Тренинг развития коммуникативной компетентности - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг развития коммуникативной компетентности

Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

Галина Фарафонова
Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

Психологическое вхождение.

Умение эффективно общаться — это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках.

Умение общаться — это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

-Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг я предлагаю посвятить совершенствованию навыков общения. Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе общения придерживаться таких правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Я – высказывание.

5. Безоценочность суждений.

2. Знакомство по новому.

Упражнение «Моё имя»

В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Участники подписывают бейджики.

— А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена:

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так далее.

Упражнение «Выбор траектории»

Эта разминочная игра также может быть отнесена к необычным способам поведенческой психодиагностики. Она может служить прологом к психотехникам, ориентированным на развитие умений осознавать собственные предпочтения и склонности.

Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:

— У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу. (показывает, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник. (показывает, кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника. (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку (разумеется, это упражнение применимо только в том случае, если позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения.

— А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами – людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг. Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее симпатичной?

После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия*.

4. Основная часть

Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.

-Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но, примерно, вы находитесь на расстоянии 1000км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также и несколько коробочек спичек. Помимо этого осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности. Вот эти предметы:

1. зеркало для бритья;

2. канистра с водой;

3. противомоскитная сетка;

4. одна коробка армейского рациона;

5. карта тихого океана;

6. спасательная подушка, связанная с береговой охраной;

7. канистра с 8 литрами бензина;

8. маленький транзисторный радиоприемник;

9. репелленты (средство для отпугивания акул);

10. бутылка рома;

11. две коробки шоколада;

12.2м. нейлонового каната (удерживать другие предметы);

13. рыболовная снасть;

Обсуждение: Когда легче было работать: одному, в малой группе, всем вместе? Учли ли ваши интересы в ходе общей дискуссии?

Упражнение «Идеальное общение — кто вы?»

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

5. Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения. Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды — написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой — написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение. Каждая команда представляет свои темы. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения. Осознание педагогами связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

5. Релаксация.

Игра-активатор “Друг к дружке”

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Читать еще:  Бизнес тренинги в москве для начинающих бесплатно

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетенции»
методическая разработка

тренинг для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения

А де Сент-Экзюпери

Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

  • Развитие вербальных и невербальных средств общения;
  • Сплочение педагогического коллектива;
  • Обучение эффективным методам общения;
  • Снижение телесного и психоэмоционального напряжения.

Организационный момент (звучит релаксирующая музыка.)

1) Добрый день уважаемые коллеги. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

2) Умение общаться — это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Мы обучаем, воспитываем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно -и зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наша встреча посвящена повышению коммуникативной компетентности.

Мы начнем с того, что встанем в круг, возьмем клубок ниток. Каждый должен назвать имя и несколько слов о себе.

3) Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства. Невербальные — поза, улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция). Вербальные — комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода. ), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно.

Упражнение «Сквозь кольцо»

Участники должны разделиться на 2 команды, взяться за руки и используя невербальные средства общения, не размыкая рук, пройти сквозь обруч

и вернуться на свои места.

4) «Золоте правило» общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» По сути, оно конечно очень простое, однако следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания .

Следующее упражнение поможет потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Упражнение «Восточный базар»

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, и будут считаться победителями».

Вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

5) Тактильное общение – это такой способ общения людей, при котором взаимодействие осуществляется при помощи чувства осязания.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

Тренинг коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я — ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один из существенных показателей компетентного общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра — это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.

освоение концепции коммуникативной компетентности;

— отработка навыков активного слушания: формулирование правильных вопросов, уточнения и побуждения к развертыванию ответа, перефразирования, интерпретации;

— отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

— отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Упражнение 1. «Единство»

Цель упражнения: — выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; — формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Упражнение 2. «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.

Упражнение 3. «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Читать еще:  Тренинг по оценке персонала

Тренинг лидерства

В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере лидерство же определяют, как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Лидерство необходимо в тех ситуациях, когда требуется на что-то повлиять, т. е. в ситуациях изменения.

Генри Минтцберг называет следующие навыки необходимые успешному руководителю и подлинному лидеру:

1. Искусство быть равным – способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

3. Искусство обрабатывать информацию – способность систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

4. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблемы в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны.

5. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

6. Искусство самоанализа – способность осознавать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть влияние лидерства на организацию.

Цель тренинга: диагностика и развитие управленческой, социально-психологической и личностной компетентности руководителей.

— понимание природы лидерства;

— освоение технологий лидерского поведения;

— отработка навыка работы в команде;

— отработка навыка построения эффективных коммуникаций;

— актуализация личностного потенциала;

— усиление своих способностей влияния на людей.

Упражнение 1. «Портрет эффективного лидера»

Группа делится на четыре мини-группы. В течение 10 ми­нут каждая мини-группа должна составить портрет эффек­тивного лидера.

После обсуждения происходит защита проектов и анализ процесса и результата работы группы. От каждой мини-группы выступает один участник. Происходит дискуссия, сравнение общего и различного в материалах, представленных группами.

Вопросы для обсуждения:

— кто занимал позицию лидера при выполнении задания?

— как работала мини-группа, как был организован процесс обсуждения?

— как распределялись роли?

— на каком принципе основывалось формирование портрета эффективного лидера?

Стоит обратить внимание на стиль по­ведения выступающего.

Упражнение 2. «Мы – команда?»

Ведущий раздает участникам бланки задания. В течение семи минут участники работают со списком утверждений.

Инструкция. Выберите из предложенного списка и отметь­те символические определения, которые могут быть отнесены к команде, с которой вы работаете в своей организации.

«Пассажиры автобуса»: каждому важно только доехать до своей остановки, и никого не волнуют проблемы водителя.

«Мы и он»: подчиненные осознают глубокие различия соб­ственных интересов и интересов руководителя.

«Один на поле, остальные на трибунах»: руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.

«Каждый несет свой чемодан без ручки»: большая нагрузка на всех без прав и ресурсов.

«Хор солистов»: сильные профессионалы, но не «спевши­еся» между собой, не склонные к совместной работе.

«Серпентарий единомышленников»: люди работают вме­сте, при этом находясь в остром конфликте между собой.

«Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупи­цы!»: руководитель унижает своих подчиненных, но тре­бует высокой лояльности к себе, личной преданности.

«Грозный отец и напуганные дети»: руководитель на­стойчиво подключает подчиненных к общефирменным решениям, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.

«Много умных, мало взрослых»: либо специалисты избегают принятия на себя ответственности, уклоняются от принятий решений общефирменного уровня, во всем полагаясь на лидера, либо он сам считает: «Они молодцы, но мне виднее».

«Негативная селекция»: руководитель намеренно под­бирает подчиненных, чей уровень интеллекта и профес­сионализма заведомо ниже его уровня.

Эффективно работающая команда: цели ясны, роли распределены, позиции обозначены.

Упражнение 3. «Упаковка чемоданов»

Ведущий предлагает участникам написать на листе бумаги свое имя и разделить лист пополам. Левая половина — сто­роны личности, помогающие лидерству (+), правая — стороны личности, мешающие лидерству (-). Все по очереди заполняют листы каждого участника группы. Написавший свое мнение об участнике передает лист по кругу, причем сворачивает лист так, чтобы написанное было не видно. Когда каждый напишет свое мнение о каждом, участники знакомятся с содержани­ем своего листа и по желанию выражают свое отношение к прочитанному.

Программа и содержание тренинга коммуникативной компетентности

Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

2) Отработка навыков активного слушания:

  • формулирование правильных вопросов
  • «малого разговора»
  • уточнения и побуждения к развертыванию ответа
  • перефразирования
  • интерпретации

3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Количество участников: 10 – 12 человек

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

10.00 – 11.10 Знакомство, правила

Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например : «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

  • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
  • Почему?

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

Читать еще:  Тренинг на сплочение коллектива 8 класс

13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» — «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

— Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

перерыв 15.00 – 16.00

16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов : «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

— Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

Предлагается выполнение следующего упражнения:

Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

«Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

«Хотелось ли продолжить разговор?»

«Что именно было интересным и приятным?»

После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

перерыв на обед

14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

Упражнение «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

Далее тренер раздает материалы с менее ( и более) уважительными формулировками для вербализации чувств (приложение 7).

Упражнение «Расслоение по полюсам»

Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого тренер предлагает тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем тренер должен сказать что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Тренер предлагает участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения. Участникам раздаются материалы (приложение 8).

Далее предлагается невербальное упражнение. Два ведущих уходят из комнаты, группа делится на две команды. Одной команде предлагается не улыбаться, когда ведущий будет здороваться с ними, а другой – наоборот, улыбаться. Задача ведущих — вступить в контакт со своими командами. Следующим заданием для команд будет смотреть для одной и не смотреть для другой команды в глаза ведущего.

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

17.30 – 18.00 Подведение итогов

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

Тренер благодарит группу за совместную работу и делится своими впечатлениями о процессе работы с данной группой.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector