Программирование в компьютерных сетях - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование в компьютерных сетях

ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Код: 09.02.01 Программирование в компьютерных системах
Квалификация : Техник-программист
Форма обучения – Очная
Нормативный срок обучения 3 года и 10 мес.(на базе основного общего образования)
2 год 10 мес (на базе среднего общего образования)

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей.

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста.

Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.

Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).

Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными – Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

В результате освоения профессиональной образовательной программы 09.02.03 Программирование в компьютерных системах выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности, связанной с работой по использованию вычислительных систем и сетей, созданию, внедрению и сопровождению программного обеспечения вычислительной техники.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем, разработка и администрирование баз данных, участие в интеграции программных модулей. Может выполнять функции сборщика ПК, мастера по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, программиста, дизайнера и разработчика сайтов и Web-приложений, системного администратора, программиста в системе «1С: Предприятие», консультанта по продаже и ремонту компьютерной техники.

БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ:

Техник по разработке и сопровождению программного обеспечения

Разработчик и дизайнер сайтов

Консультант по продаже и ремонту компьютерной техники

Специалист службы технической поддержки

Наладчик технологического оборудования

МЕСТО РАБОТЫ:

организации и учреждения;

IT-компании и web-студии;

организации, которые подразумевают в своей структуре штатную единицу или отделы программистов.

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Хорошим стартом карьеры может стать присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта. Крупные проекты часто привлекают внимание западных компаний, которые «перекупают» российских программистов.

Программист может сделать карьеру до руководителя группы программистов (тим-лидер), IT-директора предприятия, менеджера IT-проекта и т.п. В ходе работы программист может перемещаться в рамках своей специальности, совершенствуясь профессионально.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА:

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Способность к самообучению — один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ:

Плюсы профессии: высокая заработная плата; сравнительно высокий спрос на специалистов; иногда можно получить работу, не имея высшего образования; по преимуществу является творческой профессией.

Минусы профессии: приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю; работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации; профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим

Общеобразовательные дисциплины (1 курс)

1. Русский язык
2. Литература
3. Иностранный язык
4. История
5. Обществознание
6. Химия
7. Биология
8. Физическая культура
9. ОБЖ
10. Математика
11. Информатика и ИКТ
12. Физика

1. Иностранный язык
2. Физкультура
3. История
4. Элементы высшей математики
5. Элементы математической логики
6. Теория вероятностей математическая статистика
7. Операционные системы
8. Технические средства информатизации
9. Информационные технологии
10. Основы программирования
11. Пакеты прикладных программ
12. Компьютерная графика. Мультимедийные технологии

1. Архитектура компьютерных систем
2. Теория алгоритмов
3. Основы экономики
4. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
5. Безопасность жизнедеятельности
6. Системы программирование
7. Прикладные программирование
8. Информационные системы и сети
9. Технология разработки и защиты баз данных
10. Технология разработки программного обеспечения
11. Основы философии

1. Иностранный язык
2. Физическая культура
3. Организация предпринимательской деятельности
4. Экологические основы природопользования
5. ВЕБ-программирование
6. Информационная безопасность
7. Программирование мультимедийного и интернет-приложений
8. Информационный менеджмент
9. Инструментальные средства разработки программного обеспечения

2-ой курс – Практика по получению профессионального навыков по рабочей профессии 16199
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
3-й курс – Практика по профилю профессии специальности
4-й курс – Преддипломная практика

Технологии программирования в компьютерных сетях

Основные понятия технологии программирования

Тема 4.1. Введение

Раздел 4. Технологии программирования

Технологией программирования называют совокупность методов и средств, используемых в процессе разработки программного обеспечения. Как любая другая технология, технология программирования представляет собой набор технологических инструкций, включающих:

· указание последовательности выполнения технологических операций;

· перечисление условий, при которых выполняется та или иная операция;

· описания самих операций, где для каждой операции определены исходные данные,

· результаты, а также инструкции, нормативы, стандарты, критерии и методы оценки и т. п.

Кроме набора операций и их последовательности, технология также определяет способ описания проектируемой системы, точнее модели, используемой на конкретном этапе разработки.

Различают технологии, используемые на конкретных этапах разработки или для решения отдельных задач этих этапов, и технологии, охватывающие несколько этапов или весь процесс разработки. В основе первых, как правило, лежит ограниченно применимый метод, позволяющий решить конкретную задачу. В основе вторых обычно лежит базовый метод или подход, определяющий совокупность методов, используемых на разных этапах разработки, или методологию.

В компьютерных сетях используются следующие основные технологии программирования:

· технология Web Services.

Основной технологией, используемой в настоящее время в компьютерных сетях, в частности, в сети Internet, является Web-технология (от слов World Wide Web – всемирная паутина). Эта технология включают в себя клиентские и серверные средства проектирования и программирования Web-страниц, с помощью которых в компьютерных сетях в настоящее время представлено подавляющее большинство данных.

Для передачи данных между узлами сети в Web-технологии используется гипертекстовый протокол передачи данных – HTTP (HyperText Transfer Protocol).

Модификация СОМ, обеспечивающая передачу вызовов между компьютерами, называется технологией DCOM (Distributed COM – распределенная СОМ).

По технологии DСОМ приложение предоставляет свои службы, используя специальные объекты – объекты DCОМ, которые являются экземплярами классов DCОМ. Объект DСОМ так же, как обычный объект, включает поля и методы, но в отличие от обычных объектов каждый объект DСОМ может реализовывать несколько интерфейсов, обеспечивающих доступ к его полям и функциям.

Объект всегда функционирует в составе сервера – динамической библиотеки или исполняемого файла, которые обеспечивают функционирование объекта.

Перед первым обращением к объекту клиент посылает запрос к библиотеке DСОМ, хранящей информацию обо всех, зарегистрированных в системе классах DСОМ объектов, и передает ей имя класса, идентификатор интерфейса и тип сервера. Библиотека запускает необходимый сервер, создает требуемые объекты и возвращает указатели на объекты и интерфейсы. Получив указатели, клиент может вызывать необходимые функции объекта.

На базе технологии DCOM были разработаны компонентные технологии, решающие различные задачи разработки программного обеспечения:

· OLE-automation или просто Automation (автоматизация) – технология создания программируемых приложений, обеспечивающая программируемый доступ к внутренним службам этих приложений. Вводит понятие диспинтерфейса (dispinterface) – специального интерфейса, облегчающего вызов функций объекта. Эту технологию поддерживает, например, Microsoft Excel, предоставляя другим приложениям свои службы.

· ActiveX – технология, построенная на базе OLE-automation, предназначена для создания программного обеспечения как сосредоточенного на одном компьютере, так и распределенного в сети. Предполагает использование визуального программирования для создания компонентов – элементов управления ActiveX. Полученные таким образом элементы управления можно устанавливать на компьютер дистанционно с удаленного сервера, причем устанавливаемый код зависит от используемой операционной системы. Это позволяет применять элементы управления ActiveX в клиентских частях приложений Internet.

Технология CORBA (Common Object Request Broker Architecture – архитектура универсального посредника запросов) предназначена для взаимодействия объектов разного вида, написанных на разных объектно-ориентированных и проце­дурных языках, созданных разными объектно-ориентированными система­ми, и работающих на разных платформах. Она обобщает и удаленный вызов процедур, и службы сообщений, и хранимые проце­дуры баз данных.

Архитектура CORBA описывается набором стандартов, разработанных группой управления объектами – OMG (Object Management Group).

Группа OMG была создана в 1989 году группой компаний, занимающихся в основном выпускомаппаратных средств. OMG была сформирована с целью разработки стандартов и программного обеспечения для организации взаимодейст­вия между компонентами. С тех пор количество организаций — участниц OMG возросло до 800, к их числу относятся как крупные компании (Sun, IBM, Oracle и Microsoft), так и небольшие исследовательские группы. Кроме CORBA и вопросов взаимодействия различных платформ, OMG также контролирует соблюдение стандартов, установленных для UML. Впервые спецификация CORBA 1.1 была опубликована в 1991 году, с тех пор данная архитектура приобрела большую популярность среди разработчиков. В настоящее время последней спецификацией является CORBA 3.0.

Читать еще:  Онлайн программы обучения английскому языку

На рис. 4.1.1 изображена диаграмма, условно представляющая архитектуру управления объектами – ОМА (Object Man­agement Architecture). На самом высоком уровне этой диаграммы расположены прикладные объекты, предоставляющие услуги, реализованные с помощью распределенных средств CORBA. Данные объекты предназначе­ны для решения конкретных прикладных задач и не соответствуют стандартам CORBA. Для доменных интерфейсов CORBA (CORBA Domain Interfaces) существует: спецификация OMG, которая определяет принадлежность прикладных средств одно­му конкретному домену, например, Telecommunications (телекоммуникации), Manu­facturing (производство) или Finance (финансы). Самый нижний уровень диаграммы соответствует посреднику запросов объектов – ORB (Object Request Broker). На данном уровне определяются средства, не зависящие от языка и платформы и позволяющие клиентам использовать распределенные службы, а также задается коммуникационный протокол, поддерживающий доступ к сервисным средствам. Существующие в настоя­щее время приложения CORBA чаще всего непосредственно взаимодействуют со средствами ORB. Выше ORB расположен уровень CORBAservices, компоненты кото­рого предоставляют приложениям CORBA специальные услуги. В качестве примера можно привести службу имен, позволяющую обращаться к объектам по именам, сред­ства, с помощью которых организуются запросы к объектам, соответствующим опре­деленным критериям поиска, и т.д. Выше CORBAservices расположен уровень CORBAfacilities. Компоненты CORBAfacilities предоставляют услуги более высокого уровня, они, например, поддерживают вывод на печать, обмен электронной почтой, обработку документов и т.д. Распределенные прикладные объекты могут использовать средства, предоставляемые любым из уровней ОМА.

Рис. 4.1.5. архитектуру управления объектами в CORBA

Спецификация CORBA 3.0 дополняет базовую ОМА двумя компонентами: minimumCORBA и CORBAcomponents. Новая спецификация позволяет реализовывать уровень ORB, наи­более применимый для приложений уровня предприятия, в виде minimumCORBA. Вариант minimumCORBA реализуется путем удаления ряда возможностей из конфигура­ции ORB, типичной для предприятия; этим упрощается использование средств CORBA встроенными приложениями. Спецификация CORBAcomponents определяет стандарт­ный набор интерфейсов, так, что компоненты CORBA могут автоматически наследовать средства, предоставляемые средой контейнера. Спецификация CORBAscripting задает порядок объединения компонентов с использованием специального языка сценариев.

Технология Web Services (службы Web) создана фирмами IBM, Microsoft и UserLand. В ее основе лежит передача данных по сети в виде несжатого текста, записанного в одной из байтовых кодировок, либо в одной из кодировок Unicode.

Структура пересылаемых документов записывается с использованием расширяемого языка разметки – XML (eXtensible Markup Language). Для стандартизации структуры документа XML в технологии Web Services разработан специальный протокол доступа к простому объекту – SOAP (Simple Object Access Protocol). Сообщение, записанное на языке XML по правилам протокола SOAP, может принять и обработать любая Web-служба, на каком бы языке программирования она ни была написана, и в какой бы операционной системе она ни работала.

Для передачи сообщений, написанных по правилам протокола SOAP используется тот же протокол HTTP, что и в Web-технологиях, однако можно использовать и другие протоколы, например простой протокол передачи почты – SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), либо протокол управления передачей – TCP (Transmission Control Protocol) сети Internet.

В технологии Web Services реализованы также средства описания Web-службы. Сервер, на котором установлена Web-служба, предоставляет всем желающим ее описание. Описание выполняется на специально разработанном языке описания Web-служб – WSDL (Web Services Description Language), который также является приложением языка XML. Клиент, обращающийся к Web-службе, читает ее описание и формирует свой запрос.

Для облегчения поиска нужной Web-службы на серверах формируются реестры, хранящие информацию о местоположении Web-служб вместе с описанием предоставляемых ими услуг. Правила регистрации Web-службы в реестре, а также правила хранения информации в реестре определяются еще одним приложением XML –спецификацией UDDI (Universal Discovery, Description and Integration – универсальное обнаружение, описание и интеграция).

Для Web-служб разработаны спецификации в виде библиотек и пакетов классов. Этим занимаются многие фирмы-производители программного обеспечения. Корпорация Microsoft поставляет программное обеспечение Web Services в рамках технологии Microsoft .NET. Недостатком этой технологии является необходимость использования на серверах одной из серверных версий операционной системы Windows. Технология Web Services реализована также на базе средств языка Java: сервлетов, серверных страниц Java – JSP (Java Server Pages), компонент EJB (Enterprise JavaBeans) с использованием интегрированных сред разработки – IDE (Integrated Development Environment) и средств быстрой разработки приложений – RAD (Rapid Application Development). В отличие от технологии .NET, технологии на основе Java являются многоплатформенными, т.е. могут использоваться на компьютерах с различными процессорами и разными операционными системами.

Далее в дисциплине будет подробно рассмотрена самая распространенная в настоящее время в компьютерных сетях Web-технология. Элементы служб Web будут рассмотрены на втором курсе.

Программист

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Профессия перспективная и очень востребованая во всём мире, зарплата программиста в России в диапазоне 25000-200000 (медианное значение). Стать программистом можно любом возрасте. Профессия подходит мужчинам и женщинам с интересами к программированию, математике, языкам, а так же хорошими аналитическими способностями и развитой логикой (пройти тест можешь ли ты стать программистом). Существуют вузы, курсы и колледжи, обучающие программированию, но выучиться возможно и самостоятельно, как правило, выше ценятся программисты с высшим техническим образованием. Существуют разновидности программистов. Профессия имеет свои плюсы и минусы. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Разновидности

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации:

  1. Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера — игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.
  2. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).
  3. Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными — Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

Особенности профессии

На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.

Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.

Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • высокая заработная плата;
  • сравнительно высокий спрос на специалистов;
  • иногда можно получить работу не имея высшего образования;
  • по преимуществу является творческой профессией.

Минусы:

  • приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;
  • работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;
  • профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.

Место работы

  • IT-компании и web-студии;
  • научно-исследовательские центры;
  • организации, которые подразумевают в своей структуре штатную единицу или отделы программистов.

Важные качества

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению — один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

Языки программирования для компьютерных сетей

Появление и активное развитие компьютерных сетей стало при­чиной создания многочисленных версий популярных языков про­граммирования, адаптированных для использования в сети. Отличи­тельные особенности, присущие сетевым языкам: они являются интерпретируемыми. Интерпретаторы для них распространяются бес­платно, а сами программы — в исходных текстах. Такие языки полу­чили название скрипт-языков .

HTML (Hyper Text Markup Language) — универсальный язык раз­метки гипертекста, используемый для подготовки Web-документов для сети Internet. Язык представляет собой набор элементарных ко­манд форматирования текста, добавления графических объектов (ри­сунков), задания шрифтов и цвета, организации ссылок и таблиц. В соответствии с командами HTML браузер отображает содержимое документа, команды языка не отображаются. В основе языка HTML лежит механизм гипертекстовых ссылок, обеспечивающий связь од­ного документа с другим. В HTML текст кодируется в ASCII и по­этому может быть создан и отредактирован в любом текстовом ре­дакторе. Все Web-страницы написаны на HTML или используют его расширение.

Читать еще:  Программирование для младших школьников

Perl. В 80-х гг. Ларри Уолл разработал язык Perl, который пред­назначался для эффективной обработки больших текстовых файлов, создания текстовых отчетов и управления задачами. В его состав вхо­дят многочисленные функции работы со строками, массивами, все­возможные средства преобразования данных, управления процесса­ми, работы с системной информацией и др.

VRML. В 1994 г. был создан язык VRML для организации вирту­альных трехмерных интерфейсов в Интернете. Он ориентирован на описание разнообразных трехмерных образов, цвето-теневого осве­щения в текстовом виде и позволяет создавать различные сценарии миров, путешествовать по ним, «облетать» с разных сторон, вращать­ся в любых направлениях, масштабировать, управлять освещеннос­тью и многое другое.

JavaScript (JS). Создан на основе языка Java для создания динамических Web-страниц.

Такие скрипт языки как Perl, PHP, Python являются серверными языками (т.е. программа, написанная на них выполняется на сервере), а HTML, VRML, JavaScript – клиентские, т.е. выполняются на компьютере пользователя.

Языки моделирования

При моделировании систем применяются формальные способы их описания – формальные нотации, с помощью которых можно представить объекты и взаимосвязи между ними в системе. Такие системы называют CASE-системами.

Системы программирования

Процесс создания программы включает:

· Составление исходного кода программы на языке про­граммирования.

· Этап трансляции, необходимый для создания объектного кода программы.

· Построение загрузочного модуля, готового к исполнению.

Все перечисленные выше действия требуют наличия специаль­ных программных средств.

Совокупность этих программных средств входит в состав систе­ мы программирования;

· Текстовый редактор (необходимый для создания и редактирова­ния исходного кода программы на языке программирования).

Этапы подготовки и решения задач на компьютере

Компьютер предназначен для решения разнообразных задач: научно-технических, инженерных, разработки системного программ­ного обеспечения, обучения, управления производственными процес­сами и т.д. В процессе подготовки и решения на компьютере науч­но-технических задач можно выделить следующие этапы:

1. Постановка задачи – формулируется цель решения задачи, под­робно описывается ее содержание; проводится анализ условий, при которых решается поставленная задача, выявляется область определения входных параметров задачи.

2. Формальное построение модели задачи – предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа; анализируется характер и сущность величин, используемых в задаче.

3. Построение математической модели задачи – характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие взаимосвязи между величинами выражаются с помощью математических соотношений. Как правило, математическая мо­дель строится с определенной точностью, допущениями и ограничениями.

4. Выбор и обоснование метода решения – модель решения задачи реализуется на основе конкретных приемов и методов решения. В большинстве случаев математическое описание задачи трудно перевести на машинный язык. Выбор и использование метода решения позволяет свести решение задачи к конкретному набору машинных команд. При обосновании метода решения рас­сматриваются вопросы влияния различных факторов и условий на конечный результат, в том числе на точность вычислений, время решения задачи на компьютере, требуемый объем памяти и др.

5. Построение алгоритма – на данном этапе составляется алгоритм решения задачи, в соответствии с выбранным методом решения. Процесс обработки данных разбивается на отдельные относи­тельно самостоятельные блоки, определяется последовательность выполнения этих блоков.

6. Составление программы – алгоритм решения переводится на кон­кретный язык программирования.

7. Отладка программы – процесс устранения синтаксических и ло­гических ошибок в программе. В процессе трансляции программы с помощью синтаксического и семантического контроля вы­ являются недопустимые конструкции и символы (или сочетания символов) для данного языка программирования. Компьютер выдает сообщение об ошибках в форме, соответствующей этому языку. Затем проверяется логика работы программы в процессе ее выполнения с конкретными исходными данными. Для этого используются специальные методы. Например, в программе вы­бираются контрольные точки, для них подбираются тестирую­щие примеры и вручную находятся значения в этих точках, ко­торые затем и сверяются со значениями, получаемыми компьютером на этапе отладки. Кроме того, используются отладчики, выполняющие специальные действия на этапе отладки, такие как удаление, замена или вставка отдельных операторов или целых фрагментов программы, вывод промежуточных результатов, изменение значений заданных переменных и др.

8. Решение задачи на компьютере и анализ результатов. Теперь программу можно использовать для решения поставленной задачи. Первоначально выполняется многократное решение задачи на компьютере для различных наборов исходных данных. Получае­мые результаты анализируются специалистом, поставившим за­ дачу. Разработанная программа поставляется заказчику в виде готовой к исполнению машинной программы, к ней прилагается документация, включающая инструкцию по эксплуатации.

В задачах другого типа некоторые этапы могут отсутствовать. Например, проектирование программного обеспечения не требует построения математической модели.

Все приведенные этапы тесно связаны между собой. Например, анализ результатов может привести к необходимости внесения изме­нений в программу, алгоритм, метод решения или даже в постанов­ку задачи.

Технологии программирования

Для написания программ можно использовать следующие способы программирования:

1.Нисходящее, линейное, «непосредственное» программирование или программирование сверху вниз. При программировании данным методом пишут программу без использования процедур и функций. Данный метод подходит для написания простых программ, в противном случае можно получить программу с запутанной последовательностью операторов, которую сложно будет модифицировать.

2.Структурное программирование. Глобальные задачи разбиваются на более мелкие (локальные) задачи, решаемые процедурами и функциями. Процедуры и функции – это специальным образом оформленная последовательность команд подпрограмм. Доступ к такой подпрограмме осуществляется из любого места основного блока программы, а также из любой процедуры и функции, описание которых следует ниже. Процедуры и функции, как и программа, имеют имена. После имени процедуры/функции указывается список используемых параметров, а для функции и тип возвращаемого результата. После заголовка, как правило, идет тело процедуры/функции. Основное отличие процедуры от функции, что имя процедуры используется только для ее вызова, а с именем функции связывается ее значение.

В случае если подпрограмма направлена на выполнение некоторого действия, ее следует оформлять как процедуру, если же ожидается некоторый результат работы подпрограммы как в приведенном примере, то ее следует оформлять как функцию.

3.Модульноепрограммирование. Созданные программы помещаются в некоторый блок – модуль (UNIT), а затем его подключают к основной программе. Модуль – это программная единица, текст которой компилируется независимо (автономно). Модуль характеризуют:

· принцип IPO (Input – Process – Output) – один вход – один выход;

Каждый модуль состоит из спецификации (правила использования модуля) и тела (способ реализации процесса обработки). Данный вид программирования позволяет отдельно отлаживать программы-модули и создавать из них библиотеки.

4.Объектно-ориентированное программирование. Является самым современным способом программирования. В отличие от выше приведенных способов программирования, в основе которых лежит алгоритм (процедура обработки данных), объектно-ориентированное программирование – это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объекта, как некой структуры, описывающей объект реального мира, его поведение. Задача, решаемая с использованием методики объектно-ориентированного программирования, в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними. Программирование основывается на:

· модели построения системы как совокупности объектов абстрактного типа данных;

· модульной структуре программ;

Базовые понятия объектно-ориентированного программирования:

· объект – совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки;

· свойство объекта – характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов;

· метод обработки – программа действия над объектом или его свойствами;

· событие – изменение состояния объекта;

· класс объектов – совокупность объектов, характеризующих общность применяемых методов обработки или свойств;

· инкапсуляция – скрытие полей объекта с целью обеспечения доступа к ним посредством методов класса;

· наследование – определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта доступа к коду и данным всех порождающих объектов;

· полиморфизм – присваивание определенного действию одного имени, которое затем используется по всей иерархии объектов сверху донизу, причем каждый объект иерархии выполняет это действие характерным именно для него способом.

Профессия программист

Как стать программистом

Правда ли, что программирование — ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн — в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.

Читать еще:  Программа для создания мультиков онлайн бесплатно

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.

Плюсы и минусы профессии программиста

Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2019 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?

Плюсы профессии программист:

Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.

Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.

IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».

В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>

• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей

Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.

Какие компетенции и личные качества необходимы программисту

Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость

Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде

Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.

Что делать уже сейчас

Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
    ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
    ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
    ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
    ✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.

Если вы хотите разобраться, подойдет ли вам специальность программиста, то пройдите наш бесплатный тест: информационно-технологический профиль

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector