Мастер класс ошибана для начинающих - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
196 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс ошибана для начинающих

Ошибана: мастер-класс для начинающих и пошаговое пояснение выполнения интересных проектов (95 фото)

Засушивал причудливые листочки и красивые бутоны в книжках и тетрадках каждый второй ребенок. Но мало кто знал, что элементы гербария, выложенные на полотне и дополненные красочным фоном и неприхотливым сюжетом является старинным искусством ошибана. В итоге получается необычный полуобъемный пейзаж, натюрморт или зарисовка, гармонично вписывающиеся в любой стилевой интерьер.

Популярность подобных картин растет с каждым днем, поэтому статья о том, как научиться делать ошибану своими руками, будет интересна и полезна любой мастерице. Ниже можно узнать всю необходимую информацию об искусстве живописи с сухими цветами: заготовке материала, принципах композиции и пошаговых инструкциях.

С чего начинается ошибана

Главная составляющая красивых картин ошибаны — засушенные листья, ветки, лепестки, трава, бутоны, кусочки овощей, фруктов и другие «природные» материалы. Для оформления рисунка подойдет практически все, включая крупы, кожуру, очистки или цедру. Именно от имеющихся запасов отталкивается художник в выборе сюжета и техники.

Однако не обойдется без инструментария:

  • Ножницы (маникюрные и большие);
  • Бумага, картон, ткань или холст (в качестве основы);
  • Пинцет;
  • Калька;
  • Клей ПВА;
  • Набор кистей;
  • Карандаш;
  • Краски (гуашь или акварель);
  • Веревка, гвоздики, рама для крепления.

Определяемся с сюжетом

Ошибана не знает сюжетных границ, поэтому воплотить на холсте можно любую идею от банального пышного букета до пейзажа с несколькими акцентами.

Начинающим рекомендуется осваивать технику, на незамысловатых рисунках:

  • Одинокого дерева на фоне поляны и голубого неба;
  • Фрукты в корзинке из древесной коры;
  • Собранные в нарисованной вазе цветы.

Опытные мастера легко вписывают в сюжет тончайшие линии и мелкие детали, воссоздавая масштабные работы с далекими горизонтами, людьми и животными.

Выбираем фон

Изучив фото ошибаны можно убедиться, что фоном для картины может стать любой подходящий материал от стандартной бумаги до мешковины, шелка или сатина. Все зависит от сюжета, имеющихся элементов, интерьера и фантазии художника.

Можно руководствоваться личными предпочтениями и опытом, однако желательно при выборе основы учитывать следующие моменты:

  • Фон должен быть контрастным по отношению к деталям рисунка;
  • Белая основа дает возможность выделиться тонким линиям;
  • Крупные объекты лучше заметны на грубых полотнах;
  • Мелкие элементы больше подходят для однотонных блестящих поверхностей.

Приступаем к работе

Описание техники ошибаны для начинающих практически ничем не отличается от руководства для более опытных коллег, так как принцип и последовательность едины для всех.

Разница только в объемах работы и затраченном времени. Итак, действовать необходимо в следующем порядке:

  • Выбрать сюжет, исходя из возможностей и имеющихся материалов.
  • Определиться с фоном.
  • На основу нанести эскиз, слегка надавливая на карандаш.
  • Перенести получившийся рисунок на кальку.
  • Вырезать из кальки основные детали и в соответствие с ними выбрать цветы и растения, при необходимости изменив или подкорректировав их форму.
  • При необходимости раскрасить фон акварелью, прорисовать мелкие детали.
  • Разложить засушенные детали на основном фоне.
  • Наклеить их, нанося клей на края каждой детали в минимальном количестве.
  • Готовую картину положить под груз (прессом может выступит стопка книг или ровная доска с утяжелителем).
  • Дождаться полного высыхания.
  • Подкорректировать работу, дополнить штрихами, прорисовкой.
  • Вставить в рамку.
  • Повесить на стену или поставить на стол.

Результатом кропотливой работы будет неповторимая композиция, которую смело можно использовать как самобытное украшение интерьера.

Учитываем рекомендации

Мастер класс для ошибаны не отличается сложной техникой, однако некоторые рекомендации помогут облегчить труд и надолго сохранить полученный результат:

  • В гербарии хранятся только чистые, целые растения, собранные в сухую погоду;
  • Бутоны высушивают, подкладывая вату под каждый лепесток;
  • Лучше заранее рассортировать материалы по цвету, форме и фактуре;
  • Картины с использованием сухоцветов нельзя вешать под прямыми лучами.

Приведенная инструкция с пошаговым описанием техники ошибаны позволит даже самому далеко от живописи человеку попробовать свои силы в самостоятельном создании уникальных картин. При этом тратиться не придется, ведь все материалы для изготовления буквально валяются под ногами.

Ошибана. Мастер-класс

Ошибана для начинающих

Поделки из природных материалов со школьниками

Картина из цветов и листьев в технике ошибана «Утро в лесу».

Автор: Тимошкина Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 4 Дом детского творчества г. Чапаевск, Самарской области

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материала — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.

Данный мастер-класс рассчитан для детей 12-14 лет и разработан для 2 года обучения моей авторской образовательной программы «Сувенир» раздела «Работа с природным материалом» по теме «Плоскостная флористика».

Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Я надеюсь, что данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.

Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

Цель мастер-класса: научить создавать картину-пейзаж из цветов, листьев и коры.

Читать еще:  Мастер класс фотографа

Задачи:

— познакомить детей с техникой ошибаны, инструментами, материалами;

— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;

— закрепить знания о видах растений и способах засушки.

Ошибана. Мастер-класс

Для выполнения аппликации из засушенных растений вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— ножницы (большие и маникюрные);

— карандаш средней мягкости;

— материал для основы (плотный картон);

— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2- 3 мм );

— кисти или тонкие палочки для клея;

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

Внимание! Все растения взаимозаменяемы, поэтому, если перечисленные растения не окажутся у вас под рукой, их можно заменить похожими по цвету и фактуре.

Перед началом работы лёгкими штрихами выполняем набросок на плотном картоне с минимальной проработкой, учитывая возможность импровизировать в процессе работы. Намечаем контуры изображения, уделяя особое внимание основным линиям и формам – горизонту, переднему плану.

Стараемся разместить деревья гармонично, соизмеряя их положение в пространстве. В данном случае кроны деревьев на переднем плане полностью не видны, поэтому основное внимание будет сосредоточено на стволах.

Изображаем небо обёртками кукурузных початков. Для этого обильно промазываем внутреннюю сторону листа клеем и приклеиваем к основанию согласно намеченным контурам. Используем два цвета – белый и бежевый, стараясь сочетать цвета так, чтобы они плавно переходили друг в друга, добиваемся эффекта размытости облаков.

Для более тщательного приклеивания после каждого этапа необходимо класть работу под пресс на некоторое время.

Накладываем первичный слой для изображения поверхности воды. Применяем кору берёзы. Чтобы подготовить бересту для работы, её необходимо расслоить на слои. Берёзовая кора многослойна и все слои можно использовать в аппликации. Поэтому нужно аккуратно отслоить верхние слои от нижних и рассортировать по цвету.

Для работы подбираем разнообразную бересту и используем приём наложения слоёв, как внутренних тёмных кусков бересты, так и внешней тонкой берёзы. Внимательно подбираем разнообразные оттенки материала. Используем тонкие пластинки бересты оттенков от серого цвета до оранжево-жёлтого, и более толстые пластины — коричневого цвета.

Чтобы показать дальний берег, используем обратную сторону листа серебристого тополя. Значительное влияние на цвет оказывают время суток. Так как на картине изображено утро, дальний план должен выглядеть размыто, туманно. Белая сторона листьев тополя наиболее подходит для этой цели. Чтобы придать нужную форму рельефу, применяем ножницы.

Изображаем левый берег. Используем набор листьев, состоящий из осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Небольшие листочки наклеиваем целиком, большие — обрываем руками, чтобы создать эффект плавного перехода.

На данной картине горизонт высокий, поэтому приходится иметь дело с широким пространством, с многочисленными воздушными планами. Разделим левый берег на дальний и ближний план. Густую зелень дальнего плана изобразим с помощью листьев тёмного тополя, винограда и листьев сирени, которые дают переходные градации от чёрного к тёмно — зелёному. Все листья клеим вертикально.

Для ближнего плана используем листья осеннего клёна, лопуха и жёлтых лепестков роз, положив кусочки вразброс, чтобы создать с помощью разных оттенков впечатление ступенчатого склона берега.

На дальнем берегу располагаем хвойный лес. Поддерживаем размытость дальнего плана, используя веточки полыни.

Возвращаемся к левому берегу для детального изображения природы. Намечаем место расположения берёз. Мы должны учитывать, что разные деревья имеют различное анатомическое строение, для которого характерны определённые формы ветвей, ствола, кроны. Для коры берёз подойдёт внешний слой бересты. Вырезаем ножницами нужную форму ствола и ветвей и приклеиваем согласно плану. Более тёмные кусочки бересты ставим на теневую сторону стволов. Усиливаем тени на берёзах и кое-где приклеиваем на стволы наросты.

На дальнем плане берега размещаем кустарник из листьев розы.

Листья берёз делаем из лопуха приёмом обрывания руками, формируя необходимую крону. Чтобы придать контрастность кустарнику из тёмных листьев роз, сверху накладываем маленький куст из веточек светлой полыни.

Переходим к правому берегу. Используем тот же набор листьев, что и для левого берега: осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Придерживаемся той же техники.

Для изображения деревьев на правом берегу подойдёт внутренняя тёмно-коричневая часть коры берёзы. Формируем нужную толщину ствола и фактуру коры. Из этого же материала складываем характерную форму ветвей для данного дерева.

Переходим к более тщательной проработке деталей правого берега. Листва на деревьях выкладывается листьями земляники, клёна, тополя и калины приёмом обрывания. У основания деревьев располагаем кустарник с помощью листьев розы. Для крутого ступенчатого берега используем листья тополя, жёлтого и красного клёна, лопуха и лепестков жёлтой розы, наклеивая кусочки рядами, чередуя светлый и тёмный цвета. В самом низу берега изображаем кустарник из тонких веточек берёзы или усиков виноградной лозы.

Возвращаемся к поверхности воды. При работе над водой нужно помнить, что все тёмные краски, отражаясь, выглядят более светлыми, а светлые – более тёмными. Для отражения левого берега в воде использованы листья тополя. Отражения, как правило, имеют волнистые, нечёткие контуры, поэтому чтобы создать рваные края у растений их нужно поскоблить ножницами. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. Чтобы подчеркнуть это, применен материал неровный и изломанный. Для данного эффекта использована рваная береста внутренней части тёмной коры, а внешняя часть, более светлая использована для изображения бликов.

Читать еще:  Акварель мастер класс

Правый берег менее затемнён растительностью, поэтому для отражения и ряби подошла береста более светлых оттенков.

На дальнем плане изображаем небольшие островки из листьев серого тополя и лепестков жёлтой розы. Не забываем про туманную даль. Поэтому на островках располагаем растения из полыни разных светлых оттенков.

Готовую картину вставляем в рамку под стекло.

Крупный план дальнего берега. Ёлочки.

Крупный план стволов берёз и кустарника.

Крупный план реки левого берега.

Я хочу привести некоторые примеры работ детей по теме «Плоскостная флористика».

Первая работа называется «Клетка с попугаем»

Ошибана «Полевые цветы»

Ошибана «Кувшин с цветами»

Если вам понравились наши идеи, тогда приступайте к работе.

Все об ошибане

Если вам нравится любоваться природой, вы составляете необычные гербарии и любите рисование, вам стоит попрактиковаться в ошибане. Этот необычный вид прикладного искусства пришел к нам из Японии. К сожалению, в наши дни он мало распространён среди российских рукодельниц, однако, техника, вне всякого сомнения, заслуживает того, чтобы познакомиться с ней подробнее.

Что это такое?

Наверняка многие из нас собирали гербарии в школе для уроков ботаники и природоведения. Техника создания красивых картин по методу ошибана напоминает подобный гербарий — различие состоит в том, что из цветов посредством коллажа формируется изображение.

В дословном переводе «ошибана» означает «засушенный цветок». Технология флористической живописи достаточно проста: травы и цветы от природы имеют насыщенную цветовую гамму, каждый цветок и каждый лепесток по-своему уникальны, именно поэтому из высушенных растений при помощи аппликаций можно создавать самые необыкновенные флористические композиции.

По сути, художники рисуют цветами и растениями так же, как они делают это кистью и красками.

При этом они дарят окружающим огромную радость и самые положительные эмоции — доказано, что занятия ошибаной гармонизируют и умиротворяют человека.

Если говорить о технической составляющей этого искусства, то она заключается в том, что собранные цветы, листочки и травы засушиваются под гнётом, а затем наклеиваются на бумажную основу. При этом задача флориста заключается в максимальном сохранении форм, текстур и оттенков подсушенного материала.

Японскими художниками была разработана специальная методика, позволяющая предупредить выгорание цвета и потемнение картин, выполненных в технике ошибана. Суть её сводится к тому, что из пространства между самой картиной и стеклянной рамой выкачивается весь воздух — таким образом формируется вакуум, и он не даёт цветку испортится.

История

Ошибана как вид флористики появилась в Японии примерно 600 лет назад.

В те годы этот вид рукоделия являлся традиционным искусством самураев.

Дело в том, что это занятие требует глубокого понимания окружающей природы, развитого вкуса и способности к выполнению монотонной работы.

Кроме того, художник, работающий в этом стиле, должен быть ловким — именно поэтому самураи использовали ошибану для того, чтобы достигнуть максимальной уравновешенности и выполнять тренировку концентрации внимания.

В XIX веке данный вид искусства получил распространение в Великобритании, откуда вскоре проник в страны Старого света. И хотя ошибана в наши дни наиболее популярна всё же на родине, в Стране Восходящего солнца, тем не менее в последние годы это направление стало востребованным во всём мире, как необычное хобби для детей и взрослых.

В зависимости от уровня мастерства, в стиле ошибана используются разные материалы. Так, начинающие мастерицы, которые только делают свои первые шаги в пейзажной флористике, отдают предпочтение листве, а также цветущим частям растения. Из них они создают флористические композиции, натюрморты и прорисовывают женские силуэты в нарядных платьях.

Художники с опытом работы используют дополнительно кору деревьев, овощи и фрукты.

В технике ошибана можно создавать картины в самых разных направлениях, наиболее распространены следующие:

  • маринистика, то есть картины на морские темы;
  • пейзаж;
  • натюрморт;
  • орнаментная живопись;
  • изображение абстрактных картин;
  • сюжетные изображения.

Где используется техника?

Стиль ошибана получил распространение для создания картин, панно и других элементов оформления интерьера. Изображения, выполненные в этом стиле, служат украшением помещений, оформленных в этническом стиле, кантри, прованс и эко. Они создают стильные акценты в детских комнатах, кухонных помещениях и столовых.

Востребована ошибана, как направление творчества, на занятиях по раннему развитию детей и формированию навыков работы с природным материалом. Нанесение аппликации из цветков и прочих фрагментов растений стимулирует усиленное развитие мелкой моторики, тем самым способствует полноценному развитию нервной системы малыша. Неслучайно именно ошибана часто встречается на занятиях в центрах реабилитации для детей-инвалидов, а также детей, нуждающихся в поддержке психолога.

Благодаря занятиям ошибаной у детей с раннего возраста пробуждается любовь к окружающему миру и природе — это особенно актуально в наше время, ошибана позволяет уберечь ребенка от чрезмерной агрессии, обогащает его внутренний мир и расширяет кругозор.

Для взрослых мастеров ошибана становится своего рода уходом от действительности, возможностью снять напряжение и расслабиться.

Мастер-класс для начинающих

Флористическая живопись ошибана может помочь каждому проявить художественные способности и раскрыть творческий потенциал.

Это искусство не имеет никаких ограничений в части используемых материалов, а также сложности складываемых картин, именно поэтому начинать любую работу имеет смысл только после самой тщательной подготовки и продумывания каждого этапа.

Для того чтобы создать картину на основе листьев и цветков, ещё до начала работ следует приготовить основные инструменты — это позволит вам окунуться в процесс творчества, не отвлекаясь на поиски какого-либо предмета для создания изображений в технике ошибана.

Читать еще:  Мастер класс по наращиванию ногтей

Вам потребуются:

  • ножницы канцелярские и маникюрные для вырезания деталей картины;
  • мягкий простой карандаш — его используют для начертания узора;
  • пинцет — требуется для максимально бережного перемещения и фиксации растительных заготовок;
  • твёрдый картон — используется как основа;
  • стеклянная рамка — для финишного оформления полученного произведения;
  • клей — обычно используют ПВА;
  • тонкие кисти.

Все эти инструменты можно легко найти в каждом доме или приобрести в магазине канцтоваров. А вот подготовка расходных материалов для работы требует более серьезного подхода.

Обращаем внимание на то, что для создания панно и картин из растительных фрагментов мало собрать цветы, лепестки и травы. Надо ещё и грамотно обработать их поверхность – именно от этого будет во многом зависеть сложность работы, а также декоративный внешний вид картины. Обычно для оформления панно используют следующие материалы:

  • цветочные лепестки;
  • кору деревьев;
  • семена растений;
  • листья деревьев;
  • травы;
  • тополиный пух.

Всё это вы можете собрать в ближайшем лесу или сквере.

Растительный материал после сбора необходимо поместить в специальную папку либо под гнёт и высушить до того момента, пока заготовки не станут тонкими и плоскими.

Бывает так, что во время обработки дары природы утрачивают насыщенность и яркость красок и даже изменяют оттенок — поправить эту ситуацию поможет продолжительная термообработка.

Подготовленный таким образом материал после подсушивания становится хрупким, поэтому бывает достаточно одного неловкого движения, чтобы свести на нет все усилия по его заготовке. Очень важно уделить особое внимание хранению растений: опытные мастерицы берут для этого герметично закрывающийся бокс – он позволяет защитить растения от попадания воды и уберегает от атак насекомых.

Имейте в виду, что сухой материал нужно держать подальше от прямых лучей солнца, поскольку под действием ультрафиолета он станет блёклым и использовать его для оформления рисунков станет невозможно — ёмкости с заготовками надо хранить в сухом тёмном месте.

После того как все природные материалы собраны и подсушены, можно приступать непосредственно к созданию флористической аппликации.

Предлагаем пошаговый мастер-класс по составлению пейзажа в технике ошибана, он включает несколько этапов.

  • Для начала нужно взять картон и нанести на него контуры основных фрагментов изображения — это передний план (речка, берег и линия горизонта). На данном этапе чётко вырисовывать все элементы не нужно. После этого рисуют кроны и стволы деревьев.
  • Затем можно приступать непосредственно к приклеиваю растительных заготовок. Начинать работу нужно с неба: чаще всего для этого берут обёртку кукурузных початков и по контуру вырезают из неё облака.
  • После этого тонкой кистью на всю поверхность листка наносят клей, таким образом детали крепятся к картине. Вся картина на 3-4 минуты помещается под пресс – сделать это нужно для того, чтобы ПВА полностью высох, а все элементы растения были надежно прикреплены.
  • Далее, можно переходить к оформлению водной глади реки. Для этого обычно используют берёзовую кору (бересту): разделяют на тонкие пластины и вырезают небольшую часть речки.
  • После этого подбирают гармоничные оттенки и приклеивают остальные фрагменты. Пейзаж снова кладётся под тяжёлый гнёт и подсыхает в течение 3-5 минут.
  • На следующем этапе можно переходить к оформлению заднего плана рисунка. Лучше всего воспользоваться для это тыльной стороной листьев тополя — она имеет светло-серебристый оттенок и поэтому как нельзя удачнее передаёт необходимую размытость заднего фона.
  • Листки обрезают по обозначенному контуру и осторожно крепят к основанию из картона, а затем картина ещё раз придавливается.
  • На следующем этапе можно изобразить левый берег реки – с этой целью берут листья тополя или клёна и вырезают по желаемой форме.
  • Все приготовленные элементы прикрепляют к рисунку, при этом нужно следить за тем, чтобы градиенты между листьями разных оттенков были максимально плавными.
  • Для оформления другого берега можно взять листья осины – они максимально реалистично воссоздают очертания деревьев, расположенных на заднем плане.
  • В передней части картины укрепляют элементы, подготовленные из розовых лепестков. Тут также сохраняется требование обеспечения равномерного перехода от одного цвета к другому так, чтобы избежать заметных стыков тонов.
  • При желании задний план пейзажа можно дополнить хвойными деревьями. Для этого подходят ветки полыни — их можно приклеить в виде ёлок, отличающихся между собой по размеру.
  • После того как будут проработаны основные элементы фона, стоит уделить внимание деревьям и другим большим деталям. Например, на одном из берегов можно посадить берёзовые стволы — их вырезают из бересты, возле них размещаются кустарники на основе лепестков розы. Листву деревьев формируют из оборванных руками кусочков листьев – в этом случае они получаются неравномерными, и это идеально соответствует самой идее флористической композиции.
  • В качестве альтернативы для изображения леса можно использовать кленовые или земляничные листья.
  • На одном из берегов при желании можно сформировать обрыв – для его оформления стоит воспользоваться заготовками тёмного цвета.
  • В конце работы мастер прорабатывает самые мелкие элементы пейзажа — это затемнённые участки возле берега и отражение в водной глади, здесь можно взять светлые и тёмные листки любых растений. Самое главное, чтобы каждая используемая деталь максимально гармонично вписывалась в картину и дополняла её.
  • Готовый пейзаж ещё раз придавливается прессом и окончательно подсушивается.
  • После этого останется только поместить картинку под стекло и вставить в рамку.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector