Правила работы в тренинговой группе - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
233 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила работы в тренинговой группе

Правила тренинговых групп

Социально-психологический тренинг

Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Н.Ю. Хрящёва и С.И. Макшанов).

По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, усвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность –обучающийся занимает активную позицию, усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта и чувствования.

Специфические черты тренинга

· Наличие постоянного состава группы.

· Присутствие тренера, имеющего концепцию.

· Четкая пространственно-временная организация.

· Соблюдение общегрупповых норм

· Использование активных методов работы.

· Наличие обратной связи от тренера и группы (она помогает в самопознании).

· Атмосфера психологической безопасности (позволяет быть открытым и экспериментировать поведением; нельзя критиковать, осуждать).

· Наличие творческой среды (все открытия получены участниками из собственного опыта).

Цели тренинга

Выявление проблем каждого и помощь в осознании своего состояния.

Развитие самосознания и само исследование участников.

Улучшение субъективного самочувствия участников.

Повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме.

Формулируются тренером и представлены в названии.Примеры:

Т Поведения в конфликте. Т управления временем. Т эффективного слушания. Т публичного выступления.

Индивидуальны у каждого. Могут не совпадать с заявленной. Могут трансформироваться в ходе.

Пример. Научиться разрешать конфликты с коллегами (или сокурсниками).

2 подхода к подготовке тренинга:

1. Определение темы тренером (например, Т управления временем), разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.

Группа желающих подбирается под конкретную тему.

2. Заказ, определение проблемы (например, стресс в организации). Исследование проблемы, поиск причин. Диагностика группы: социально-демографические характеристики, личностные.

Разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.

Продолжительность, варианты: 24 часа. 36 часов и др.

Интенсив – каждый день по несколько часов. Например, 4 дня по 6 часов.

Периодические встречи – выходные 1 раз в месяц; каждый день по 2 часа без отрыва от работы.

Структура тренинга

Презентация участников друг другу. Это вводная процедура позволяет «раскачать» группу, активизировать. Попросить рассказать о себе. Тренер может начать сам, «делай как я». Этим формируются доверительные отношения в группе. Упражнения на знакомство.

Пример. Упражнение «Жестами о себе».

Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Изобразите себя жестами. 1ый раз – покажите такого себя, которого презентуете окружающим, 2й раз – с которым знакомы только вы, 3-й – себя идеального.

РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ

Участники формулируют свои ожидания от тренинга в положительных терминах без «не».

Участник сам определяет значимость приобретаемого опыта и изменений. «Что я хочу и зачем?»

Иногда ожидания приходится корректировать, делать реалистичнее, конкретнее.

Тренер может менять программу в соответствии с ожиданиями.

Работа с ожиданиями позволяет участникам почувствовать ответственность за себя в тренинге.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ В ГРУППЕ

Вводятся ведущим. Должны быть поняты и приняты всеми.

Нужны для продуктивности, безопасности.

Правила тренинговых групп

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы.Всё, что произошло в Вегасе, должно остаться в Вегасе J.Условие создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Уважение к говорящему. Безоценочность

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. Без оскорблений, оценочных суждений.

Правило «здесь и сейчас». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. (Не там и тогда, не неделю, не год назад, а сейчас).

Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности — это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. В начале работы группы, этого добиться очень сложно.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации и целей присутствия на тренинге.

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Реализация упражнений, методических приёмов в соответствии с целью.

После каждого упражнения (особенно сложного) – обсуждение (обратная связь).

Нужен ли брудершафт на тренинге? На ты или на Вы?

Что такое правила тренинга? Правила группы – это определенные договоренности, которые помогают нам работать и достигать цели. Об этом нужно говорить. Правила группы это не тренеру нужно, чтобы управлять и доминировать над группой, а нужно ВСЕМ НАМ, для достижения наших целей.

Когда тренер предлагает принять правила. Он так заявляет, кто тут главный, очерчивает границы и приглашает к совместной работе. В самом начале занятия, тренер обсуждает СОВМЕСТНО с участниками правила группы.

Что это нам дает, и какими способами это эффективнее всего делать?

О того, как, вы начнете тренинг – а в частности как обсудите правила, может зависеть весь тренинг, его настрой. Особенно это важно для тех тренеров, у кого небольшой опыт работы, и они чувствуют себя неуверенно. Правила группы – это прием управления участниками на тренинге. Всегда можно отослать к правилам и это будет, что называется «независимый критерий» регулирования происходящего на тренинге.

  • Часто правила уже напечатаны в рабочих материалах. Поэтому можно предложить участникам прочитать правила вслух и прокомментировать, насколько, понятно, о чем это. Я на тренингах часто спрашиваю: «Какие правила группы вы знаете?»

Таким образом, это отличный шанс группе «включиться» в работу. Пусть просыпаются и несут ответственность за происходящее.Можно подчеркнуть, что какие правила примем, на них и будем опираться во время работы. Включаем участие и разделение ответственности!

Многие участники уже проходили тренинги, поэтому они с радостью и чувством собственного достоинства выступят. А мы заодно увидим, кто тут у нас в группе больше всех знает (обучался) и кто претендует на роль лидера или эксперта.

  • Процедуру принятия правил можно растянуть и превратить в целое упражнение.
  • А можно быстро и по делу. Все зависит от целей, времени, состава группы. Я по – разному провожу эту процедуру.
Читать еще:  Тренинг для тренинг менеджеров

Особое внимание заслуживает пункт «Обращение на ТЫ». Этот прием пришел к нам из групповой психотерапии и, и это было естественно. Так как задача на тренинге там иная – нужно чтоб люди раскрылись, допустили в свое личное пространство. И обращение на «вы» там выглядит по крайней мере нелепо. Вообщем, так уж повелось исторически.

Раньше я тоже всегда склоняла, так сказать, участников к обращению на «ТЫ». Надо сказать, иногда сталкивалась с сопротивлением, по вполне понятным причинам, и сопротивление это могло прорываться неожиданно. Ведь я расшатываю статус участников и подвергаю психологической опасности. Например, тех, кто работал в строгом подчинении.

А еще важный момент – корпоративная культура. Если в компании резвые и молодые менеджеры – то у них запросто на «Ты». А если это компания со строгими процедурами и иерархией – для них этот пункт просто очень болезненный.

Однажды, я прочитала, мне кажется у Елены Сидоренко , о том, что когда мы силовым решением принуждаем человека к обращению на «ТЫ», это давление и манипуляция. У тренера априори больше полномочий в ролевой позиции «учитель». А тут еще он приходит и говорит, «давайте на Ты».

Однажды, я проводила тренинг в западной компании, и мне менеджер по обучению сказал перед тренингом: « У нас принято обращаться к друг другу на «Вы» даже на тренингах».

Поворот был неожиданный, и тем не менее, я провела тренинг, общаясь с участниками на «Вы». И земля, что странно не разверзлась у меня под ногами.

Итак, ситуации, когда я обращаюсь к участникам на «Вы»

  • Если в компании принято обращение на «Вы». Это часть корпоративной культуры.
  • Если я работаю с директорами, заместителями и другими ключевыми фигурами. Это мой принцип. Если только они сами на тренинге не введут правило на «Ты».
  • Если я устала, и мне не хочется близкого общения с участниками. Я сознательно не допускаю их в свое пространство. От этого я не стала их меньше любить, просто, когда у меня подряд 10 тренингов – хочется экономить свои душевные силы.

Привожу выборку правил группы, с комментариями.

  • ГОВОРИТ ОДИН. Это понятно, чтоб каждый смог услышать друг друга. Бизнес – мостик – отрабатываем навык «Умение слушать». Так же не лишнее, сказать про уважение к коллегам.
  • АКТИВНОСТЬ. Я рассказываю притчу. «Чашка чая».

Японский мастер дзен Нан Ин, как-то принимал у себя профессора университета, который порасспросить его о дзен.

Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше.

Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся через край, но, наконец, не вытерпев, воскликнул:

— Чашка полная. Больше не входит!
— Вот как эта чашка, — ответил Нан Ин, — так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам дзен, если вы не опорожнили свою чашку?

Подчеркиваю, что «если вы будете активны на тренинге – задавать вопросы, участвовать в обсуждении – вы освобождаете» свою чашу. И сможете унести с собой новые знания».

  • ВРЕМЯ. «Цигель – цигель ай лю-лю!» Как говорил герой фильма «Бриллиантовая рука». Пишу на флпичарте время перерывов и обедов. Отдельный пункт — штраф за опоздание: Номер художественной самодеятельности. Работает безотказно.
  • ПОГОНЫ СНЯТЫ. На тренинге условно “все равны”. Именно здесь мы интересуемся как к вам обращаться. Если я знаю, что корпоративная культура подразумевает обращение на “Вы”, то просто пропускаю этот пункт.
  • ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Говорю о том, что мы можем долго рассуждать, будет этот прием «работать» или нет. Единственный критерий – это то, что происходит сейчас, мы опираемся на результаты тренинга сейчас. Говорим о том, что можно изменить прямо сейчас. Это обезопасит нас от прений: «Ну вдруг я скажу клиенту, а он так не ответит».
  • КОНФИДЕЦИАЛЬНОСТЬ. Это для поддержании безопасной обстановке на тренинге. Обещаю, что не буду выдавать имена, пароли и явки.

Безусловно, этот список можно дополнить. А какие у вас правила?

Правила поведения в тренинговой группе

Понятие о тренинге и правилах его проведения

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, что позволяет снять стереотипы и решить личностные проблемы участников.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек.

Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так с самого начала будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.

В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

И еще один важный момент. Активное и добровольное участние являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.

Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи (кинолектории, диспут клубы, походы и многое другое). Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет подросткам “раскрепоститься”.

Читать еще:  Эффективность коммуникативных тренингов в психокоррекционной работе

Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.

Правила поведения в тренинговой группе

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”.учимся, говорить только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

6. Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

7. “Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разряжают” его.

Необходимо объяснить участникам все эти правила, дать ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.

Как вариант можно разбить группу на подгруппы 3-5 человек и методом мозгового штурма группа сама разрабатывает правила тренинговой группы, ведущий только фиксирует их на листе ватмана.

12 правил проведения тренинга

Как правило, тренинги проводятся для повышения уровня квалификации сотрудников разных профессий, но одним из составляющих успешного его проведения, является установка основных правил.

Рассмотрим их подробнее:

12 основных правил для успешного проведения тренинга

1. Мобильные телефоны! (это правило даже не записывается, настолько оно просто – мобильные телефоны отключаем или переводим в режим вибро, т.к. для аудитории всегда интереснее звонок мобильного или вновь входящий участник, чем тренер).

2. Говорит один — уважение к говорящему (помимо общего соблюдения принципов этичности, так мы боремся с групповой шизофренией, которая непременно возникнет у участников, если они будут пытаться сразу улавливать высказывания нескольких людей).

3. Погоны сняты (на тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников).

4. Регламент — ценить время (обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения).

5. Конфиденциальность (вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории).

6. «Освободи чашку» (правило основано на древней притче. «В одном селении жил старый мудрец. Однажды он услышал, что недалеко появился молодой ученый. Который настолько мудр, что дает совет любому обратившемуся к нему. Вот старик-мудрец и отправился к этому ученому и попросил его поделиться своей мудростью. Молодой ученый предложим старику выпить с ним чай. Он поставил на стол чашку и начал наливать в нее воду. В итоге вода постепенно заполнила чашку и начала выливаться за края. После она залила стол и начала литься на пол, старик закричал «Что ты делаешь?» Тогда молодой ученый ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Аналогично я не могу научить мудрости тебя, ты и так уже мудр, чаша твоих знаний заполнена». Согласно этому правилу тренинга, для того, чтобы узнать что-то новое, мы предлагаем участникам на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта, хотя бы на время тренинга увидеть все новыми глазами).

7. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).

8. Трап (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинается тренинг, никто из участников не покидает комнату один, он ожидает, когда наступит перерыв, опустится трап, и выйдет вся группа).

9. «Правило осени» (следуя пословице «Цыплят по осени считают», мы предлагает участникам делать выводы о результативности и интересности тренинга, подводить его итоги только в конце тренинга).

10. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их работа в формате «здесь и сейчас» — здесь у них есть возможность задать вопросы, попробовать)

11. Не критиковать. (напомните аудитории правило психологов направления НЛП: «нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций)

12. Я — высказывания. (участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)

Правила тренинга

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
  6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Читать еще:  Психологический тренинг для детей
  • Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

    В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.

    Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

    Что нужно знать тренеру?

    Как научиться быть тренером?

    Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

    Наиболее оптимальная позиция ведущего

    – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную работу проводит сам участник.

    Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку.

    Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.

    Вообще, ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались.

    Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.

    Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.

    Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

    Трудные ситуации для тренера и как с ними справляться

    Группа вам не нравится. Это говорит о том, что до тренинга вы сформировали в своей голове некий образ будущей группы. Но истинное удовольствие вы можете получить, работая с реальной группой. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.

    Вы волнуетесь перед группой. Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение. Если мы пытаемся подавить эмоции, они только усиливаются, а если не боимся их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).

    Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

    Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, вы тем самым забираете их силу себе и ослабляете участников.

    Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше. Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.

    Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не общению.

    Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector