Образование и обучение фото - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование и обучение фото

Вузы для фотографа

Сайты государственных и частных вузов и колледжей, готовящих специалистов в области фотографии и фотожурналистики.

МГУ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет Журналистики
Кафедра Фотожурналистики и технологий СМИ

Кафедра фотожурналистики и технологий СМИ существует на факультете с 1962 г., прежнее название — кафедра техники газетного дела и средств информации.

Основной курс кафедры — «Мультимедийные технологии».

В 1970 году на кафедре была создана специализация «Фотожурналистика». Среди выпускников фотоотделения немало известных фотожурналистов: И.В. Гаврилов, В.Ю. Вяткин, С.В. Шахиджанян, С.В. Киврин, А.Н. Жигайлов, Э.А. Жигайлов, В.Г. Яцина.

На кафедре существует дополнительная восьмимесячная программа профессиональной переподготовки по фотожурналистике для специалистов с высшим образованием.

МГИК, Московский государственный институт культуры

Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств
Кафедра Фотомастерства

Кафедра Фотомастерства — одна из самых молодых кафедр университета. Она образована в 2003 году.

Всеобщий интерес к фотографии, накопленный творческий и практический опыт, хорошая материально-техническая база и проверенные временем методики позволили открыть специализацию «Фототворчество», а затем и собственно кафедру.

Профессиональная школа индустрии моды и красоты, подразделение ВГУЭС

Специальность «Техника и искусство фотографии»

Профессиональная школа индустрии моды и красоты — учебное подразделение ВГУЭС, реализующее программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения.

Обучающиеся школы пользуются полным спектром возможностей университета, обеспечены неограниченным доступом к современным образовательным и информационным ресурсам.

Выпускники школы востребованы на рынке труда и готовы к самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

ИГУМО и ИТ, Институт гуманитарного образования и информационных технологий

Факультет Фотографии

Факультет фотографии ИГУМО — единственный факультет в Москве, на котором готовят профессиональных фотографов по программе бакалавриата.

На факультете регулярно проходят мастер-классы знаменитых фотографов. Для студентов организуются выездные занятия и экскурсии по крупнейшим выставочным площадкам Москвы.

В рамках прохождения практики студенты факультета фотографии работают на крупных проектах. В 2016–2017 учебном году студенты проходили практику на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза (Санкт-Петербург), в посольстве Индии, в посольстве Чешской Республики, на Всероссийском форуме «Наставник», на Втором Форуме социальных инноваций регионов, а также на конкурсе «Nikon: я в сердце изображения».

СПбГИК, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет Искусств, Кафедра Кинофотоискусства

Кафедра со дня своего основания готовит своего рода «универсальных солдат» — руководителей студий кино-, фото- и видеотворчества.

Однако, при приёме на дневную форму обучения сразу разделяют будущих фотографов и режиссёров.

Те, кто стремится стать специалистом в области фотографии, поступают на специальность «Народная художественная культура», профиль «Руководитель студии кино- фото- видетворчества».

Студенты пять лет изучают фотомастерство, а главное, два раза в год готовят персональные и тематические фотовыставки, в том числе — фотовыставки в Санкт–Петербургском Доме кино, концертном зале «Октябрьский», Доме композитора и др.

На кафедре существует очная и заочная формы обучения на бюджетной и хозрасчетной основе.

СПбГУКиТ, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Факультет мультимедийных технологий и фотографии

Факультет мультимедийных технологий и фотографии является старейшим факультетом института.

На факультете мультимедийных технологий и фотографии успешно применяется конвергентный подход в образовании. Три направления (техническое, творческое и гуманитарное) реализуются в общем образовательном пространстве, дополняют и обогащают друг друга.

Учебные павильоны кафедры, стационарные лаборатории и мастерские, обеспеченные современным цифровым оборудованием, позволяют совмещать преимущества аналоговых методов фотографии с передовыми способами обработки изображений и готовить первоклассных специалистов.

Уникальность нашего факультета состоит в том, что, приобретая техническое образование, наши учащиеся получают еще и художественное.

Уже со студенческой скамьи они имеют возможность творческой самореализации, участвуя в деятельности фотоклуба «Профиль», ежегодном общероссийском конкурсе «Юность», выставках разных уровней и масштабов.

Московский Институт Профессиональной и Любительской Фотографии

Институт создан на базе культурного проекта Русс Пресс Фото.

Преподаватели — признанные мастера в области фотографии, ведущие отечественные фотожурналисты. Руководители института понимают, что снимать и учить — это разные вещи. Поэтому все фотографы не только работают в крупнейших мировых СМИ, но и имеют значительный стаж преподавания.

К вашим услугам еженедельные лекции, мастер-классы, интенсивы, краткосрочные и длительные программы по фотографии.

Современная Академия дизайна и кинематографии

Специальность «Техника и искусство фотографии (фототехник)»

Курс адресован начинающим любителям, желающим освоить съёмку цифровой камерой и приобрести профессиональные навыки, позволяющие самостоятельно заниматься профессиональной деятельностью в области фотографии, создавать и редактировать графические изображения с помощью программы растровой графики Adobe Photoshop.

Курс включает в себя теорию и практические занятия. В программе как студийная, так и натурная съёмка с естественным светом.

Продолжительность обучения — 2 года.

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

Колледж кино, телевидения и мультимедиа
Специальность «Техника и искусство фотографии»

Преподаватели Колледжа — профессора, ведущие специалисты в области изобразительного искусства, анимации, преподаватели и аспиранты института.

Хорошие знания и навыки получают студенты в ходе проведения учебной и производственной практики, направленной на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального опыта.

Прием в Колледж проводится как на бюджетной, так и на компенсационной основе.

Колледж оказывает дополнительные образовательные услуги — работают курсы профориентации.

Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова даёт хорошее практико-ориентированное образование — школьник имеет возможность после 9 класса завершить среднее образование и получить хорошую современную специальность, востребованную на рынке труда.

БАТиП, Балтийская академия туризма и предпринимательства

Факультет журналистики

На кафедре массовых коммуникаций академии проводится подготовка travel-журналистов. Выпускники после обучения на факультете туризма и сервиса вуза в СПб получают диплом бакалавра и востребованную, интересную профессию.

Журналистика путешествий — относительно новое направление, привлекающее молодых, активных, целеустремленных людей, которые хотят внести свой вклад в развитие общества, поучаствовать в важной гуманитарной миссии.

Качественная журналистика путешествий немыслима без хорошей фотографии. Поэтому в программу обучения на факультете введён курс, позволяющий ознакомиться с основными приёмами и трендами фотодела.

Преподаватели факультета также учат студентов журналистскому мастерству, геобрендингу и другим полезным вещам.

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Школа Дизайна и Компьютерной Графики
Специальность «Рекламная и художественная фотография»

В Школе работают ведущие дизайнеры и графики, члены Союза художников России, лауреаты всероссийских и международных выставок.

Занятия проходят в интенсивном режиме, в процессе обучения акцент ставится на самостоятельную работу. Это позволяет учащимся быстро впитывать знания и приобретать навыки.

Аудитории, студии и мастерские оснащены по последнему слову, что позволяет поддерживать процесс обучения на уровне требования международных стандартов.

Выпускники Школы дизайна и компьютерной графики получают диплом государственного образца, действительный в странах Европы, Азии, Северной Америки.

Колледж управления и сервиса «Стиль», КУиС «Стиль»

Специальность «Техника и искусство фотографии»

История колледжа уходит корнями в 1928 год, когда было создано ПУ №20 с целью подготовки киномехаников-передвижников для Уральского региона.

В 1945 г. был открыт профессиональный лицей «Стиль», чтобы обучать бывших фронтовиков нужным в народном хозяйстве профессиям.

В 2005 году два учебных заведения были объединены в одно. Учредителем колледжа выступает Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Обучение по всем направлениям осуществляется на бюджетной основе, так как это соответствует потребностям рынка труда и развития бизнеса Свердловской области.

В 2013 году Колледж «Стиль» вошёл в сотню ведущих предприятий России по данным Международного Форума «Инновации и Развитие».

Российский государственный гуманитарный университет

Гуманитарный колледж РГГУ
Специальность «Дизайн», специализация «Фотодизайн»
Специальность «Техника и искусство фотографии»

Фотография — одно из самых распространенных увлечений современности. Его называют самым молодым видом искусства. На бытовом уровне фотография останется «любимой игрушкой по замораживанию времени», лучшим способом повернуть его назад, прокрутить ещё раз, разглядеть пристально…

И потому в фотографии, как и в любой отрасли науки, есть свои профессионалы, свои специалисты, и, как следствие, должна быть своя система подготовки мастеров, серьёзный научный потенциал.

Являясь хранителем и продолжателем лучших традиций отечественного гуманитарного образования, РГГУ представляет собой чрезвычайно благоприятную среду для подготовки специалистов-фотографов высочайшего класса, которые могут формировать истинно художественное многообразие предметного мира.

Можно сказать, что фотоискусство становится одной из ведущих творческих специальностей в рамках образования Российского государственного гуманитарного университета.

ОмТК, Омский технологический колледж

Специальность «Техника и искусство фотографии»

В процессе обучения в колледже студенты выполняют большое количество практических заданий, лабораторных работ и творческих проектов практико-ориентированного и поискового характера, развивающие креативность и профессиональные качества.

Лучшие студенческие исследовательские проекты и творческие работы с успехом участвуют в профессиональных конкурсах и фотовыставках международного и регионального уровней, публикуются в различных журналах.

Форма обучения — очная. Срок обучения — 1 год 10 месяцев (на базе 11 классов) и 2 года 10 месяцев (на базе 9 классов).

Высшее образование для фотографов. А надо ли?

Фотография уже давно стала одним из видов художественного искусства. А в наши дни – это еще и модная профессия. Глянцевые журналы пестрят гламурными снимками. Организовываются множество фотовыставок, просторы интернета полны красивых художественных фото. Одним словом, фотографии везде и фотографы очень востребованы. Из этой статьи вы узнаете, как стать фотографом и нужно ли для этого высшее образование.

Читать еще:  Цена на обучение

Фотограф — профессия или хобби

Многие считают, что получать высшее образование в области фотографии – это лишнее. Достаточно закончить курсы. Если вы увлекаетесь фотографией в качестве хобби и просто любите красивые кадры, то, конечно, в вуз для этого поступать не стоит. Но если вы хотите стать профессионалом в этой сфере и зарабатывать немалые деньги, то вам обязательно понадобятся дополнительные знания, которые вы сможете получить в университете.

Если вы решили стать фотографом-любителем, то для вам достаточно обзавестись стандартной зеркалкой и пройти фотокурсы для начинающих. На уроках фотографии вас научат правильно подбирать источник света, делать сбалансированную композицию, настраивать камеру, а также дадут базу по работе в фотошопе. Этого объема знаний вам хватит, чтобы снимать праздники или типовые портреты и зарабатывать на этом.

Но если вы решили стать профессиональным фотожурналистом для крупных изданий, то вам потребуется гораздо больше знаний и навыков, которые вы сможете получить только в вузе. Там знаменитые фотографы поделятся своим опытом и сделают из вас грамотного специалиста в области фотографии.

Секреты успеха фотографа

Как и в любой профессии, в фотографии есть свои секреты успеха, которыми мы с вами поделимся:

  1. База знаний и навыков. Без простейших понятий о балансе белого, композиции, светотени и прочего не стоит начинать фотографировать. Получится обычная любительская съемка. Для того чтобы стать фотографом, мало иметь художественный вкус, нужно, в первую очередь, знать основы фотографии.
  2. Личный почерк. У каждого знаменитого фотографа есть своя «изюминка». Например, Ляля Кузнецова известна своими снимками цыган без прикрас, в стиле реализм. По личному почерку фотографии можно с легкостью определить ее автора. Выберете для себя направление: уличная фотография, фэшн или портретная съемка, и найдите себя в этом направлении.
  3. Исполнительность. Есть мнение, что творческим личностям рамки и ограничения чужды. Но профессиональный фотограф всегда выполнит заказ четко и вовремя. Если вы хотите быть востребованным фотографом, нужно научиться грамотно оценивать свои возможности и всегда соответствовать заявленным требованиям.
  4. Портфолио. У каждого уважающего себя фотографа обязано быть портфолио со своими лучшими работами. К составлению портфолио нужно относиться очень тщательно, ведь это лицо фотографа. По нему будут оценивать ваш профессионализм и художественные качества.

Мифы и реальность работы фотографом

Существуют много мифов вокруг профессии фотографа, некоторые из них вымысел обывателей, но некоторые абсолютная правда.

  1. Фотографом быть престижно. Смотря каким фотографом. Есть фотографы, которые всю свою жизнь остаются в тени компаний, на которые они работают. Зачастую фотограф воспринимается в компаниях как труженик, которому надо сделать кадры и для афиши, и для билета, кадры оформления сайта, фоны соцсетей, обложки для ютуба и пр. Единицы умеют делать из фотографии – личный бренд.
  2. Все фотографы много зарабатывают. Не все. 10% фотографов на земле зарабатывают по-настоящему крупные деньги. Остальные перебиваются стандартными заработками, не выше, а иногда и ниже чем офисные сотрудники.
  3. Фотограф большую часть времени проводит за камерой. Это большое заблуждение. На обработку фотографий уйдет в 2, а то и 3 раза больше времени, чем на саму съемку. Но это еще не все. Большую часть времени вы будете проводить в поисках этой самой работы, занимаясь саморекламой, продвигая свои услуги в соц. сетях и так далее.
  4. Крутое фотооборудование гарантирует успех. На самом деле, снимает не камера, а фотограф. Даже самая дорогая зеркалка будет бесполезна, если вы ничего не смыслите в композиции и свете. Хорошие кадры можно делать даже на смартфон.
  5. Хорошие фото сделают меня популярным на весь мир. Едва ли. Количество визуального контента в интернете увеличивается каждую минуту. Правда же заключается в том, что как минимум 50% успеха хорошего фотографа зависит от грамотного маркетинга, продвижения своего проекта.

Где можно выучиться на фотографа?

Фотографию преподают всего в нескольких вузах страны. Обучение фотографов проходит в рамках программы «Дизайн» или «Изящные искусства».

Фотообразование в России

Фотообразование в России. Материал из журнала «FOTO.VIDEO».

Первые фотошколы создавались около 15 лет назад. Можно назвать несколько знаковых, которые стоят у истоков. Фотошкола «Фотограф» начинала свой путь в главном кинематографическом вузе стра­ны — ВГИКе.

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Ситуация с отечественным фотографическим образованием напоминает лотерею.

Да, среди образовательных учреждений есть отличные и компетентные, однако несведущий человек всегда может попасть в руки проходимцев.

Никто не знает, сколько точно фотошкол, фотокурсов — учеб­ных заведений по фотографическому дополнительному обра­зованию в России. Строгий учет, как, например, в случае с высшими учебными заве­дениями, здесь не ведется. О количестве можно только догадываться по доброволь­ной регистрации самих фотошкол/фотокурсов на тематических интернет-ресурсах. Например, на одном популярном сайте их — 579. Для сравнения: вузов в нашей стра­не — 969. Много это или мало? По дан­ным Федеральной службы государствен­ной статистики за 2014 год, численность населения России составила 143,7 млн человек. Получается, что в среднем на 249 тыс. человек приходится одно учеб­ное заведение по фотографии. И это очень мало. И тем не менее, когда будущий слушатель начинает выбирать курсы, он оказывается в ступоре из-за огромного количе­ства разнообразных предложений. Парадокс, но факт.

Откуда взялось такое количество? Первые фотошколы создавались около 15 лет назад. Можно назвать знаковые, которые стоят у истоков. Фотошкола «ФОТОГРАФ начинала свой путь в главном кинематографическом вузе стра­ны — ВГИКе.

Бурное развитие фотостудий за последние годы также привело к созданию неимоверного количества курсиков, курсов, проведению мастер-классов, семинаров. Фотостудии, пытаясь выжить, организуют обучение, несмотря на отсутствие лицензии и педаго­гического опыта у персонала. Многие фотографы-практики, даже известные имена, встали в ряды педагогов. Но хоро­ший фотограф — это не обязательно хоро­ший педагог.

Кто действительно научит? Педагог — это профессия, которой надо учиться, пре­жде чем взять на себя нелегкий труд и ответственность — учить других. В пер­вую очередь это профессионалы, получив­шие образование во ВГИКе советского и постсоветского периода. Так сложилось исторически, что на кинооператорском факультете этого вуза были созданы и освоены теоретические и практические фундаментальные методики и технологии преподавания фотографических дисциплин. Но время не повернуть вспять.

Что же делать тем, кто только сегод­ня почувствовал призвание к педагогической деятельности в сфере фотообразования? Есть две новости.

Плохая новость. Высшего фотографического образования у нас в стране нет. Почему? Объяснить этот факт мало кто возьмется. Мы, как всегда, игнорируем мировой опыт и идем своим путем. Например, в сравнительно небольшой по террито­рии Германии — более 40 учебных заведе­ний различного уровня (вузы и профессио­нальные школы — Berufsschule — аналог российских профтехучилищ). Студентам предлагается большой выбор специальностей, названия которых начинаются на «фото» — фотожурналист, фотохудож­ник, рекламный фотограф…

Наши граждане едут учиться в США, Великобританию, Францию, где можно полу­чить серьезное фотографическое образование.

Но позволить себе обучение за рубежом могут далеко не все в силу стоимости в десятки тысяч евро/долларов плюс расходы на проживание. Да и чем престиж­нее зарубежный вуз, тем выше вступитель­ный конкурс. Например, лидером фотообразования в США считается Школа искус­ства Йельского университета. Учиться при­дется долго. Сначала необходимо получить степень бакалавра фотографии или искус­ства, затем — магистратура. Но прежде при­дется преодолеть вступительный конкурс: по словам очевидцев, на одно место может претендовать около 20 человек.

Хорошая новость. Серьезные россий­ские фотографические школы, определяющие путь развития российского образовательного фотографического рынка, стараются удовлетворить спрос и предлагают потенциальному потребителю необходимые программы.

Упомянутая Фотошкола «ФОТОГРАФ» сегод­ня развивает систему подготовки фотографов, опираясь на талант и опыт педаго­гов, сотрудничающих со ВГИКом, модернизирует и создает новые, отвечающие современным представлениям о фотогра­фии, методики и технологии преподавания. Кроме того, впервые в России школа пред­лагает курсы «Подготовка педагогов по фотографии». Это комплексный курс, сочетаю­щий теорию и практику, выстроенный по современной модульной системе, орга­нически сочетающий классические фунда­ментальные основы, современные техники и технологии изложения учебного материа­ла. Для педагога важно владеть навыками работы с аудиторией, теоретическими зна­ния по методикам и схемам составления, реализации учебных планов, программ, учебных пособий, методикам и техникам анализа фотографического изображения.

Кто эти люди? С педагогами по фотографии — вопрос понятен. Чтобы «сеять разумное и светлое» другим, надо учиться. Это даже странно обсуждать. В нашей стра­не уже достаточно псевдопедагогов, владе­ющих тремя осветительными приборами и помещением, которое гордо называется фотостудией.

Но возникает другой, наболевший вопрос: почему фотографов так много, а реально хороших — единицы? Прежде чем ответить на него, необходимо разо­браться, как люди попадают в мир фотогра­фии и становятся профессиональными фотографами.

Читать еще:  Статьи про обучение

Всех слушателей можно разделить условно на две категории. Первые прихо­дят учиться, чтобы затем делать хорошие фотографические снимки для себя, друзей, заодно и для клиентов. Вторые хотят полу­чить новую профессию с возможностью углубления знаний в одном из направле­ний в фотографии. В большинстве случаев это люди с высшим образованием, с опы­том работы в какой-либо компании, не реа­лизовавшиеся творчески на своем основ­ном месте работы. На смену профессии влияет и экономический кризис. В послед­нее время фотографами особенно хотят стать юристы, маркетологи, бухгалтеры.

Первые. Они выбирают краткосрочные курсы фотографии, обычно один-два месяца обучения по два раза в неделю. Предложений разного уровня предостаточно. Многие такое обуче­ние позиционируют как основное и не тре­бующее ничего более.

Одна очень известная фотостудия в Москве в какой-то момент решила обу­чать население фотографическому мастерству. Лишь один пример. Курс длится ровно 11 занятий по три астрономических часа, принимаются все желающие. Обещают научить тому, чему люди учатся достаточно продолжительное время. Это — внимание! — бизнес-портрету, каталожной съемке одеж­ды, предметной съемке, съемке для имиджевого каталога, бьюти-съемке, съемке для рекламы косметических средств, обра­ботке фотографии (ретушь под глянец), съемке на пленере; отдельное занятие посвящено коммерческой составляющей фотографии, фотокнигам, маркетингу, пси­хологии, методам продвижения… Хочется спросить, а почему в программе нет выши­вания крестиком? Комментарии излишни. И таких новоиспеченных фотографов, полу­чивших знания за один-два месяца, увы, большинство. Именно они — основная дей­ствующая фотографическая армия.

Вторые. Они идут по более сложно­му пути, понимая, что не все хорошо, что быстро и дешево, и выбирают долгосрочные фундаментальные программы, обучение на которых длится не менее 6 месяцев три раза в неделю.

В Фотошколе «Фотограф» основной курс Фотограф. Вечер, проверенный временем, запускается три раза в год и имеет две формы обучения: очная и очно-заочная.

Очно-заочное для жителей России и занятых москвичей. Обучение строится по системе высшего образования, т.е. каждую дисциплину (а их 10) читает отдельный педагог. Отличительная черта курса — большое количество практических часов в студии и самостоятельная работа с разными источниками освещения. Это важный момент, т.к. деле­ние осветительной аппаратуры на типы важно и необходимо в образовательном процессе. Почувствовать свет и освоить навыки работы с осветительными прибора­ми позволяет именно постоянный свет.

После успешной защиты студенты полу­чают диплом о профессиональной переподготовке, который дает право вести про­фессиональную деятельность. Еще вчера, можно было утверждать, что главный фактор при трудоустройстве фото­графа — качественные профессиональ­ные фотографии. А диплом — это повышение ста­туса, свидетельство мотивации и заинтересован­ности в профессии, подтвержденной юри­дически, хороший пункт в резюме на соискание должности.

Сегодня ситуация в корне меняется. С июля 2016 года без Диплома нельзя устроится на работу в качестве фотографа в государственные компании, участвовать в тендерах. С 2020 это условие будет действовать во всех компаниях, вне зависимомти от ее формы.

Столкнувшись с ситуацией, когда тебе предпочли фотографа с дипломом, люди при выборе про­грамм начинают обращать внимание на документы.

Если говорить о более долгосрочном обучении, нельзя не упомянуть о факультете журналистики МГУ им М.В. Ломоносова. На III—IV курсах в рамках вари­ативной части образовательной програм­мы бакалавриата студент вправе выбрать несколько модулей, в число которых может входить и фотожурналистика. После успеш­ной защиты молодые люди получают диплом о высшем образовании. Правда, в дипломе будет записана специальность не «Фотография», а «Журналистика». Так же, как и в дипломах других вузов, несмотря на зазывные слоганы.

Вузы понять можно, надо выжить. Образовательный рынок, несмотря на упор­ное нежелание чиновников замечать потребности современного потребителя, развивается и провоцирует предложить клиенту «невозможное». В интернете время от времени появляется информация от вузов, что называется, «из первых рук» — «единственный вуз в Москве, где можно получить первое высшее образование в области фотоискусства». Тем не менее по окончании и в этом случае ждет диплом с записью подобного рода — «направ­ление “50.03.01 Искусства и гуманитар­ные науки”».

Зачем учиться фотографии, если уже на этапе выбора такие проблемы? Одни говорят, что фотографии учиться нужно. Другие считают, что в этом нет необходимо­сти. А нужно ли учиться хирургу, физику, искусствоведу, летчику?. Ответ очевиден. Но фотографии не повезло. Фотоаппарат — общедоступный инструмент, и кажется, что вред он может принести только в слу­чае использования не по прямому назначению. Люди, решившие стать профессиональными фотографами, любители, меч­тающие превратить свое увлечение фотографией в осмысленное творческое хобби, не должны, а обязаны учиться. Причем, как и в любом виде искусства, обучение продолжается на протяжении всей творческой жизни. Первый этап — это выбор учебного заведения, в дальнейшем — само­образование.

Есть ли оптимальный срок обучения фотографии? Это стандартный вопрос желающих связать свою судьбу с фотографией. Ответ сформулирован давно. Приходит человек к скорняку и спрашива­ет: «Вот есть шкурка. Можно из нее сшить шапку?» «Можно», — отвечает скорняк. «А две шапки?» «Можно». «А пять шапок?» «Можно». «А десять?» «Можно». Ударили по рукам. Наступил срок, и пришел наш заказчик к скорняку за заказом. И тот ему вынес десять шапочек. Вот только на голо­ву они не могли быть надеты.

Чтобы потусоваться, надо ходить на мастер-классы, и за три часа все премудрости фотонауки будут освоены.

Чтобы понять для себя, фотография — ваш путь или нет, достаточно полтора-два месяца обучения. Оканчивая краткосрочные курсы, построенные прежде всего на прак­тических занятиях, слушатели должны иметь возможность продолжить обучение на фун­даментальных курсах.

Чтобы действительно освоить первый этап профессии, необходимо месяцев шесть. Чтобы выбрать специализацию: арт-фотографию, рекламную фотографию и т.п., надо еще месяцев шесть. Эти сухие цифры основаны на положительном и продолжи­тельном опыте фотошколы «Фотограф». За подобными цифрами стоит реальное время обучения: можно шесть месяцев учиться, посещая занятия один раз в неде­лю, а можно посещать занятия три раза в неделю.

Важно гармоничное сочетание тео­рии и практики. Это должно быть отраже­но в выбранной студентом программе, с пояснениями, что за практика предполагается и какое количество часов отведе­но на выполнение каждого конкретного задания.

Продолжительное обучение позволя­ет развить мышление образами, есть воз­можность научиться «видеть свет», расши­рить общую эрудицию, необходимую фото­графу. С.М. Эйзенштейн писал: «Приступая к съемкам нового фильма, я поднимаю волну сопутствующей эрудиции». К сожале­нию, на сегодняшний день многие начинающие фотографы (и не только начинаю­щие) не могут поднять и мелкую рябь эру­диции, о волнах в этом контексте говорить не приходится.

Конечно, можно попробовать, что часто происходит, заняться самообразованием с нуля. Результат такой «академической» деятельности предсказуем и очевиден. Нахватанные сведения из различных сомнительных источников, информация из случайно попавшихся на глаза проверен­ных материалов и собственные фантазии, подкрепленные дружескими советами. Результат: впустую потраченное время и фантастические представления о профес­сии. При этом времени будет истрачено гораздо больше, чем если бы обучение про­ходило в рамках профессиональной учебной программы.

Действительно, есть примеры, когда крепкими профессиональными фотографа­ми становились люди без фотообразования. Но это исключение из правил и долгий мучительный путь самоучки. F&V

Журнал Foto&Video

Текст: Михаил Черняев

Основа коллажа: фрагмент фото Юлии Разумцевой

Высшее образование в фотографии

Высшее образование в области фотографии в нашей стране — предмет особенный. С одной стороны, в российском классификаторе специальностей высшего профессионального образования вообще нет никаких «фотографов» — ни «художников», ни каких-либо других. С другой стороны, в фотографическом сообществе регулярно возникают дискуссии — насколько вообще фотографу нужно именно высшее образование, почему нельзя обойтись фотошколами и курсами дополнительного образования, коих сейчас множество. Какие знания обеспечивают реализацию и успешность в профессии?

В поиске ответов на эти вопросы мы обратились к опыту западных коллег. Раду Штерн / Radu Stern несколько лет возглавлял Школу прикладных искусств города Вевей (Швейцария) — в состав этого вуза входит один из сильнейших в Европе факультет фотографии. Господин Штерн — ныне заведующий отделом образования в Музее фотографии Musee de l’ Elysee (Лозанна, Швейцария) — поделился своим видением современной ситуации в области профессионального обучения для фотографов.

Вопросы задает заведующий кафедрой кино- и фотоискусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства(ГУКИ) Владимир Семёнович Чутко.

В. С. Чутко: Насколько профессия фотографа нынче востребована в мире? На Ваш взгляд, не губят ли профессиональную фотографию изменения инфраструктуры массмедиа — отказ от штатных фотографов и опора на фотобанки, стоковые агентства?

Р. Штерн: На мой взгляд, в профессии фотографа произошёл «взрыв». Сейчас спрос на профессиональных специалистов по «созданию картинок» — огромен. Создавать технически безупречные изображения становится все проще. Однако все сложнее становится создавать фотографии, качественные с точки зрения формы и содержания. Каждое новое изображение вынуждено вступать в соревнование с миллионами уже существующих картинок. И, чтобы его увидели, оно должно быть отличным от предыдущих. В такой ситуации выход для учебных заведений — перенести акцент в обучении с технологии создания изображения на развитие творческой оригинальности. Что касается пресс-фотографии, там действительно сложилась специфическая ситуация, когда конкурентом профессионального фоторепортера становится не только стоковое агентство, но и человек из толпы. Любой, у кого в кармане есть мобильный телефон, в наше время потенциально становится автором картинки.

Читать еще:  Мти обучение по логистике

Часто ли выпускники вузов, где обучают «визуальным искусствам», работают по специальности — фотографами, художниками? И, если они находят такую работу, насколько она их обеспечивает? Или для большинства занятия фотографией превращается в хобби, несмотря на диплом в кармане?

На Западе у наиболее успешных фотографов / «специалистов по созданию изображений» нет постоянной работы, все больше распространяется вариант «фрилансовой» занятости. Исключением, пожалуй, является преподавательская работа в колледжах, художественных вузах, фотошколах. Успешный фотограф, чье имя на слуху, будет обеспечен заказами от музеев, выставочных залов, культурных, муниципальных учреждений, частных компаний. Такие фотографы выставляются, публикуют книги и продают свои работы. Менее известные фотографы, конечно, вынуждены искать постоянную работу, далеко не всегда по специальности.

Имеют ли вузы некие связи с будущими местами работы фотографов — с новостными изданиями, фотоагентствами, галереями?

Учебным заведениям необходимо налаживать связи с «миром изображений». Они должны развивать отношения с самыми разными «пользователями» — не только с периодической печатью и информационными агентствами, но со всеми без исключения видами организаций, которым могут быть нужны услуги фотографов. Многие из этих институций заинтересованы в специалистах, в работах которых просматривается свежий взгляд. Студентам, в свою очередь, гораздо интересней работать над реальными проектами, чем над абстрактными учебными заданиями.

Что написано в дипломе выпускника высшей школы фотографии — «магистр фотографии», «магистр художественной фотографии», «магистр визуальных искусств»?

По-разному. Как правило, художественный вуз дает диплом MA (Master of Arts, «магистр искусств») или MFA (Master of Fine Arts, «магистр изящных искусств»). В некоторых школах это Master of Visual Arts (магистр визуальных искусств). Чтобы получить степень MFA, необходимо защититься по программе «магистр искусств» и подготовить собственную выставку. Некоторые школы, например, Университет искусств в Хельсинки, выдают диплом MA in Photography (магистр искусств в области фотографии) и даже имеют аспирантуру по направлению «фотография».

Бывшие технические школы, такие как Brooks в Сан-Франциско, снижают количество часов, отведенных на преподавание технологии, уделяя всё большее внимание собственно «картинке». Некоторые учебные заведения — например, Технологический институт в Рочестере, — наоборот, все глубже уходят в специализацию на технической стороне явления. Их выпускники — эксперты в первую очередь по технологии создания изображений.

На что, в таком случае, нацелены высшие школы фотографии — на воспитание художников или специалистов в области прикладной фотографии?

Как я уже сказал, задача учить фотографии как ремеслу всё больше устаревает. Мне кажется, такой подход можно назвать скорее тренировкой навыка, чем собственно образованием. Углубленное изучение ремесла, возможно, помогает преподавателям фототехнологии чувствовать себя спокойнее, но не способствует самостоятельному поиску собственного визуального языка у студентов. С практической точки зрения, все существующие технологии фотографии — от пресс-фотографии или рекламной до подводной или астрономической — изучить невозможно. Я считаю, что знакомство с технологией, несомненно, необходимо — но только с той технологией, которая будет применяться! То есть, студенту, который собирается стать военным фотографом, совершенно необязательно изучать особенности съемки камерой «Синар».

В идеале, преподавание технических дисциплин в вузе должно быть заменено наличием высококлассных технических консультантов, к которым студенты имеют возможность обратиться при необходимости. Кроме того, учебное заведение должно обеспечивать необходимые технические ресурсы и поощрять студентов к их использованию.

Каковы стандарты, программы, применяемые в обучении? Что должен знать студент к тому моменту, когда покидают стены учебного заведения? В какой мере он должен быть знаком с технологией, теорией, чем-то еще?

Определить конкретный набор знаний, необходимых каждому в данной области — задача сложная и, если честно, устаревшая. Это занятие, несомненно, придаёт уверенности тем, кто отвечает за организацию учебного процесса, но, по сути, не соответствует реальному положению дел в мире, где существуют изображения. Какой-то конкретный набор знаний, необходимый абсолютно каждому фотографу / «создателю изображений», определить, оказывается, невозможно. Во многих учебных заведениях, где есть отделения фотожурналистики, больше не преподается технология ручной обработки и печати изображений. Вместо попыток решить утопическую задачу преподать каждому студенту некий общий объем знаний, учебные заведения должны стремиться создавать благоприятную среду для развития сильных личностей, давать возможность студентам искать и выбирать область работы себе по душе. И, разумеется, школа должна задавать стандарт качества для самых разнообразных индивидуальных проектов.

Какие западные вузы считаются передовыми в области обучения фотографии / визуальному искусству?

Репутация учебного заведения меняется достаточно быстро. Сменились один-два основных преподавателя — и соответственно изменилось и качество самой школы. На сегодняшний день среди сильнейших в этой области я бы назвал магистерские программы Йельского университета и Школы визуального искусства в Нью-Йорке.

Записала и перевела Мария Гурьева

Фотошколы и курсы фотографии Москвы

Школа фотографии OPEN FOTO

Школа фотографии OPEN FOTO — сообщество талантливых людей, увлеченных фотографией, и комфортное пространство для реализации разнообразных идей.

Москва, ул. 2-я Парковая, д. 6/8, подъезд №1
Телефон: +7 (967) 060-60-70

Фотошкола Dark Room School

Фотокурсы для начинающих от Дарьи Булавиной.

Москва
Телефон: +7 (916) 843-36-03

Британская высшая школа дизайна

Образована в 2003 году для обучения и профессиональной подготовки российских студентов по передовым международным образовательным программам в области творческих индустрий. Учебная программа подготовки фотографов предназначена для слушателей, желающих получить комплексное образование под руководством авторитетных представителей профессии. Курс позволяет трансформировать увлечение фотографией в профессиональную деятельность и получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры в одной из выбранных областей специализации: арт-фотография, fashion фотография и рекламная фотография.

Москва, ул. Н. Сыромятническая, д. 10, стр. 3, Центр дизайна Artplay
Тел./факс: +7 (495) 640-30-15

Фотошкола «Фото и Я»

Обучение фотографии под руководством Алексея Филоненко и Ольги Казанцевой. Также мы предлагаем прогулки по Москве, поездки в ближайшее Подмосковье и фототуры. По окончании обучения студенты зачисляются в клуб, встречи которого проходят ежемесячно и позволяют оставаться в курсе событий и постоянно развивать и пополнять запас знаний.

Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 5 (м. Киевская)
Телефон: + 7 (926) 229-50-29

Школа фотографии Международной Ассоциации фотографов IAP

Творческая фотошкола IAP работает c начала 2007 года. Фотошкола создана для развития творческого потенциала увлеченных фотографией людей, помощи в освоении непростого и вместе с тем замечательного увлечения, а для кого-то —профессии.

Москва, ул. Дубининская, д. 41, стр. 1
Телефон: +7 (915) 454-25-15

Творческая лаборатория «СРЕДА»

Основная цель творческой лаборатории «СРЕДА» — помощь фотографам в создании, реализации и продвижении авторских арт-проектов. Портфолио лаборатории, это изданные фотокниги, проведенные фотовыставки, завоеванные на фотоконкурсах награды.

Москва, ул. Вавилова, д. 5
Телефон: +7 (495) 481-80-80

SCHOOL GOSH

Образовательный проект, дающий возможность студентам получить знания о моде и освоить практические навыки работы в индустрии. Проект был создан как школа стилистов, но в последствии стал намного шире. Акцент делается не только на специфике этой профессии. Запас знаний, который получают студенты, например, на курсе База, полезен или скорее даже необходим начинающему работнику модной индустрии, будь то стилист, фотограф, дизайнер или визажист.

Москва, Рождественский бульвар, д. 9, офис 400
Телефон: +7 (915) 289-97-92

Институт профессиональной и любительской фотографии

Институт Фотографии создан на базе культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО. Дает сертифицированное дополнительное образование по фотографии. Системные знания в области фотографии и фотожурналистики. Комплексное обучение у лучших мастеров — от истории искусств до освоения новейших техник съемок. Преподаватели института — признанные мастера в области фотографии, ведущие отечественные фотожурналисты.

Москва, ул. 1-я Бухвостова, д. 12/11, корп. 53, офис 433
Телефоны: +7 (495) 233-27-85, +7 (915) 258-71-25

Фотошкола Firefly в Москве

Интенсивный месячный курс по фотосъемке для начинающих фотографов. Максимальная концентрация полезного материала и практики под руководством преподавателей. Только самое необходимое для того, чтобы научиться классно фотографировать и не утонуть в море технической информации, не применяемой в реальных условиях. Курс идеален для новичков и любителей, занимающихся фотографией первый год.

Москва, Электрозаводская ул., д. 21
Телефон: +7 (937) 353-50-45

Фотошкола Михаила Панина

Цель фотошколы — дать возможность научиться осмысленно делать технически грамотные и интересные снимки.
Оборудованная фотостудия, удобный график занятий, небольшие группы, опытные преподаватели.

Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, корп. 1, 6 этаж
Телефоны: +7 (495) 227-37-75, +7 (495) 227-60-09

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector