Информационное программирование что это - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
133 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационное программирование что это

Специалист по информационным системам

Специалист по информационным системам занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Информационная система — это система автоматизации деятельности организаций, которая включает в себя:

  • техническое обеспечение (комплекс технических средств для работы системы);
  • программное и математическое обеспечение;
  • информационное обеспечение и технологии;
  • организационно-методическое и правовое обеспечение.

Главное назначение информационной системы, например, в экономике — создание информационной инфраструктуры для эффективной деятельности и управления компанией. Так, информационная система «1С: предприятие» предназначена для автоматизации всех учетных процессов на предприятии. Информационные системы для организационного управления автоматизируют деятельность руководящего персонала в отелях, банках, торговле. На производственных предприятиях используются системы автоматизации функций технического персонала: поточные линии, производство микросхем, сборка. Автоматизация процессов проектирования представляет собой информационные системы как создание проектной и графической документации, моделирование объектов.

Профессиональный стандарт данной профессии разработан и утвержден относительно недавно — 18.11.2014 г. Приказом Минтруда и социальной защиты № 896н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по информационным системам».

Информационные системы изначально создаются в расчете на пользователей, которые являются специалистами в своей предметной области, но не владеют специальными знаниями в сфере IT. Поэтому приложения информационных систем должны быть максимально простыми, удобными, легко осваиваемыми, интуитивно понятными.

Особенности профессии

Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:

  1. Создание и сопровождение информационных систем:
  • переговоры с заказчиком с целью выяснения его требований к информационной системе;
  • сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований будущих пользователей системы;
  • составление совместно с заказчиком технического задания на разработку информационной системы;
  • разработка информационной системы и взаимодействие со всеми участниками проекта в ходе работы;
  • развертывание рабочих мест информационной системы у заказчика;
  • установка и настройка прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования системы;
  • настройка технического оборудования, участвующего в работе системы;
  • интегрирование информационной системы с техническим обеспечением заказчика;
  • проведение внутреннего тестирования системы с настройкой параметров;
  • опытная эксплуатация информационной системы на предприятии;
  • ликвидация претензий пользователей системы после опытной эксплуатации;
  • выявление и устранение ошибок в процессе работы.
  1. Техническая поддержка:
  • проведение инсталляции информационной системы;
  • сопровождение системы в ходе эксплуатации;
  • кодирование ПО в определенных рамках поставленных задач;
  • разработка инструкций по эксплуатации и технической документации.
  1. Взаимодействие с пользователями системы:
  • обучение пользователей информационной системы приёмам работы с ней; консультирование пользователей информационной системы;
  • создание презентаций и демонстрационных версий системы;
  • составление отчета по результатам обучения.

На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.

Профессия программист

Как стать программистом

Правда ли, что программирование — ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн — в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.

Плюсы и минусы профессии программиста

Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2019 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?

Плюсы профессии программист:

Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.

Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.

IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».

Читать еще:  Программа онлайн для создания видео

В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>

• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей

Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.

Какие компетенции и личные качества необходимы программисту

Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость

Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде

Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.

Что делать уже сейчас

Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
    ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
    ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
    ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
    ✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.

Если вы хотите разобраться, подойдет ли вам специальность программиста, то пройдите наш бесплатный тест: информационно-технологический профиль

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Особенности информационного программирования

Теоретико-концептуальная модель инфотипизации сознания требует рассматривать психологическое программирование через процесс трансляции информации от объекта к субъекту и приема субъектом этой информации, обозначив это как процесс передачи информации. Передача информации, при которой осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия, следует представлять как принудительное информационное воздействие. Если процессу передачи информации предшествуют: планирование, формулировка рабочих целей, изучение объекта воздействия, выбор конкретных средств, методов и приемов воздействия, разработка содержания, определение коммуникативных контуров, контроль эффективности, то этот комплекс мер понимается как информационная перспектива.

На наш взгляд, информационное воздействие, в результате которого у потребителя информации формируется установка, следует считать информационным программированием. Его составляющими являются: объект и субъект воздействия; мотивация психологического воздействия; социальная перцепция; средства, способы, методы, приемы, условия программирования; эффект информационного воздействия; обратная связь. Учитывая тот факт, что программирование представляет полифункциональный процесс (воздействие психогенных факторов, коммуникативное воздействие и пр.) и имеет универсальную структуру и механизм функционирования, детерминированные информационным архетипом человека, средства программирования объединены в блоки: вербальный, невербальный, материально-вещественный, энергоинформационный, инфотипный. При информационном программировании широко используются способы психологического воздействия: завлечение, психическое заражение, внушение, суггестия, убеждение и др.

Стратегия программирования при передаче информации выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов и имеющихся каналов распространения информации. Результативность и эффективность инфотипизации зависят от того, насколько правильно определены те сферы психики, которые связаны с управлением поведением человека, подготовлены содержательные и технические аспекты относительно индивидуальных и социально-психологических особенностей.

Процесс информационного программирования при критичном, осознанном восприятии субъектом объекта, вне зависимости, какую функцию выполняет на данный момент транслируемая информация, есть процесс деятельностной формы восприятия информации, обозначенный нами как психологическое самопрограммирование. На наш взгляд, именно критическое восприятие информации является деятельностной формой восприятия, а восприятие информации без критического ее осмысления следует считать созерцательной формой восприятия. Психологическое программирование, относящееся к созерцательной форме, строится по оценочному признаку. Здесь важна любая эмоциональная оценка (нравится — не нравится; интересно – не интересно; хочу – не хочу). Психологическое самопрограммирование, которое мы относим к деятельностной форме восприятия, формируется в результате ранжирования информации по критериям: «полезно – вредно», «правильно – не правильно», «опасно – безопасно», а также по морально нравственным признакам: «хорошо – плохо» и др.

Зрелая личность самовоспитывается согласно эталонам, предъявляемым ему средой, обществом, СМИ. Она самопрограммируется на определенный тип поведения из различных информационных источников, формируя в своем сознании соответствующие убеждения, мыслительную модель, поведенческий шаблон, который слагается из образца, представления, убеждения, групповой либо массовой установки, информационного аналога поведения.

Выделяются три вида информационного программирования: межличностный, групповой и массовый. Межличностное информационное программирование осуществляется во время общения двух субъектов через подражание, внушение, убеждение, самоубеждение, приказ, угрозу, принуждение и т.д.

Групповое информационное программирование происходит в группе, коллективе, в среде сверстников или значимых фигур в процессе наблюдения, общения, коллективной суггестии и взаимоубеждения, сравнения, подражания, приказа, принуждения, самостоятельного усвоения необычных (новых) форм поведения и пр. На глубину усвоения информации влияет разнообразие группы по этническим и половым характеристикам, количественному составу. В процессе информационного программирования группы изменение (корректировка) поведения ее членов осуществляется через групповое сознание или групповую психику, формирование которой происходит в процессе совместной деятельности.

Читать еще:  Направления в программировании

Целенаправленно программирующую функцию несет в себе как социальная, так и массовая информация. На наш взгляд, преднамеренное информационное воздействие на социум через СМИ с целью влияния на выбор потребителем типа информации и связанную с этим форму поведения следует рассматривать как массовое информационное программирование. Особенностью данного вида программирования является то, что информация транслируется (и воспринимается) одновременно на миллионы, в исключительных случаях — миллиарды реципиентов, что можно обозначить глобальным информационным программированием. Перед трансляцией продукта на широкую аудиторию, информация тщательно исследуется и коллективно готовится к выходу в эфир.

Массовое информационное программирование осуществляется на принципах стереотипизации поведения и формирования массового мировоззрения и убеждения. Особенностью является процесс коммуникации между объектом и субъектом, где в качестве объекта выступает источник информации — газета, телевизор, радиоприемник и т.п., откуда респондент, как субъект, получает информацию. Стереотип, как и поведенческий шаблон, обобщает однородные явления, упрощая и «усредняя» характеристики каждого из них. Он возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом, часто стихийно, призван способствовать закреплению традиций и привычек. Стереотип однозначен и делит мир на «знакомый» — хороший и «незнакомый» — плохой. Его оценочный компонент соотносит чувства потребителя с групповыми чувствами и ценностями, формируя, таким образом, массовое стереотипное сознание, стереотипную установку. Известно, что эмоциональная составляющая общества отражает массовую управляемость, поэтому ожидаемая эмоциональная реакция на информацию прогнозируется заранее.

Классическим примером массового информационного программирования служит реклама. Специалисты по рекламе используют данные психоанализа (действия на подсознательные тенденции человека) и открытие И.П. Павлова, касающиеся условных рефлексов, таким образом, чтобы они провоцировали и «тренировали» потребителей к покупке товаров. Мода и массовая внушаемость, осуществляемая через рекламные блоки, транслируемые СМИ, вызывают у людей такие желания, которые у них могли бы появиться спонтанно. Здесь имеет место внушение по типу: «что должен(-на) иметь элегантный(-ая) мужчина (женщина) и как ему (ей) следует себя вести», «что делает человека счастливым и как для достижения этого следует себя вести», «как надо думать, чтобы выглядеть успешным» и пр .

Чаще всего потребитель социальной информации обладает групповой либо массовой поведенческой установкой, которая сформировалась под влиянием референтной группы или СМИ. Люди с детского возраста обращают внимание на эмоционально окрашенные формы аддиктивного поведения, поэтому ребенок, зараженный наркогенными инфотипами и мечтающий о пробе ПАВ, будет искать способ и возможности как, где, с кем это осуществить. Ради достижения намеченной цели он станет тянуться к лицам с аддиктивным поведением, искать с ними общения. Замечено, что подростки, имеющие опыт употребления ПАВ, стремятся примкнуть к себе подобным, но старшего возраста, а лица склонные к асоциальным поступкам, тянутся к нарушителям с уголовным прошлым. У образующихся таким образом неформальных групп есть своя субкультура и особая информационная среда со специфическим жаргоном и ценностными ориентирами, в которых отражаются принципы, нормы и правила общения между собой и остальным миром.

Однако нельзя упрощенно подходить к вопросу информационного программирования. Современный человек субъект грамотный, обладающий определенными знаниями, являющийся частью информационного сообщества, поэтому если информационно-групповой или информационно-массовый компоненты программы не совпадают с мировоззрением индивида, его априорными установками, то реализация программы растянется во времени или не реализуется вовсе.

Массовый и групповой инфотипы имеют существенные отличия. Так, групповой инфотип «курильщик» будет притягивать к себе, если будет иметь привлекательные черты: молодость, здоровье, удачу, геройство, а также дизайн, моральные принципы и т.д. И оттолкнет, если вызовет отрицательные эмоции, связанные с болезнью, старостью, отсутствием успеха, нищетой. Массовый инфотип «курильщик», который тиражируется СМИ, по структуре крайне сложен. Прежде чем достичь зрительской аудитории, ему приходится преодолевать ряд преград как экономического, так и корпоративного свойства, что говорит о его приспособляемости, способности к мимикрии. В зависимости от поставленной задачи коммерческого либо политического характера массовый инфотип может иметь как притягательный, так и отталкивающий эффект. К примеру, табачные компании рекламируют свою продукцию как престижный, всеми желанный продукт. Соответственно, инфотип, исходящий от рекламы, разрешающий, но низшего качества. Государственные средства массовой информации некоторых европейских стран, борющихся за здоровый образ жизни своих граждан, дают противоположную информацию о той же продукции, призывая соотечественников отказаться от курения.

Восприятие инфотипа может осуществляться через зрительный, слуховой, обонятельный и иные анализаторы как стихийно, так и преднамеренно. При чем инфотип, воспринимаемый через зрительный анализатор, отличается от инфотипа, воспринятого слуховым анализатором, и т.д. Описание различных процессов восприятия можно почерпнуть из разделов по специальной педагогике и психологии, где рассматриваются психофизические особенности людей, имеющих дефекты сенсорных систем. Поэтому подробно на этом мы останавливаться не будем.

Представив инфотипизацию сознания в контексте педагогики информационного пространства, поясним, что зрительный инфотип формирует в сознании субъекта визуальный образ предмета, качество которого будет зависеть от субъективных свойств восприятия. Хотя в большинстве форм образного отражения ведущая роль принадлежит зрительной модальности, цельный образ не будет истинным, если отсутствует информация от других анализаторов, то есть, нет ощущений данных модальностей о предмете, что приводит к искажению пространственного восприятия и психическому отражению образа–иллюзии (иллюзорному восприятию). На наш взгляд, представление, возникшее на основе образа-иллюзии, следует считать мифическим. Реальность, отраженная в сознании субъекта посредством восприятия мифов, иллюзий, виртуальных объектов — мифическая реальность. Чаще всего такой мир несет в себе бесконтрольный потребитель массовой информации. Деятельность субъекта с искаженным пространственным восприятием нельзя отнести к нормальной деятельности.

Восприятие инфотипа одного объекта разными анализаторами создает в сознании потребителя информации образ этого объекта, являющегося феноменом психического отражения. Инфотип может не только вызывать ассоциации у потребителя информации, но и возбуждать реакции на определенные действия. Эта способность понимается нами как качество инфотипа, которое может быть как высшего, так и низшего порядка. Инфотип высшего качества стимулирует духовно-нравственную деятельность, направляющую личность по пути самосовершенствования. Таковыми могут быть инфотипы сфер искусства, науки, религии. Напротив, инфотипы низшего качества вызывают у реципиента отрицательные эмоции, ведущие к разрушительной деятельности, и ориентируют его на образ жизни, который, в конечном итоге, приводит к деградации личности. Сюда можно отнести инфотипы, связанные с рекламой удовольствий, легкой жизни, приема ПАВ.

При сравнении инфотипов обратим внимание на дизайн тетрадей, которые транслируют учащимся инфотип определенного качества. В начале ХХ в. на школьных тетрадях имелась надпись: «Будущее принадлежит трезвым нациям», которую мы отнесли к инфотипам высшего качества, так как в ней заключены стремление к самосовершенствованию, любовь к Родине, забота о своем здоровье и прочее. В начале ХХI в. многие тетради являются информационными источниками квазикультурной деятельности и транслируют инфотипы низшего качества. В частности, в начале сентября 2005 г. по российскому телевидению был показан репортаж о том, что в Ярославской области среди детей и молодежи распространены тетради и дневники наркогенного содержания, с явной рекламой алкогольного образа жизни.

Инфотип высшего качества вызывает ценностные эмоции и соответствующий им культурный тип поведения, в то время как инфотип низшего порядка вызывает эмоции низменные, а поведение — асоциальное. Эталоном высшего проявления выступает духовно-нравственная деятельность личности, направленная на самосовершенствование, тогда как примером низшего проявления служит разрушительная деятельность и ориентация на деградацию.

Эмоции как оценка направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них; как ценности эмоции в большой мере определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и нелюбовь — к другим (Таб. 5).

А.П. Ершов
ПРОГРАММИРОВАНИЕ — ВТОРАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Решив так назвать свое выступление, я сознаю, что это — метафора, которая многим покажется рискованной. По одну сторону нашего уравнения — экзотическая, хотя уже и весьма массовая профессия, требующая способности и длинного обучения, а по другую — общее достояние, фундаментальнейшее свойство современного человека.

Тем не менее, я постараюсь продемонстрировать поучительность и плодотворность этой метафоры. Не желая ни убивать читателя длинными силлогизмами, ни поражать его фокусами, объясню заранее схему раскрытия основного положения.

Во-первых, нам будет легче сравнивать программирование с грамотностью, если мы вспомним, что грамотность — это историческая категория, имеющая свое предначало, возникновение и развитие. СССР — страна практически сплошной грамотности: уже 10 лет назад грамотные в ней составляли 99,7 % общего числа населения в возрасте от 9 лет и старше. 100 лет назад этот процент был чуть выше 20 %. Еще сейчас на Земле насчитывается порядка 800 млн. неграмотных.

Читать еще:  Программа для быстрой печати онлайн

Во-вторых, как в основе грамотности, так и в основе программирования лежит техническое изобретение: печатный станок и ЭВМ соответственно. Если развитие и распространение книгопечатания привело к всеобщей грамотности, то развитие и распространение ЭВМ приведет ко всеобщему умению программировать.

В-третьих, как грамотность, так и программирование являются выражением органической способности человека, т.е. способности, подготовленной организацией его нервной системы и присущей человеку во всех его социальных функциях: в общении друг с другом, в труде, в созерцании природы и в борьбе с ней.

В-четвертых, и это, пожалуй, самое главное: грамотность и программирование не только выстраиваются в параллель, соединяясь мостиками аналогий, но и дополняют друг друга, формируя новое представление о гармонии человеческого ума.

Этот тезис заслуживает того, чтобы, хотя и без подробностей, но быть раскрытым немедленно.

Мы привычно понимаем грамотность, как способность человека воспринять и выразить знание в текстовой форме. С детства мы слышим простые и емкие слова Максима Горького: «Любите книгу, источник знания». Однако остается проблема: как перейти от знания к действию. «Сообразуйте действие со словом, а слово с действием», — говорит один из героев Шекспира. Вот здесь и возникает программирование.

В докнижный период единство слова и дела осуществлялось естественно и постоянно. Накопление опыта и знания было совмещено с прямым и постоянным контактом старшего учителя и младшего ученика.

Конечно, это была не оптимальная схема обучения, т.к. при этом сужалась база для формирования общих понятий и построения теории предмета обучения, но зато и не возникало проблемы перехода от знания к действию, поскольку момент истины ощущался не умственным озарением, а достижением цели. Как мы сказали бы сейчас, обучение было предметным.

Появление книги нанесло сильнейший удар единству слова и дела, отделило процесс накопления знаний от их применения, создало новые формы жажды и знаний и новые ощущения постижения истины.

Во всех языках появились специальные определения для людей, которые в своем стремлении к знанию отдавали предпочтение книге. Во всех этих выражениях, от «книжного ума» до «яйцеголовых», был оттенок пренебрежения, в целом несправедливого, но иногда и заслуженного.

Как сказал Монтень уже в 16 веке: «Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость!» Действительно, обнаружилось, что книжное накопление знаний требует новых подходов к формированию исполнительных механизмов человека. Это означает, что задача программирования появилась задолго до появления ЭВМ. Появление ЭВМ актуализировало проблему программирования так же, как книгопечатание актуализировало проблему грамотности.

Если вторая проблема привела к появлению Яна Амоса Каменского и его «Великой дидактики» и «Материнской школы», заложивших основы современной школы, то первая проблема — это вызов нашей аудитории, и я горячо надеюсь, что она выдвинет великого учителя, который вооружит поколение, вступающее в 21-й век, видением школы будущего.

Грамотность и способность к действию сами по себе еще ничего не значат. Развитие только одной из них еще не решает проблемы. В этом противопоставлении трудно сказать, от чего мы страдаем больше: от невежества или бездеятельности. Еще Гете предупреждал: «Нет ничего страшнее деятельного невежества», однако наш опыт подсказывает, что оно произрастает только при дефиците активной жизненной позиции образованных и культурных людей. Мы знаем, что грамотность — это не только умение читать, но и воспитание интеллигентного человека.

Похоже, теперь нам нужно потребовать от образования большего. Вот почему я позволю себе закончить введение дополнительным тезисом о том, что вторая грамотность — это не только умение писать команды для машин, но и воспитание человека, решительного и предусмотрительного вместе.

МИР КНИГИ

Вернемся снова к отправной точке раскрытия нашей метафоры, книгопечатанию, более точно, к ее продукту — книге. Я позволю себе сделать небольшую выдержку из энциклопедического словаря, поскольку лаконичность их текстов придает им особую выразительность:

«КНИГА, печатное произведение (в старое время также и рукопись) в форме сброшюрованных и переплетенных вместе печатных листов.

В средние века книги переписывались в монастырях монахами и имели, главным образом, религиозный характер. С развитием городов сменившие монахов городские писцы переписывали и светские книги. Настоящий поворот в книжном деле произведен книгопечатанием, изобретенным в середине 15-го века. Отливка шрифтов, изобретение скоропечатающей машины, стереотипы, применение наборной и ротационной машин превратили книгу в могучее средство распространения знаний и подъема культуры» (Малый энциклопедический словарь, Москва: Советская энциклопедия, 1936 г.)

Мне бы хотелось верить, что наше трудное дело создания ЭВМ и их программирования когда-нибудь будет подытожено далеким потомком в столь лапидарных и эпических строчках. Мне довелось прочитать несколько сочинений, посвященных истории книги и развитию грамотности. Это в высшей степени интересная глава в истории нашей цивилизации. Несмотря на то, что становления книгопечатания и вычислительной техники разделены периодом в пять столетий, их сопоставление, особенно если выровнять временные масштабы с учетом разницы скоростей и пропускной способности коммуникационных каналов, обнаружит много сходства и технического, и социального характера. В способах книгопечатания мы найдем смену поколений, основанную на изменениях производственной базы и технологических процессов. Так же, как и в вычислительном деле, мы познакомимся с историей становления больших производящих компаний со всеми типичными компонентами массового производства: неустанная ассимиляция технических новшеств и их переплавка в общепринятые технические стандарты, организация рынка и сбыта, драматические столкновения в сочетании с неотъемлемостью сосуществования большого и малого бизнеса, появление вторичной индустрии исходных материалов и компонент.

С историей технической идет рука об руку история социальная: появляются авторы и издатели, книготорговцы и читатели. Возникает понятие интеллектуальной продукции и вместе с ней новые виды собственности. Информация становится товаром. Особенно интересной и — как ни странно — слабо изученной с позиций современных представлений главой социальной истории книгопечатания является формирование массового пользователя — читателя. Взаимообусловленность развития книгопечатания и необходимой для него всеобщей грамотности, совокупное их влияние на становление и реализацию концепции всеобщего образования, массовый характер всей этой деятельности — вот тема, ждущая своего исследования, вот те процессы, которые нам предстоит пережить в связи с внедрением ЭВМ во все сферы человеческой деятельности.

Приведем лишь некоторые данные, которые характеризуют темп, размах и взаимообусловленность развития книгопечатания и грамотности.

Появление первых изданий изобретателя печатного станка Иоганна Гутенберга датируется 1445 годом (латинская грамматика «О восьми частях речи» Элия Доната и знаменитая «42-строчная» Библия). Еще не истек XV век, а в уже мире работало свыше тысячи типографий, выпустивших около 10 млн. экземпляров книг, почти мгновенно превысив наличный фонд рукописных книг. В 1962 г. во всем мире было напечатано 10 млрд. книг. Характерным является то, что не видно никаких реальных признаков насыщения книжного рынка.

Данные 1962 г. говорят, что каждый житель Земли приобрел в среднем две книги. Средняя семья в СССР покупает в год около 30 книг и готова покупать больше. Простая экстраполяция этих цифр дает оценку потенциального книжного потребления для нынешнего населения в 40 млрд. книг в год.

Есть, как мне кажется, глубокие аналогии между книгой и ЭВМ как продуктом и их общие отличия от остальных изделий. Все остальные изделия носят специализированный характер, рассчитаны на некоторую функцию. Отношение объема производства такого продукта к числу потребителей выражается малой константой. С книгами и ЭВМ дело обстоит по другому. И книги, и вычислительные машины являются носителями информационной модели внешнего мира во всем его разнообразии и изменчивости. Здесь не приходится рассчитывать на то, что пытливость и любознательность человека найдут свой предел.

Я позволю себе еще раз коснуться опыта СССР, чтобы показать взаимозависимость между грамотностью и книгопечатанием за последнее столетие (данные по изданиям «Советской энциклопедии»).

Если мы поверим в справедливость наших аналогий, то тогда анализ этой таблицы даст нам некоторое представление о размахе и объеме работы, которую надо предпринять для подготовки встречи мира ЭВМ с миром людей.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector