Тренинговая программа для студентов - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
64 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинговая программа для студентов

Упражнения для тренинга со студентами

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 20 минут.

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

— «Думаю, что настоящий друг…»;

— «Студенты, с которыми я учусь…»;

— «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

— «В процессе взаимодействия с людьми…»;

— «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

— педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

— после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

— задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» — в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

— нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

— количество высказываний не должно превышать четырех;

— при наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

— при большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо — хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

Каждый из студентов должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал. Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

Читать еще:  Бизнес тренинги в москве 2020

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Программа тренинга для студентов: «Я-выбираю жизнь»

муниципальное бюджетное образовательная организация

«Токарёвский районный Дом детского творчества»

Программа тренинга для студентов

Автор-составитель: социальный педагог

Программа тренинга для студентов

Тренинг «Я выбираю жизнь!»

Цель: Формирование осознание у участников тренинга что жизнь и здоровье — это главные ценности человека .

Задача: — Помочь подросткам учиться жизни

— Побудить подростков поделиться своим мнением;

— Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

— Обобщать и комментировать высказывания подростков;

— Пробовать вести групповую дискуссию;

— Уважать мнение другого;

Форма: групповая работа.

Оборудование: фломастеры, листы А4, интерактивная доска, бейджи, презентация (Приложение 3)

Оформление: правила работы в группе, фильм «Последний номер»

Условия, которые необходимо соблюдать для эффективности тренинга:

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности — это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

6. Уважение говорящего . Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

Упражнение № 1. Визитная карточка.

Каждый участник делает себе визитную карточку — рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера)

Затем карточки складываются вместе. Каждый участник вытягивает одну карточку и пытается найти «владельца».

Реквизит: бумага, маркеры, клей.

Упражнение № 2. Кто я?

Игра рассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.

Задача — выяснить, имя, какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Реквизит: бумага, маркеры, скотч или английские булавки (прищепки)

3. Просмотр фильма «Последний номер 48092» (приложение 2)

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или — или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

Упражнение № 4. Ромашка (Приложение 1)

Это лично ваша ромашка. В центре напишите слово Я. На каждом лепестке напишите нечто что важно для Вас. Именно для Вас.

Главная ценность для нас: это Я . И пока ты сам жив, твоя жизнь продолжается.

Но в этом случае, кто это делал? Кто отрывал эти важные ценности от себя? Мы сами? И что иногда делают не только подростки, но и взрослые. Мы сами разрушаем свою жизнь. Мы сами отказываемся от этих важных вещей. И что тогда?

Что помогает Вам справляться с жизненными трудностями?

Я правильно понимаю, это то, что вы цените?

5. Завершение тренинга. Рассказ притчи про «Банку»

Знаменитый китайский профессор сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог бы поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

— скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин без сомнения, был наполнен.

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горстка гороха. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать его через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щели между камнями, пока не дошла до самого верха и уже невозможно было насыпать.

Он повернулся к аудитории и спросил:

— Скажите мне, кувшин полон?

Группа пробормотала, наверное.

Профессор ничего не сказав, снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горстка крупного сухого песка. Он набрал горсть и начал аккуратно сыпать его в горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка, и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

Он повернулся к группе студентов и спросил:

— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не сказал, обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и стал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, горох и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил:

-Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту ботинок. Или делают и то, и другое одновременно. Профессор снова обернулся. На небольшом кусочке бумаги была насыпана небольшая горсточка мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко, и она растворилась в воде.

И снова профессор повернулся к аудитории и спросил:

— Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

— Нет, профессор, он еще не полон.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже, в случае, если все остальное потеряется. Горошек – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, учеба, дом, автомобиль. Песок – это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек, камни. И также в нашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь прежде всего камнями, то е6сть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное –это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать Вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Программа психологического тренинга «Как все успевать. Эффективное планирование времени»
методическая разработка

Программа психологического тренинга для студентов колледжа «Как все успевать. Эффективное планирование времени»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа тренинга «Как все успевать.

Читать еще:  Тренинги по продажам видео

Эффективное планирование времени»

Общая продолжительность : 120 мин.

Цель тренинга : Развитие навыков эффективного планирования и использования времени как залог реализации поставленных задач и достижения намеченных целей.

  • Познакомить участников с техниками эффективного использования времени;
  • Отработать навыки эффективного планирования и использования времени,
  • Способствовать совершенствованию умения ставить цели и находить успешные пути их достижения.

Категория участников : студенты 1 и 2 курсов

Количество участников : 12-15 человек

Материалы и оборудование : р учки, бейджики, бланки для заполнения, анкеты обратной связи.

1) Вводная часть.

1. Знакомство (10 мин.)

Цель: знакомство участников, создание доброжелательной атмосферы.

Представление тренера, приветствие

Каждый по кругу называет свое имя, сообщает ту информацию, которую хочет сообщить:

— чем занимается, увлекается;

— был ли опыт участия в тренинге, положительный или отрицательный;

— что вы ожидаете от тренинга?

Время – это единственный ресурс, которым обладают все люди без исключения. Перед лицом времени все равны: у каждого есть только 24 часа в сутки. Но успешным становится лишь тот человек, который умеет эффективно управлять своим временем!

Сегодня я хочу познакомить вас с одним инструментом коучингового подхода, который применяется тогда, когда необходимо решить какую-то проблему. На сегодня наша задача – как научиться эффективно управлять своим временем. Коучинговый подход основан на идее о том, что каждый человек уникален, уже владеет необходимыми ресурсами для достижения цели. У каждого из вас есть опыт, знания, качества, которые вы можете применить для решения задачи.

2. Введение правил (5 минут)

1. Говорить от первого лица. Я-высказывания.

2. Правило активности – любой навык формируется в многократном повторении, и наиболее эффективны те участники, которые берут от тренинга по максимуму.

3. Здесь и теперь (мы обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе). Нельзя говорить «а вот если бы здесь был другой человек…» То есть мы обсуждаем только то, что происходит внутри круга.

4. Обращение по имени. «Скажите, кому трудно слышать свое имя? Кто против того, что бы к нему обращались по имени?»

5. Правило мобильного телефона (прошу Вас выключить мобильные телефоны или поставить их на вибрацию)

3. Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

Цель – актуализация смыслов, которые участники вкладывают в понятие «время», погружение в свой внутренний мир.

В упражнении используются метафорические карты – они раскладываются на столе. Каждый участник выбирает из них одну, которая ассоциируется у них с вашей трудностью. Затем происходит обсуждение:

— Расскажите, почему вы выбрали именно эту карту.

— Какие чувства, мысли она вызывает?

— Какое название вы могли бы дать фотографии?

Карты отражают внутреннее состояние участников или внешнюю ситуацию.

4. Упражнение «Колесо жизненного баланса»

Сегодня мы поговорим об одном из удивительных коучинговых инструментов, о «Колесе жизненного баланса». Иногда его называют «Колесом коучинга». Оно на редкость простое, очень информативное и, главное, прекрасно подходит для самокоучинга.

Сегодня мы будем создавать дизайн своей жизни. Для начала нам надо определить срок, на который мы бы хотели заглянуть вперед. И определить дату – например 31 августа. Представьте, что вы оказались в будущем, оглянулись назад, посмотрели на свою жизнь со стороны. Посмотрите, из каких областей она состоит?

Напишите эти области на колесе баланса. Какие области вы бы хотели, чтобы появились в вашей жизни?

1. Выберите, пожалуйста, 8 наиболее значимых областей своей жизни. Это должны быть те сферы, без которых вы не будете чувствовать, что живете полноценной жизнью. У каждого они будут свои, в качестве примера можно привести несколько – семья, работа, отдых, здоровье, финансы, хобби, родители, др.

2. Нарисуйте на листе бумаги круг и разделите его на столько секторов, сколько у вас получилось сфер жизни. Каждый сектор назовите одной из выбранных вами сфер.

3. Посмотрите на колесо. 10 – максимальная удовлетворенность областью жизни к указанному сроку. Напишите в каждой области – что должно произойти, чтобы удовлетворенность была на десятку. Напишите критерии удовлетворенности каждой областью.

4. Теперь на машине времени возвращаемся в настоящее. Теперь вам необходимо каждый сектор оценить по 10-балльной шкале – насколько вы удовлетворены этой своей областью жизни сейчас. Где «1» (ось колеса) – совершенно не удовлетворен, «10» (обод колеса) – полностью удовлетворен.

Взгляните на то, что у Вас получилось? Какие мысли приходят вам в голову? Что вы замечаете, когда смотрите на колесо?

Если все 10 исполнятся. Насколько это реально? Достижимы ли эти цели? При необходимости нужно перераспределить цели.

5. А теперь еще раз очень внимательно посмотрите на свое колесо.
Изменения в каком одном сегменте максимально отразятся в лучшую сторону на всем вашем колесе? Какая из этих областей является ключевой?

Если область позитивно влияет на большинство областей, значит, она является ключевой.

Взгляните еще раз на ваше новое колесо и подумайте, какие 3 шага вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы приблизиться к цели? Что я могу сделать?

Напишите в каждом секторе 3 шага, которые вы сделаете в ближайшее время 3-7 дней.

Закон: на что обращаю внимание, на это выделяю время, на это появляется энергия.

Домашнее задание: написать для каждой области подробный план на 2 месяца – конкретные шаги, время, ресурсы, которые вам понадобятся.

Этот вариант колеса коучинга рекомендуется использовать в тех случаях, если у вас появляется ощущение, будто в вашей жизни что-то не так, и живете вы какой-то не полной жизнью.

В подобном случае колесо коучинга покажет вам полную картину и области, на которые вы должны в первую очередь обратить внимание. Зачастую после этого упражнения появляется ощущение, что «в общем-то, не так уж все и плохо и, если я сделаю еще одно небольшое усилие, то смогу почувствовать себя счастливее».

Упражнение 5. «Дождь в джунглях» (5 минут)

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.

Участникам сообщается: «Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру».

После окончания упражнения обсуждение:

  • Как вы себя чувствуете после такого массажа?
  • Приятно ли было выполнять те или иные действия?

6. Теоретическая часть

Планирование – это подготовка к реализации намеченных целей, это структурирование, упорядочивание времени.

Планирование может осуществляться на год, на месяц, на неделю, на день или на другой период времени. Планировать можно долгосрочные и краткосрочные цели. Наиболее практичным и удобным является планирование каждого дня.

Есть «золотое» правило резервирования планируемого времени, которое гарантирует вам защиту от неожиданных незапланированных обстоятельств:

60 % рабочего времени охватываются планом и 40 % резервируются для неожиданных, незапланированных дел.

Конечно, эти цифры могут варьировать. Но важно при планировании всегда оставлять некоторое количество времени для успешного преодоления различных непредсказуемых ситуаций.

Этот шаг включает рациональное ранжирование поставленных задач. Собственно сама стратегия принятия решений представляет собой распределение задач по значимости. Необходимо определить приоритетность каждой задачи, т. е. установить степень ее важности (значимости) и срочности выполнения. Для этого существует соответствующая схема:

По приоритетности задачи могут быть:

1 – срочные и важные. Их необходимо выполнять без промедления. «Их делаю сам в первую очередь».

2 – важные, но несрочные. «Их делаю сам, но позднее». Необходимо установить сроки выполнения этого типа задач.

3 – срочные, но менее важные. Сюда входят задачи, подлежащие делегированию. «Их перепоручаю».

4 – задачи, которые отправляются в «корзину». Не срочные и не важные. Для задач этого типа составляется отдельный список и решается необходимость их выполнения вообще. Если ответ утвердительный, то определяются сроки либо решается вопрос об их перепоручении.

Задание 1. Составьте список задач на один день, включив в него:

а) текущие актуальные задачи;

б) задачи из недельного, месячного или годового плана;

Программа тренинга психологического сопровождения студентов в колледже

Цель: подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности.

  1. обучение психотехническим приемам делового общения необходимым студентам при работе на предприятиях;
  2. обучение приемам самопомощи в стрессовых ситуациях;
  3. снятие эмоционального напряжения перед трудоустройством на работу или на практику.

Реализация поставленной цели и задач лежит на педагоге-психологе, который выступая в роли тренера, в интерактивной форме организует в подгруппах студентов игровое взаимодействие, позволяющее им не только решить поставленные задачи, но и способствовать личностному росту студентов.

Целевая группа: студенты колледжа в количестве 17–18 человек в каждой подгруппе.

Время проведения: два тренинговых занятия по 3 часа каждое.

Помещение: учебная аудитория, позволяющая расставить стулья по кругу с достаточной зоной для свободного перемещения участников.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), мяч, ватман, карандаши, фломастеры,
бумага (А 4), карточки с заданиями, карточки с названиями, магнитофон, раздаточный материал в виде схем, аудиокассета с записью спокойной музыки.

Проведение программы тренинга по осуществлению психологического сопровождения профессионального становления студентов – важный момент в становлении профессионального будущего.
Ее значение сложно переоценить, поскольку именно с момента проведения данного вида тренинга начинается знакомство студента с азами профессии не с позиции теории, а с позиции активного овладения практическими умениями и навыками, столь необходимыми для успешного освоения профессией, знакомством с возможными трудностями профессии. Этот момент сопровождается активным осознанием и пониманием себя в профессии, выработкой собственных профессиональных позиций и приоритетов. Очень важно, чтобы на момент начала этой деятельности у учащегося был положительный опыт вхождения в профессии, поскольку от этого зависит вся его дальнейшая профессиональная судьба, отношение к себе как к профессионалу, видение себя в этой профессии, т.е. профессиональной самосознание будущих профессионалов. Таким образом, основная задача деятельности педагога-психолога в этом направлении – это осуществление психологического сопровождения, оказание психологической помощи в процессе формирования профессионального самосознания учащихся.
Осуществление данного направления деятельности происходит при содействии классных руководителей, кураторов групп.
Целью данной работы является подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности, снятие эмоционального напряжения в группе. В этапы проведения тренинга, в обязательном порядке, включаются упражнения на знакомство, игры на сплочение, на решение проблем в общении, на решение возможных конфликтных ситуаций, упражнения на снятие эмоционального напряжения с элементами самопомощи в стрессовых ситуациях, упражнение на рефлексию. Тренинговое занятие проводится по специально составленному расписанию, группы учащихся при помощи проведения специального упражнения перемешиваются, что также дополнительно способствует сплочению самих студентов между собой.

  1. Тренинговое занятие по деловому общению.
  2. Тренинговое занятие по повышению эмоциональной устойчивости.
Читать еще:  Упражнения в конце тренинга

Этапы тренингового занятия по деловому общению:

1. Вводная часть:

  • Представление ведущего и целей тренинга;
  • Упражнение “Имена”

2. Основная часть:

  • Мини-лекция “Что такое деловое общение?”
    – Упражнения на развитие коммуникативных умений;
    – Упражнения на развитие навыков распознавания манипуляций и противостояния им;
    – Упражнения на решение конфликтных ситуаций.;
  • Упражнение “Чувствование”;
  • Упражнение “Дискуссия”;
  • Мини – лекция “Манипуляция и ее характеристика”;
  • Мозговой штурм “Почему необходимо уметь распознавать манипуляции?”;
  • Упражнение “Виды манипуляций”;
  • Упражнения “Колобок”;
  • Мини – лекция “Конфликт – что это такое?”;
  • Упражнение “Атомы и молекулы”;
  • Упражнение “Проигрывание ролевых ситуации конфликта”

3. Заключительная часть:

  • Подведение итогов участниками
  • Упражнение “Спасибо по кругу”

Этапы тренингового занятия по повышению эмоциональной устойчивости:

1. Вводная часть:

  • Упражнение “Зеркало”
  • Упражнение “Цвета эмоций”
  • Упражнение “Чувство”

2. Основная часть:

  • Упражнение “Вообрази”
  • Упражнение “Ассоциации”
  • Упражнение “Пустое место”
  • Упражнение “Гвалт”
  • Упражнение “Стрессовые ситуации из личного опыта”
  • Упражнение “Признаки стресса”
  • Мини-лекция “Виды стресса”
  • Мозговой штурм “Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?”
  • Упражнение на правильное дыхание
  • Упражнение “Знакомство с собой”
  • Упражнение “Отвлеченное внимание”

3. Заключительная часть:

  • Упражнение “Ключ”
  • Упражнение “Три стихии”
  • Подведение итогов участниками
  • Подведение итогов ведущим

Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель:Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector