Эффективность коммуникативных тренингов в психокоррекционной работе - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективность коммуникативных тренингов в психокоррекционной работе

«Коммуникативные трудности ребенка»

Психокоррекционный комплекс

Многие взрослые почему-то смотрят на коммуникативные трудности детей с усмешкой, как-то снисходительно.

    Им кажется:
  • «Какие сложности могут возникать в общении у ребёнка?»
  • «Неужели он, как и взрослые, может переживать по поводу конфликтов или собственных неуместных слов?»
  • «Разве может ребёнок осознавать свои тревоги, коммуникативные барьеры?» и т.д.

Хочется на все эти вопросы ответить: «Да, несомненно!». Дети переживают и беспокоятся по поводу своих коммуникативных трудностей не менее, чем взрослые, а иногда и более, ведь их психика ещё такая незащищённая и ранимая! Ведь именно в детстве формируются и базовые установки и ценности, связанные с общением, и доминантные стратегии коммуникативного поведения, и формы деструктивного общения.

Наблюдая за особенностями общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, становится ясно, что в реальности не всегда существует картина полноценного, эффективного, соответствующего норме общения.

Чаще всего дети испытывают разнообразные коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Это говорит о существовании проблемы затруднённого общения. При этом для каждого ребёнка совместный процесс общения может быть различным с точки зрения его результата, вложенных усилий и эмоционального состояния.

Многочисленные ситуации затруднённого общения очень часто «накапливают» у ребёнка негативные эмоции.

Конструктивно совладать с растущим эмоциональным напряжением ребёнок ещё не может и поэтому чаще всего использует такие формы психологической защиты, как пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация и компенсация.

Дети, с которыми затруднено общение, становятся непопулярными в группе, у них появляются обидные прозвища, им приписывается целый комплекс отрицательных черт. И как результат, у ребёнка постепенно формируется общее негативное отношение к себе и, как следствие, назревает внутренний конфликт.

Читать еще:  Тренинг для подростков на сплочение

К основным коммуникативным трудностям, детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно отнести: трудности вступления в контакт; трудности в эмпатии; трудности, связанные с детским эгоцентризмом; трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека; трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка; трудности, связанные с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнёров по общению.

Однако ребёнок как «трудный» партнёр общения редко сознательно выбирает способы деструктивного общения, разрушающие процесс взаимодействия, чаще он не осознаёт последствия своих действий и поступков, т.е. не воспринимает себя как субъекта затруднённого общения.

Более того, даже осознавая данный факт, ребёнок чаще всего не может самостоятельно изменить способы и формы своего общения и те личностные образования, которые лежат в их основе. Это обусловлено как возрастными особенностями (низкий уровень самоконтроля, слабая рефлексивность), так и небогатым арсеналом коммуникативных приёмов и техник.

Но замечательно то, что у каждого ребёнка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребёнка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.

Поэтому помощь ребёнку с проблемой затруднённого общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении психокоррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.

    Программа, направленная на психокоррекцию коммуникативных трудностей детей представляет собой психокоррекционный комплекс, состоящий из 4 блоков:
  1. Диагностический
    Определение актуального уровня коммуникативного развития ребёнка и выявление индивидуальных коммуникативных трудностей
  2. Установочный
    Более близкое знакомство психолога с детьми и формирование у них потребности сотрудничать с психологом и что-либо изменять в своих коммуникациях
  3. Коррекционный
    Групповые, а по необходимости – дополнительные индивидуальные формы работы с детьми с использованием разнообразных методов арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии и психогимнастики
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
    Повторная диагностика
Читать еще:  Тренинг директоров по персоналу

Ведущая психокоррекционного тренинга «Коммуникативные трудности ребенка»:
Детский психолог Динара Кузьмина.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector