т.к. у детей сформированы навыки кукловождения кукол на трости. На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой: передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бегповороты головы персонажанаклоны в заданном направлениивзаимодействие с другими героями.

Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески

Планшетный малый Планшетный большой Напольные куклы (Планшетные, или паркетные умеют ходить по полу, по настилу сцены, который называется планшет. Отсюда их название. Известны разные типы планшетных кукол. Кукольники средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок. Есть планшетные куклы, которые управляются не руками, а ногами кукольника. Иногда вместо артиста куклами управляла. лошадь.)

Данные виды кукольного театра используются в средней группе самим педагогом в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми старшей и подготовительной групп. Детям очень нравится играть с планшетными куклами в свободной игровой деятельности, придумывать небольшие истории, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек. Управление данными куклами для детей 4-5 лет является сложным процессом, требующим сформированности основных приемов кукловождения, высокого уровня развития плечевого пояса

Маски, маски-шапки, масочный нагрудный .

Разыгрывая небольшие сценки, не связанные общим сюжетом, а также сказки по канве художественного произведения дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают характерные особенности своего героя (в зависимости от уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики и др.). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой.

В заключении хочу прочитать вам стихотворение:

И в котенка, и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень-очень мало:

Ум, талант, и все в порядке.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector