Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинговые программы по психологии

Программа социально-психологического тренинга развития навыков конструктивного взаимодействия для старшеклассников

Программа социально- психологического тренинга развития навыков конструктивного взаимодействия для старшеклассников

Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана с появлением у старшеклассника новых вопросов о себе, появлением точек зрения, с которых человек себя рассматривает. Открытие своего внутреннего мира — это радостное и волнующее событие, но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация юноши одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Следовательно, молодые люди вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой области.

Время реального регламентированного общения у старшеклассников намного превышает потребности в нем, в то же время потребность в нерегламентированном общении значительно меньше, чем реальное нерегламентированное общение. Следовательно, у старшеклассников создается атмосфера, ограничивающая развитие опыта неформального общения.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, способствующим реализации потребности юношества в дружбе, справедливости, равенстве; нахождению способов познания себя, понимания других людей.

Наиболее эффективной формой обучения общению является социально — психологический тренинг (СПТ). СПТ существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создает возможности для более полного самопознания и самоопределения.

Ключевое понятие: взаимодействие – это …:

— отношение между субъектами;
— понимание как основа конструктивного взаимодействия;
— способы и методы взаимодействия;
— процесс познания;
— адекватность выбора;
— защитные механизмы и барьеры, способы их преодоления;
— вербальная и невербальная коммуникация.

Цель тренинга: Развитие навыков эффективного взаимодействия старшеклассников через вооружение системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.

1. « Я» – задачи

  • самоисследование,
  • определение ответственности,
  • пути принятия себя.

2. «Ты» — задачи

  • познание другого,
  • определение межличностных барьеров,
  • способы их преодоления,
  • поиск конструктивных способов.

3. «Мы» — задачи

  • поиск общего между мной и сверстниками,
  • поиск общего между мной и взрослыми.

Методы работы.

  1. Групповая дискуссия — способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, ycтранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.
  2. Биографическая ориентация. При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него, остальные высказывают свое мнение относительно его проблем, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
  3. Тематическая ориентация. Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает.
  4. Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии ориентируется на групповую динамику, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции. На этих дискуссиях в большей степени реализуется принцип «здесь И теперь». Так, в ходе групповой дискуссии между двумя участниками возникает личностный конфликт. Ведущий обращает на это внимание группы и предлагает проанализировать сложившуюся ситуацию. Для активизации участников в групповой дискуссии можно .использовать процедуры типа: высказывание по кругу, метод эстафеты каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.
  5. Ролевая игра — метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.
  6. Игра — активатор – тренировка способа эффективного взаимодействия.
  7. Информирование (инструктирование) – раскрытие в доступной форме психологических понятий через анализ материала, возникшего «здесь и теперь».
Читать еще:  Семинары и тренинги по продажам

Основная сфера воздействия – эмоциональная

Обхват участников группы.

В данную тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Количественный состав группы – от 7 до 12 человек. Группа должна быть разнополой. В группе могут быть знакомые люди и одноклассники, однако в группе не должно быть ребят, имеющих с другими членами затяжные, скрытые конфликты.

Режим работы группы.

Программа состоит из десяти полуторачасовых занятий, которые проводятся два раза в неделю. Таким образом, группа встречается в течение полутора месяцев.

Ожидаемый результат: получение старшеклассниками знаний и представлений о себе, о способах эффективного взаимодействия с другими, формирование умений анализировать себя и других, формирование навыков конструктивного общения.

Метод эффективности работы группы: сопоставление целей и задач с полученным результатом.

Образец программы социально-психологического тренинга

Программа тренинга самопознания и саморазвития «Познай себя»

Главное назначение тренинга самопознания и саморазвития состоит в создании необходимых условий для актуализации механизмов самопознания и саморазвития, обучающихся многоуровневого университетского комплекса в возрасте от 18-ти до 23-х лет.

Базовыми методами тренинга самопознания и саморазвития являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. Общая цель тренинга самопознания и саморазвития конкретизируется в следующих задачах:

— активизировать процессы самопознания и самоанализа;

— способствовать формированию и развитию «Я-образа»;

— повысить самооценку, сформировать положительное отношение к себе;

— обучить технике позитивного мышления;

— развить навыки уверенного поведения;

— способствовать развитию убедительной речи;

— овладеть навыками саморегуляции эмоциональных состояний;

— способствовать развитию умений конкретизации своих желаний, достижению поставленных целей.

Программа тренинга самопознания и саморазвития «Познай себя» состоит из 10-ти занятий по 2-2,5 часа каждое и состоит из последовательно выстроенных модулей: командообразования; самопознания; формирования уверенности в себе; развития коммуникативных навыков; саморегуляции и целеполагания.

Читать еще:  Тренинг по семейной психологии

1. Модуль командообразования (2 занятия: «Мы команда», «Вместе мы сила»), направлен на знакомство и сплочение участников; формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в группе.

2. Модуль самопознания (2 занятия: «Познаю себя», «Я глазами других людей»), предназначен для формирования и развития «Я-образа», актуализацию процессов самоанализа.

3. Модуль формирования уверенности в себе (2 занятия: «Моя самооценка», «Уверенность в себе»),проводится с целью повышения самооценки участников, развития навыков уверенного поведения.

4. Модуль развития коммуникативных навыков(1 занятие: «Коммуникативная компетентность»)направлен на формирование компетентности в общении.

5. Модуль саморегуляции и целеполагания (2 занятия: «Саморегуляция эмоциональных состояний», «Целеполагание»)предназначен для развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний, способствование формированию навыков конкретизации своих желаний, достижения поставленных целей.

По завершении тренинговых модулей проводится итоговое занятие, позволяющее получить участникам и ведущим обратную связь от группы по результатам работы на тренинге, способствовать переносу достижений, полученных в процессе занятий в реальную жизнь.

Каждое тренинговое занятие состоит из 4-х этапов: организационный, целеполагающий, основной, обобщающий.

Этап 1. «Организационный» (1упражнение), основное назначение которого заключается в создании положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Этап 2. «Целеполагающий» (1 упражнение), способствует осознанию важности и значимости темы занятия для участников.

Этап 3. «Основной» (4 упражнения), включает комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие определенных качеств и навыков.

Этап 4. «Обобщающий», (1 упражнение), позволяет осуществить обратную связь констатировать те или иные выводы, полученные участниками в ходе занятия.

На первом этапе тренингового занятия акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для дальнейшего осуществления работы.

Далее, идут упражнения, направленные на активизацию процессов самопознания и самоанализа участников.

Комплекс упражнений в основной (развивающей) части занятия направлен на формирование и развитие «Я-образа», повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения и компетентности в общении, саморегуляции эмоциональных состояний, конкретизации своих желаний, достижения поставленных целей.

Обобщающий этап занятия включает упражнения, направленные на получение обратной связи и обязательное подведение итогов.

Занятия в тренинге самопознания и саморазвития личности основываются на следующих принципах:

Читать еще:  Тренинг телефонный этикет

1. Принцип активности участников.В ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — выполнение специальных устных и письменных упражнений, проигрывание различных ролей и ситуаций.

2. Принцип исследования позиции. В процессе работы тренинговой группы, создаются такие ситуации, для выхода из которых нет готовых рецептов, когда участникам самим приходится искать решение проблемы.

3.Принцип диалогизации взаимодействия,т.е. полноценного межличностного общения, основанного на доброжелательности, с учетом интересов всех участников, доверии, искренности, терпимости.

4. Принцип самодиагностики.В занятия включены вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о себе, своих положительных и отрицательных сторонах, трудностях и проблемах.

К организации тренинговых занятий предъявляются следующие требования:

— комплектование группы только на основе добровольности;

— численность группы 8-10 человек;

— продолжительность одного занятия — от двух часов и более;

— помещение — светлая, теплая комната, время от времени проветриваемая;

— удобные стулья, расставленные по кругу;

— наличие в комнате свободного пространства, где могла бы поместиться вся группа во время психогимнастики.

ЗАНЯТИЕ 1. «МЫ КОМАНДА»

Задачи занятия: познакомить участников с тренером, друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, освоить групповой стиль общения, принять правила работы группы, способствовать процессам самораскрытия.

Этап 1. «Организационный»

Упражнение 1. «Звезда»

Цель упражнения:знакомство участников друг с другом

Инструкция.

Группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они меняются ролями. Задача «солиста»- рассказать о себе партнеру, сообщив максимум положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты личности, особенности внешности, преодоленные трудности, совершенные добрые дела, достигнутая квалификация- все, что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя энтузиазм и гордость собой. Слушающий должен считать вслух перечисляемые особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать перечисление. Затем партнеры меняются ролями.

После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести не смогут – не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Следует оговорить этот момент подчеркнув, что задача участников — перечислить первые несколько сведений, о своем партнере, которые всплывут в памяти, не стараясь выбрать из них самые, по их мнению значимые («Мы не можем судить за самого человека, что для него значимо, а что не так важно»). Существует риск того, что для самих обладателей этих характеристик, наиболее значимыми окажутся совсем другие, и такая оценка вызовет у них негативные чувства и спровоцирует сопротивление тренингу.

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?»; «Какие испытал трудности в процессе выполнения упражнения?»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector