Урок по шахматам урок игра - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по шахматам урок игра

Интеллектуальная игра «Своя игра» по шахматам

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить и закрепить знания по курсу “Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые термины.
  • Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
  • Вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.

Формы работы: коллективная.

Оборудование:

  • ПК, проектор
  • интерактивная доска
  • презентация PowerPoint с заданиями
  • листы с заданиями конкурсов для команд
  • бланк для жюри
  • листы ответов для жюри

Oформление доски: название мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”. Владимир Путин

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Интеллектуальную игру “Своя игра”. Встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Представление команд (представляют капитаны).

  • Команда “Почему?”. Наша команда называется “Почему?”. В ней играют . Мы пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа”!
  • Команда “Отчего?” Наша команда называется “Отчего?”. А в нашей команде играют. Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое”.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия

“Своя игра” — излюбленная игра и младших, и старших школьников.

Главная цель — ответить на вопросы и набрать большее количество балов.

В эту игру играет 2 команды. Игровое поле — одно для всех команд. Команды получают игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).

Участникам необходимо по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает указанный квадратик. На обдумывание ответа — 10 с. Если ответ правильный, команда набирает балы и ход переходит следующей команде. Игра завершается после того, как участники ответят на все вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

3. Основная часть

Азбука шахмат

10

Слово по-персидски взял,
К нему другое приписал
Да прибавил букву “Ы”.
Как название игры? (шахматы)

64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина чёрных.
Что это? (клетки, поля шахматного поля)

20

Дважды шагает однажды и то вначале.
Самая слабая, а всем фигурам – мерило.
Силу если их сложить,
Можно восемь получить.
Что за птица в ферзи стремиться?
Кто никогда назад не ходит? (пешка)

В какую фигуру пешка не может превратиться?(Ферзь)

30

Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?(Слоны)

Вот так фигура: любые преграды ей нипочём.
Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”, “копытаста”?(Конь)

40

Какая фигура сильнее всех?
Фигура эта так сильна,
потерять её — беда.
Скорей всего потеря эта –
Конец игре, тут песня спета.

50

В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)

О правилах

10

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)

20

Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)

Что такое пат? (Ничья

30

Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

40

А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

50

Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).

“Блиц опрос”

10

Каких клеток больше, черных или белых?(равное кол-во)

20

Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

30

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

40

Между какими фигурами стоит конь в начале игры?( Ладья, слон)

50

Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)

Загадки

10

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь. (Мат)

20

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен. (Шах)

30

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -. (Король)

40

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют. (Рокировка)

50

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный. (Пат)

Угадай фигуру

10

Родиной шахмат считается . (Индия)

20

Назовите дату Международного дня шахмат?

30

Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?

40

Первый чемпион мира?

50

Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?

1. Михаил Нехемьевич Таль

2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов

3. Каспаров Гарри Кимович

5. Подведение итогов. Награждение участников.

  • какие трудности возникли в ходе работы?
  • что было проще выполнять?
  • какой вопрос наиболее интересен вам? (при подведении итогов игры)

Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!

Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.

Список литературы для педагога

  1. Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
  2. Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М: Просвещение, 2003.– 82 с.
  3. Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М: Просвещение, 2008.– 102 с.
  4. Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
  5. Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 с.
  7. Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д : Феникс, 2004. – 320 с.

Разработка урока по предмету «Шахматы» с презентацией. Тема: «Шахматные понятия, ходы шахматных фигур»

Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры «Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Описание: представляю Вашему вниманию разработку открытого урока, проведенного в рамках предметной недели в начальных классах. Конспект урока разработан по новым ФГОС.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ), повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная «партия».
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Задачи по ФГОС:
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание , память и речь.
Познавательные: ввести понятие «шахматная партия». Повторить направления на шахматной доске «диагональ, вертикаль, горизонталь». Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.
Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.
Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом.фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.

Шахматный урок. «Борьба за центр».
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Для учителей начальных классов. «Шахматы детям».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 21»

Нижнекамского муниципального района РТ

Тема: « Основы дебюта. Принципы игры в дебюте.

Борьба за центр ».

Рахова Елена Васильевна

учитель первой квалификационной

категории, МБОУ «СОШ №21»

Нижнекамск, 2013 год

Тема: «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр».

а ) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;

б ) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;

в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;

Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

Планируемые достижения учащихся:

— усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;

— приводить примеры некоторых дебютов;

— понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные фигуры, наглядные таблицы и индивидуальные карточки с дидактическими заданиями, шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная призентация-урок начальной стадии шахматной партии — борьба за центр.

Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, мобилизация, борьба за центр.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Повторение пройденного.

  1. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.
  2. Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.
  3. Физкультминутка.
  4. Изучение нового материала.
  5. Побуждение к плану проверки.
  6. Работа по иллюстрации из учебника.

Общая проверка всех решающих гипотез.

  1. Первичное закрепление.
  2. Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.
  3. Домашнее задание.
  4. Итог урока. Рефлексия.

Они сильнее многих увлечений,

В них места нет ни скуке, ни тоске,

Ведь происходит столько приключений

За полчаса на шахматной доске!

Здесь короли, укрывшись в рокировке,

Командуют сражением фигур.

Слоны и кони, как на стометровке,

Пытаются сбежать от грозных тур.

А пешки, превращаясь в королевы,

Из пехотинцев, рядовых солдат,

К чужому королю пылая гневом,

Ему вдруг объявляют шах и мат.

Спасенья нет! Сражение сурово.

Но шахматы ведь тем и хороши –

Расставим мы фигурки снова,

Игрою мудрой насладимся от души!

— Чем интересна эта игра?

— Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении?

— Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.)

— Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру? (Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.)

— Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи? (а1 и h1, а8 и h8) (Нет.)

— Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон? (Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.)

— Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур?

(Между ладьёй и слоном.) (Конь ходит буквой «Г».)

— Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? (Прямо по вертикали.) (Нет,)

3. Повторение пройденного.

Разминка. Ответить: «ДА» или «НЕТ»

Согласны ли вы, что:

  1. Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)
  2. Пешка передвигается по горизонтали? (нет)
  3. Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)
  4. Король может бить защищённую фигуру? (нет)
  5. Ферзю ставят шах? (нет)
  6. Цель игры – поставить мат? (да)
  7. Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)
  8. Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)
  9. Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)
  10. Если в партии нет победителя, то ничья? (да)
  11. Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)
  12. В дебюте случается мат? (да)

4. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.

— О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.)

— Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта.

— Что такое дебют ? (Начальная стадия игры или начало партии.)

— Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки? ( Гамбит .)

— Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание ( эндшпиль ). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат.

5.Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.

— Что нужно делать, чтобы не попасть в ловушку ?

Рассмотрим одну из ловушек в начальной стадии, в которую начинающие игроки часто попадаются. На демонстрационной доске расставлена позиция.

Чёрным следовало взять пешкой.

Ещё пример. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

Это самый короткий путь к мату. Белые не только не мешали чёрным, но и помогали им.

Подобная партия была сыграна в 1959 г. в открытом чемпионате США Мэнсфилдом и Тринксом. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

А теперь тихонько встали,

Руки медленно подняли,

Пальцы сжать, потом разжать,

Наклониться вправо, влево,

И садиться вновь за дело.

7. Изучение нового материала.

— Ознакомимся с общими принципами в дебюте:

а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте.

б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки.

в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку .

г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.

д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов.

е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять.

ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.)

— Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке:

Защита двух коней.

— Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.)

8. Побуждение к плану проверки.

Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр.

— У кого получился дебют с захватом центральных полей?

— Кто провёл дебют, не потеряв фигуры или пешки?

— А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру?

— Легко ли играть в дебюте? Почему?

Игра «Угадай фигуру »

(Фигуру в мешочке на ощупь определить, показать и рассказать о ней.)

9.Работа по иллюстрации из учебника.

Общая проверка всех решающих гипотез.

— Можно ли в дебюте поставить мат?

1) Рассмотрите иллюстрации (с.79)

— Посмотрите на карточки, где приведены четыре положения на мат в два хода в дебюте.

— Начинают белые, мат в два хода. Проверим.

2) На демонстрационной доске расставлены позиции.

10. Первичное закрепление.

Дидактические задания «Объяви мат в два хода».

(работа по карточкам)

— На карточках рассмотрите 1-2 партии и решите их.

Фронтальная проверка решений.

11. Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.

Дополнительное задание по карточкам (для желающих): решить 3.4,5,6 позиции и отметить стрелками ходы. Проверить по эталону.

12. Домашнее задание.

Выполнить дидактические задания «Поиск хода, защищающего от мата.» (Уч.с.82)

— А сейчас послушайте басню «Шахматы» Сабанова А.М.

Фигуры как-то раз по воле игроков

По шахматной доске, болтая вздор, слонялись,

И между прочих пустяков

Друг перед дружкой величались:

Хвастался, что он,

Ферзя и короля храня покои,

Не знает ни на миг себе простоя,

Трудясь для общего добра,-

Вся держится игра.

Ладья вопит всем без умолку,

Что, от других фигур совсем нет толку,

А конь – старинный хват –

Кричит на поле – всем подряд,

Что он ни в чём, нигде преград не знает,

Что говоря нередко «мат»,

По головам и ферзей и слонов шагает.

И, словом все – и пешки и табун коней,

Слоны и ферзи, и квартет ладей

Без всякой совести свои

Друг перед дружкою заслуги выставляли.

И верно б так кричали

И спорили, до сей поры,

А может быть, без дела стоя

На шахматной доске, крик подняли бы втрое,-

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Окрашивание волос видео уроки для начинающих
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector