Упражнение в конце тренинга - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение в конце тренинга

Упражнение в конце тренинга

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

  • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
  • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
  • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

…Делу — венец! Как красиво завершить тренинг

Начало материала о групповой динамики часть 1 и часть 2

Третья стадия – конструктивной работы. Энергия ровная, рабочая стадия, идем к финишу. Энергия не падает. Это рабочая группа. Группа летит к финишу и довольно хорошо работает. Здесь мы даем самую сложную информацию, большие кейсы, сложный материал. Так как они уже смогут это осилить. Они уже между собой все выяснили, они уже слушают тренера и они работают. Есть ли здесь какие-то подводные камни на этой стадии?

Здесь может прорываться, то, что мы не доработали на предыдущих двух этапах, тут могут быть трудные участники, которые еще не угомонились. Или прорываться недовольство, неотработанная стадия групповой агрессии.

Читать еще:  Тренинги для 1 класса на сплочение

Если это происходит, тогда вы спокойно возвращаетесь туда, где «тормознули», и обрабатываете возражения. Поэтому очень важно дать второй стадии, стадии групповой агрессии, проявиться. Не нужно ее бояться, не нужно на участников давить, а дать им высказаться, снять возражения, спросить: «Я ответил на ваш вопрос?», и получить подтверждение, что мы можем двигаться дальше. То есть если вы не проработаете стадию агрессии, она будет постоянно возвращаться и «вставлять палки в колеса».

Можно дать какое-нибудь упражнение для ускорения прохождения групповой динамики, тогда по ходу тренинга меняйте упражнения, давайте модерацию, и пусть они там «выпускают свою энергию» и переводят в мирное русло. Пока они выполняют задание, тренер думает: «Так, здесь я переставил упражнение, у меня есть 15 минут, я пока подумаю, что дальше». Ничего нет страшного в том, что вы корректируйте тренинг по ходу.

Однако, здесь нужно различать «коррекцию» и «идти на поводу у группы».

Когда вы корректируете план действий – вы стратег, и каждое ваше действие ведет к цели, вы проактивны. Но когда вы идете на поводу у группы, то вы проявляете реактивность, у вас нет ориентации на цель. Просто вам сказали: «А мы знаем это …давайте не будем это делать», и тренер послушно кивает головой.

Задачи тренера на рабочей стадии, это направлять и поддерживать участников. Очень важно менять деятельность, чтобы они не уставали. Упражнения чередовать с мини — лекция, и делать по ходу разминки. Они готовы работать, но есть естественная утомляемость, внимание удерживается во время лекции примерно 15-20 минут, поэтому надо давать разные технологии и переключать активности.

На третьем периоде тренер может немного отдохнуть, дать задание группе (кейсы), и контролировать процесс. А в ближе к концу занятий, тренер вновь включает свою энергию, чтобы группа хорошо завершила тренинг – помочь им поставить эмоциональную точку.

И в конце наступает четвертая стадия группы, как говорят психологи в динамической группе, происходит умирание группы. Замечали, что в конце тренинга люди становятся усталыми, им тяжело? Более того, они не хотят расставаться, их не разогнать после 18:00, они долго держат обратную связь. Это реально расставание – они не хотят умирать в этом составе, в этой группе и они тянут время. Подходят к тренеру, задают какие — то вопросы и не уходят. У тренера уже нет сил, а им страшно уйти, потому что несколько часов или дней они были как один организм!

Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить им эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился – все – вышли и забыли. Здесь все достаточно просто. Главное поставить жирную эмоциональную точку. Помните про эффект края – запоминается самое начало и конец.

Если участники сами хлопают друг другу, спрашивают, когда будет еще тренинг, хорошо делают обратную связь, это хороший эмоциональный маркер. Мы это состояние просто увеличиваем.

Очень важно здесь собрать им чемодан «сухого остатка», чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что они будут делать в понедельник.

В конце во время обратной связи четко спрашивайте два вопроса:

  • Что было важно вам?
  • Что возьмете с собой в работу?

Очень важен сухой остаток. Можно делать чемодан менеджера. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий …Каждый может положить, то что возьмет с собой с тренинга».

Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?» Они говорят: «Я позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели, дать четкую последовательность шагов. То есть им нужно дать энергию на посттренинг. Можно дать литературу, материалы (часто спрашивают – что почитать?).

Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь.

Участники группы выдыхаются, им тяжело, и здесь тренер больше работает в группу, потому что они устают. Тренер работает много в начале и в конце.

Есть еще прием окончания тренинга и подведения итогов через метафору.

Например, метод сбора ожиданий в начале тренинга, и соответственно в конце подведения итогов. В начале тренинга, я нарисовала большое дерево на фипчарте. И попросила участников написать свои ожидания от тренинга, и наклеить вниз дерева, в корни. В конце тренинга участники переклеивают свои ожидания на ветви дерева – «плоды знаний и тренинга». Для разнообразия, я иногда «сажаю клумбу», или цветник. Для этого нужны красивые яркие стикеры, я купила яркие разноцветные клубнички, звезды, и смайлы. Вообщем, тут ваше творчество, господа тренеры!

Читать еще:  Игра для начала тренинга

Еще вариант эмоциональной точки тренинга — написать пожелания на спине участнка , (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова) или складывали в конвертик. То есть способов много, это отдельно — методика, а мы разбираем суть. Энергию можно улучшить, сдобрить, увеличить специальным мероприятием, упражнением. Больше здесь ничего и не придумаешь – главное сухой остаток и эмоциональная поддержка тренера!

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

Читать еще:  Тренинг навыков невербального общения

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector