Microclimate.su

IT Новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подзаконные акты административного права примеры

Законодательство об административных правонарушениях: структура федерального и регионального законодательства

Регламентация мер административного, то есть без привлечения к суду, воздействия размещена не только в КоАП РФ, но и в других законодательных документах. Кроме применения санкций публичного характера, например, депортации, федеральные законы определяют меры административного пресечения. Административные меры могут быть властными, они установлены ТК, НК и другими публичными законодательными актами.

Законодательство об административных правонарушениях включает:

  • КоАП – федеральный кодифицированный документ;
  • законы субъектов РФ;
  • НПА органов федерального и регионального значения, которые определяют порядок исполнения правовых процедур.

Законодательство подразделяется на два вида в зависимости от того, где будет применена правовая форма. Существует материальное и процессуальное законодательство. В первом случае это КоАП и законы субъектов, которые определяют видовую принадлежность административного наказания, состав правонарушения. Во втором случае имеются в виду НПА, которые определяют процедуру рассмотрения и исполнения решений по делам об административном правонарушении.

Нормативные и ненормативные акты

Главным документом законодательства РФ об АП является нормативный правовой акт.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы, обязательные к исполнению, охватывающие неопределенный круг лиц, неоднократно применяемые, действующие вне зависимости от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.

Индивидуальный правовой акт – это акт, который не содержит правовых норм и представляет собой односторонние волевые действия государственного органа исполнительной власти. [/Определение]

Он касается, изменения или прекращения обязанностей лица, установления публичных правомочий лица (свидетель, эксперт), изменения или прекращения имущественных правомочий (подозреваемый, нарушитель).

И те, и другие акты обязательны для исполнения.

Кодифицированные акты

В субъектах РФ акты принимаются в форме кодексов (Томская область), в форме закона субъекта Российской Федерации. Законодательная техника позволяет не использовать наименование «кодекс», но закон также является кодифицированным документом.

В единой системе законодательства по административным правонарушениям КоАП находится на первом месте, затем следуют законы субъектов.

Документ кодифицирован по принципам юридической регламентации, в соответствии с тем, как разграничены предметы ведения между РФ и субъектами. Если законодательство находится исключительно в ведении РФ, кодификация осуществляется по принципу централизации нормативно-правовых источников, или, напротив, их многообразия.

Существуют кодифицированные акты нескольких типов. К первому типу относится УК, который может включать в себя новые ФЗ,с порядком установления уголовной ответственности. Федеральный уровень предполагает многообразие источников регламентирования, поэтому к законодательству кодифицированного типа принадлежат и ФЗ, принятые в специально предусмотренных случаях. К этому типу относится НК. Есть случаи, когда, кодифицированное законодательство, находящееся в ведении РФ, включает в себя законы субъектов и даже в отдельных случаях НПА муниципальных образований. Показательным документом в этом плане является БК, который основан на принципе плюралистичности. В исключительном ведении РФ находятся ведомственные НПА, которые принимаются в случаях, предусмотренных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Реже ведомственное правовое регулирование устанавливается кодифицированным актом.

Кодифицированное законодательство определяет иерархические отношения правового регулирования. Кодекс устанавливает правовой статус других актов законодательства, ведомственных или публичных.

Как правило, кодексы являются главенствующим правовым актом и относят к законодательству другие законы. Но, бывает и по-другому.

В качестве примера возьмем коррекцию закона «О таможенном тарифе» и таможенного законодательства. Акт законодательства, принимался в то время, когда упразднялась правовая и политическая система Советского Союза, а Конституция РФ еще не вступила в действие, тем не менее он является составляющей частью таможенного законодательства.

КоАП и Конституция РФ взаимообусловлены. Об этом говорит порядок разграничения предметов ведения РФ и субъектов в области законов об АП.

Если нарушены правила и нормы, предусмотренные федеральными законами, другими НПА, ответственность может быть установлена только КоАП, так как правовой регламент находится в исключительном ведении РФ. К правилам и нормам относятся требования по лицензированию, правила на таможне, пограничный режим, государственная регистрация имущественных прав.

Ответственность за нарушение правил и норм, которые установлены субъектами или органами на местах, устанавливается законами об АП субъектов.Квалификация имеется в КоАП, она определяет нарушения, за которые выносится предупреждение или штраф.

К федеральным источникам законодательства относятся указы Президента РФ, постановления Правительства и ведомственные НПА, которые принимаются федеральными министерствами, службами, агентствами, наделенными соответствующими полномочиями.

Ведомственное правовое регулирование относится к ведению министерств, но сфера ведомственной регламентации расширяется и сегодня многие службы, агентства, подчиненные Президенту РФ, Правительству РФ, осуществляют правовое регулирование.

Читать еще:  Источниками административного права являются

Правила и нормы, неисполнение которых квалифицирует КоАП, утверждает Правительство РФ вместе с органами исполнительной власти в областях экономики, промышленности и др. Реже такие правила утверждает Президент РФ. Нормы могут утверждаться специальными публичными органами, например, постановлениями ЦБ РФ.

К нормативно-правовым актам в части установления норм и правил, нарушение которых квалифицируется в качестве административного проступка в соответствии с КоАП, относятся по преимуществу акты органов исполнительной власти.

Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях

В Конституции РФ сказано, что права и свободы нарушителя ограничиваются федеральным законом для того, чтобы обеспечить интересы государства и гражданина в нем. КоАП ограничивает деятельность лиц, вина которых установлена и административное наказание назначено, а также подозреваемых лиц, к ним применяются меры пресечения.

Нарушители имеют имущественные обременения, а также наказания, которые ограничивают права неимущественного характера. К имущественным обременениям относятся административный штраф и конфискация. При назначении административного ареста ограничивается право на неприкосновенность и свободу личности. Право на законное осуществление экономической деятельности ограничивается при дисквалификации, административного приостановления деятельности. Неимущественные права ограничиваются сроком наказания. Имущественные обременения не зависят от процессуальных сроков и заканчиваются принудительным изъятием имущества нарушителя в денежной форме или в форме имущественного материализованного объекта.

Административный штраф наиболее распространенный из всех видов наказаний. Об этом свидетельствуют предельные размеры штрафа, который может быть взыскан с граждан, должностных лиц, юрлиц. Штраф устанавливается и применяется только в соответствии со статьями закона.

Это касается всех административных наказаний, поскольку они ограничивают права нарушителя (даже предупреждение). Целью любого наказания является публичная превенция – обеспечение безопасности для общества. Ограничение прав нарушителя – это следствие применения любого наказания.

Федеральные законы имеют подзаконные акты, где детализированы предписания. В некоторых случаях выпускаются ведомственные акты правоохранительных органов.

Отдельные полномочия делегируются органами исполнительной власти другим публичным органам, отсюда возникает нормотворчество. В качестве примера можно привести Приказ МВД России от 6.06.2000 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

Процессуальная часть КоАП касается ведомственного регулирования. Здесь определены полномочия должностных лиц, федеральных служб, реже агентств и министерств, которые могут возбуждать дело об АП, составлять протокол и осуществлять иные процессуальные действия. Список должных лиц утверждается руководителем. В актах ведомственного характера устанавливаются должностные лица, которые могут применять меры административного пресечения. Применение этих мер: доставления, задержания, личного досмотра, часто связано с принуждением лица.

То есть осуществление принудительных , властных действий, которое должно производится лицом, определенным ведомственным актом, применительно к лицу, чья вина в совершении проступка еще не определена постановлением. Такие меры пресечения применяются должностным лицом, наделенным полномочиями правоохранительного органа. К ним относятся должностные лица внутренних войск МВД, пограничных органов, таможни, органов уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля.

Осуществление принудительных властных действий вытекает из обязанности правоохранительных органов обеспечивать государственную, общественную, экономическую, экологическую безопасность. Такие органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Есть ведомства, которые подчинены Правительству РФ. Например, Минприроды России, ФАЛХ (Россельхоз) контролируют соблюдение лесного законодательства и его должностные лица могут принудительно доставлять физическое лицо в целях составления протокола об административном правонарушении наряду с должностными лицами правоохранительных органов.

СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, правовых институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.

Напомним, что правовая норма – это базовый, первичный элемент системы административного права. Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, например, институт гражданства. Подотрасль права – совокупность родственных правовых институтов.

Систему административного права принято подразделять на общую и особенную части. Общая часть включает в себя те нормы административного права, которые охватывают управление в целом, независимо от его конкретных (например, отраслевых) особенностей, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Так, к общей части административного права относятся следующие правовые институты:

устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

определяющие административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает в себя, к примеру, правовые институты, регулирующие:

Читать еще:  Как удалить папку защищенную администратором

— обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

— деятельность в сфере обороны и военного строительства;

— управление в сфере правоохранительной деятельности;

— деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Источники административного права – это юридические акты различных государственных органов и органов местного самоуправления, в которых содержатся административно-правовые нормы.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно-правовые нормы, источники административного права можно разделить на ряд групп.

1. Акты федеральных органов. Они подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

— Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Многие нормы Конституции имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24, 25, 27, 30-35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110-117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации (ст. ст. 71-73) и т.д.

федеральные конституционные законы – основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;

федеральные законы – законы, которые издаются в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни. Они могут быть в виде законов об административных правонарушениях (Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г.), о конкретных органах управления и других законов, в которых наряду с административным правом содержатся иные нормы права.

Подзаконные федеральные акты:

— нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о порядке прохождения воинской службы, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего);

— нормативные постановления Правительства РФ. Например, Постановление «О порядке ведения лицензионной деятельности» от 24 декабря 1994 г.; утвержденное Правительством Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ и т.п. Правительство утверждает также положения о федеральных органах исполнительной власти, различного рода общефедеральные правила. Так, 13 августа 1997 г. им были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми руководствуются, в частности, МЧС, МО, МВД; в августе 2001 года Постановлением Правительства утверждена представленная МЧС России новая федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий и катастроф на период до 2010 года»;

— нормативные правовые акты министерств и других центральных органов. В качестве примера можно назвать утвержденные приказом МЧС России от 25 ноября 1998 г. № 682 «Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций»;

— нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий и учреждений.

2. Акты субъектов Российской Федерации. Они также подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

— конституции, уставы субъектов Федерации;

— законы субъектов Федерации. В настоящее время значительно расширена законодательная форма источников административного права. Соответственно административно-правовые нормы находят свое выражение и в законодательных актах представительных органов субъектов РФ[23]. Например, закон Московской области от 12 января 2001 г. №4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области».

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

— указы, распоряжения президентов, губернаторов, глав администрации;

— нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

— нормативные правовые акты министерств субъектов Федерации;

— нормативные правовые акты иных органов субъектов Федерации, руководителей организаций и учреждений субъектов Федерации.

3. Акты органов местного самоуправления. Это нормативные акты (распоряжения, решения) местной администрации, которые действуют только на соответствующей территории.

4. Акты органов бывшего СССР. После распада СССР на территории Российской Федерации продолжают действовать отдельные союзные акты. Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты (Законы СССР, Указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР, нормативные правовые акты министерств, госкомитетов бывшего СССР) не противоречат действующему законодательству.

5. Международные акты, в которых содержатся нормы административного права (например, соглашения между государствами – членами СНГ).

Профессор Бахрах Д.Н. дает иную систему источников административного права, структурируя их на 7 групп: акты, принятые на основе референдумов, и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения[24].

Читать еще:  Основателем административной школы управления является

Сложная система источников административного права остро ставит проблему кодификации административно-правовых норм. В настоящее время кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права – Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального права. Наряду с КоАП многие управленческие проблемы, в том числе и связанные с административными правонарушениями, регламентируются в других кодифицированных актах, относящихся к другим правовым отраслям. Наиболее показательны в этом отношении Таможенный, Водный, Лесной и некоторые другие кодексы.

Сейчас на первый план выдвигается задача инкорпорации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по важнейшим административно-правовым институтам). Но подобная задача трудновыполнима ввиду известной хаотичности административного права, которая объясняется рядом причин. Во-первых, его многопрофильностью; во-вторых, непрерывной модификацией как организационно-правовых форм реализации исполнительной власти, так и ее методов; в-третьих, отсутствием должной упорядоченности правового механизма в условиях своеобразной федеративной организации государственной власти, включая ее исполнительную ветвь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подзаконные акты административного права примеры

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector