Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы администрирования в менеджменте

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


контрольная работа Принципы администрирования в классической школе менеджмента
Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru:


НОУ ВПО « Ставропольский институт имени В. Д. Чурсина »

По дисциплине « Менеджмент»
Кафедра « Менеджмента и маркетинга»

Вариант № 8
Зачетная книжка №Ф-10-2 888

Выполнил: студент 4 курса гр.КФ-45
Молокова Марина Васильевна

Проверил: Кандидат экономических наук
Мезенцева Екатерина Викторовна

    Принципы администрирования в классической школе менеджмента.
    Содержание общих принципов в менеджменте.
    Содержание социальных методов управления.
    Понятие «коммуникация» и ее виды.

1.Принципы администрирования в классической школе менеджмента.

Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д. Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О. Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.
Приверженцы старались определить общие характеристики и закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А. Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.
В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:
Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;
Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;
Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
Координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое;
Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;
Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности.
Ограниченность и недостатки школы Ф.Тейлора были преодолены американским инженером – механиком Гаррингтоном Эмерсоном. В своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) он сформулировал знаменитые 12 принципов производительности: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные письменные инструкции; вознаграждение за производительность.
Анри Файоль инженер, управляющий крупнейшей горнометаллургической компании «Камамболь» в течении 30 лет, осмыслив закономерности функционирования организации, создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общая и промышленная администрация» (1916) и сформулировал знаменитые 14 принципов администрирования.
1. Разделение труда (как основа специализации функций и разделения власти).
2. Власть – ответственность (власть немыслима без ответственности).
3. Дисциплина (обязательна как для руководителя, так и для подчиненного).
4. Единство распорядительства ( подчиненный не должен получать распоряжений более как от одного начальника).
5. Единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий).
6. Подчинение частных интересов общим (интересы работников не должны становиться выше интересов предприятия).
7. Вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя).
8. Централизация (необходимо находить степень соотношения централизации и децентрализации, наиболее благоприятную для предприятия).
9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими).
10. Порядок (определяется правилом «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте»).
11.Справедливость (сочетание благожелательности с правосудием).
12. Стабильность персонала ( длительное пребывание работников в одной и той же должности).
13. Инициатива (возможность создания и осуществления плана).
14. Единение персонала (не надо разделять персонал).
В близком к Г. Эмерсону и А. Файолю направлении сформулировал свои взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала ХХ столетия Генри Форд.
1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, управление из одного центра.
2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.
3. Развитие стандартизации.
4. Конвейер с разделением труда на множество операций.
5. Постоянное совершенствование управления.
Завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» немецкого ученого Макса Вебера (1864 – 1920), напоминающую военную организацию с глубоким разделением труда, четким иерархическим построением и жесткой дисциплиной.

2. Содержание общих принципов в менеджменте.

Принципы управления — основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.
Принципы управления можно классифицировать по ряду признаков.
1. Общие и структурно- функциональные принципы:
а) Научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность должна базироваться на объективных законах и закономерностях:
— гибкость системы управления;
— адаптивность к условиям внешней среды;
— ориентация на социальные аспекты;
— самоуправление на всех уровнях;
б) Системность. Принцип имеет в виду, что качество функционирования систем управления зависит от того, насколько элементы системы соответствуют друг другу и целям управления;
в) Комплексность. Правило предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления;
г) Экономичность. Принцип гласит, что управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб результативности;
д) Мотивация. Принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование может быть материальным материально-психологическим, причем они должны гармонично сочетаться между собой;
е) Прибыльность и Плановость;
ж) Построение организационных структур;
2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми):
— партнерство в отношениях между руководителем и руководимым им коллективом;
— целевая установка менеджера на создание лучших условий для подчиненных;
— использование мер поощрения: экономических, моральных и социальных;
— расширение сфер общения с подчиненными;
— поддержание хорошего микроклимата;
— активное участие.
3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя:
— целенаправленное воспитание и самовоспитание личности;
— специальная подготовка менеджерских кадров.

3. Содержание социальных методов управления.

Наиболее широко используются в практике менеджмента социальные методы. Социальные методы — это способы воздействия на социальные интересы работников в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. Социальные методы подразделяются на социальные исследования, планирование и регулирование
Социальные исследования — это методы изучения социальных интересов работников организации. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, здоровье, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации др.).
Социальное планирование — это методы планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны труда, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, выявленных в процессе социальных исследований. Реализуется оно путем внесения соответствующих разделов, касающихся социальных вопросов, в коллективный договор, разработки различных планов, например, Плана организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда, Плана реконструкции и ремонта вспомогательных помещений и др. Как правило, такие планы составляются на один год или 4 -5 лет.
Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей работников. Оно включает в себя проведение следующих мероприятий:
— внутри- и межфирменные обмены опытом;
— процедуры принятия новых работников в организацию;
— проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация различных конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников на пенсию и др.
Психологические методы — это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата. Различают следующие группы психологических методов (рис. 4.6):
— методы психологического побуждения — направлены на достижение психологической совместимости работников;
и т.д.

Читать еще:  Макросы в аксессе 2020 примеры

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

​А. Файоль — 14 принципов управления

Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.

Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.

Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).

В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.

1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.

8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.

Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »

Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления «операционный» и «стратегический». В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня — операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль — «. все это должно нас вести к цели. «. Хочу обратить внимание на последнее слово «цель», ибо большинство руководителей и людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.

Почему я так считаю. Как вы думаете, у какого количества компаний есть осознанная Цель ?

Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.

Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.

Принципы администрирования в классической школе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 20:12, контрольная работа

Описание

Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода.

Содержание

1. Принципы администрирования в классической школе менеджмента.
2. Содержание общих принципов в менеджменте.
3. Содержание социальных методов управления.
4. Понятие «коммуникация» и ее виды.

Работа состоит из 1 файл

контрольная работа по менеджменту-2.doc

НОУ ВПО « Ставропольский институт имени В. Д. Чурсина »

По дисциплине « Менеджмент»

Кафедра « Менеджмента и маркетинга»

Зачетная книжка №Ф-10-2 888

Выполнил: студент 4 курса гр.КФ-45

Молокова Марина Васильевна

Проверил: Кандидат экономических наук

Мезенцева Екатерина Викторовна

  1. Принципы администрирования в классической школе менеджмента.
  2. Содержание общих принципов в менеджменте.
  3. Содержание социальных методов управления.
  4. Понятие «коммуникация» и ее виды.

1.Принципы администрирования в классической школе менеджмента.

Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д. Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О. Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

Читать еще:  Вызов командной строки от имени администратора

Приверженцы старались определить общие характеристики и закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А. Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления, которые практически не изменились до настоящего времени:

Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;

Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;

Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;

Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;

Координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое;

Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;

Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности.

Ограниченность и недостатки школы Ф.Тейлора были преодолены американским инженером – механиком Гаррингтоном Эмерсоном. В своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) он сформулировал знаменитые 12 принципов производительности: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные письменные инструкции; вознаграждение за производительность.

Анри Файоль инженер, управляющий крупнейшей горнометаллургической компании «Камамболь» в течении 30 лет, осмыслив закономерности функционирования организации, создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общая и промышленная администрация» (1916) и сформулировал знаменитые 14 принципов администрирования.

1. Разделение труда (как основа специализации функций и разделения власти).

2. Власть – ответственность (власть немыслима без ответственности).

3. Дисциплина (обязательна как для руководителя, так и для подчиненного).

4. Единство распорядительства ( подчиненный не должен получать распоряжений более как от одного начальника).

5. Единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий).

6. Подчинение частных интересов общим (интересы работников не должны становиться выше интересов предприятия).

7. Вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя).

8. Централизация (необходимо находить степень соотношения централизации и децентрализации, наиболее благоприятную для предприятия).

9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими).

10. Порядок (определяется правилом «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте»).

11.Справедливость (сочетание благожелательности с правосудием).

12. Стабильность персонала ( длительное пребывание работников в одной и той же должности).

13. Инициатива (возможность создания и осуществления плана).

14. Единение персонала (не надо разделять персонал).

В близком к Г. Эмерсону и А. Файолю направлении сформулировал свои взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала ХХ столетия Генри Форд.

1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, управление из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.

3. Развитие стандартизации.

4. Конвейер с разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управления.

Завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» немецкого ученого Макса Вебера (1864 – 1920), напоминающую военную организацию с глубоким разделением труда, четким иерархическим построением и жесткой дисциплиной.

2. Содержание общих принципов в менеджменте.

Принципы управления — основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

Принципы управления можно классифицировать по ряду признаков.

1. Общие и структурно- функциональные принципы:

а) Научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность должна базироваться на объективных законах и закономерностях:

— гибкость системы управления;

— адаптивность к условиям внешней среды;

— ориентация на социальные аспекты;

— самоуправление на всех уровнях;

б) Системность. Принцип имеет в виду, что качество функционирования систем управления зависит от того, насколько элементы системы соответствуют друг другу и целям управления;

в) Комплексность. Правило предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления;

г) Экономичность. Принцип гласит, что управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб результативности;

д) Мотивация. Принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование может быть материальным материально-психологическим, причем они должны гармонично сочетаться между собой;

е) Прибыльность и Плановость;

ж) Построение организационных структур;

2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми):

— партнерство в отношениях между руководителем и руководимым им коллективом;

— целевая установка менеджера на создание лучших условий для подчиненных;

— использование мер поощрения: экономических, моральных и социальных;

— расширение сфер общения с подчиненными;

— поддержание хорошего микроклимата;

3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя:

— целенаправленное воспитание и самовоспитание личности;

— специальная подготовка менеджерских кадров.

3. Содержание социальных методов управления.

Наиболее широко используются в практике менеджмента социальные методы. Социальные методы — это способы воздействия на социальные интересы работников в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. Социальные методы подразделяются на социальные исследования, планирование и регулирование

Социальные исследования — это методы изучения социальных интересов работников организации. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, здоровье, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации др.).

Социальное планирование — это методы планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны труда, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, выявленных в процессе социальных исследований. Реализуется оно путем внесения соответствующих разделов, касающихся социальных вопросов, в коллективный договор, разработки различных планов, например, Плана организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда, Плана реконструкции и ремонта вспомогательных помещений и др. Как правило, такие планы составляются на один год или 4 -5 лет.

Особенности менеджмента в современной России. Принципы управления

Рис. 5. Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности

Как видно из рис. 5, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает.

Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

А.Хоскинг предлагает иную дифференциацию: генеральный менеджмент — это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией в целом; менеджмент на уровне подразделения — это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения, в соответствии с общими задачами и целями корпорации.

Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.

Принципы управления– основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Принцип, эффективный в управлении фабрикой мороженого, также действует и в банке, если его правильно применяют.

Читать еще:  Кто такой администратор

Освоение навыков правильного использования этих принципов поможет вам стать хорошим управляющим. В конце концов принципы, излагаемые в этой книге, воплощают историю познания человечеством науки управления, приобретенного в процессе проб и ошибок.

Известно, что преподавателей школ бизнеса и авторов книг по управлению часто критикуют. Можно слышать такие замечания в их адрес: «Это только теория. В жизни она не действует». Специалист в области управления К.Киллен утверждал, что за многие годы учебы, практической работы, преподавания управления и консультирования не было случая, чтобы какой-либо всеми признанный принцип управления оказался неверным или неработоспособным. Тогда почему так живуче утверждение, что половина всего изучаемого в школах бизнеса не нужна для работы? Ответ в том, что плохи не принципы, а то, как их применяют. Либо применяют не тот принцип, либо человек, пытающийся его использовать, не знает, как это сделать, или же выбраны не те условия и не то время.

Другая причина, когда принципы не дают нужного результата, — в том, что человек, на которого вы работаете, возможно, не изучил принципы управления и не склонен разделять ваши «новые» взгляды. В подобной ситуации, чем усерднее вы будете применять принципы, изложенные в этойкниге, тем скорее потеряете работу.

В менеджменте можно выделить следующие основополагающие принципы:

— необходимость управлять всеми функциями организации;

— разделение управления на три уровня;

Развитие менеджмента как науки постоянно укрепляет и расширяет этот фундамент, дополняя его новыми принципами.

Первый принцип управления – принцип хамелеона, который гласит: «Чтобы сохранить работу, работник или управляющий должен приспосабли­ваться к обстановке».

Принцип хамелеона требует, чтобы вы понимали отношение вашего начальника к применению некоторых принципов управления. Даже если принцип верен, те, на кого вы работаете, могут этого не знать. Иногда вы можете уговорить своего начальника разрешить опробовать новую идею на практике в качестве эксперимента. Но если вы будете при этом слишком настойчивы, вас могут уволить. Естественно, что, стоя в очереди безработных, вы можете утешаться сознанием своей правоты.

Необходимость в управлении тремя функциями человеческого сообщества, возможно, возникла ещё в древние века. Первая функция – политическая, предполагающая необходимость поддержания порядка в сообществе или группе. Вторая функция – экономическая, состоящая в изыскании, производстве и распределении ограниченных ресурсов. В нее входили изготовление оружия, орудий труда, одежды или их обмен, устройство жилищ, а также охота, рыболовство и приготовление пищи. Третья функция – оборонительная, состоящая в защите от врагов и диких зверей.

Ниже приводятся общие принципы администрирования,являющиеся кратким изложением административной доктрины А.Файоля, опубликованной в его брошюре «Учение об управлении» (1916 г.).

А.Файоль считал, что здоровое функционирование социального организма предприятия зависит от того, насколько принимается во внимание целый ряд принципов, из которых главными являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение труда, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Ответственность — необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.

Дисциплина. Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров.

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглаше­ниям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связы­ваю­щих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формаль­ности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. В любой работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного начальника.

Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться.

Люди не выносят двойственности распоряжений.

Единство руководства. Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Это необходимое условие единства работы, согласованности сил, объединения усилий.

Подчинение личных интересов общим. Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом.

Тем не менее при столкновении этих интересов принято их примирять. Уважение к общему интересу достигается твердостью и хорошим примером со стороны самого начальника, справедливыми условиями работы и внимательным наблюдением.

Вознаграждение труда. Вознаграждение есть цена за выполненную работу и услуги. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя.

Еще не найден способ оплаты, вполне отвечающий последнему условию.

Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Она всегда существует в той или иной степени. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры, которая обеспечивает лучшие возможные результаты.

Иерархия. Иерархия представляет собой ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам. «Иерархическая лестница» есть тот путь, по которому следуют сообщения, проходя все ступени иерархии, идущие от высшей власти или адресованные ей. Этот путь диктуется одновременно необходимостью «обеспеченной передачи» и единоначалием, но он иногда очень долог.

Однако было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Этот принцип означает: «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте; определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте».

Справедливость. Это сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее умерять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимулирующее преданность персонала и добрую волю функционеров.

Устойчивость персонала. Опыт доказал, что высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. На практике это вопрос меры.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

Чтобы развить инициативу, полезно предоставлять функционерам полную самостоятельность в исполнении обязанностей, связанных с их должностью, ограничиваясь надзором и направлением их работы, поощрением заслуг, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.

Корпоративный дух. Союз – это сила. Она является результатом гармонии персонала.

Среди многих средств, пригодных для создания корпоративного духа в организации, можно отметить один принцип, который следует соблюдать, и две опасности, которые надо избегать. Принцип, который надо соблюдать,–это принцип единоначалия. Опасности же, которых следует избегать, состоят: а) в дурном толковании принципа «разделяй и властвуй»; б) в злоупотреблении письменной связью.

Таковы принципы, к которым чаще всего прибегают, применяя административную доктрину А.Файоля.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 854 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector