6 класс тренинг на сплочение - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

6 класс тренинг на сплочение

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого»

Цель:

  • Сплочение классного коллектива.
  • Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат.
В результате ваша средняя оценка – 4 Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Приложение

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.

Урок — тренинг на сплочение класса
классный час (6 класс) на тему

Урок — тренинг на сплочение класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мартынюк Анастасия Валериевна

учитель русского языка

Тренинг «Сплочение» на примере классного часа

Количество учащихся в классе – 21

Цель : это сплочение класса и построение эффективного командного взаимодействия; налаживание коммуникативных связей внутри класса.

Задачи : формирование и усиление общего командного духа путем сплочения класса; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой; формирование навыков и умений управления творческим процессом; активизация мозговой деятельности.

Технология деятельности учащихся в группе

1.Четкий инструктаж учащимся.

2. По ходу занятия наблюдение за группами, оказание помощи нуждающимся.

3. Соблюдение регламента работы.

4. За 10 минут до окончания урока – анализ работы в группах.

Сформулировать и проговорить правила работы к группе:

Закон круга : собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушанным. Каждый обязан выслушать остальных.

Закон взаимоуважения и доброго отношения к людям : общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни — все мы люди, все мы ошибаемся. Прежде чем обвинить соседа найди свою вину. Человек — самое главное.

Закон идеи : мало просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену. Каждое предложение нужно воплотить в дело, а кто сделает его лучше Тебя? Отвергаешь — предлагай, предлагаешь — делай.

Закон поднятой руки :

а) (для окружающих) Человек поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать.

б) (для себя) Если я поднял руку — хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль.

Принцип «здесь и сейчас» : в группе обсуждается то, что происходит с нами сейчас. Это значит — обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в групповую работу здесь и сейчас.

Закон тишины : соблюдать тишину в группах. Не шуметь. Если разговаривать и обсуждать, то стараться делать это тихо.

ПЛАН — СТРУКТУРА УРОКА

1 . Организационный момент:

Уважаемые ребята! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности нашего класса и о комфортном психологическом климате. Психологический климат — это межличностные отношения, которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют инициативу, творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

— Уважаемые ребята, как вы думаете, что обозначает слово «сплочение» ?

Игра «Найди пару»

Ученикам предлагается найти себе пару. Каждому раздаются карточки с названиями животных, у каждого животного есть своя пара. Ученики должны найти свою пару, имитируя звуки животного.

Варианты инструкций образующимся парам :

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Ученики работают в парах. Им необходимо одну руку убрать за спину, а свободными руками сделать бумажный самолетик.

Рефлексия: попытались ли вы договориться друг с другом в паре, распределить кто что будет делать. Кто занимал лидирующую позицию в вашей паре?

Игра «Сквозь кольцо»

Цель : улучшение координации совместных действий в коллективе.

Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Игра «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель : снятие агрессии. Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим : «Мы с тобой похожи тем, что…» . ( Например : что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т. д.)

Читать еще:  Экватор тренинговая компания

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Учитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему классу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения– более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе

Анализ учеников своей работы в группе

а) Что удалось сделать? Почему?

б) Что не удалось сделать? Почему?

в) Что нового узнали об одноклассниках?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Город Мастеров»Цель: • эмоциональное сплочение учащихся в процессе решения нестандартных задач во время проведения мероприятия; • создание по.

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива.

Тренинг на сплочение классного коллектива.

Классный час «Коллективный тренинг на сплочение&quot.

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло.

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Занятие-тренинг на сплочение школьного коллектива

Детям нужны не поучения, а примеры.

Для современного общества стала особенно важна задача социального становления подростка. Формирование психически и морально устойчивой личности не может происходить вне коллектива. Очень часто одной из первых проблем, с которой сталкиваются педагоги при формировании коллектива, является отсутствие сплоченности и скоординированности в работе. Не каждый ребенок сразу может определить свое место в группе, расставить приоритеты, оценить важность мнения каждого члена группы, выбрать совместный путь решения поставленных задач. Для создания сплоченного, сильного детского коллектива, способного к четко скоординированной и совместной работе, очень эффективно проводить групповые тренинговые занятия.

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и самого обучения. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует до сих пор.

Тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и на многие другие достижения.

После проведения серии тренинговых занятий на сплочение, развитие уверенного поведения, личностных и лидерских качеств эффективность работы группы повышается. Ребятам можно давать ответственные задания и поручения, позволять им проявлять самостоятельность в действиях для решения общешкольных задач.

Предлагаю Вашему вниманию одно из таких занятий, проводимых мной ежегодно с формирующимся активом ученического самоуправления.

Цель занятия-тренинга: сплочение коллектива и выявление значимости скоординированной совместной работы.

– эмоциональная поддержка группы;

– создание доброжелательной атмосферы;

– совершенствование навыков совместной работы;

– формирование чувства взаимодоверия;

– осознание единства педагога и коллектива.

Условия проведения: свободное пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей (например, спортивный зал, рекреация или класс без парт).

Особенности: минимальная подготовка материала – ватман и маркеры.

Важный аспект при проведении тренинга: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не то, кто лучше или быстрее выполняет задание, а то, чтобы его сделали все. Чтобы достичь максимального эффекта от занятия после каждого упражнения обязательна рефлексия.

Начинать необходимо с погружения: это может быть анекдот, басня, история из жизни известных людей, притча и прочее. Главное, чтобы группа настроилась на работу в нужном направлении.

Погружение

– Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

Вначале вспомним притчу: «В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй»

– Вы можете легко и быстро построиться по росту, а я попрошу вас построиться по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – « по цвету глаз», « по дате рождения » и др.)

Рефлексия: обсуждается значимость при организации работы в речевом общении и распределении ролей. Сложность в работе при отсутствии возможности договориться. Можно задать группе следующие вопросы: « Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением? Трудно ли было? ».

Упражнение «Путаница»

Все ребята встают в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Рефлексия: подводится итог тому, что происходило во время упражнения. Можно задать группе следующие вопросы: « Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями. Какой вывод вы сделали для себя? Что хотелось бы исправить или повторить? ».

Упражнение «Свеча доверия»

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки выставлены вперед, ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки скрещены на груди, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его, а потом медленно и аккуратно передает по кругу. (Если позволяет время, желательно, чтобы в центре побывал каждый участник.)

Рефлексия: проводится обсуждение чувств и эмоций команды. Можно задать группе следующие вопросы: « Какие мысли посещали вас, когда вы находились в центре круга? Что вы испытывали в роли «поддерживающих»? ».

Упражнение «Склеенный ботинкобол»

Все встают в круг, берутся за руки. Один участник снимает обувь, разбрасывает ее по комнате. Задача команды, не расцепляя рук, откинуть обувь так, чтобы ее не мог одеть разутый участник, при этом все члены команды передвигаются в одном кругу. Если круг рвется, все начинается сначала.

Рефлексия: после упражнения задаются следующие вопросы: « Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение? Что вы испытали, выполняя задания? Роль кого было исполнять сложнее? ».

Обобщение (итоговая рефлексия тренинга) проводится методом «5П» (пяти пальцев):

• М (мизинец) – мыслительный процесс: « какие знания, я сегодня получил » ; • Б (безымянный) – близость цели: « что я сегодня сделал и чего достиг » ; • С (средний) – состояние духа: « каким было сегодня мое настроение » ; • У (указательный) – услуга, помощь: « чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал » ; • Б (большой) – бодрость, физическая форма: « каким было мое самочувствие »; (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

• «Не унывай! Унывающий обречен на неудачи». • «Не бойся! Трус обречен на поражение». • «Трудись! Другого пути к успеху не дано». • «Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт». • «Не лги! И ты будешь иметь друзей». • «Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей».

Подведение итогов работы группы. Высказываются обучающиеся ( « подведите для себя итог » , « поделитесь впечатлениями о занятиях » , « выскажете пожелания » и т.д.).

Данный тренинг был проведен в спортивном зале нашего образовательного учреждения в начале учебного года (октябрь 2014 г.) с группой школьного актива ученического самоуправления. Так как группа активистов формируется путем выборов в сентябре, ее состав частично изменяется каждый учебный год. В 2014–2015 учебном году количество членов ученического самоуправления школы составило 29 человек, вновь прибывших членов – 5. Перед ребятами стояла задача сделать коллектив единым целым и осознать значимость каждого участника группы при совместной работе. Тренинг проводился с группой из 10 человек. В нее вошли вновь прибывшие члены ученического самоуправления и ответственные секторов (учебного, культмассового, спортивного, пресс-центра, включая председателя ученического самоуправления). С ребятами были проведены упражнения «Строй», «Путаница», «Свеча доверия», «Склеенный ботинкобол». На итоговой рефлексии участники тренинга поделились впечатлениями. Ребята отметили, что после занятия команда стала действовать слаженнее.

Затем активисты ученического самоуправления получили задание совместно подготовить тематические календарные мероприятия (распределить между собой обязанности, назначить ответственных). Замечательно сработала команда при подготовке к неделе танцевальных флешмобов. Ребята разделились на различные группы:

Читать еще:  Урок семинар лекция тренинг это формы коммуникации

• режиссеры-постановщики (постановка флешмобов, подбор музыки); • технические работники (установка аппаратуры на этажах); • рекламщики (распространение информации о проведении тематической недели, приглашение в места проведения флешмобов).

На следующий учебный год мы запланировали проведение тренинга, о котором я говорила выше, чтобы посмотреть, насколько наша команда научилась взаимодействовать и понимать друг друга, изменилось ли качество наших совместных работ, проектов и мероприятий. Также планируем провести подобные тренинги силами актива ученического самоуправления для учащихся начальной школы. Такие занятия, мы надеемся, не только помогут повысить сплоченность классных коллективов, но и повысить рейтинг и авторитет школьного актива, привлечь в него новых членов. Мы также предполагаем осуществление анализа результатов тренинга при поддержке школьного психолога.

Занятие-тренинг на сплочение школьного коллектива

Детям нужны не поучения, а примеры.

Для современного общества стала особенно важна задача социального становления подростка. Формирование психически и морально устойчивой личности не может происходить вне коллектива. Очень часто одной из первых проблем, с которой сталкиваются педагоги при формировании коллектива, является отсутствие сплоченности и скоординированности в работе. Не каждый ребенок сразу может определить свое место в группе, расставить приоритеты, оценить важность мнения каждого члена группы, выбрать совместный путь решения поставленных задач. Для создания сплоченного, сильного детского коллектива, способного к четко скоординированной и совместной работе, очень эффективно проводить групповые тренинговые занятия.

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и самого обучения. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует до сих пор.

Тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и на многие другие достижения.

После проведения серии тренинговых занятий на сплочение, развитие уверенного поведения, личностных и лидерских качеств эффективность работы группы повышается. Ребятам можно давать ответственные задания и поручения, позволять им проявлять самостоятельность в действиях для решения общешкольных задач.

Предлагаю Вашему вниманию одно из таких занятий, проводимых мной ежегодно с формирующимся активом ученического самоуправления.

Цель занятия-тренинга: сплочение коллектива и выявление значимости скоординированной совместной работы.

– эмоциональная поддержка группы;

– создание доброжелательной атмосферы;

– совершенствование навыков совместной работы;

– формирование чувства взаимодоверия;

– осознание единства педагога и коллектива.

Условия проведения: свободное пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей (например, спортивный зал, рекреация или класс без парт).

Особенности: минимальная подготовка материала – ватман и маркеры.

Важный аспект при проведении тренинга: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не то, кто лучше или быстрее выполняет задание, а то, чтобы его сделали все. Чтобы достичь максимального эффекта от занятия после каждого упражнения обязательна рефлексия.

Начинать необходимо с погружения: это может быть анекдот, басня, история из жизни известных людей, притча и прочее. Главное, чтобы группа настроилась на работу в нужном направлении.

Погружение

– Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

Вначале вспомним притчу: «В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй»

– Вы можете легко и быстро построиться по росту, а я попрошу вас построиться по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – « по цвету глаз», « по дате рождения » и др.)

Рефлексия: обсуждается значимость при организации работы в речевом общении и распределении ролей. Сложность в работе при отсутствии возможности договориться. Можно задать группе следующие вопросы: « Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением? Трудно ли было? ».

Упражнение «Путаница»

Все ребята встают в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Рефлексия: подводится итог тому, что происходило во время упражнения. Можно задать группе следующие вопросы: « Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями. Какой вывод вы сделали для себя? Что хотелось бы исправить или повторить? ».

Упражнение «Свеча доверия»

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки выставлены вперед, ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки скрещены на груди, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его, а потом медленно и аккуратно передает по кругу. (Если позволяет время, желательно, чтобы в центре побывал каждый участник.)

Рефлексия: проводится обсуждение чувств и эмоций команды. Можно задать группе следующие вопросы: « Какие мысли посещали вас, когда вы находились в центре круга? Что вы испытывали в роли «поддерживающих»? ».

Упражнение «Склеенный ботинкобол»

Все встают в круг, берутся за руки. Один участник снимает обувь, разбрасывает ее по комнате. Задача команды, не расцепляя рук, откинуть обувь так, чтобы ее не мог одеть разутый участник, при этом все члены команды передвигаются в одном кругу. Если круг рвется, все начинается сначала.

Рефлексия: после упражнения задаются следующие вопросы: « Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение? Что вы испытали, выполняя задания? Роль кого было исполнять сложнее? ».

Обобщение (итоговая рефлексия тренинга) проводится методом «5П» (пяти пальцев):

• М (мизинец) – мыслительный процесс: « какие знания, я сегодня получил » ; • Б (безымянный) – близость цели: « что я сегодня сделал и чего достиг » ; • С (средний) – состояние духа: « каким было сегодня мое настроение » ; • У (указательный) – услуга, помощь: « чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал » ; • Б (большой) – бодрость, физическая форма: « каким было мое самочувствие »; (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

• «Не унывай! Унывающий обречен на неудачи». • «Не бойся! Трус обречен на поражение». • «Трудись! Другого пути к успеху не дано». • «Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт». • «Не лги! И ты будешь иметь друзей». • «Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей».

Подведение итогов работы группы. Высказываются обучающиеся ( « подведите для себя итог » , « поделитесь впечатлениями о занятиях » , « выскажете пожелания » и т.д.).

Данный тренинг был проведен в спортивном зале нашего образовательного учреждения в начале учебного года (октябрь 2014 г.) с группой школьного актива ученического самоуправления. Так как группа активистов формируется путем выборов в сентябре, ее состав частично изменяется каждый учебный год. В 2014–2015 учебном году количество членов ученического самоуправления школы составило 29 человек, вновь прибывших членов – 5. Перед ребятами стояла задача сделать коллектив единым целым и осознать значимость каждого участника группы при совместной работе. Тренинг проводился с группой из 10 человек. В нее вошли вновь прибывшие члены ученического самоуправления и ответственные секторов (учебного, культмассового, спортивного, пресс-центра, включая председателя ученического самоуправления). С ребятами были проведены упражнения «Строй», «Путаница», «Свеча доверия», «Склеенный ботинкобол». На итоговой рефлексии участники тренинга поделились впечатлениями. Ребята отметили, что после занятия команда стала действовать слаженнее.

Затем активисты ученического самоуправления получили задание совместно подготовить тематические календарные мероприятия (распределить между собой обязанности, назначить ответственных). Замечательно сработала команда при подготовке к неделе танцевальных флешмобов. Ребята разделились на различные группы:

• режиссеры-постановщики (постановка флешмобов, подбор музыки); • технические работники (установка аппаратуры на этажах); • рекламщики (распространение информации о проведении тематической недели, приглашение в места проведения флешмобов).

На следующий учебный год мы запланировали проведение тренинга, о котором я говорила выше, чтобы посмотреть, насколько наша команда научилась взаимодействовать и понимать друг друга, изменилось ли качество наших совместных работ, проектов и мероприятий. Также планируем провести подобные тренинги силами актива ученического самоуправления для учащихся начальной школы. Такие занятия, мы надеемся, не только помогут повысить сплоченность классных коллективов, но и повысить рейтинг и авторитет школьного актива, привлечь в него новых членов. Мы также предполагаем осуществление анализа результатов тренинга при поддержке школьного психолога.

Читать еще:  Коммуникативный тренинг скачать

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector