Источники административного права по юридической значимости - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники административного права по юридической значимости

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Источники административного права

Под ними понимаются внешние формы выражения админи­стративно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.

Наиболее значительна роль следующих источников админи­стративного права:

1. Конституция Российской Федерации, конституции и уста­вы. субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими опре­деляются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разгра­ничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.

2. Большое число административно-правовых норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов. В качестве примера можно назвать Федераль­ный закон «Об основах государственной службы Российской Феде­рации» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и др. Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Источником административного права являются норматив­ные акты Президента Российской Федерации, а также аналогич­ные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федера­ции. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., Положение о Федеральной службе безопаснос­ти (утвержденное 16 июля 1998 г.), и др.

4. К числу источников административного права относятся нор­мативные постановления Правительства Российской Федера­ции, аналогичные акты правительств республик, входящих в со­став Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.

Примером нормативных актов Правительства РФ могут служить утверждаемые им различного рода положения: Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 27 августа 1998 г.. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации от 30 июня 1998 г., и т.п.

Читать еще:  Ключи для офиса 2020 профессионал плюс бесплатно

5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источни­ков административного права служат нормативные акты феде­ральных органов исполнительной власти (министерств, государ­ственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством имен­но такой их роли является следующая норма, закрепленная в По­ложении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обя­зательны для органов исполнительной власти, юридических и фи­зических лиц.

6. Административно-правовые нормы могут найти свое выра­жение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).

7. Нормативные акты руководителей государственных пред­приятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм административного права.

8. В случае наделения исполнительных органов системы мест­ного самоуправления необходимыми государственными полномо­чиями исходящие от них нормативные акты обоснованно могут быть включены в число источников административного права.

Необходимые сведения об источниках административного права можно получить в официальных изданиях: «Российской га­зете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, издаются различного рода профильные, отраслевые либо предметные бюллетени, в которых публикуются нормативные акты административно-правового характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие юридические цели достигаются с помощью норм администра­тивного права?

2. По каким основаниям можно классифицировать административно-правовые нормы?

3. Чем различаются административные предписания и администра­тивные дозволения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8828 — | 7637 — или читать все.

Источники административного права по юридической значимости

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Читать еще:  Microsoft office 2020 ключик активации бесплатно 2020

Виды юридических источников административного права

Источники административного права.

Источники административного права — это внешние формы вы­ражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных орга­нов, содержащие такого рода правовые нормы, т. е. нормативные акты.

Нормативный правовой акт — вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

Административно-правовой договор нормативного содержания — это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

Административный прецедент — решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

Административно-правовая наука — научные труды (монографии, статьи, положения) по вопросам административного права;

Правосознание — совокупность идей, теорий чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающим источником административного права является нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.

Рассматривая систему источников административного права, следует иметь в виду. Что административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, это положение содержится в ст. 72 КРФ.

Поэтому систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня. А также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Однако необходимо помнить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия между ФЗ и иными актами, изданными в РФ, действует ФЗ. Это положение законодательно закреплено в ст. 76 п. 5 КРФ.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, на­пример, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отноше­ний в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, ст. 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также глава 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации», устанавливаю­щая конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Феде­рации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъ­ектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конститу­ционные и федеральные законы. Среди данных источников админи­стративного права можно назвать Федеральный конституционный за­кон «О Правительстве Российской Федерации», Кодекс РФ об адми­нистративных правонарушениях и другие законы по вопросам, касаю­щимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Ключевую роль среди источников административного права за­нимают нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Принципиальное зна­чение имеют указы Президента Российской Федерации: от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и ряд других.

Читать еще:  Административно правовое регулирование экономики

Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4. К числу источников административного права относятся поста­новления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конститу­ции Российской Федерации), например постановление Правительст­ва Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».

Источниками административного права могут быть также норма­тивные, постановления правительств субъектов Федерации, например постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007х № 282 «Об Управлении ветеринарии при Министерстве сель­ского хозяйства Республики Саха (Якутия)», постановление Прави­тельства Калининградской области от 28 июня 2007 г. № 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области».

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных ми­нистерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также норма­тивные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходи­мыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Рос­сийской Федерации).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выраже­ние в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях сле­дует рассматривать в качестве источников административного права.

8. К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководите­лей государственных корпораций, концернов, объединений, предпри­ятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие со­держащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, В некоторых случаях нормативные акты государственных корпора­ций, концернов могут выходить за границы данных коллективных об­разований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административ­ного права остро ставит проблему систематизации и кодификации ад­министративно-правовых норм.

Административное право относится к числу несистематизирован­ных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации (Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.) не наблюда­лось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конститу­ция Российской Федерации создает прочную правовую базу для про­ведения такого рода работы, включая формирование стабильного за­конодательства по кардинальным вопросам организации функциони­рования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих отраслевых административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших ипротиворечивых.

По существу, сейчас кодифицирован (Кодификация — деятельность компетентных государственных органов, направленная на переработку несистематизированного правового массива, заключающаяся в создании новых нормативно-правовых актов, содержащих в себе гармонизированные и взаимосвязанные нормы) лишь один институт россий­ского административного права. Имеется ввиду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации.

В настоящее время на первый план выдвигается задача системати­зации административно-правовых норм, приведения их в соответст­вие с потребностями времени, с интересами проводимой социаль­но-экономической и административной реформ, с институтами, за­крепленными в Конституции Российской Федерации. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего ад­министративно-правового нормативного материала, а также устране­ние довольно частых пробелов в административно-правовом регули­ровании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в системати­зированном порядке норм его важнейших институтов.)

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Доработать конспект.

2. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: 1) Понятие административного права; 2) Предмет административного права; 3) Методы административного права; 4) Функции административного права; 5) Принципы административного права; 6) Источники административного права; 7)

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 448 ; Нарушение авторских прав?

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector