Обучение через всю жизнь - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение через всю жизнь

Обучение через всю жизнь

В Европе 70 % опрошенных людей выявили желание учиться. Можно определить две причины этого результата опроса: получение общих знаний и получение профессиональной квалификация. При этом 80 % считают, что образование должно улучшить их профессиональную жизнь, а 72 % — личную жизнь.

Основу программы беспрерывного образования в его европейской и американской редакции составляет ориентация на развитие отдельных личностей и повсеместное обеспечение этого развития благодаря снятию возрастных, социальных и организационных ограничений.

Цель обучения – предоставить каждому человеку простор и сферу деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования самостоятельного суждения.

На Западе для обозначения беспрерывного образования используют два термина: «продолжающееся образование» ( continuing education ) и «обучение через всю жизнь» ( lifelong learning ), при этом в последнее время преимущество предоставляют последнему.

Термин «продолжающееся образование» появился в начале 80-х годов как ответ на запросы рынка труда. В то время образование рассматривалось как инвестиции в людской капитал.

«Обучение через всю жизнь» подразумевает, что все люди способны к обучению, к развитию своих потенциальных возможностей, получению знаний, причем в любом возрасте.

В Европе на данный момент нет универсального определения беспрерывного образования. На практике это:

— сертификаты и дипломы об образовании, полученном в свободное время;

— профессиональные курсы, в том числе с целью повышения квалификации персонала;

— образование для взрослых;

— второе образование для студентов (после 25 лет);

В Европе 70 % опрошенных людей выявили желание учиться. Можно определить две причины этого результата опроса: получение общих знаний и получение профессиональной квалификация. При этом 80 % считают, что образование должно улучшить их профессиональную жизнь, а 72 % — личную жизнь.

Можно выделить пять главных целей обучения:

— получение новых знаний;

— получение профессиональных знаний в трех европейских языках;

— совмещение школ с сектором бизнеса;

— сопротивление возможности увольнения;

— привлечение капиталовложений в образование на равноправной основе.

В чем преимущества дистанционного обучения?

Во-первых, эта технология более гибкая, она направлена на тех, кто обучается, создает студенту удобные условия для освоения материала в течение 24 часов в сутки и 7 дней в неделю (принцип 7*24).

Во-вторых, при дистанционном обучении изменяется роль преподавателя. Он превращается в помощника, наставника, который направляет студента в процессе обучения. Монолог преподавателя превращается на диалог двух коллег, один из которых более опытный.

В третьих, в большинстве случаев в дистанционное обучение входит коллективная работа над различными заданиями, проектами. Это позволяет в дальнейшем брать участие в международной кооперации.

В четвертых, процесс получения знаний при дистанционном обучении – это самостоятельная работа. Обучение сложнее, но и качество полученных знаний – выше.

С точки зрения личности, беспрерывное образование является открытым образованием, которое обеспечивает максимальную свободу выбора и последующую мобильность личности. На каждом шаге развития личности такое образование должно предоставлять каждому возможность выбирать свою траекторию движения как сферу инициативы и ответственности.

« Lifelong learning » становится одним из главных принципов построения объединенного общества, которое двигается в направлении «общество, которое учится».

По материалам Института информационных и управленческих технологий

От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

От образования «на всю жизнь»

к образованию «через всю жизнь»

«Обучение – это превращение

знания о поступке в поступок,

основанный на знании. Другими

словами, обучение – это

«В современном мире образованный человек

должен адекватно ориентироваться в

Каждый раз смотря в окно я ловлю себя на мысли, насколько быстро меняется жизнь! От былой размеренности и незамысловатости не осталось и следа. Всё вокруг стремительно кружится и несётся, как частички в андронном коллайдере. Все мы слышали, что на смену аграрной и индустриальной эпохе пришла эпоха информационная. Причём не только слышали, но и постоянно ощущаем на себе постоянное увеличение объёма всевозможной информации, который можно сравнить с Ниагарским водопадом мгновенно оглушающим и сбивающим с ног. Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни (повышение квалификации).

Непрерывное образование («образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») – одна из ведущих современных идей развития образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, университет и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на всех этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений научного, культурного и социального прогресса; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразование.

Этого очень сложно достичь…действительно сложно, так как прежде всего прийдётся изменить полностью мышление человека, его отношение к жизни и самое главное, его отношение к образованию. Привычный, традиционный уклад жизни: детский сад – школа – приобретение профессии – работа отходит в прошлое. В прошлом осталось время, когда мы могли проработать всю жизнь на одном месте, используя знания, полученные ещё в студенчестве, современный мир слишком динамичен, стремителен как бурный поток, и так же стремительно устаревают наши знания и навыки, делая нас анахронизмом на рынке труда.

Кроме личных интересов мы не должны забывать и о интересах своего государства, своего родного края. Сможет ли наша страна быть конкурентноспособной? Сможет ли стоять на одном уровне со странами с высоко развитыми наукой и экономикой? Ведь потенциал России позволяет не просто стоять рядом на одном уровне, но и пойти далеко вперёд. И тут, чтобы соблюсти и личностные, и государственные интересы и появляется идея о непрерывном образовании, которое проходит красной линией, через всю жизнь человека, делая его мобильным и способным самостоятельно преобретать необходимые ему новые знания.

Именно в данный момент времени каждый учитель должен осознать, что он может многое сделать для будущего своей страны! Ведь нам доверено самое дорогое, что есть у каждого государства, его будущее…дети! Именно от нас зачастую зависит каким ребёнок выйдет из школы, сможет ли он применить полученные знания и умения на практике. Научим ли мы его самостоятельно добывать информацию? Будет ли он получать радость от учёбы? Зачастую мы, учителя, требуем от ребёнка механического запоминания материала, который со временм полностью стирается из сознания и получается, как говорил Альберт Эйнштейн: «Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование».

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На мой взгляд важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания, применять их в различных жизненных ситуациях, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений. Формирование личностного знания необходимо начинать с заинтересованного отношения к предмету познания, мотивации на успех, кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности обучаемого в процессе познания. Наиболее результативным приемом формирование личностного знания считаю создание проблемной ситуации в виде учебной задачи, пробуждающей интерес учащегося, вовлекающей его в самостоятельный поиск решений, поиск новой информации – добывание знаний.

Читать еще:  Заочное обучение на врача

Качество образования не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это заказ необходимо, прежде всего, сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур, культуросообразность, духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность , коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.

В настоящее время лишь единицы обучаемых соответствуют требованиям времени, большая часть детей находится на репродуктивном уровне. И с этим должны справиться мы – педагоги! Но мы не боимся трудностей, ведь к нам идут только сильные люди, для которых в слове учитель вся жизнь!

Образование на всю жизнь: как онлайн превращает обучение в элемент личной «инфраструктуры»

Cогласно словарю Ушакова «Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение». В разные периоды развития цивилизации для этого процесса были характерны разные уровни доступности, инструменты, цели. Сегодня основной отличительной чертой системы образования в разных странах является определенная иерархичность обучения (начальное, среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура). При этом основной объединяющий чертой образования по всему миру становится тренд непрерывного обучения или lifelong learning.

Это довольно новый тренд в образовании. Само понятие в современном его значении возникло в 1993 году (профессор Лесли Воткинск). Lifelong learning — это обучение на протяжении всей жизни, постоянное, добровольное и самомотивированное стремление к знаниям по личным или профессиональным причинам. Оно не только способствует социальной интеграции, активной позиции и личностному развитию, но и самообеспеченности, а также конкурентоспособности на рынке труда.

Появление всё новых и новых инструментов и технологий, включая Web 2.0, создало большой потенциал для развития и мировой экспансии концепции непрерывного образования. В частности это позволило пользователям заниматься ежедневно, находясь территориально в любой точке света. Очень высокая скорость изменений в информационной среде и развитие технологий стали катализатором и драйвером эволюции данного тренда. Непрерывное обучение стало новой нормой. Каждый день в мире происходят сотни изменений. Чтобы выжить и процветать, организации и отдельные лица должны уметь приспосабливать и совершенствовать свои знания и навыки для удовлетворения меняющихся потребностей. Это означает, что самое важное, чему стоит научиться человеку, — это учиться. Благодаря скорости происходящих изменений, за 15 лет на рынке появились десятки тысяч компаний, которые работают в сегменте онлайн-образования. Они делают непрерывное обучение доступным, возможным, разнообразным.

Вопрос, который задают себе современные исследователи: что стало толчком к интенсивному развитию непрерывного обучения? Многие считают, что это были MOOCs. Возможно, MOOCs действительно стали «точкой взрыва», которая сработала, потому что технологически мир был готов к этому. Но, на мой взгляд, массовые онлайн-курсы стали ответом на давнюю потребность людей получать нужные им знания не в краткий промежуток времени, а на протяжении всей жизни.

Что касается, MOOCs, которые появились в 2006 году, — эта образовательная технология позволила организовать обучение нескольких десятков тысяч человек одновременно. По данным J’son cегодня МООСs пользуется 35 млн слушателей, 570 университетов, 12 провайдеров. Количество курсов растет +75-100% в год последние пару лет. Но, увы, онлайн-курсы не произвели революцию в самих принципах передачи знания от преподавателя к ученику, просто перенесли их из оффлайна в онлайн. Всё осталось в рамках старой парадигмы: лекция — упражнение — тест. Однако MOOCs изменили сам подход к фундаментальному образованию, стерли границы времени и места — любой человек в любой точки мира смог получить доступ к лучшим мировым знаниям.

Но любую парадигму в онлайне легко изменить. Здесь для повышения качества получаемых знаний и вовлеченности учеников просто нужно использовать технологии. Можно выделить два основных технологических направления: адаптивный план курса и создание интерактивных упражнений по новым механикам.

На помощь адаптивности приходит психометрика. Она может определить пробелы в знаниях ученика и, основываясь на полученной информации, скорректировать структуру курса персонально для каждого: добавить новых упражнений, посоветовать дополнительные материалы, если ученик «зависает» на каком-то этапе, либо же, наоборот, убрать из курса определенные разделы, если система посчитает, что ученик уже знает это.

Интерактивность подразумевает более сложные и интересные механики взаимодействия с материалом, нежели простые тесты и упражнения типа «выбери правильный ответ». Например, сейчас Mel Science разрабатывает уроки химии целиком в виртуальной реальности. По мнению Mel Science, очень сложно представить устройство атома, если оно изображено в виде клеточек с электронами, особенно школьнику 7-го класса. Зато, когда ему демонстрируют 3D модель прямо перед глазами и позволяют интерактивно самостоятельно сложить любой атом, посмотреть, какие орбитали заполняются при добавлении электронов, шанс того, что человек поймет, значительно повышается. Это новый уровень наглядности.

Помимо адаптивности и интерактивности, есть и другие тренды, которые появились в том числе с развитием технологий:

  • Асинхронность обучения: учитель и ученик не занимаются одновременно. Учеников и форматов обучения всё больше. Обучение должно становиться более удобным и доступным. Стремление к асинхронности обучения возрастает. Пользователи / студенты уже ментально готовы к этому, никто не стремится заниматься только лично, с «онлайн-головой» и синхронизируя заранее расписание и удобное время в рабочие часы.
  • Перевернутое обучение (или перевернутый класс): теорию учим сами, а на «уроке» тренируемся и практикуем все вместе. В итоге, существует спрос на системное / удобное онлайн потребление теоретических знаний, а также потребность в удобной интерактивной массовой тренировке. Без развития адаптивного обучения, маловероятно, что развивалось бы перевернутое обучение — это просто было бы очень сложно организовать.
  • Геймификация и edutainment: про это много говорят. И невозможно не принимать в расчет тот факт, что геймификация — один из основных инструментов, который сделал обучение более вовлекающим и легким. Как следствие, тренд контекстного образования — образование стало интегрироваться в вашу ежедневную обыденную жизнь и ее процессы: лексику изучают, фотографируя вывески, а математику, выполняя квесты по городу.
  • Открытые образовательные ресурсы (Open Educational Resources) — всё больше и больше контента можно найти в открытом доступе. Сам контент уже ничего не стоит. Знание самих фактов уже не ценится. Нужны методики, инструменты, программы и курсы, а значит появятся бизнесы, которые помогут «засовывать понимание в голову».
  • Огромный тренд персонализации (дифференцированности или индивидуальности подхода), который возник благодаря технологиям по работе с т.н. big data. Раз есть технологии, а спрос был всегда, значит может значимо вырастить эффективность обучения, а за это всегда готовы платить.
Читать еще:  Педагог логопед дефектолог обучение

В современном обществе существует два типа отношения к образованию. «Образование как услуга» — я плачу, вы мне даете определенный уровень и набор знаний. «Образование как благо» — то есть данность, неотъемлемый элемент жизни полноценного члена общества. В случае, если образование считается благом, непрерывное обучение еще быстрее интегрируется в социум.Это больше не требование внешнего мира, которое надо выстрадать, а приятная потребность человека. Этот тренд особенно заметен в языковом образовании. Все больше людей (особенно взрослых) учит не ради диплома или сдачи теста, а потому что это неотъемлемая часть успешной жизни.

Что делать со всеми этими трендами?

От философии к практике. Все вышеперечисленные тренды говорят о том, что рост мотивации и потребности в образовании, потребность учиться приведут на рынок онлайн-образования еще больше студентов, за этим придет большее количество поставщиков этой услуги. Мы говорим о довольно близкой перспективе: 5 — 10 лет максимум. Образование будет все больше интегрироваться в жизнь человека, как элемент инфраструктуры. С учетом всего этого мы понимаем, что рынок онлайн-образования — это перспективный, быстро растущий сегмент, который еще не насыщен игроками.

Собственно, при принятии решения о создании нового edtech проекта одним из решающих факторов является именно рынок. «Да» — факторами становится объем рынка, динамика роста, сравнение этих показателей с другими рынками, количество игроков и др. По итогам 2016 года объем мирового рынка образования равен $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до $6–7 трлн. (данные Education International). Доля онлайна в нем составляет около 3%, или $165 млрд. (EdTechXGlobal, IBIS Capital). США — наиболее крупный и зрелый рынок в EdTech, и темпы его прироста замедляются — приблизительно +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия, в первую очередь Китай и Индия, набирающий обороты значительно быстрее (+17%). В 2016 г. этот регион обогнал Западную Европу: $11,7 млрд против $6,8 млрд. (данные GSV Advisors, Global Market Insights). Пока по объему рынка Восточная Европа, с ее $1,2 млрд, отстает от Западной, зато набирает обороты заметно быстрее (+17%) (Docebo, Global Market Insights).

«Нет» — фактор — никто не может измерить рынок корректно. В информационном поле отсутствует полная и достоверная информация о реальном объеме рынка. Это происходит из-за того, что игроки не готовы делиться финансовыми показателями. Вторая причина: сегментировать рынок на edtech, e-learning и т.д. очень трудно из-за большого количества смешанных образовательных и монетизационных моделей.

И все равно, на мой взгляд, сегодня рынок онлайн-образования перспективен как никогда, особенно в России.

Во-первых, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю ( Все сразу

Жизнь в стиле Lifelong Learning

Поделиться:

Lifelong learning — непрерывное развитие профессиональных и личных компетенций в течение всей жизни. Адепт этой концепции подходит к процессу развития осознанно, руководствуясь внутренней мотивацией, а не под давлением внешних обстоятельств. Почему постоянное развитие и актуализация skill set является необходимым условием для достижения успеха и гармонии в современном мире? Давайте обратимся к фактам.

Новый ритм бизнеса

Во второй половине XX века новые профессии возникали примерно раз в 20-30 лет, сегодня они формируются каждые 2-4 года. К 2022 году портфель навыков для большинства бизнес ролей изменится на 42%, а доля новых ролей в общей структуре рынка труда достигнет 27% (доклада The Future of Jobs, представленному на WEF).

Потребность в новых компетенциях максимально высокая, а перечень профессиональных стандартов просто не успевает формироваться. Особенно быстро обновляется индустрия коммуникаций. Знания, полученные студентом во время учёбы в ВУЗе, теряют свою актуальность ещё до завершения обучения.

Сегодня специалистам гуманитарной сферы необходимо обладать хотя бы начальными навыками кодирования, разбираться в экономике и маркетинге, а также иметь хорошо развитые социальные компетенции, которые позволяют эффективно распределять задачи между участниками рабочего процесса и сформировать продуктивные команды. Техническим специалистам при этом важно развивать коммуникативные, а также лидерские soft skills.

Оперативное освоение и внедрение новых инструментов – важное конкурентное преимущество специалистов для любого типа и масштаба бизнеса. Даже Марк Цукерберг, один из основателей Facebook и успешный бизнесмен, устанавливает себе новые личные учебные цели каждый год.

Метанавыки

Растущий тренд рынка труда – спрос на кросс-дисциплинарность: естественные науки и PR, медицина и event, IT и психология. Понятие профессии уже устарело, бизнесу нужно большее, чем узкий шаблонный набор навыков. Рутинные задачи будут автоматизированы. Еще в 2013 году специалисты Оксфордского университета подсчитали, что только в США около 47% существующих рабочих процессов будут автоматизированы. Большую ценность будут иметь специалисты с мультипотенциалом. На первый план при выборе сотрудника все активнее будут выходить креативность, кросс-функциональность, адаптивность к изменениям и постоянное стремление актуализировать свой инструментарий. Наиболее востребованными являются T-shaped-специалисты, у которых есть не только основная специализация, но и знания в смежных областях, а также желание и способности развиваться в еще более широком радиусе.

В условиях цифровизации и автоматизации особую ценность приобретают навыки взаимодействия/ коммуникации (лидерство, коллаборация, кросскультурность, управление изменениями) и метанавыки (осознанность, эмоциональный интеллект, адаптивность, стресс-менеджмент), говорится в докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia. Все больше профессий будет связано с умением находить новые решения или выносить собственные суждения, не опираясь на заданные параметры.

Согласно исследованиям Гарвардского университета, наличие гибких навыков уже сейчас определяет профессиональную успешность сотрудника на 85%, в то время как профессиональные навыки (hard skills) — лишь на 15%. Для ознакомления — 15 гибких навыков для старта успешной карьеры от совета наставников Forbes.

Slash & Second career

Сегодня все больше людей, уже состоявшихся в профессии, готовы отказаться от стабильности, чтобы начать карьеру с нуля в новой области и наконец заняться тем, о чем давно мечтали. «До поступления и во время обучения я работал инженером по медицинскому оборудованию в онкологической клинике. В день защиты диплома я отработал последний день в качестве инженера и скоро выхожу на работу в медицинскую компанию в должности PR-специалиста», — делится выпускник школы MACS программы «Репутационный менеджмент» Сергей Сергеев.

По данным мониторинга экономики образования, проведенного Министерством образования РФ, 30% жителей страны от 34 до 64 лет продолжают учиться после окончания первой или второй ступени ВУЗа или участвуют в дополнительных образовательных программах. Специалисты прогнозируют, что тенденция будет только набирать обороты, и процент заинтересованных в получении дополнительного образования в ближайшие три года будет активно расти.

Однако найдя для себя новое направление, человек не обязан бросать то, что у него есть уже сейчас. Согласно позиции психолога Сальвадора Мадди, человек, оказываясь перед мучительным выбором, может только навредить себе, тогда как проще сделать ставку сразу на оба варианта, которые в дальнейшем смогут дополнять друг друга. На Западе концепция slash careers приобретает всё большую популярность – речь идет о построении нескольких карьер одновременно. Человек может быть юристом и блогером, менеджером и продюсером, врачом и ювелиром.

Чаще всего вторая специальность — это любимое дело, которое приносит не только удовольствие, но и дополнительный доход. Но если раньше “побочной” деятельностью становились творческие направления, такие как писательство, занятия фотографией, то в последнее время люди все чаще выбирают для себя работу в сфере технологий, digital коммуникаций и преподавания.

Привычка учиться

Скорость изменений — вызов для бизнеса, образовательных учреждений и для каждого отдельного человека. Концепция lifelong learning отвечает на этот вызов: ВУЗам и школам будет необходимо разрабатывать новые программы и форматы, а работодателям предстоит больше инвестировать в обучение и развитие сотрудников. Именно обучение и развитие внутренних команд становится приоритетом для дальновидных и успешных компаний.

Читать еще:  Ит специалист обучение

В исследовании Learning and Earning, подготовленном журналом The Economist совместно с компанией Burning Glass Technologies, говорится о том, что в условиях непрогнозируемого будущего рынок требует большего акцента на обучение в течение всей жизни, а не только в стенах университета, и даже в рамках курсов по повышению квалификации. Освоение новых навыков со временем должно стать для большего числа людей частью повседневной жизни, “обязательной программой”, такой как занятия спортом или обустройство быта.

Обучение — самая эффективная инвестиция, вложенные ресурсы возвращаются с большими процентами и сразу. Привычка учиться позволит добиться профессионального успеха, остаться востребованным и жить в удовольствие. Поговорим о жизни в стиле lifelong learning на Дне открытых дверей в школе MACS.

Обучение через всю жизнь

Сама необходимость учиться постоянно появилась в связи с кардинальными изменениями на рынке труда: если не обновлять свои знания, вероятность со временем стать невостребованным существенно повышается. Какие основные тенденции наблюдаются на рынке обучения и труда?

Процент занятых на фрилансе работников во всех странах мира растет. Эти люди охотнее вкладываются в свое дополнительное образование, что не может не отражаться на обычных офисных сотрудниках, которые начинают чувствовать себя неуверенно на своем месте. Независимо от типа занятости всем работникам теперь необходимо:

  • постоянно следить за востребованными навыками и обучаться им;
  • учиться быть фактически «предпринимателем самого себя», то есть «продавать» свои компетенции на рынке;
  • учиться планировать свои финансы.

Изменение роли второй карьеры

Ранее был распространен стереотип о том, что на получение второй специальности идут некие «сбитые летчики» — некогда успешные специалисты, которые по каким-то причинам остались без работы и долго не могут найти новую. Сейчас это нормальный путь для любого человека.

Первое высшее образование обесценилось: часто его получают не столь осознанно, оно далеко не всегда определяет дальнейший путь, но дает понимание, как учиться, обучает системному мышлению и некоторым другим полезным навыкам.

Принцип из «Алисы в Зазеркалье»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, чтобы куда-то попасть — нужно бежать в два раза быстрее.

Сейчас нужно постоянно двигаться и учиться чему-то новому, даже чтобы просто сохранить свою позицию, не говоря уже о карьерном росте.

Невыгодность для компаний стабильности сотрудников

Под любой новый проект выгоднее и быстрее нанять отдельную команду с соответствующими компетенциями на срок его реализации, после чего всех распустить.

Пенсии как формат некой будущей страховки уходят в прошлое. Все больше людей понимают, что работать они будут до «победного конца». Тут играет роль общая тенденция к старению населения: по данным Всемирной организации труда, через 10 лет средний возраст каждого работника в мире составит 41 год. И компаниям будут действительно необходимы эти люди, только если они обладают всеми необходимыми навыками.

Необходимость в гибридных работниках и построении гибридных карьер

Многим людям для работы теперь необходимы новые навыки, например, умение программировать и знания в области Data Science.

Когда мы говорим про точки роста в экономике, они всегда находятся не в одной отрасли, а в смежных: биотехнологии, агротехнологии.

С момента появления в 2008 году первых проектов, дающих возможность учиться дистанционно, онлайн-сервисы меняют подход к образованию и дают к нему доступ практически каждому. Примеры таких проектов: Khan Academy, Udemy, Coursera, Ecole 42, в России — «Школа 21».

Ошибки в выборе будущей карьеры

Раньше все хотели отдавать детей на факультеты экономики и управления. Однако чем ребенок после этого будет заниматься, понималось слабо. Сейчас опросы показывают, что 95% родителей хотят, чтобы их дети стали программистами.

При этом самая большая зарплатная динамика — совсем не в IT-области, а в сельском хозяйстве, которое считается среди российских родителей наименее привлекательной отраслью. Они просто не понимают, что новые технологии совсем скоро кардинально изменят эту сферу и сделают ее специалистов перспективными.

Появление новых профессий

По прогнозам, через 10—30 лет будут востребованы:

  • Data Scientist;
  • Digital-маркетолог;
  • Social Media Manager;
  • Market Research Analyst;
  • Project Coordinator.

Также остаются востребованными (и будут по крайней мере еще в течение ближайших десяти лет) учителя, менеджеры по продажам и рекрутеры.

При этом совсем скоро появится и множество совершенно новых профессий:

  • биомедицинский инженер;
  • synthetic biology инженер;
  • digital rehab консультант;
  • пилот/диспетчер дронов;
  • техник умных домов;
  • техник 3D-принтеров и роботов;
  • genetic engineer;
  • дизайнер виртуальной реальности;
  • гид персональной траектории образования;
  • планировщик окончания жизни или memorializer.

Изменение форм образования

В классическом понимании системы образования существует бакалавриат, магистратура, далее некоторые идут в бизнес-школу, после чего следует так называемое executive education. Внутри существуют разные формы — оффлайн, онлайн, mixed- или blended-образование. Кроме этого, могут быть различные профессиональные сертификации.

Сейчас это считается устаревшей моделью, потому что меняется отношение к диплому как к некоторой ценности. На первый план выходят профессиональные компетенции, которые вы можете применить. Кроме этого, становятся востребованными формы микрообучения, позволяющего выбрать из нескольких курсов разные тематические топики и собрать интересный курс персонально под себя и свои потребности.

Новый подход к сертификатам

Различные университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства или skill-сертификаты, которые зачастую важнее, чем ваш классический диплом. Вполне вероятно, будущее — не за одним дипломом условной бизнес-школы, а за набором таких сертификатов.

Более гибкий процесс образования

Сейчас популярен такой формат обучения, в котором помимо стандартной модели учитель — студент, присутствует и модель студент — студент. Она проявляется через дискуссии, проверку учащимися друг друга, совместные проектные работы. Внедрение в учебный процесс практических кейсов иногда делает общение с однокурсником полезнее, чем с профессором.

Нужно искать impact-возможности

Каждые несколько лет появляются новые прорывные технологии. Они становятся своеобразными бифуркационными точками, кардинальным образом меняющими экономику. Сейчас это все, что связано с:

  • биотехнологиями;
  • робототехникой;
  • всем, что имеет приставку «нейро» (например, нейротехнологии).

Уже сейчас надо научиться обнаружению подобных impact-точек, а также попробовать так или иначе связать свою рабочую деятельность с ними, чтобы в будущем повысить свою «стоимость» как профессионала и заниматься чем-то действительно важным и интересным.

Изменение подхода к людям на рынке труда

Раньше кандидатов искали, оценивали, выбирали из них самых талантливых, и уже далее с ними продолжали сотрудничество. Теперь же главный подход заключается в поиске условий для эффективного обучения каждого отдельно взятого человека. И это очень позитивная тенденция: значит, каждый сможет найти для себя приемлемый подход и подходящую программу, чтобы освоить те или иные компетенции.

Рост потребности в креативных и универсальных сотрудниках

В 2016 году креативность в топ-10 навыков будущего занимала 10-е место, в 2020 году она переместилась на 3-е. Креативный подход, как умение объединять знания, видеть задачу под разными углами, будет необходимо практически всем специалистам. На первом месте среди компетенций будущего находится критическое мышление.

Раньше, говоря о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — «наука», «технологии», «инженерия» и «математика»), то сейчас это превратилось в STEAM: добавилось «А», что означает «Art».

Интересно, что необходимость в некоторых навыках постепенно снижается: если в том же 2016 году умение убеждать и вести переговоры было очень востребовано, то сегодня эта тенденция постепенно меняется, так как все больше решений в будущем будут делаться на основе анализа данных.

Топ-5 областей для развития:

  • data-аналитика;
  • storytelling/social media marketing;
  • нейробиология/когнитивистика;
  • soft skills;
  • 3D-принтинг/робототехника.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector