Microclimate.su

IT Новости
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки дикции онлайн

Ораторское упражнение тридцатое. Упражнения для дикции

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Читать еще:  Онлайн переписка с англичанами

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

Упражнения для дикции речи и голоса – секреты вокалистов

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

Лигурийский регулировщик регулировал в Легурии,

Но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…»

Выше приведены типичные упражнения для улучшения дикции речи и голоса. Они отлично подходят как для детей, так и взрослых. Из статьи вы узнаете, что такое артикуляция, как ее развивать. Будут приведены примеры правильного исполнения и скороговорки, а также упражнения для расслабления языка, челюсти и артикуляционная гимнастика.

Что такое артикуляция

Артикуляция – это слаженная работа всех органов речи (ротовой полости, губ, языка, зубов, гортани, щек, челюсти) с целью извлечения звука. А хорошая дикция (то есть четкое произношение звуков) – как раз зависит от развития артикуляции.

Дикция и артикуляция – одни из главных инструментов певца, наряду с опорой и правильным дыханием. Чем четче артист пропевает слова, тем лучше его понимает слушатель, тем больший эффект производит само пение. Если певец поет на хорошей опоре, но стискивает челюсть и зажевывает слова, то он вряд ли будет звучать красиво.

Примеры хорошей артикуляции

Посмотрите клипы популярных исполнителей. Некоторые певцы являются просто хрестоматийными примерами работы речевого аппарата. Так, вам есть чему поучиться у Steve Tyler, Linda Perry и Аллы Пугачевой.

Во всех примерах видна активная работа всех органов речи, в том числе губ, языка. Заметно, как широко раскрывается рот.

В пении гласные звуки обычно удлиняются, а согласные максимально сокращаются. Тем не менее, согласные все равно должны звучать предельно четко и ясно.

Напомню, что правильное положение рта в эстрадном вокале называется «Вокальной маской». ВМ – это положение рта, при котором звуки извлекаются максимально красиво. Смысл использования вокальной маски – научиться говорить и петь с улыбкой. Маска делает губы упругими и открывает большое пространство для подачи звука.

Почему в клипах еле открывают рот?

Ученики часто спрашивают, почему мы учимся петь с маской, хотя в клипах многие исполнители поют с едва открытым ртом. Ответ простой: в клипах певцы не поют, а просто шевелят губами под музыку. Чтобы увидеть настоящую работу артикуляционного аппарата, следует посмотреть исполнение песни в живом варианте.

Исполнение группы «ВИА Гра»

Для примера возьмем песню группы «ВИА Гра» «Не оставляй меня, любимый». В клипе девушки поют, едва открывая рот, а иногда даже останавливаются на полуслове. Другое дело – концерт, где они поют вживую. Видно, что все исполнительницы поют с улыбкой, широко открывают рот и показывают верхние зубы.

Улыбка (или вокальная маска) позволяет доставать высокие ноты и направлять звук в резонатор, так что владение ею для певца просто неоценимо.

Исполнение Sia

Всегда ли нужно широко открывать рот при пении? Нет! Например, давайте посмотрим видео, где Sia поет вживую. Во время исполнения куплета рот почти не открывается. Только на припеве она использует широкую маску. Отметим, правда, что это исключительный случай.

Дело в том, что некоторые певцы, в частности, Sia, используют манеру закрытого пения: гласные звуки звучат закрыто и направлены в твердое нёбо – с характерным носовым оттенком. При таком исполнении нужно мастерски владеть резонатором и уметь правильно направлять звук. Скажем сразу: если вы свободно владеете резонаторами и умеете направлять звук куда надо – слишком широкая маска не нужна!

Подробнее про исполнение Sia читайте в статье «Текст песни Sia — Chandelier и полный разбор» >>>

Исполнение Billie Ellish

С клипом Billie Ellish вообще отдельная история: подача звука на абсолютном выдохе. Песня звучит расслабленно и вяло, рот неподвижен, будто онемел. Такое исполнение вместе с русалочьим образом Billie гипнотизирует слушателя. Но не стоит забывать: в нужных местах она артикулирует все четко, все слова разборчивы. Кроме того, в клипе видно мастерское владение направлением звука и резонаторами. Звук все-таки идет куда надо, а сочетание пения и частых придыханий создает абсолютно полноценную и красочную картину. Видно, что певец потратил немало времени на упражнения для дикции речи и голоса.

Как развивать артикуляцию

Для развития артикуляции необходимо снять «зажимы» и укрепить необходимые мышцы. «Зажимы» снимаются с челюсти, чтобы рот свободно открывался. Далее мы укрепляем мышцы губ, щек и языка.

Чтобы снять зажимы, нужно применять упражнения для опускания челюсти и укладывания языка. В начале пения язык может подниматься и топорщиться, напрягаться и зажимать гортань. Язык, по сути, нужен нам только для извлечения согласных звуков, на гласных же он свободно лежит за нижними зубами.

Практикум: упражнения для развития дикции речи и голоса

Упражнение для расслабления языка

Берем палочку (это может быть палочка для суши, ручка, ложка), открываем рот и высовываем язык. Язык укладываем палочкой, прижимаем его слегка и пробуем тянуть в таком положении гласные звуки.

Упражнение для расслабления челюсти

Для опускания челюсти следует вертикально поставить два пальца между зубами. При этом верхняя губа должна быть поднята. В таком положении нужно пытаться извлекать гласные «а» и «э».

Добивайтесь определенной жесткости в произнесении звуков. Здесь помогут распевки «я-я», «на-на», «ди-да-до-ду» и т. д. Для тренировки губ – сочетания глухих и звонких согласных «п-б». Для гортани – «к-г». Нужно добиваться четкого и одновременно «взрывного» звучания при работе с согласными.

Скороговорки

Для работы с согласными звуками, а также над подвижностью всего артикуляционного аппарата хорошо походят скороговорки. Проговаривать их нужно ритмично, утрируя звуки и удерживая вокальную маску. Можно усложнить задачу, заложив за щеки два грецких ореха или зажав зубами фломастер. Это создает дополнительную тренировку и делает вашу речь очень четкой. Уже после одного такого занятия вы заметите результат и друзья в телефонном разговоре скорее всего тоже отметят улучшение вашей дикции. В любом разговоре вы будете звучать более убедительно, к вам будут прислушиваться.

Обратите внимание, как четко и выразительно говорят специально обученные менеджеры, когда они вам что-то продают. Это связано с тем, что четкая речь имеет сильное влияние на слушателя, в том числе и в вокале.

Артикуляционная гимнастика

Очень полезна артикуляционная гимнастика – движения губ и языка без звука.

Можно выполнять следующие упражнения:

  • кручение в обоих направлениях и вытягивание языка вверх и вниз,
  • вытягивание в дудочку и растягивание губ,
  • вращение сомкнутых губ по кругу,
  • приведение языка в форму «лодочки», высунуть, делать его плоским, узким, приподнятым, напряженным.

Артикуляция тесно связана с произношением. В иностранных языках звуки артикулируются по-другому, некоторых звуков в русском языке нет. С этим нужно работать отдельно.

Артикуляция связана с ритмом: четкая акцентировка согласных дает дополнительную «подкачку» ритма – именно поэтому так ритмично звучит рэп. Чтобы его исполнять, нужно владеть отличной дикцией и чувством ритма.

Важно не глотать и не зажевывать концовки слов: додерживать звук до конца и своевременно снимать. Это признак высокого мастерства исполнителя. Длина каждого слова и звука должна быть заранее определена, некоторые слова могут быть более короткими, а другие – более длинными. Все это нужно учитывать.

Заключение

Итак, работа с артикуляцией – это отдельный пласт работы вокалиста. И понадобится не один день тренировок, чтобы появились улучшения. Зато вы придете в восторг, когда увидите первые результаты. Чтобы ускорить процесс и научиться петь красиво, чтобы каждое слово было на своем месте и звучало четко, приходите к нам на обучение! У нас есть специальные методики, с нашими профессиональными педагогами уже через небольшой промежуток времени вы зазвучите по-новому и сможете покорять своим голосом сердца слушателей!

Если хотите освоить новые упражнения для дикции речи и голоса, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).
Читать еще:  Корейский язык онлайн

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Как улучшить дикцию и четкость речи взрослому человеку и ребенку: 5 мощных упражнений + книги и тренинг

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак. Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Для чего нужна хорошая дикция

Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.

Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.

Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.

Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2016 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Скороговорки

В домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Но идем дальше.

Скороговорки применяют для детей начиная с 4–6 лет. Это очень действенный способ. Скороговорки используют и для улучшения дикции взрослых, ниже я напишу самые эффективные из них. Кроме того, такими фразами вы улучшаете не только свою речь, но и словарный запас. Подбирайте нужные вам скороговорки, только делайте акцент на проработку всех букв и их сочетаний.

Читать еще:  Обучение итальянскому онлайн

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Тренинг

Тренировка речи неразрывно связана с тренировкой психических процессов памяти и внимания. А вот тут у меня для вас сюрприз: есть отличный способ развития речи и памяти – курс от Викиум. Это хороший инструмент для развития.

Курс “Мнемотехники” поможет вам в повседневной жизни все быстро запоминать и в любом количестве. Вы даже сможете лучше запоминать языки и научитесь легко выражать свои мысли на английском, немецком, португальском, да каком угодно!

Этот тренинг – хороший помощник для тех, кто забывает дни рождения любимых, пароли и логины, даже малейшие четверостишия. Вы уже за неделю увидите результат.

Заключение

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Выражайте свои мысли четко и понятно, развивайтесь, потому что идти к своей цели никогда не поздно! Делитесь своим опытом развития речи в комментариях, а также нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы полезные упражнения получили распространение. А я прощаюсь с вами, до встречи!

ПРИВЫЧКА ГОВОРИТЬ КРАСИВО

Старт курса 22 апреля 2020 г.

За 21 день привычка говорить красиво станет неотъемлемой частью вашей жизни!

Что Вы получите на курсе

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

– освоите диафрагмальное дыхание для более глубокого звучания голоса и прекрасного самочувствия

ЧЕТКАЯ ДИКЦИЯ

– начнете применять простые упражнения для ясной и внятной речи

– овладеете искусством варьировать темп речи и делать паузы

– добавите в свою речь интонационные краски

ГРАМОТНОСТЬ

– узнаете об основных речевых ошибках и очистите свою речь от «лексического мусора»

ОСОЗНАННОСТЬ РЕЧИ

– внедрите главный принцип красивой речи – «говорить осознанно»

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

– получите методики эффективного обогащения активного словарного запаса

– научитесь выражать свои мысли стройно, складно и связно в любых речевых ситуациях.

• Если ваша сфера деятельности связана с общением с людьми;

• Если вы участвуете в переговорах, совещаниях и выступаете публично;

• Если вы хотите производить впечатление образованной и элегантной женщины;
• Если вы чувствуете потребность в развитии своих коммуникативных способностей;
• Если вы стесняетесь своей речи и давно хотели это изменить;
• Если вы хотите заниматься ежедневно понемногу, и при этом получить отличный результат!
… ведь ваша речь – это ваша визитная карточка!

Старт курса 22 апреля 2020 г.

Доступ в личный кабинет

После оплаты ученик получает доступ в личный кабинет и чат WhatsApp. В чате группы наставником размещаются дополнительные обучающие материалы исходя из запросов учеников, проводятся конкурсы и прочие мероприятия, мотивирующие учеников на эффективную работу и достижение высоких результатов.

Уроки и задания

Каждое утро (кроме выходных) участники получают доступ к новому уроку в личном кабинете, а также несложное задание на день. Уроки и задания публикуются в формате видео, аудио, графики и текстовых сообщений.

Ежедневный отчет

Задача учеников — освоить материал урока, выполнить задания и отправить отчет. Кураторы или наставник курса отвечают на все вопросы учеников, дает обратную связь в течение дня.

Получение сертификатов

По результатам выполнения программы и наличию отчетов — участники получают сертификаты о прохождении курса. Леди, добившиеся максимальных результатов, награждаются призами.

Автор и наставник курса — Надежда Трофимова

— руководитель онлайн-школы «Элегантная речь». Преподаватель риторики. Тренер по имиджу, этикету и речи.

Милые дамы! Меня зовут Надежда Трофимова, я – руководитель онлайн-школы «Элегантная речь». Курс «Привычка говорить красиво» — базовый, именно с него я рекомендую начинать ваше обучение. В этом марафоне я объединила самые простые и эффективные техники для совершенствования речи.

Короткие видеоуроки содержат лаконичную, структурированную информацию и методики развития всех речевых аспектов: темпа речи, пауз, интонаций, дикции… и не только ! Применяя данные знания понемногу, каждый день, можно достичь поставленной цели: улучшить технические параметры речи, обогатить активный словарный запас, научиться говорить спонтанно на заданную тему и усовершенствовать свой вербальный имидж, в целом!

Приглашаю вас принять участие в марафоне! Вместе мы сформируем привычку говорить красиво!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector