Обучение психологии в средних учебных заведениях - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
67 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Специфика преподавания психологии в учреждениях образования различного уровня

Психология как учебный предмет активно преподается в разных учебных заведениях: школах, СУЗах, ВУЗах. Но в зависимости от специфики учебного заведения ставятся разные цели.

Задачи, которые решает психология:

1. дать учащимся сведения, знания о себе.

2. помогает формировать коммуникативные навыки.

3. расширяет поведенческий репертуар уч-ся.

4. помогает в понимании себя и других

5. формирует потребности самопознания

6. развивает саморефлексию

7. дает знания о психических явлений и процессах, закономерностях развития

8. увеличение компетентности в коммуникации.

В школе основной формой организации учебного процесса является урок. Помимо него также есть факультативы и кружки. Урок является обязательной формой занятия для посещения. В школах – группы учащиеся одного возраста, постоянный состав, занятия по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения. Преподавание психологии в школе является чаще всего факультативным занятием.

ТИПЫ уроков (Теплов): Изучение нового материала; Совершенствование ЗУНов; Обобщения и систематизации; Комбинированные уроки; Контроль и коррекция ЗУН ов.

Факультативы, кружки – формы орг.учебного процесса по выбору, по желанию.

Не во всех школах преподается предмет психологии, что зависит от грамотности директора. Обычно предмет психологии вводится с 5 класса и преподается 1 раз в неделю, отдается определенное количество часов. В тех школах, где нет урока психологии, зачастую вводят факультативные занятия — учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков. Есть еще такие формы занятий как кружки, различные внеклассные мероприятия, выпуск газет, журналов… – на это не отводятся часы.

СУЗ— занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. По форме проведения занятия они близки к ВУЗам (т.е. лекции, семинары), но по содержанию близки к уроку в школе (теоретический и практический компонент присутствует в одном фрагменте учебного материала).

В педагогических колледжах обязательным преподаванием является общей, возрастной и педагогической психологии – как основных знаний. В не педагогических колледжах преподавание психологии является не обязательным, а если преподается, то общая психология, или психология и педагогика.

Что же касается ВУЗов, то в педагогическом, на всех факультетах в обязательном порядке преподается педагогическая психология, возрастная, общая. В других ВУЗах – психология и педагогика.

В СУЗах и ВУЗах формами организации учебного процесса является – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, а также важна самостоятельная работа.

Лекция – дает теоретические знания в сжатой форме. Семинар – закрепление, расширение теоретических знаний. Должно быть в перерыве через неделю. Практическая – дидактическая цель, формирование У и Н. Лабораторная – обучение исследовательским подходам к изучению психологии и психологических особенностей людей. Самостоятельная работа – отводится большое количество времени.

На сегодняшний день произошел переход на компетентностную модель преподавания психологии, т.е. сейчас формируют компетентность, а не ЗУН. Учащийся должен уметь владеть, использовать ИНФО. Здесь великая роль самостоятельной работы. Преподавать в такой модели разрабатывает задания, задачи, их алгоритмы, готовит контрольно-исполнительские материалы (диагностирует, оценивает самостоятельную работу, его компетенции).

В зависимости от типов образовательных учреждений, используются различные методы обучения:

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово).

Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися.

Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В школе – практико-ориентированное направление – интерактивные методы. В ВУЗе – репродуктивный (создает базу), проблемный (сам пытается, решит проблемную задачу).

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях

Вопрос № 69

Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Учение – это деятельность общества по подготовке к труду, это передача опыта в форме стихийной или специальной.

Обучение – специально организованная, целенаправленная, особо регулируемая и контролируемая обществом форма учения.

Научение – результат учения, возникновение психических новообразований.

Воспитание – целенаправленно организуемый обществом процесс формирования личности.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий и саморазвития.

Учебный процесс – через него учащийся изменяет самого себя.

Общая цель обучения психологии — нахождение эффективных способов реализации обучающимися потребности в познании и самопознании, в проф. и личностном самосовершенствовании и самоактуализации.

Основные сферы реализации курса психологии в качестве учебной дисциплины:

— среднее общеобразовательное учреждение,

— среднее специальное учебное заведение,

— высшуе учебное заведение различного профиля,

— специализированное высшее учебное заведение по подготовке психологов.

Основные целиобучения психологии в школе: освоение обучающимися основных психологических понятий, необходимых для реализации их в практические формы взаимодействия с окружающей действительностью; интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся; формирование таких черт характера и общечеловеческих ценностей как адаптивность к социальному окружению, терпение, толерантность, восприимчивость в другим, готовность к оправданному риску и решению проблем в неоднозначной ситуации.

Цель психологического образования в среднем специальном учебном заведении и в высшем для студентов-непсихологов – психологическая грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства (Климов).

Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Основа содержания учебного курса – концепция единства теории и практики обучения, предполагающая теоретико-методологическое обеспечение реализуемых на практике основных методологических положений процесса обучения психологии.

Основные принципы отбора содержания:

— принцип целостности в подходе к изучению психических явлений;

— принцип соответствия потребностям возраста с учётом зон актуального и ближайшего развития учащегося (особенно, в школе. В частности, логика построения целостной системы психологического образования учащихся в школе, начиная с 3-го класса следующая: познавательные и эмоционально-волевые психические процессы; психические свойства личности: способности, характер, темперамент; психология общения; человек в группе и коллективе; психология деятельности; психология личности; психология самоопределения; психология как наука и практика).

Основные положения конструирования предметного содержания учебного курса:

— разработка концепции учебного курса относительно парадигм науки,

— формирование смыслополагания и создание мотивации обучения психологии.

Специфика содержания курса психологии в среднем специальном учебном заведении строится по принципу профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. В частности, преподают такие дисциплины как Психология, Психология и педагогика, Человек и его потребности, Психология общения и т.д.

Специфика содержания курса психологии для студентов-психологов ориентируется на:

— полипарадигмальность психологии (т.е. наличие нескольких направлений – психоанализ, бихевиоризм¸когнитивизм, отечественная и т.д.),

— принцип целостности в подходе к изучению психических явлений (соответственно, последовательно идут дисциплины Общая психологии, Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, Возрастная психология, Социальная психология и т.д.),

— наличие различных отраслей психологии (Организационная психология, Психология труда, Психология управления, психология семейных отношений и т.д.),

— различные направления деятельности психолога (Основы СПТ, Основы психологического консультирования, Методика преподавания психологии, Психодиагности и т.д. плюс спец. практикумы),

— научный подход, различающий научную и житейскую психологию (Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, методы исследования, методология).

Вопрос 70

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за­ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира­ют его достаточно часто. В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах.

Одной из новых тенденций преподавания психологии в послед­нее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов; Климов), но также в среднем (Цукерман; Савина; Попова) и начальном (Никольская, Бардиер; Вач­ков; Бабаева; Карандашев) звене школы. Разрабатываются программы, в рам­ках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова; Реан, Гатанов, Баранов).

Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьников элементарной психологическо культурой, которая является частью общей культуры.

Задачи преподавания психологии в школе:

— формирование у школьников общих представлений о психологии как науке.

Читать еще:  Дистанционное обучение это какая форма обучения

— оказание детям помощи в открытии внутреннего мира.

— пробеждение интереса ребёнка к другим людям и к себе.

— развитие интеллектуальной и эмоционаьной сферы.

— раскрытие сущности личностной направленности.

— понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в российских школах:

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна­ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы.

Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского, пособие для учащихся Р. С. Немова, учебник для средней школы Е. А. Климова, учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной.

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них являет­ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой, Г. А. Цукерман, И. Никольской и Г. Бардиер, М. В. Поповой.

Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориенти­рованного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве вне­классных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие воз­можности психологии.

Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в. (Аверченко и Антилогова; Маленкова; Гуревич; Колмогорова).

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьни­ков может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:

1) уроки психологии предметно-ориентированного типа;

2) уроки по другим школьным предметам;

3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В 1990-х гт. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогич­ная американской.

В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра. Второй уровень системы психологического образова­ния — степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким про­граммам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.

Особенностью базового психологического образования в России является то, что высшее образование самым тес­ным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Кроме того, российское высшее психологическое образование отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологиче­ских дисциплин.

Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточ­ную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образования и психологические организа­ции разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспе­чить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов (гос. стандарты, ключевые компетенции).

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподава­тель психологии».

2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-пси­холог».

3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клини­ческий психолог).

Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Во многих странах психология включена в программу средних учебных заведений, обычно является предметом по выбору, и школьники выбирают се часто: интерес учащихся к психологическим знаниям высок.

Преподавание психологии в школах США

Большинство школ предлагают психологию для изучения, и это наиболее популярный курс по выбору в средних школах. По данным Американской психологической ассоциации, ежегодно примерно 800 тыс. учащихся старших классов в американских школах изучают курс «Введение в психологию», и это количество увеличивается каждый год [1] . Данный предмет изучается или в качестве курса психологического самопознания и самопомощи, или в качестве курса, дающего обзор психологии как академической дисциплины. Многие американские учителя психологии считают главной целью своих уроков улучшение способности учащихся к самопониманию и решению личных проблем. В то же время обращается внимание на необходимость повышения научного уровня в изучении психологии в школе. В США создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая осуществляет инициативы по улучшению преподавания психологии, в частности, организует обучающие семинары, разрабатывает примерные учебные планы курсов и отдельных занятий. Психология в США включена в число предметов, по которым для школьников проводятся университетские курсы Эта программа, осуществляемая Советом университетов, предусматривает разработку отдельных вузовских курсов (на уровне университета) для преподавания в старшей школе. В рамках этой программы проводятся национальные экзамены, которые позволяют учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа или университета еще во время обучения в школе. Курсы такого типа и экзамены по психологии очень популярны среди старшеклассников.

В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психологии в школах [2] . В связи с этим преподавание психологии в школах США значительно улучшилось. Американская психологическая ассоциация (АПА) как сообщество психологов уделяет большое внимание проблемам преподавания психологии в школе и способствует прогрессу в этой области [3] .

В Великобритании психология была включена для преподавания в средней школе в 1969 г. Расширение преподавания психологии по стране произошло в 1990-х гг. Если в 1990 г. было 9 тыс. учащихся, изучавших психологию, то к 2002 г. это число достигло 65 тыс. [4]

Преподавание психологии в школах Европы

Психология широко преподается в школах европейских стран. В Великобритании в настоящее время психология находится на третьем месте после английского языка и математики среди учебных предметов в школе. Наиболее типичная программа включает на первом году три модуля: 1) когнитивную психологию и психологию развития; 2) физиологию и индивидуальные различия; 3) социальную психологию и исследовательские методы. На втором году изучается пять модулей, и учителю дается больше свободы в выборе содержания. Шестой модуль включает выполнение курсовой работы, направленной на развитие исследовательских знаний, и написание отчета. По окончании курса психологии школьники сдают финальный экзамен.

В Италии психология преподается в профильных средних и старших классах, норой как отдельный предмет, иногда совместно с социологией. Преподаваемая тематика преимущественно отражает содержание общей психологии, некоторые темы являются обязательными, другие — элективными. Если принять во внимание профессиональные школы, то около 15% учащихся в Италии изучают психологию [5] . С одной стороны, это немного, если сравнить с США и Великобританией. Однако, с другой стороны, в отличие от этих стран в Италии психология изучается в школе в течение всего года на протяжении пяти лет (в США только в течение одного семестра). Преподают психологию около 2 тыс. учителей, которые чаще всего ведут также и философию в этих школах.

Во многих европейских странах психология преподается в старших классах, иногда — в средних. Порой психологические знания даются в рамках других предметов. Это зависит от исторических традиций. Например, история психологии во Франции тесно связана с философией, поэтому психология часто преподается в рамках последней. Психология в школах существует в качестве учебного предмета также в Исландии, Дании, Эстонии, Германии, Испании и некоторых других странах. Активное включение психологии в учебные планы началось в 1970-х гг. и особенно расширилось в 1990-х гг. Предмет преподается как элективный и включает изучение ключевых областей обшей психологии. Во многих государствах существуют национальные ассоциации преподавателей психологии, способствующие их профессиональному развитию. Заметную роль в обмене учебными планами, программами и опытом играет Европейская федерация ассоциаций преподавателей психологии (ЕЕРТЛ).

Несмотря на этот прогресс, психология в американских и европейских школах еще не приобрела такой же уважаемый и устойчивый статус, как другие традиционные школьные дисциплины. Содержание курсов психологии и подготовка школьных учителей психологии — две основные критические проблемы. Органы управления образования порой ссылаются на то, что психология — недостаточно традиционная наука с неясным предметом изучения в отличие от многих других учебных предметов. Они, видимо, недостаточно четко отличают научную психологию от многочисленных околонаучных ее областей. Психология доказала свою состоятельность как наука, и профессиональные психологические ассоциации стремятся к повышению научного уровня преподавания психологии в школе, предлагают программы научной психологии для обучения школьников. Однако некоторые практически ориентированные учителя стремятся к преподаванию только психологических тем, вызывающих непосредственный интерес учащихся, норой в ущерб систематичности и научности содержания. Между этими углами недопонимания и находится проблема содержания курсов психологии, порой приобретая, порой теряя свой статус в школе, а претендентов на часы в ограниченных учебных планах школьного образования много. В связи с этим психологии приходится нелегко в утверждении своей значимости как предмета преподавания. Другой вопрос заключается в том, кто преподает психологию в школе. Формальной подготовки школьных учителей, как правило, нет. Психологи, получающие профессиональное психологическое образование, не изучают педагогику и методику преподавания психологии. Чтобы преподавать, им нужно пройти специальные учительские курсы. В силу разных причин психологи не стремятся к этой работе и предпочитают или научную, или практическую психологическую деятельность в сочетании с преподаванием в университетах, поэтому преподают психологию, как правило, учителя социальных или естественных наук. Считается, что педагогическая подготовка — самое главное для работы учителя, а содержание предмета, необходимое для преподавания психологии в школе, не настолько сложное, чтобы его не мог освоить квалифицированный учитель. В принципе такая точка зрения верна, этот подход целесообразен и с практической точки зрения. В школе трудно набрать учебную нагрузку для преподавания психологии на целую ставку. Совмещение функциональных обязанностей неизбежно, поэтому учителя ведут несколько предметов, в том числе и психологию. Для повышения научной подготовленности этих учителей научные ассоциации разных стран проводят специальные семинары и курсы повышения квалификации [6] .

  • [1]Weaver K. A. 1992 Through 2001: An incredible 10 years for high school psychology //Journal of Social and Clinical Psychology. 2005. N 24. P. 1, 97—110.
  • [2] National Standards for the Teaching of High School Psychology / Ed. by C. Brewer. Washington: APA, 1999.
  • [3]Maitland L. National Standards for the High School Psychology Curricula / L. Maitland [et al.]. Wasington; DC : American Psychological Association, 2005.
  • [4] National Standards for the Teaching of High School Psychology.
  • [5]Prandini C. Best Practices in Secondary Psychology Education // Teaching Psychology around the World. Ch. 4. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2007.
  • [6]Prandini C. Teaching Psychology in Public Schools at the Pre-University Level // Teaching Psychology around the World. Ch. 3. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2007.
Читать еще:  Управление персоналом дистанционное обучение высшее

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

Психология достаточно широко преподается в школах США. Возможно, сегодня это наиболее популярный курс по выбору в средних школах. По сведениям из разных источников, от 800 тыс. до 1 млн учащихся старших классов американских школ ежегодно изучают курс «Введение в психологию», и количество школьников, которые выбирают психологию для изучения в школе, с каждым годом возрастает (Ernst, Petrossian, 1996; Hakala, 1999, Benjamin, 2001).

Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисциплины. При этом многие авторы обращают внимание на необходимость повышения научного уровня в изучении психологии в школе (Ernst & Petrossian, 1996).

В 1992 г. была создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая призвана способствовать повышению качества преподавания психологии. Эта ассоциация выдвинула ряд инициатив по улучшению преподавания психологии в школах; в частности, был организован ряд обучающих семинаров, разработаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий. В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психологии в школах (National Standards. 1999).

Однако есть основания полагать, что психология в американских школах не настолько уважаемый предмет, как другие традиционные школьные предметы (Hakala, 1999; Bristol & Gillis, 2001). Содержание курса психологии и подготовка школьных учителей психологии — две основные проблемы. Они будут рассмотрены ниже в соответствующих главах книги. В то же время преподавание психологии в школах США сейчас, вероятно, намного лучше, чем когда-либо прежде (Hakala, 1999).

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах. Однако статистических’ данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызывает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно является преобладающей.

В последние годы в отечественной литературе появилась первая систематизация психологических знаний для преподавания психологии в школе; выпускаются соответствующие учебные пособия (Немов, 1995; Климов, 1997; Никольская и Бардиер, 1997; Цукерман, 1997; Психология, 1998; Попова, 2000).

Таким образом, одной из новых тенденций преподавания психологии в последнее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов, 1995; Климов, 1997), но также в среднем (Цукерман, 1997; Савина, 1998; Попова, 2000) и начальном (Никольская, Бардиер, 1997; Бачков, 1998; Психология, 1998, Бабаева, 1998; Карандашев, 2002) звене школы. Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школьного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками. Разрабатываются программы, в рамках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова, 1998; Реан, Гатанов, Баранов, 2000).

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах:

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. Программа может быть научно- или практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацией, которая складывается в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприятными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и использовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по его ходу. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологический тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии.

Уроки психологии предметно-ориентированного тина по содержанию и методам проведения являются обычными уроками, как и уроки по всем другим предметам, которые изучаются в школе. Они могут быть обязательными или факультативными, но всегда ставятся в сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков.

Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского (1986), пособие для учащихся Р. С. Немова (1995), учебник для средней школы Е. А. Климова (1997), учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной (1998).

Читать еще:  Обучение специалист архива

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них является добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени является обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой (1994), Г. А. Цукерман (1997), И. Никольской и Г. Бардиер (1997), М. В. Поповой (2000).

Как видно из приведенного выше анализа, рассмотренные типы уроков имеют существенные различия. Порой в психологической литературе можно встретить дискуссии о том, какими должны быть уроки психологии в школе, какое содержание они должны включать, какие методы проведения занятий следует использовать. При этом часто приоритет отдается практическим урокам развивающего характера и отвергаются уроки психологии традиционного типа.

Нам представляется, что в данном случае излишне говорить о том, какие уроки лучше, а какие хуже. Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориентированного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психологической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве внеклассных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие возможности психологии.

Возможно ли существование программ, сочетающих предметно-ориентированный и личностно-ориентированный типы построения? Безусловно, такое сочетание возможно и порой даже желательно. Однако как к уроку, так и к внеклассному мероприятию в школе предъявляются специфические требования, которые должны учитываться при планировании занятий по психологии. В последнее время появляется и опыт комплексного подхода к преподаванию психологии в школе (Онучин, 1998).

Как показывают история и современные тенденции школьного образования, обучение психологическим знаниям и умениям возможно не только в рамках уроков психологии, но и на уроках по другим предметам. Опыт методики обучения естествознанию, общественным наукам, литературе, истории, математике, а также методики начального обучения показывает, что использование знаний научной и Практической психологии в качестве элементов содержания уроков по этим предметам делает их интересными, а также способствует лучшему пониманию учащимися учебного материала. В этом случае психологические знания являются прежде всего основой для изучения соответствующего предмета. Помимо этого, они выполняют развивающую функцию.

Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в. (Аверченко и Антилогова, 1993; Маленкова, 1993; Гуревич, 1995; Колмогорова, 1999).

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:

уроки психологии предметно-ориентированного типа;

уроки по другим школьным предметам;

внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в США, и в большинстве стран Европы.

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Обучение психологии в средних учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это, прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах. Однако статистических данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызывает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно является преобладающей.

Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школьного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками. Разрабатываются программы, в рамках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова, 1998; Реан, Гатанов, Баранов, 2000).

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах:

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. Программа может быть научно — или практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацией, которая складывается в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприятными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и использовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по его ходу. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологический тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии.

Уроки психологии предметно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения являются обычными уроками, как и уроки по всем другим предметам, которые изучаются в школе. Они могут быть обязательными или факультативными, но всегда ставятся в сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков.

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них является добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени является обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Как видно из приведенного выше анализа, рассмотренные типы уроков имеют существенные различия. Порой в психологической литературе можно встретить дискуссии о том, какими должны быть уроки психологии в школе, какое содержание они должны включать, какие методы проведения занятий следует использовать. При этом часто приоритет отдается практическим урокам развивающего характера и отвергаются уроки психологии традиционного типа.

Нам представляется, что в данном случае излишне говорить о том, какие уроки лучше, а какие хуже. Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориентированного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психологической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы.

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:

уроки психологии предметно-ориентированного типа;

уроки по другим школьным предметам;

внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в США, и в большинстве стран Европы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector