Универсальный профиль обучения - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Универсальный профиль обучения

СЕРИЯ «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА»

Серия обеспечивает поддержку успешного профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников.

Пособия серии могут использоваться как при реализации учебного плана технологического, естественнонаучного, социально-экономического, гуманитарного, универсального и других профилей на уровне среднего общего образования, так и в рамках внеурочной деятельности.

Целесообразное сочетание содержания, форм и технологий обучения способствует воплощению личностных и профессиональных устремлений обучающихся, создает условия для саморазвития потенциала каждого ученика. Структура учебного материала представлена в пропорции: 40% — теоретический блок; 60% — блок практических работ.

Пособия серии и сборник примерных рабочих программ разработаны научными сотрудниками вузов совместно с учителями-практиками, имеющими опыт работы в профильных классах, и позволяют:

  • Реализовать технологический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, универсальный и другие профили на основе организации продуктивной (творческой) деятельности детей
  • Обеспечить осознанное вовлечение обучающихся в изучение профильных учебных предметов
  • Познакомить старшеклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими с точки зрения профессиональной перспективы
  • Помочь в построении индивидуальной образовательной траектории, сориентировать учащихся в вопросах выбора будущей профессии
  • Экономить время учителя на подготовку материала и дают ему возможность наиболее полно проявить свою профессиональную компетентность

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов для реализации проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Академический класс в московской школе» технологического и естественно-научного профиля в образовательных организациях. Содержание пособия направлено на углубление знаний по химии и биологии, знакомство с современными фундаментальными и прикладными исследованиями в области биохимии, формирование у обучающихся конвергентного мышления, мотивацию к выбору профессиональной деятельности, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и обеспечивает сопровождение образовательной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Выполнение включённых в пособие практических работ обеспечивает развитие у школьников предметных и метапредметных компетенций.

Пособие содержит методические комментарии по организации занятий (особенности, структура, содержание, виды деятельности, формы организации занятий и т. д.).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленной на: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; творческое развитие личности; формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности; выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.

Содержание пособия обеспечивает выполнение обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) индивидуального проекта в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой). Предлагаемый курс отражает процессы развития коммуникативных навыков, критического мышления; развивает способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.

Система заданий курса направлена на развитие учебно-исследовательских компетенций школьников — способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Результат освоения курса должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного.

Учебное пособие из серии «Профильная школа» представляет собой элективный курс по изучению основ медицинской терминологии на латинском языке в рамках естественно-научного и универсального профилей обучения для учащихся 10—11 классов. В пособии содержатся сведения по теории латинского языка, практические задания, способствующие освоению правил употребления медицинской терминологии. Курс, рассчитанный на 35 учебных часов, способствует формированию устойчивой профессиональной ориентированности старшеклассников, ознакомлению их с навыками, необходимыми для профессий медицинской направленности.

Пособие может быть использовано в медицинских классах общеобразовательных организаций, а также для организации факультативных занятий на уровне среднего общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов в средней школе.

Материалы пособия можно использовать на уроках физики, математики, биологии, в качестве дополнительных.

Содержание пособия направлено на развитие естественно-научного профильного обучения для формирования у обучающихся мотивации к профессиональному самоопределению в научной и инженерной областях.

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор. Особое внимание уделено современным методам математического моделирования в сферах экономики, социологии, логистики.

Содержание пособия обеспечивает сопровождение образовательной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Материал пособия не только познакомит учащегося с современными исследованиями в области математического моделирования, но и поможет в выборе темы для самостоятельного проекта по предмету “Индивидуальный проект”.

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе». Содержание пособия направлено на знакомство учащихся с основами медицинской статистики, углубление знаний в области биологии и медицины, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Выполнение включённых в пособие заданий обеспечивает развитие у школьников метапредметных компетенций и проектно-исследовательских умений.

Учебное пособие из серии «Профильная школа» предназначено для изучения элективного курса компьютерной анимации объёмом 35 учебных часов, углубляющего содержание учебного предмета «Информатика», в рамках информационно-технологического профиля обучения на уровне среднего общего образования. Пособие включает учебные материалы для проведения занятий под руководством учителя, а также для самостоятельного выполнения практических заданий по созданию компьютерной анимации в программе Synfig Studio и простой программируемой анимации на основе Qt QML (Qt Meta Language).

Пособие рекомендуется обучающимся 10—11 классов, также может быть использовано для предпрофильного обучения при проведении факультативов на уровне основного общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Учебное пособие из серии «Профильная школа» предназначено для изучения элективного курса общей фармакологии в объёме 35 учебных часов в рамках естественно-научного и универсального профилей обучения на уровне среднего общего образования. В ходе изучения курса учащиеся 10—11 классов познакомятся с историей фармакологии, основами фармакокинетики и фармакодинамики, с задачами фармакотерапии в лечении и профилактике заболеваний. Пособие знакомит учащихся с номенклатурой, терминологией и классификацией лекарственных средств, принципами выписывания рецептов.

Пособие может быть использовано в медицинских классах общеобразовательных организаций, а также для организации факультативных занятий на уровне среднего общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Профильное обучение в школе. Это что такое?

Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный — литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Читать еще:  Дистанционное обучение нефтегазовое дело

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа «школа-вуз». В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза — также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение — вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться «специализацией». Очень часто «универсальный профиль» — отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Читать еще:  Мигсу ранхигс обучающимся

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

СЕРИЯ «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА»

Серия обеспечивает поддержку успешного профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников.

Пособия серии могут использоваться как при реализации учебного плана технологического, естественнонаучного, социально-экономического, гуманитарного, универсального и других профилей на уровне среднего общего образования, так и в рамках внеурочной деятельности.

Целесообразное сочетание содержания, форм и технологий обучения способствует воплощению личностных и профессиональных устремлений обучающихся, создает условия для саморазвития потенциала каждого ученика. Структура учебного материала представлена в пропорции: 40% — теоретический блок; 60% — блок практических работ.

Пособия серии и сборник примерных рабочих программ разработаны научными сотрудниками вузов совместно с учителями-практиками, имеющими опыт работы в профильных классах, и позволяют:

  • Реализовать технологический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, универсальный и другие профили на основе организации продуктивной (творческой) деятельности детей
  • Обеспечить осознанное вовлечение обучающихся в изучение профильных учебных предметов
  • Познакомить старшеклассников со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими с точки зрения профессиональной перспективы
  • Помочь в построении индивидуальной образовательной траектории, сориентировать учащихся в вопросах выбора будущей профессии
  • Экономить время учителя на подготовку материала и дают ему возможность наиболее полно проявить свою профессиональную компетентность

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов для реализации проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Академический класс в московской школе» технологического и естественно-научного профиля в образовательных организациях. Содержание пособия направлено на углубление знаний по химии и биологии, знакомство с современными фундаментальными и прикладными исследованиями в области биохимии, формирование у обучающихся конвергентного мышления, мотивацию к выбору профессиональной деятельности, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и обеспечивает сопровождение образовательной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Выполнение включённых в пособие практических работ обеспечивает развитие у школьников предметных и метапредметных компетенций.

Пособие содержит методические комментарии по организации занятий (особенности, структура, содержание, виды деятельности, формы организации занятий и т. д.).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленной на: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; творческое развитие личности; формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности; выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.

Содержание пособия обеспечивает выполнение обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) индивидуального проекта в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой). Предлагаемый курс отражает процессы развития коммуникативных навыков, критического мышления; развивает способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.

Система заданий курса направлена на развитие учебно-исследовательских компетенций школьников — способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Результат освоения курса должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного.

Учебное пособие из серии «Профильная школа» представляет собой элективный курс по изучению основ медицинской терминологии на латинском языке в рамках естественно-научного и универсального профилей обучения для учащихся 10—11 классов. В пособии содержатся сведения по теории латинского языка, практические задания, способствующие освоению правил употребления медицинской терминологии. Курс, рассчитанный на 35 учебных часов, способствует формированию устойчивой профессиональной ориентированности старшеклассников, ознакомлению их с навыками, необходимыми для профессий медицинской направленности.

Пособие может быть использовано в медицинских классах общеобразовательных организаций, а также для организации факультативных занятий на уровне среднего общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов в средней школе.

Материалы пособия можно использовать на уроках физики, математики, биологии, в качестве дополнительных.

Содержание пособия направлено на развитие естественно-научного профильного обучения для формирования у обучающихся мотивации к профессиональному самоопределению в научной и инженерной областях.

Отбор содержания учебного материала, с одной стороны, опирается на полученные ранее знания обучающихся, с другой стороны, значительно расширяет их кругозор. Особое внимание уделено современным методам математического моделирования в сферах экономики, социологии, логистики.

Содержание пособия обеспечивает сопровождение образовательной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

Материал пособия не только познакомит учащегося с современными исследованиями в области математического моделирования, но и поможет в выборе темы для самостоятельного проекта по предмету “Индивидуальный проект”.

Предлагаемое пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе». Содержание пособия направлено на знакомство учащихся с основами медицинской статистики, углубление знаний в области биологии и медицины, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Выполнение включённых в пособие заданий обеспечивает развитие у школьников метапредметных компетенций и проектно-исследовательских умений.

Читать еще:  Международный центр профессионального обучения

Учебное пособие из серии «Профильная школа» предназначено для изучения элективного курса компьютерной анимации объёмом 35 учебных часов, углубляющего содержание учебного предмета «Информатика», в рамках информационно-технологического профиля обучения на уровне среднего общего образования. Пособие включает учебные материалы для проведения занятий под руководством учителя, а также для самостоятельного выполнения практических заданий по созданию компьютерной анимации в программе Synfig Studio и простой программируемой анимации на основе Qt QML (Qt Meta Language).

Пособие рекомендуется обучающимся 10—11 классов, также может быть использовано для предпрофильного обучения при проведении факультативов на уровне основного общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Учебное пособие из серии «Профильная школа» предназначено для изучения элективного курса общей фармакологии в объёме 35 учебных часов в рамках естественно-научного и универсального профилей обучения на уровне среднего общего образования. В ходе изучения курса учащиеся 10—11 классов познакомятся с историей фармакологии, основами фармакокинетики и фармакодинамики, с задачами фармакотерапии в лечении и профилактике заболеваний. Пособие знакомит учащихся с номенклатурой, терминологией и классификацией лекарственных средств, принципами выписывания рецептов.

Пособие может быть использовано в медицинских классах общеобразовательных организаций, а также для организации факультативных занятий на уровне среднего общего образования.

Соответствует ФГОС среднего общего образования.

Универсальный профиль обучения

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством РФ к числу приоритетных направлений модернизации российского общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:

возможность разнообразных комбинаций учебных предметов (профилей),

что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.

Общеобразовательные школы Москвы в настоящее время предлагают своим обучающимся на выбор более 15 специализаций в старших классах.

В данном материале рассмотрим:

стоит ли менять обучающимся школу после 9 класса,

как выбрать обучающимся направление профильного обучения и

какие есть варианты профильного обучения.

Варианты профильного обучения

Профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих профильное обучение (профильные школы), формируются, как правило, в последние два года учебы.

Профильное обучение в общеобразовательных школах направлено:

на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса;

при этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в большинстве московских школ. Профильные классы в этих школах предлагают своим обучающимся различные профили обучения с углубленным изучением отдельных предметов.

в химико-биологическом профиле обучения — это будут химия и биология,

в информационно-технологическом профиле обучения — информатика и математика,

в экономическом профиле обучения — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения в московских школах сегодня:

физико-математический профиль обучения;

химико-биологический профиль обучения;

информационно-технологический профиль обучения;

социально-экономический профиль обучения;

гуманитарный профиль обучения;

лингвистический профиль обучения;

художественно-эстетический профиль обучения.

В последние годы в московских школах также активно развиваются высокотехнологичные профили обучения.

Так, под эгидой Департамента образования Правительства Москвы действуют программы:

«Медицинский класс в московской школе» и

«Инженерный класс в московской школе».

В рамках этих программ школы получают лабораторное оборудование для профилей обучения, включающих курсы химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение по таким профилям проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает:

экскурсии на профильные предприятия,

участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных профилей обучения, в московских школах можно найти и очень редкие специализации:

например, в лицее № 1310 — работает профиль обучения по журналистике;

в гимназии № 1505 — педагогический профиль обучения;

в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный профиль обучения;

в школе № 123 — театральный профиль обучения;

в гимназии № 1514 — культурологический профиль обучения.

Активно внедряется в Москве также такая форма профильного обучения:

  • как базовый класс при ВУЗе.

В эти профили обучения университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе в ВУЗе:

так, в школе № 171 — действует химический профиль обучения при химфаке МГУ,

в школе № 54 — математический профиль обучения при мехмате МГУ,

в лицее № 1535 — экономический профиль обучения при НИУ ВШЭ.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:

модель внутришкольной профилизации и

модель сетевой организации.

В сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:

  • за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:

первый вариант профильного обучения — связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».
В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр»;

второй вариант профильного обучения— основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
В этом случае обучающимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Реформа общего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы обучающиеся в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения.

При этом подразумевается, что такой образовательный комплекс может предложить своим обучающимся восемь — десять профилей обучения (специализаций), в то время как школа сама по себе — не более двух — трех профилей обучения.

Выбор профиля обучения с учетом интересов и склонностей

Большинство обучающихся в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам (профилю обучения), и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Очевидно, в 9 классе выбор обучающимся профиля обучения может быть не совсем осознанным, и все же к этому возрасту обучающийся уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профиль обучения в школе:

ему нужно понять, какие предметы даются ему лучше остальных,

что именно ему интересно,

чем бы он хотел заниматься в будущем.

Для начала желательно пройти один или несколько бесплатных онлайн профориентационных тестов (в частности, на сайтах ucheba.ru или foxford.ru), с помощью которых на основе склонностей можно будет определить подходящий обучающемуся профиль обучения:

  • гуманитарный,
  • естественно-научный,
  • технический и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы»:

в рамках этого проекта большинство московских ВУЗов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников;

участие во всех мероприятиях бесплатное;

встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на школьников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников;

график и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы dogm.mos.ru на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет обучающимся определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Выбор профиля обучения с расчетом на ЕГЭ

Если школьник уже определился с направлением обучения в ВУЗе и знает, какие будет сдавать предметы на ЕГЭ, специализация и выбор профиля обучения в старших классах должны быть соответствующими:

например, школьник хочет поступать в ВУЗ на инженерно-технические направления и планирует сдавать на ЕГЭ физику и математику;

занимаясь 2 года по физико-математическому профилю, он получит до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с другими профилями — и это только в рамках основного расписания;

за счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ он сможет все свое внимание уделять профильным предметам;

кроме того, программа профильного обучения включает участие в основных олимпиадах.

Учеба по такому профилю обучения увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Выбор профиля обучения с учетом результатов ОГЭ

Обучающимся не стоит забывать, что распределение по профилям обучения проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ:

если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного обучения минимума, обучающегося, скорее всего, на данный профиль обучения не примут;

и это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Рекомендации ФИПИ по проходным баллам ОГЭ для отбора в профильные 10-е классы:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector