Обучение банковских сотрудников
Обучение персонала банка или Банковские тренинги
обучение персонала банка
Успешность функционирования любого банка как системы определяется не только финансовыми показателями его деятельности, но и соответствием персонала определенным квалификационным требованиям.
Для персонала, занятого в области обслуживания клиентов в банке, основными требованиями признаются:
- гибкость, инициативность и способность реализовывать коммерческий подход при взаимодействии с клиентом в рамках жестко регламентированных банковских процедур, в строгом соответствии с законами РФ и инструкциями ЦБ РФ.
Для персонала, занятого в сфере управления, планирования, организации процессов и процедур: - способность вырабатывать и поддерживать эффективные технологии и процедуры, умение применять собственный творческий потенциал.
Это позволит банковским сотрудникам в дополнение к имеющемуся у них базовому профессиональному образованию быть постоянно в курсе новинок и изменений к документам, оказывающим непосредственное влияние на их профессиональную деятельность.
Создание такой постоянно действующей системы обучения позволит минимизировать риски банковской деятельности, так как грамотный и своевременно обученный сотрудник скорее избежит ошибок, которые могут привести к финансовым потерям как самого банка, так и его клиентов.
Обучающий семинар LiCO. Тренинг по сервису в банке проводится для банковских работников, как правило операционистов и менеджеров консультантов по работе с юридическими лицами.
Система обучения и бизнес тренинги для сотрудников банка.
Организация обучения и повышение квалификации персонала преследует следующую цель — обеспечить сотрудникам банка возможность постоянно приобретать знания, необходимые для успешного выполнения текущих и перспективных профессиональных задач.
Эти бизнес тренинги необходимы для обеспечения постоянного развития банка и развития его услуг и банковских продуктов.
Увеличения численности персонала при организации подбора сотрудников в банк.
Предпочтение отдавалось кандидатам:
- с опытом работы в банке по направлению деятельности вакансии, на которую просматривался кандидат.
- с наличием базового экономического образования (желательно банковской специализации).
- с наличием сертификатов, дающих право на определенные профессиональные виды деятельности (например, различные аттестаты ФКЦБ) или свидетельствующих о прохождении повышения квалификации по банковскому делу (например, по валютному контролю, кредитным операциям или внешнеэкономической деятельности).
Несмотря на столь высокие требования, предъявляемые к кандидатам, потребность в бизнес тренингах и повышении квалификации постоянна.
Под обучением банковских работников в банке понимается участие сотрудников в образовательных мероприятиях, проводимых как внутри банка (т.е. внутренние корпоративные тренинги, обучение, реализуемое силами сотрудников), так и вне его (внешние корпоративные тренинги, обучение с использованием внешних бизнес тренеров, в таких форматах:
Формат 1. Открытые тренинги
Формат 2. Корпоративные тренинги
Пример: Обучающий семинар LiCO «Как работать с клиентами банка правильно» — это тренинг по продажам банковских продуктов для корпоративных клиентов.
Внешнее обучение сотрудника банка и внутренняя подготовка с помощью внутренних бизнес тренеров.
- Тренинги (в том числе тренинги по продаже банковских услуг) для сотрудников планируется ежеквартально.
- При составлении планов учитываются стратегические направления деятельности подразделений, определенные бизнес-планом и текущие потребности в обучении.
3. На внешнее обучение направляются, как правило, главные специалисты и руководители подразделений.
Рядовые исполнители могут проходить внутреннее обучение у банковских специалистов — тренеров.
Внутреннее обучение проводится для специалистов всех уровней для обзора изменений законодательства, обсуждения новых банковских методик и сложных вопросов взаимодействия между подразделениями.
Из описанных выше квалификационных требований к персоналу следует, что получение сотрудниками высшего (как первого, так и последующих) образования не является целью системы внутреннего обучения банка. Целью обучения сотрудников является повышение конкурентоспособности банка и рост мотивации и квалификации персонала.
Определение потребностей подразделения и сотрудника банка.
Основой для определения текущих потребностей сотрудников банка в обучении, то есть соответствия их квалификации и компетенции текущим и стратегическим потребностям банка, являются:
- результаты проводимых в каждом отделе ежегодно проверок профессиональных знаний и аттестации сотрудников;
- результаты проверок службы внутреннего контроля банка и внешнего аудита;
- рекомендации, полученные в ходе собеседования руководителей подразделений с подчиненными им сотрудниками в рамках мероприятий по оценке эффективности деятельности сотрудников банка (проводятся ежегодно);
- новые услуги и технологии, внедрение которых требует соответствующей квалификации сотрудников.
Стратегические потребности в обучении определяются бизнес-планом отдела обучения банка на текущий и последующий периоды.
Составление плана долгосрочного бизнес обучения.
В соответствии с выявленными потребностями руководитель подразделения составляет ежеквартальный план внутреннего обучения для сотрудников.
Примерная форма такого плана:
№ п/п
Ответственный за проведение
Дата и время проведения
— Кого из руководителей или сотрудников других подразделений Вы считаете необходимым привлечь к обучению в качестве преподавателя и на какую тему?
— В каком из взаимодействующих с Вами подразделений Вы считаете необходимым провести тренинг и на какую тему?
Кроме того, составляются ежеквартальные планы внешнего обучения и заявки на ежеквартальное внешнее обучение сотрудников (как правило, уровня руководителей внутренних подразделений и главных специалистов).
Планы подразделений как внешнего, так и внутреннего обучения передаются в отдел по работе с персоналом.
Отдел по работе с персоналом составляет общебанковские ежеквартальные планы обучения (отдельно внутреннего и внешнего) с учетом:
- соответствия планов внешнего обучения сметам расходов.
- рационального использования отдельных сотрудников банка, привлекаемых в качестве внутренних преподавателей.
- соответствия тем заявленных обучений выявленным потребностям в обучении.
Направление каждого сотрудника на внешнее обучение оформляется приказом.
В конце квартала составляется отчет о выполнении планов внутреннего и внешнего обучений.
Виды обучения.
Внешнее обучение — образовательные мероприятия с использованием в качестве преподавателей внешних ресурсов (то есть обучающих организаций или преподавателей, не являющихся сотрудниками банка).
В Санкт-Петербурге функционирует уже несколько образовательных учреждений проводящих обучение для сотрудников банка: Высшая экономическая школа, Международный банковский институт, LiCO.
В Москве количество подобных обучающих центров несколько больше, к тому же там широко используется возможность привлечения специалистов Центрального Банка России — непосредственных авторов-разработчиков указаний и положений.
Направление сотрудников на внешнее обучение происходит в рамках ежеквартального плана и сметы расходов к повышение квалификации, выделяемые данному подразделению из общей сметы расходов на обучение банка.
По статистике в течение года примерно каждый пятый сотрудник банка направляется на внешнее обучение.
По результатам каждого пройденного внешнего обучения сотрудник заполняет отчет, в котором:
- оценивает эффективность прослушанного бизнес-тренинга, (обычно это делается на внутреннем портале банка).
- указывает, в какие внутренние нормативные акты может потребоваться внесение изменений.
- указывает, какие банковские процедуры и технологии могут быть скорректированы с учетом полученного им на тренинге опыта.
Отчет направляется на рассмотрение руководителю структурного подразделения и уже с его рекомендациями поступает в отдел по работе с персоналом. Часто сотруднику, прошедшему внешнее обучение, поручается провести внутреннее обучение для передачи своего опыта или знаний для некоторых других сотрудников подразделения.
Внутреннее обучение – образовательные мероприятия с использованием в качестве преподавателей внутренних ресурсов (то есть сотрудников банка), проводящиеся в рабочее время в виде 30-40-минутных семинаров.
Каждый квартал в банке проводится десятки внутренних тренингов, то есть каждое подразделение задействовано в обучении, как правило, два или три раза в квартал.
При появлении необходимости сотрудник любого подразделения может посетить любой бизнес-тренинг из указанных им в плане, но с условием обязательного согласования с непосредственным руководителем подразделения банка.
Типичные темы подобных бизнес-тренингов и семинаров для банка.
- ознакомление сотрудников подразделения с изменениями нормативной базы по конкретному виду деятельности.
- ознакомление сотрудников с новыми регламентами и процедурами, разработанными в банке.
- ознакомление сотрудников с новыми информационными технологиями и программными средствами.
- ознакомление сотрудников с новыми услугами и технологиями.
- обсуждение вопросов коммуникаций между подразделениями.
- ведение сложных переговоров с клиентами (юридические лица, физические лица, партнеры банка).
- дистанционное обучение.
- управление проектами (например, с симулятором с Simultrain).
Названия бизнес семинаров и тренингов в банке.
- Руководство сотрудниками в банке.
- Управление сервисом и обслуживанием в банке.
- VIP обслуживание клиента банка.
- Тренинги продажи банковских услуг.
- Презентации банковских продуктов.
- Презентация руководителям банка достижений подразделений.
По результатам внутреннего обучения сотрудник, ответственный за его проведение, при необходимости проверяет в виде устного опроса знания обучаемых им сотрудников по предмету обучения и заполняет оценочный лист.
В конце года среди всех сотрудников банка проводится опрос, какой бизнес тренер по их мнению лучший, т.е. чьи занятия были наиболее полезными в их деятельности. Выбранный таким образом сотрудник награждается как один из лучших сотрудников года по номинации «Лучший внутренний тренер банка». Получение данной награды ценится сотрудниками и является знаком морального поощрения.
Ответственность за обучение.
Все сотрудники независимо от уровня занимаемой должности несут полную ответственность за соответствие своей квалификации требованиям банка и, соответственно, за свое самообучение и повышение квалификации.
Отдел по работе с персоналом отвечает за организацию процедур по выявлению потребностей в обучении, подготовку ежеквартальных планов. Координирует их выполнение и непосредственное проведение занятий по внутреннему обучению. Распределяет бюджет затрат на повышение квалификации сотрудников банка между подразделениями. Осуществляет все внешние связи с обучающими организациями.
Руководство обеспечивает все необходимые ресурсы и создает условия для непрерывного и систематического развития и повышения квалификации своих сотрудников.
Хотелось бы отметить, что построение такой системы обучения и сами тренинги для банков — долгий и кропотливый процесс, но приносящий отличные бизнес результаты.
Программы повышения квалификации
Банковским институтом разработано более 100 программ повышения квалификации различной направленности и продолжительности, которые предназначены для специалистов кредитных учреждений и затрагивают различные области финансовой и банковской деятельности.
Предлагаемые программы реализуются под заказ корпоративных заказчиков:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
— Анализ финансового состояния
— Банковские информационные технологии
— Бухучет и отчетность кредитных организаций
— Количественные методы
— Кредитование
— Международные расчеты и валютные операции
— Операции с ценными бумагами
— Платежные системы
— Правовые вопросы деятельности банков
— Риск-менеджмент в финансовых институтах
— Управление банком
— Финансовые рынки и денежно-кредитная политика
Новые программы:
МАКРОЭКОНОМИКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ:
— Экономическое и финансовое прогнозирование
— Методология прогнозирования российской экономики
— Прогнозирование качественных переменных в R
— Методы и инструменты анализа системной устойчивости банковского сектора
— Новые подходы к регулированию банковской деятельности
— Антимонопольное регулирование на финансовых рынках
— Антикризисная политика центральных банков
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНВЕСТИЦИИ
— Роль мегарегулятора в формировании новой модели российского страхового бизнеса
— Решение проблемы фондирования российских банков с использованием депозитных сертификатов (американский опыт)
— Инфраструктура финансового рынка и перспективы ее развития
— Формирование системы рейтингов на основе сопоставления мегарегулятором рейтинговых шкал
— Альтернативные инвестиции
— Управление инвестиционными проектами
РАСЧЕТЫ, ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ
— Особенности проведения денежных расчетов на биржевых и внебиржевых рынках
— Основы депозитарной деятельности и современные системы расчетов по сделкам с ценными бумагами
— Интеграция платежных и расчетных систем. Управление рисками межсистемного взаимодействия
— Предоплаченные карты: проблемы регулирования и использования
БОРЬБА С ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ
— Признаки возможной фальсификации финансовой и налоговой отчетности корпоративными клиентами банков
— Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма
— Мошенничество в банковской сфере
— Система противодействия коррупции: принципы, риски, процедуры
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
— Измерение рыночного риска торговой книги
— Анализ кредитных рисков, модели оценки вероятности дефолта
УПРАВЛЕНИЕ БАНКОМ
— Управление информационно-технологическими процессами и проектами в банке
— Контроллинг в Центральном Банке