Microclimate.su

IT Новости
155 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методический прием тренинга несущий функции освобождения

Методические средства психологического тренинга.

В психологической литературе выделяют три группы методических средств (техник), которые применяются в различных видах тренинга, в том числе и в СПТ:

1. техники представления информации ( цель: получение и

Основные методические требования к данной группе методов – новизна информации и представление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разных формах (образной, метафорической и юмористической ).

2. имитационные техники (цель: тренировка в безопасных

— ролевые и деловые игры,

— техники психодрамы и социодрамы;

3. техники создания реальной среды (цель: действия с реальными рисками). Следует отметить, что данная группа методов в СПТ используется крайне редко.

Личность тренера

Тренинг, как специфическая форма обучения и повышения эффективности взаимодействия, предъявляет повышенные требования к личности тренера. Именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А.Косевска, С.Кратохвил, М.Либерман, К. Роджерс, И. Ялом. ), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

— открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

— эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

— аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

— энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

— уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

— уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка;

— богатое воображение, интуиция;

— высокий уровень интеллекта.

К.Рудестам, известный специалист в области психокоррекционных групп отмечает, что «Руководитель в группах . должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (К.Рудестам, 1993, с.50).

С.И. Макшанов называет такие качества личности тренера, как высокий уровень компетенции в различных областях теории и практики и высокий уровень социальной зрелости. (Макшанов С.И. 12, с.78).

Е.В. Сидоренко выделяет такие личностные качества, как

энергию – потенциальную силу для «энергетизирования» других,

информированность в различных областях теории и практики, опыт, властность, остроумие, харизматичность (обаяние). (Сидоренко Е.В. с.169-176).

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы также является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Тренер постоянно, приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, в процессе работы и т.д., задает и отвечает на три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими методическими средствами я буду достигать цель?

1.Этап создания работоспособности:

1.1.- подбор группы (оптимальное количество участников 10-12 чел)

1.2.- процедура знакомства;

1.3.- обсуждение организационных моментов:

а) сообщение цели работы,

б) обсуждение правил работы группы,

в) обсуждение ожиданий и опасений участников.

2. Этап ориентации (ролевая игра или групповая дискуссия).

3. Этап обучения:

3.1. – Условия эффективного общения ( вербальное и

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.2. – Установление контакта с партнером:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.3. – Прием-передача информации:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.4. – Условия эффективного слушания:

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение;

3.5. – Восприятие и понимание эмоционального состояния

а) информационный блок,

б) упражнение простое,

в) упражнение средней сложности,

г) сложное упражнение.

4.1. – Этап целостного действия — этап закрепления (ролевая

игра или «вертушка»),

4.2. – Процедура «чемодана».

Деятельность тренера на этапах тренинга.

Этап создания работоспособности:

На первом этапе тренер должен создать такую атмосферу в группе, которая позволяла бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределенность, уточнить цели работы и получить представление о принципах и правилах, которые будут действовать в группе. Тренер дает группе возможность познакомиться. Рассказать о себе и своих ожиданиях в связи с предстоящей работой. Принципы и правила принимаются всей группой.

Задачи тренера на этапе создания работоспособности:

1. Диагностика группы в целом и каждого ее участника.

2. Привлечение внимания группы к идеям, акцентирование профессиональной значимости поставленных перед тренингом целей, их сочетание с личностными целями.

3. Создание реалистичных представлений о целях, организации, содержании работы.

4. Создание благоприятных возможностей для активности всех участников группы.

5. Проведение первых совместных действий.

Этап ориентации предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих индивидуальных целей в тренинге. В СПТ для осознания понятия «партнерское общение», условий эффективного партнерского общения.

Тренер создает условия для самостоятельного обнаружения каждым участником личностных ресурсов (умение устанавливать контакт, умение эффективно слушать и слышать, умение понимать и корректировать эмоциональные состояния партнера по общению и т.д.), которые нуждаются в развитии или коррекции.

Традиционно, на этапе ориентации, тренер предлагает ролевую игру или групповую дискуссию.

По-мнению С.И.Макшанова, на этапе ориентации проявляются два характерных эффекта:

1.Активизация психологических защит участников в разнообразных формах:

— объяснение своего поведения,

— агрессия на метод,

— агрессия на тренера, обвинение его в некомпетентности в конкретной профессиональной области,

— демонстрация отстраненности и незаинтересованности,

— защита партнеров по группе,

— агрессия на позитивно настроенных участников группы.

2.Отчетливая демонстрация участниками тренинга имеющихся у них ограничений, снижение порога критичности и готовность получать «рецепты», что противоречит принципиальному положению об активной, творческой позиции участников (12, с.155-156). Результатом этапа ориентации должны стать: изменение мотивации участников группы (повышение активности, адекватные отношения сотрудничества и соперничества), конкретизация и индивидуализация целей тренинга, осознание личностных ресурсов, завершение структурирования группы.

Тренер создает условия для последовательного освоения условий эффективного общения ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции приобретенных навыков в поведенческий репертуар. Тренер ориентируется на темпы продвижения группы в целом и каждого участника, регулирует активность участия в упражнениях, ролевых ситуациях, ролевых играх…

Каждая составная часть этапа обучения включает обязательный информационный блок.

Психогимнастика в тренинге.

Понятие «психогимнастика» достаточно условно. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных, устных, вербальных и невербальных, двигательных, рисуночных и т.д.

При выборе психогимнастического упражнения важно учитывать:

1. что преимущественно должно произойти в результате его проведения:

— изменится состояние группы как целого,

— изменится состояние каждого из участников группы в отдельности,

— изменится состояние конкретного участника группы,

— будет получен материал для обсуждения содержательного плана.

2. Уровень сплоченности группы: чем группа сплоченнее, тем рискованнее могут быть упражнения (предполагающие физический контакт, упражнения с закрытыми глазами…).

3. Состав группы: физические данные, социально-демографические (пол, возраст) данные.

— в начале тренингового дня следует проводить упражнения, позволяющие отключиться от забот, включиться в ситуацию «здесь и теперь»;

— в середине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки, мобилизовать внимание, интеллектуальную активность;

— в конце тренингового дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, упражнения, формирующие обратную личностную связь.

5. Содержание дальнейшей работы.

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции.

Инструкция должна содержать достаточную и необходимую информацию. Для эффективности следует привести пример или дать образец. Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

Тренер по возможности принимает участие в психогимнастических играх, особенно в тех, с которых начинается тренинговый день, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, если в парах или тройках не хватает участника группы. Тренер не принимает участия в упражнениях, когда обеспечивает безопасность членов группы (например, при выполнении упражнения с закрытыми глазами).

Упражнение завершается, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться.

Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

В психологической литературе (С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева) все психогимнастические упражнения объединены в три большие группы:

1. Упражнения на создание работоспособности. Основная цель упражнений создать такую групповую атмосферу, такой климат отношений (эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и к тренеру), такое состояние каждого участника, которые позволяют перейти к содержательной части работы:

А) упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы;

Б) упражнения на создание работоспособности в начале тренингового дня, позволяющие учатникам группы отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться. В результате проведения жэтих упражнений выравнивается эмоциональное состояние участников, создается благоприятная для работы групповая атмосфера;

В) упражнения на поддержание и восстановление работоспособности используется для повышения внимания, интеллектуальной и физической активности, снижения усталости, улучшения настроения.

2. Психогимнастические упражнения содержательного плана, позволяющие участникам группы приобрести опыт эффективного общения:

А) эффективное невербальное общение;

Б) установление контакта,

В) прием-передача информации,

Г) эффективное слушание,

Д) восприятие и понимание эмоционального состояния партнера.

3. Психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь. В основном их проводят в конце тренингового дня и в конце тренинга на этапе «чемодана».

Читать еще:  Тренинг на взаимодействие в коллективе

В приложении приведены наиболее часто используемые в СПТ психогимнатические упражнения из книги С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева психогимнастика в тренинге (1993 – 106 с.).

Заключительный этап

Заключительный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях ( этап целостного действия). Обычно проводится развернутая ролевая или деловая игра ( смотри алгоритм ролевой игры на этапе ориентации) и на получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы и измеряются субъективные результаты тренинга (процедура «чемодана»).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Методические средства, используемые в тренинге;

Роль психолога в тренинге

Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция консультанта, его стиль и методы работы с группой не могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.

Основные функции ведущего в социально-психологическом тренинге:

Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.

Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других.

Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе.

Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации.

Ведущий — образец поведения для участников. Подражание ведущему, особенно на начальных этапах, неизбежно. Именно поэтому консультант должен предоставлять участникам такую возможность. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Но искренность ведущего не должна приводить к его интимному самораскрытию, так как группа может начать обсуждать его проблемы.

Ведущий должен иметь психологическое образование, иметь тренинговый опыт, участвовать в работе таких групп в качестве одного из остальных, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст ведущего должен быть не менее 25 лет. Хорошо, если с группой работают два консультанта — мужчина и женщина. Это позволяет обогатить опыт участников и способствует продуктивности работы. Кроме того, ведущие как бы задают своими отношениями модель взаимодействия в группе. Очень важны методические средства, которыми пользуется ведущий в своей работе.

Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем. Обычно выделяются три типа ориентации групповых дискуссий: биографическая, тематическая и ориентация на взаимодействие.

В профессиональной группе педагогов среди обсуждаемых тем можно выделить: «Конфликты с детьми» («дети стали другие»), «Родители и педагоги», «Группировки в педагогическом коллективе», «Как управлять собой в сложных ситуациях?».

Анализ ситуаций — стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» – случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы. Ситуации могут быть описаны дома и принесены в группу для обсуждения. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место в ситуации. На дом можно давать задания типа: опиши 2-3 ситуации, где ты оказался неуспешным (желательно из педагогической деятельности), опиши случай с трудным учеником, когда тебе не удалось установить с ним эффективные взаимоотношения; вспомни и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем. Примером групп, работающих по этому методу, являются Баллинтовские группы. В таких группах собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Один из участников рассказывает о своем затруднении, остальные сначала задают ему вопросы по уточнению ситуации, а затем каждый высказывается по этому поводу. В заключение подводятся итоги: что нового для себя взял пришедший с проблемой и каждый участник из обсуждения.

Ролевая игра — метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.

Психодраматические приемы: монолог – высказывание главным действующим лицом своего истинного отношения к происходящему; исполнение собственной роли; двойник или второе «Я»; обмен ролями; прием отзеркаливания.

Информирование (инструктирование) — вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия. Инструктирование может проводиться через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь».

Тренировка эффективного поведения состоит из следующих этапов:

определение поведения, которое нуждается в тренинге;

инструктаж и обучение участника эффективному поведению;

моделирование желательного поведения;

отработка поведения в течение одного или нескольких занятий;

получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус.

Психогимнастика — вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую, активизирующую и/или релаксационную.

Музыкотерапия — метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость.

Диагностические процедуры используются в тренинге для отбора участников в группу; как средство самопонимания и самораскрытия; как средство получения участником такой психологической информации о себе, которой у него раньше не было.

Кроме традиционных психологических методик типа самооценочных шкал, теста Люшера, методики УСК (уровень субъективного контроля), шкал тревожности и др. в тренинге рекомендуется использовать специальные техники и вопросники самораскрытия. Например, к специальным относятся техники: «Кто есть кто? », «Кто я? », проективный рисунок на тему «Я и моя главная проблема в общении», психологическая процедура «Каким я вижу себя и каким меня видят окружающие».

Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации. Известно также, что усвоение протекает лучше, если оно формулируется в письменных высказываниях.

Чтение литературы — ведущий может рекомендовать участникам специальную психологическую литературу лишь после того, как у участников возникнет потребность в концептуальном осмыслении своего опыта.

Методы и приёмы тренинга

К методам и приёмам тренинга относятся ролевые игры, индивидуальные беседы, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, которые применяются в тренинге. Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. В соответствии с целью, задачами и принципами организации тренинга подбираются методы работы. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» — Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
  • Брифинг-группы — Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» — Метод кейсов;
  • Групповая динамика — Мозговой штурм;
  • Дебаты — Программированные инструкции;
  • Демонстрация — Работа в малых группах;
  • Дискуссия — Разговор;
  • Игры — Решение узкоспециальных вопросов;
  • Кратковременные ротации — Ролевые игры;
  • Лекция — Семинар;

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

Читать еще:  Структура коммуникативного тренинга

Ссылки

  • Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга, учебное пособие — М.: изд-во Ось-89, 1999 г. — 136 стр.
  • Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во Питер, 2001 г. — 224 стр.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Методы и приёмы тренинга» в других словарях:

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. В терминологии М. в. нет чёткости: одни и те же… … Российская педагогическая энциклопедия

Методы политико-психологических исследований — для современной политической психологии характерна методологическая терпимость и плюрализм по отношению к собственным методам исследований. В конкретных случаях в равной степени могут быть представлены психологические тесты, социологические… … Психологический лексикон

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ — Активные методы обучения в последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых различных областях общественной практики. Базовая подготовка в области психотерапии включает теоретические и… … Психотерапевтическая энциклопедия

Альтернативные методы психотерапии (disjunctive psychotherapies) — А. м. п. представляют собой системы, использующие различные способы физ. упражнений, имеющих целью достижение желательных и благоприятных изменений мышления и поведения. А. м. п. отражают тривиальный аспект взаимодействия души и тела, но имеют… … Психологическая энциклопедия

Альтернативные методы психотерапии — (disjunctive psychotherapies) – спорные в теоретическом плане системы психотерапии с использованием физических упражнений, имеющие декларируемой целью достижение благоприятных изменений в мышлении и поведении клиентов. Основными из них являются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тренинг — Сюда перенаправляется запрос «упражнение». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (́КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ — Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии… … Психотерапевтическая энциклопедия

Активное обучение руководителей в промышленности — Содержание 1 История 2 Теоретические основы обучения 3 Виды активного обучения … Википедия

Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

Интегральная психотерапия — Интегральная психология и психотерапия (ИПП) – это новое научное и практическое направление в психологии и психотерапии, которое интегрирует (суммирует, объединяет) лучшие методы психологической помощи разных времен и народов и в результате… … Википедия

И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ

В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.

Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге: □ для отбора участников в группу;

□ как средство получения участником новой информации о себе;

□ как средство самопонимания и самораскрытия;

□ для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

При использовании руководителем в процессе работы группы психодиагностических тестов и методик первоначально ему необ­ходимо создать у участников потребность в понимании себя, по­требность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизу­чения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть про­исходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.

Недопустимо использовать психодиагностические тесты и мето­дики только для того, чтобы в последующем интерпретировать их результаты участникам.

В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запла­нированное, так и ситуативно необходимое информирование уча­стников с целью их развития, содержательного продвижения груп­пы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.

Информирование проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собствен­ной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в виде монолога ведущего с последую­щим обсуждением или без него. При этом возможно использова­ние различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).

В процессе информирования ведущий может помогать отдель­ным участникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия.

Информирование на актуализированном в группе материале наи­более эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участников.

Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных про­цессов, расширение границ понимания, фокусирование на чув­ствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, ре­гуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желае­мого поведения.

Тренировка эффективного поведения может состоять из следу­ющих этапов:

□ определение поведения, которое нуждается в изменении;

□ моделирование желательного поведения;

□ при необходимости определение и нахождение дополнитель­ного ресурса для успешности выполнения желаемого пове­дения;

□ отработка нового поведения в течение одного или несколь­ких занятий;

□ распространение нового поведения на ситуации вне группы;

□ получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Развитие самопредставления включает выполнение участника­ми упражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение активной обратной связи. Как уже было сказано ра­нее, группа при этом является своеобразным психологическим зер­калом, в котором участники могут лучше разглядеть себя.

Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть кото­рого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-роле-

вые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.

Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», эксперименти­руют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опа­сен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возмож­ность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.

□ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

□ приводит к расширению границ самосознания;

□ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накоплен­ные переживания;

□ дает возможность поупражняться в различных типах пове­дения;

□ высвечивает динамику группового взаимодействия, фор­мального и неформального;

□ устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен­ными ситуациями;

□ помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].

Морри Ван Ментс 1 выделяет следующие способы разыгрыва­ния ролей:

1.Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и

1 См.: Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: «Питер», 2001.

наблюдают за действием. В зависимости от параметров помеще­ния условия пространственной организации могут быть и други­ми. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумева­ется тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2.Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча­стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Ины­ми словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3.Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно ис­полняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соот­ветствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограниче­ния при использовании в больших группах.

4.Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам пред­лагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу веду­щего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять пробле­му и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5.Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой иг­рок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а
негротескной) имитации поведения одного участника другим или
другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора
в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях пси­
ходрамы это может оказаться отличным способом показать чело­
веку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует

особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок вообра­жает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обра­щается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пе­ресаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со­беседник человека, который молчит, но своим присутствием обо­дряет и поддерживает протагониста.

Читать еще:  Тренинги для группы студентов

Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных си­туациях, имеющих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфи­ческая реальность, в которой участники экспериментируют с раз­ными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле­дующем.

Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра­зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобре­тает более полное видение ситуации, себя, других людей, форми­рует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образ­цами.

Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспо­могательное Я может получить роль как реального лица, так и суб­личности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ­ственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подхо-

дящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и вклю­ченность участников.

Методические средства (приемы) используемые в тренинге

Методы социально-психологического тренинга разнообразны. Ряд ученых: Л.А. Петровская, 1982; Г.А. Ковалев, 1989; Т.С. Яценко, 1987 и др. к традиционным методам относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры.

Олег Евтихов в своем пособии «Практика психологического тренинга» для начинающих тренеров, предлагает широкий спектр групповых методов и методических средств, используемых в тренинге.

Опираясь на мнение известных современных специалистов, охарактеризуем ряд методов и методических средств, используемых в тренинге.

Диагностические процедуры используются в тренинге:

  • * как средство получения участником новой информации о себе;
  • * как средство самопонимания и самораскрытия;
  • * для обеспечения контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

Информирование — основное средство предоставление информации:

  • * с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и игр;
  • * проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий;
  • * через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь»;
  • * может осуществляться в виде монолога ведущего с последующим обсуждением или без него;
  • * может осуществляться как незапланированное, но необходимое вмешательство в работу группы, при котором ведущий помогает участникам, испытывающим затруднения, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе действия.

Проективное рисование — вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации личностных проблем и ситуаций участников; дает возможность отразить (спроецировать) в рисунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении; позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.

При обсуждении рисунков не следует искать единственно верной их трактовки. Рисунок — основа для проявления мыслей и чувства автора и группы, для получения обратной связи [9].

Мозговой штурм — один из методов, производный от групповой дискуссии, но с более структурированной процедурой. Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе групп может порождать большее количество идей и более широкого спектра, чем при индивидуальной работе этих же людей.

Мозговой штурм активно используется в тренинге креативного мышления.

Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:

  • * отсутствие всякой критики;
  • * поощрение идей;
  • * равноправие участников;
  • * свобода ассоциаций;
  • * запись всех идей [10].

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

По мнению специалистов формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно классифицировать по разным основаниям:

  • * структурированная дискуссия — задается тема для обсуждения, а иногда регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»),
  • * неструктурированная дискуссия — темы выбираются самими участниками, ведущий пассивен, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала.

Н.В. Семилет, предлагает другие формы дискуссии:

  • * тематическая дискуссия — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • * биографическая дискуссия — ориентированная на прошлый опыт;
  • * интеракционная дискуссия — материалом, которой служит структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
  • * ситуационно-ролевые;
  • * дидактические;
  • * творческие;
  • * организационно-деятельностные;
  • * имитационные;
  • * деловые игры.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции — развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу; с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие; приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (в холодинамике В. Вульфа).

Методы телесно-ориентированной психотерапии — основатель (W. Reich, 1960). Специалисты, выделяют три основные подгруппы приемов:

  • * работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
  • * чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация,
  • * восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники. И. Вагин, считает, что эти методы должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

На каждом тренинговом занятии для снятия напряжения, усталости, приобретения раскованного стиля общения и создания доверительной атмосферы проводится психологическая разминка, индивидуальные консультации. Профессиональное саморазвитие учителя носит самостоятельный, самодеятельный характер, является его сознательным выбором (Г.И. Аксенова, Е.В. Андриенко, СМ. Годник, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Р.Х. Шакуров).

Механизмы профессионального саморазвития учителя сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя, что может быть обеспечено в условиях развития профессионального и личностного самосознания педагогов.

Групповая дискуссия — способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем. Обычно выделяются три типа ориентации групповых дискуссий: биографическая, тематическая и ориентация на взаимодействие.

Анализ ситуаций — стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы. Ситуации могут быть описаны дома и принесены в группу для обсуждения.

Ролевая игра — метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Психодрама — метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы — устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.

Психодраматические приемы: монолог — высказывание главным действующим лицом своего истинного отношения к происходящему; исполнение собственной роли; двойник или второе «Я»; обмен ролями; прием отзеркаливания.

Информирование (инструктирование) — вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия. Инструктирование может проводиться через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь».

Проективное рисование — вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус.

Психогимнастика — вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую, активизирующую и/или релаксационную.

Музыкотерапия — метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость.

Диагностические процедуры используются в тренинге для отбора участников в группу; как средство самопонимания и самораскрытия; как средство получения участником такой психологической информации о себе, которой у него раньше не было.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector