Шахматы уроки для начинающих
Шахматы уроки для начинающих
Уроки и книги по игре в шахматы, шахматные программы и задачи
Связка в шахматах
- Узнать, что такое связка и её виды;
- Решить интерактивный задачи на мат в один ход со связкой.
Связка (англ. pin, нем. Fesselung) — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры:
- Связывающая — нападающая фигура.
- Связанная (заслоняющая) — защищающая. Связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий.
- Прикрываемая — защищаемая.
Связка возможна и с двумя фигурами в случае, когда связанная фигура прикрывает собой важный пункт.
Армагеддон — партия смерти
Армагеддон — название особой шахматной партии, которая проводится, если предыдущие тай-брейки не выявили победителя.
В армагеддоне играющий черными фигурами получает меньше времени. Однако при этом игроку достаточно ничейного исхода, чтобы выиграть партию.
Эндшпиль и его значение в изучении шахмат
Что такое эндшпиль в шахматах? Эндшпиль произошло от немецкого слова Endspiel — конец игры, т.е. эндшпиль — это заключительная стадия шахматной партии (окончание). Эндшпиль начинается тогда, когда на доске остается сравнительно небольшое количество фигур и прямые атаки на короля с характерными для середины игры комбинационными осложнениями, за редким исключением, невозможны.
Мат конём и слоном
Можно ли поставить мат конём и слоном? Можно, но надо знать алгоритм действий, ведь если вы не успеете поставить мат за 50 ходов, то игра закончится вничью. Как бы это не казалось забавным, но даже некоторые мастера и гроссмейстеры не знают, как ставить мат слоном и конём. Вот что написал Виктор Хенкин в своей книге «Куда идет король…»:
Загнать короля в роковой угол — задача не из простых. Известен случай, когда киевский мастер Е. Поляк не сумел решить ее в отведенные правилами 50 ходов, и партия закончилась вничью.
— Почему ты не гнал короля в нужный угол? — спросили у него товарищи по команде.
— Я-то гнал, да он туда не шел! — ответил растерянный мастер.
Спёртый мат — мат одним конём
Вариант спертого мата
Спёртый мат (мат Лусены, мат от удушья) интересен тем, что он ставиться всего лишь одной фигурой — конём. Возможность поставить спёртый мат возникает в том случае, если король противники со всех сторон окружен своими же фигурами. Первые позиции такого рода комбинаций обнаружены в персидских мансубах IX века. Впервые механизм комбинации «спёртый мат» (см. диагр.1) был разобран в 1497 году испанцем Луисом Рамиресом Лусеной в «Повторение любви и искусство игры в шахматы».
[Read more…]
Детский мат и как его не «схлопотать»
Сегодня мы ответим на следующие вопросы:
- Как поставить детский мат?
- Как избежать детского мата?
Проходная пешка. Правила превращения пешек
Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:
«Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».
В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.
Преимущество двух слонов
Преиму́щество двух слоно́в — позиционное преимущество наличия у одной из сторон двух слонов, а у другой — слона и коня или двух коней. Необходимо учитывать следующее:
- Слон сильнее коня в открытых позициях, когда главная диагональ свободна от пешек. В этом случае слон имеет возможность быстро передвигаться по всей доске. Если позиция закрытая, то действия слона стеснены — в этом случае конь оказывается сильнее слона.
- В позициях закрытого типа, два слона могут оказаться слабее двух коней или коня и слона. Если у вас два слона, а позиция закрытая, то надо стремиться к тому, чтобы её вскрыть.
- Преимущество двух слонов достигается в миттельшпиле или в эндшпиле и особенно явно проявляется при игре на двух флангах.
- «Одинокий» слон может контролировать только поля одного цвета, поэтому, половина полей шахматной доски для него недоступна. Пара слонов (белопольный и чернопольный), контролируют всю доску, но действовать они должны слаженно.
Жертва ферзя — украшение шахматной партии
Жертва ферзя, ради того, чтобы поставить мат, выглядит очень эффектно. В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее известных партий величайших шахматистов, которые жертвовали самую ценную фигуру ради достижения победы. Также рассмотрим несколько задач, связанных с жертвой ферзя.
[Read more…]
Пешки f7 и f2 — слабые звенья
Если мы расположимся за шахматной доской и внимательно посмотрим на боевые порядки белых и черных, то заметим, что самой слабо защищенной пешкой у чёрынх является пешка f7, а у белых f2. В начальной позиции, эти пешки защищают только короли, которые и сами нуждается в постоянной защите.
Для начала, на конкретных примерах, посмотрим, чем грозят в дебюте, необдуманные ходы пешкой f7.
Как можно быстро научиться играть в шахматы 2
Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Регулярно археологи находят свидетельства того, что в них играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае. Одним из главных достоинств этой игры является развитие интеллектуальных способностей. Зная несколько правил и принципов, можно быстро научиться играть в шахматы.
Основные понятия
На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:
- горизонталь;
- вертикаль;
- белая и чёрная диагональ;
- центр (состоит из четырёх полей);
- большой центр (16 полей).
Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.
Расположение фигур
Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.
Особенности нападений
Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.
Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.
Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут. Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории. Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.
Необычный ход пешкой
У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.
Дебютные принципы
Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:
- грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
- обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
- избегать поспешных ходов ферзём;
- отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
- соединять тяжёлые фигуры;
- противодействовать планам соперника.
Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.
Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.
Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.
Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.
Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.
Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.
Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.
Атака и защита
Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:
- пешка равна пешке;
- слон равен коню;
- конь или слон = трём пешкам;
- ладья = слону и двум пешкам;
- ферзь = двум ладьям.
Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.
Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.
Шахматная стратегия
Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:
- анализ и оценка позиции;
- составление дальнейшего плана игры;
- постоянный расчёт вариантов.
Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
- создание максимальных трудностей сопернику;
- овладение пространством (особенно в центре);
- гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.
Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.
Быстрый способ выиграть
Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.
Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.
Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.
Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.
Секреты игры
Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции. Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3. Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.
Некоторые правила
При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков. Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника. При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.
Шахматные Уроки
Шахматный урок №75
Хорошая атака выигрывает партию, хорошая защита – чемпионское звание
Дата публикации: 2016-09-29
Иногда ничего другого просто не остается. Вам приходится обороняться, чтобы остаться в живых. Поэтому крайне необходимо овладеть навыками ведения упорной обороны.
- Просмотров: 4877
- Комментарии (1)
Шахматный урок №74
В защите Алехина и других гипермодернистских дебютах белые должны защищать свою инициативу
Дата публикации: 2016-09-22
В этом уроке заложена глубокая идея, разработанная несколькими мастерами во время и сразу после Первой мировой войны.
- Просмотров: 3054
- Нет комментариев
Шахматный урок №73
Лучшая защита – это атака
Дата публикации: 2016-09-15
Это старая истина, с которой знакомы все, кто связан со спортом и играми. Она почти всегда справедлива и относительно шахмат. Примеров, когда это правило применимо, почти столько же, сколько самих шахматных партий. Одного будет достаточно:
- Просмотров: 3101
- Нет комментариев
Шахматный урок №72
Используйте атаку пешечного меньшинства с целью разрушения структуры пешечного большинства
Дата публикации: 2016-09-08
Обычно атаковать следует при наличии пешечного и фигурного преимущества. Но иногда появляется возможность атаковать три пешки двумя или две одной. При успехе пешка или пешки, оставшиеся по завершении атаки, будут изолированными или отсталыми, а значит, – слабыми. После этого их можно пытаться завоевать.
- Просмотров: 2346
- Нет комментариев
Шахматный урок №71
Следует блокировать изолированные, отсталые или проходные пешки, используя, по возможности, коня
Дата публикации: 2016-09-01
Проходные пешки представляют собой опасность, так что в их отношении это правило, несомненно, справедливо. Изолированные и отсталые пешки, напротив, слабы. Их следует блокировать потому, что иначе они могут двинуться вперед, отдавая свои жизни за то, чтобы освободить другие фигуры.
- Просмотров: 1965
- Нет комментариев
Шахматный урок №70
Ладьи надо располагать позади проходных пешек
Дата публикации: 2016-08-18
Причина проста – каждый раз, когда проходная пешка делает ход, расположенная сзади ладья увеличивает свою силу. Ладьи, расположенные впереди проходных, теряют в силе по мере продвижения пешек, в то время как ладьи, расположенные сбоку, теряют с пешками контакт (хотя и становятся более мобильными).
- Просмотров: 1943
- Нет комментариев
Шахматный урок №69
Атаковать следует базу пешечной цепи
Дата публикации: 2016-08-11
Пешечная цепь настолько прочна, насколько прочно ее слабейшее звено. Поэтому, если удастся убрать это звено, вся цепь будет разрушена.
- Просмотров: 2185
- Нет комментариев
Шахматный урок №68
Пешечное большинство должно быть на марше, ведомое пешкой-кандидатом
Дата публикации: 2016-08-04
Это еще один урок, основанный на здравом смысле. Продвижение пешки, которая может быть заблокирована пешкой противника, вероятно, кончится остановкой всей цепи.
- Просмотров: 1789
- Нет комментариев
Шахматный урок №67
Угроза сильнее ее исполнения
Дата публикации: 2016-07-28
Зачастую угрозу лучше оставить висящей над головой вашего соперника, как дамоклов меч, чем приводить ее в исполнение. В этом случае противник будет в постоянном напряжении, что может помешать ему в реализации собственных планов. После исполнения угрозы на доске возникает новая ситуация, и старая угроза проблемой уже являться не будет.
- Просмотров: 1750
- Нет комментариев
Шахматный урок №66
Следует поддерживать напряжение, а не снимать его
Дата публикации: 2016-07-21
Этот урок относится к пешкам, которые следует держать стоящими рядышком, а не двигать вперед какую-либо из них или разменивать. Но это правило применимо и ко всей позиции в целом, особенно это касается центра.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях ♀
Успеваемость в начальной школе напрямую зависит от уровня психологического развития ребенка, что особенно важно при его подготовке к учебе. Исследования доказывают, что дети, играющие в шахматы, показывают лучшие результаты, чем их сверстники, у которых данный навык отсутствует. Именно поэтому многие родители задаются вопросом как же научить своего ребенка с малых лет играть в шахматы.
Используя принцип постепенности подачи материала, практики в движении фигур на доске и изучения правил, в легкодоступной форме можно обучить детей дома, не прибегая к помощи специалистов и большому количеству учебной литературы.
Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение
Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:
- развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
- в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
- формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
- обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
- тренировка и улучшение памяти;
- помощь в развитии критического мышления;
- способность овладевать навыками анализа и самокритики.
Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу.
Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.
В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?
Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.
Психологическая мотивация
Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:
- личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
- рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
- увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
- посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.
Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры
Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому. Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому). Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников.
На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.
Фигуры и их функции
Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.
Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.
Фигуры в шахматах
Необычные ходы и стимуляция интереса
Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:
- мат ферзем;
- мат в три хода;
- сицилианская защита.
Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.
Как обучать игре в шахматы в игровой форме
Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме. Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше.
Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:
- проверять ходы или знание фигур;
- дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
- карточки с вариантами ходов, порядком фигур,
Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:
- король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
- ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
- ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
- слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
- конь – верный помощник и друг;
- пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.
Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.
Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх
До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.
Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.
Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.
Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:
- Алладин – волшебные шахматы;
- Динозавры учат шахматам;
- Шахматная страна.
Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:
- балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
- установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
- демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
- обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
- хвалите достижения крохи;
- купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
- не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.
Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.
Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.