Менеджмент музыкального искусства это - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
115 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент музыкального искусства это

Менеджмент в музыкальной индустрии: подготовка специалистов

Менеджмент в музыкальной индустрии представляет собой специально разработанную образовательную программу, созданную для обучения профессионалов, которые впоследствии будут заниматься управлением коммерческой деятельностью своих клиентов, давать им советы, помогающие принять правильные решения, напрямую влияющие на развитие их карьеры.

В чем заключается необходимость присутствия помощника

Современные артисты стремятся к независимости и, оценивая ситуацию, с одной стороны, их можно понять: талантливая личность вполне может без чьих-либо советов принимать такие решения, как и где нужно выступать, в какой студии записываться и с кем заключать договоры. С другой стороны, в этой рутине нет времени на творчество, ради которого все изначально затевалось. Поэтому и существует такое понятие, как менеджмент в музыкальной индустрии. Он предназначен для выполнения работы, находящейся, скажем так, за кулисами.

Обычно артисты без колебаний заявляют, что их помощник должен делать все. Под этим словом подразумевается продюсирование, промоушен и координирование. На деле же у большинства начинающих музыкантов в роли незаменимого менеджера выступает лучший друг или возлюбленная солиста, которые не имеют связей и опыта. Первое время такой вариант является идеальным, но в шоу-бизнесе главное – не застопориться в таком положении и как можно скорее дать о себе знать местным специалистам, которые смогут вывести музыканта на новый уровень. В противном случае, несмотря на перспективность своего таланта, вы рискуете затеряться среди других новичков. Напрашивается вывод: музыкальный менеджер – залог успешной карьеры артиста. Выбор в пользу профессионального сотрудника сделает из вас востребованную и успешную личность в данной индустрии.

Типы и особенности

Менеджер со связями помогает подписать контракт с желаемым рекорд-лейблом, размещает цифровой материал на радио и ТВ, добивается места на разогреве уже состоявшегося артиста. Но люди, занимающие эту должность, не вовлечены в ежедневные дела исполнителя из-за большого количества других клиентов.

В остальных случаях артисту необходим личный импресарио. Человек на этой должности занимается емейл-рассылкой, обновляет контент в соцсетях и на официальном сайте, руководит продажей мерча, находит журналиста или самостоятельно пишет биографию, выступает в роли бухгалтера… Одним словом — все. Помимо импресарио и менеджера по связям, музыканту необходим график- и веб-дизайнер, видеографик, которые будут работать на визуальный имидж артиста.

Обязанности менеджера

Как уже ранее упоминалось, музыкальный помощник – это специалист, контролирующий все аспекты карьеры своего клиента. Обычно в вузах, которые связаны с шоу-бизнесом, есть факультет «Менеджмент в музыкальной индустрии», где студентов обучают тонкостям их будущей работы.

Первостепенной задачей заступившего на эту должность человека является выбор лейбла звукозаписи и подписание контракта с ним. Разумеется, он должен ориентироваться в юридических аспектах составления договоров.

Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии подразумевает заботу о публичном образе своих подопечных. Человек, занимающий эту должность, умеет продвигать рекламную кампанию, так чтобы имя артиста или название группы было буквально повсюду. Менеджер может вести официальные страницы музыканта в социальных сетях или же кого-то нанять.

Коммуникабельность – важнейшая черта в этой профессии. Она поможет менеджеру формировать фан-базу, вести переговоры с журналистами и темпераментными работодателями. Специализация «Менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» предполагает наличие у человека тактичности. То есть ему необходимо уметь деликатно сообщать информацию о негативных ситуациях и демонстрировать свое видение решения проблемы.

Рабочего графика у менеджера как такового нет. Помощники в сфере музыкального бизнеса обязаны быть готовы к общению ночью, в выходной или праздничный день.

Творческий менеджмент: разница между профессионалом и новичком

Специалист, который жаждет помочь артисту, – идеальный вариант для начинающего исполнителя. Как показывает практика, только профессиональный менеджмент в музыкальной индустрии может в значительной мере поспособствовать высокому заработку и быстрому карьерному росту исполнителя. Эта формула была многократно проверена на практике в течение нескольких десятилетий. Однако, чтобы заполучить такого специалиста, артисту необходимо по-настоящему заинтересовать его своим проектом.

Что касается новичка, то на начальном этапе карьеры поклонник или друг — очень выгодный менеджер. Но артист должен на 100% доверять этому человеку, поскольку первые шаги в бизнесе могут стать решающими. Особенно хорошо, если ваш товарищ желает помогать и продвигать себя в этой сфере как незаменимого специалиста.

Пути к профессии музыкального менеджера

Редко когда специалисты в этой индустрии работают в одиночестве, поскольку так или иначе правой руке артиста необходимы связи и минимальный опыт работы. Поэтому чаще всего менеджеры входят в штат сотрудников музыкальных агентств и лейблов.

Для начала вы можете попробовать поработать в студии звукозаписи на стажировке и окончательно определиться, хотите ли вы быть частью развлекательного бизнеса. В большинстве учебных заведений (не столь важно, что вы выберете – вуз или специализированную школу), связанных с культурой, есть курс или программа «Менеджмент в музыкальной индустрии», выпускники которой имеют больше шансов на сотрудничество с авторитетными компаниями и артистами.

После приобретения необходимого багажа знаний следует завести и выгодно оформить необходимой информацией официальный сайт, который станет вашей визитной карточкой. Ссылкой на него вы сможете делиться с артистами, с которыми заинтересованы работать.

Процесс сотрудничества менеджера и артиста по контракту

Рассмотрим случай, когда специалист по менеджменту сам создает музыкальную группу или отдельного вокалиста. Первым этапом становится подписание договора, в котором описаны права и обязанности сторон. Отношения между артистом и менеджером во время составления контракта – это борьба личных интересов, которые позже становятся одним целым, поскольку с помощью разногласий невозможно добиться положительных результатов. С карьерой музыканта также развивается и менеджер, что приводит к повышению его заработной платы.

Стандартная программа подготовки специалистов

Первое направление обучения вводит в профессию и называется «Индустрия шоу-бизнеса». На этом этапе студенты изучают:

• структуру шоу-бизнеса страны, где проходит обучение;

• взаимодействие со СМИ;

• историю и особенности музыкальных стилей;

Во второй части студенты изучают «Правовой и концертный менеджмент в музыкальной индустрии». В этот раздел также входят основы управления и проектирования бизнеса. Третье направление содержит в себе важнейшую информацию о юридических аспектах, авторских и смежных правах.

Четвертый раздел обучения – «Медиапланирование, маркетинг и пиар в индустрии развлечений»:

• продвижение новых артистов;

Пятый раздел – «Экономика»:

• финансы и налоги в музыкальной индустрии;

• работа со спонсорами.

Шестая часть обучения посвящена концертной деятельности и состоит из нескольких пунктов:

• организации и продвижения мероприятий с помощью СМИ;

• рекламы и проведения фестивалей;

• организации концертов иностранных музыкантов;

• технического оснащения мероприятий.

Седьмое направление связано со звукозаписью:

• распространение цифрового контента;

• музыка как неотъемлемая часть рекламы, аудиобрендинг и лицензирование.

Восьмая, завершающая обучение часть, рассказывает о двух аспектах:

• планировании личного карьерного роста.

Знаменитые менеджеры

Трой Картер – руководитель коммерческой деятельности Джона Ледженда и Lady Gaga. Является инвестором компаний Summly, Uber и Votizen.

Джей Браун – менеджер Рианны, основатель Roc Nation. Журнал Billboard назвал его одним из ключевых игроков в мире музыки из тех, кто не достиг сорока лет.

Кирк Соммер – сотрудник компании William Morris Endeavor. Является организатором туров Элли Голдинг, Адели, Arctic Monkeys и др. Paper Magazine назвал Соммера одним из самых влиятельных концертных учредителей мира.

Альберт Гроссман – скандальный менеджер Боба Дилана, который буквально сделал карьеру своего клиента. Он был известен скандальным характером и агрессией по отношению к тем, кто неуважительно относился к его подопечному.

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (профиль «Менеджмент музыкального искусства»)

Контакты

Адрес факультета: -109052, Москва, Рязанский проспект, д.9.

понедельник-пятница — 09.00-18.00- суббота — 11.00-16.00- воскресенье — выходной

обеденный перерыв 13.00-13.30

Проезд:
— от ст. м. «Марксистская», «Таганская» на тролл. 63, 26, 16- авт. 51 -до ост. «Карачарово».

— от ст. м. «Рязанский проспект», тролл. 63- авт. 143 до ост. «Карачарово».

— от Курского вокзала на электричке до -станции «Платформа Карачарово» 10 минут езды, 2 минуты пешком.

Телефон: (499) 174-8284

1 сентября 2015 года все студенты будут переведены в объединенный университет, который будет образован в результате объединения МПГУ и МГГУ Шолохова.

Факультет является разработчиком нового профиля Государственного образовательного стандарта ВПО направления «Художественное образование» — «050614 — Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании» (2006 год). —

Бакалавр менеджмента музыкального искусства сможет работать в следующих областях:
Продюсерская деятельность.
Организация музыкальных мероприятий, фестивалей, конкурсов, эстрадных шоу.
Продвижение проектов в области музыкального исполнительства и образования.

Также это
• работа в учреждениях дополнительного музыкального образования детей-
• работа в средних профессиональных учреждениях музыкальной культуры и искусства-
• работа в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением музыки-
• работа в структурных подразделениях в учреждениях управления музыкальной культурой и искусства-
• организациях сферы музыкальной культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации и др.), творческих союзах и обществах.

Читать еще:  Менеджмент управление персоналом кем работать

Отличительной особенностью профессиональной подготовки бакалавров менеджмента музыкального искусства на факультете КиМИ в МГГУ им. М.А.Шолохова является (помимо основных профессиональных компетенций, предусмотренных направлением подготовки) получение компетенций профессионального исполнителя и педагога. — — В учебный курс включен большой блок дисциплин, связанных с освоением современных музыкально-компьютерных технологий.

При поступлении абитуриенты сдают творческий экзамен по вокалу или по игре на музыкальном инструменте или по дирижированию.

В процессе обучения изучаются такие дисциплины как: Менеждмент музыкальных проектов, Продюсирование музыкального театра, Современная музыкальная индустрия, Менеджмент в музыкальной деятельности, Интегративные и маркетинговые коммуникации в музыкальном искусстве, Психология, История искусств, Основы научно-исследовательской работы, Психология управления, Конфликтология, — Имиджелогия, Джазовая гармония и импровизация и др. Основной музыкальный инструмент, История музыки,Основы композиции и компьютерной аранжировки, Техника студийной звукозаписи, Компьютерная графика, Звукорежиссура и др.

Анализ функционирования «Арт-менеджмента» в сфере музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шилова Ольга Евгеньевна

« Арт-менеджмент » анализируется как понятие, определяются факторы на него влияющие и специфика его функционирования в области музыкального искусства . Арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, позволяющих организовать управление коллективами и управленческими процессами в музыкальной сфере.«

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шилова Ольга Евгеньевна

Art Management » is analyzed as a concept determined by factors affect it and the specificity of its operation in the field of musical art. Art-management in the field of musical art can not do without a strategic and innovative solutions to organize the management teams and management processes in the music industry.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования «Арт-менеджмента» в сфере музыкального искусства»

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА»

в сфере музыкального искусства

Ольга Евгеньевна ШИЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано, зам. начальника отдела международных связей Российской академии музыки им. Гнесиных. e-mail: shilovashilova@pisem.net

«Арт-менеджмент» анализируется как понятие, определяются факторы на него влияющие и специфика его функционирования в области музыкального искусства. Арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, позволяющих организовать управление коллективами и управленческими процессами в музыкальной сфере.

Ключевые слова: музыкальное искусство, арт-менеджмент, деятельность дирижёра, деятельность хормейстера, организатор, промоутер, маркетолог, профессиональная подготовка, психология управления.

«Art Management» is analyzed as a concept determined by factors affect it and the specificity of its operation in the field of musical art. Art-management in the field of musical art can not do without a strategic and innovative solutions to organize the management teams and management processes in the music industry.

Key words: music art, art management, activities conductor, choirmaster activity, organizer, promoter, marketing, training, management psychology.

Проблема управления в области музыкального искусства является особенно актуальной. Не случайно «арт-менеджмент» часто называют наукой третьего тысячелетия. В связи с этим возникает необходимость дать всесторонний анализ этого понятия, определить, какие факторы на него влияют и какова специфика его функционирования в области музыкального искусства.

В результате изучения научной литературы стало очевидно, что арт-менеджмент имеет организационно-управленческие, психолого-педагогические, коммуникативно-информационные, творческо-исполнительские аспекты.

Сложились определенные предпосылки для развития теоретических основ музыкального арт-менеджмента:

— социальные (потребность практики в конструктивном управлении и функционировании музыкального коллектива), обеспечивающие объединение потребителей на основе духовных интересов;

— психологические (необходимость в формировании и удовлетворении духовных потребностей личности);

— педагогические (воспитание духовной личности);

— экономические (потребность в формировании ресурсов и средств для развития и функционирования музыкального коллектива);

— технологические (управление процессом создания, распространения музыкальной продукции, взаимодействие с другими социальными субъектами в процессе функционирования музыкального коллектива).

Менеджмент как наука управления в сфере культуры, искусства, отдыха и развлечений появилась сравнительно недавно, первоначально в кинематографе и декоративно-прикладном творчестве, затем в библиотечном деле, шоу-бизнесе, в социальной деятельности [5, 4, 2]. Технология их функционирования связана с интеллектуальными, творческими ресурсами, направленными на удовлетворение социальных, культурных, духовных потребностей.

Авторы «Основ менеджмента» определяют технологию менеджмента как систему средств преобразования информации, ресурсов, способов и орудий производства для достижения целей организации. Конечным продуктом технологии менеджмента выступает достижение цели организации [3, с. 1].

Целью арт-менеджмента является удовлетворение духовных потребностей личности средствами музыкального искусства, создание музыкального продукта, умение донести его до слушателя. Поэтому дирижеру, хормейстеру приходится выполнять множество ранее не присущих им функций. В сфере деятельности дирижера, хормейстера функции руководителя трансформировались в функцию организатора, промоутера, менеджера, маркетолога, выполнение которых требует профессиональной подготовки.

Арт-менеджмент часто характеризуют как специфический вид управленческой деятельности, основанный на психолого-педагогических, экономических, культурологических и социологических знаниях. опираясь на них, арт-менеджмент понимается нами как система управления духовными потребностями (реальные и потенциальные). Являясь катализатором интересов музыкального коллектива, потребителей его продукции и общества в целом, он обретает огромную социальную значимость, используя компоненты науки, искусства, творчества и интуиции, интегрируя в себе самые разные виды отношений.

Профессионализм менеджера состоит в умении координировать взаимоотношения коллег в коллективе и вне; корректировать результат труда; выявлять трудности; создавать благоприятные условия для совместной работы.

Но арт-менеджмент, в отличие от менеджмента, прежде всего имеет творческий характер, созидательную направленность, формирует эстетические, нравственные, художественные потребности отдельной личности и общества в целом. Поэтому в силу своей специфики он является креативным. Он связан с теорией творчества, историей художественной культуры. Результатом музыкального творчества является интеллектуальный продукт, направленный на удовлетворение духовных потребностей людей, черпающих вдохновение и умиротворение в этом продукте. Создают этот продукт творческие личности, а управление личностью как участницей создания интеллектуального продукта — прерогатива эвристического менеджмента, в функции которого входит умение использовать и направлять неординарное творческое мышление на создание высокохудожественного музыкального продукта. Поэтому музыкальный менеджмент можно охарактеризовать как определенный вид деятельности, обеспечивающий жизнедеятельность творческого коллектива. Это объективно обусловленный, непрекращающийся во времени процесс создания музыкального продукта и его продвижения к потребителю.

Менеджмент налаживает взаимосвязь и взаимозависимость организационных и экономических процессов с учетом внешней среды и внутренних ресурсов. Внешняя среда может создавать благоприятные условия для развития и способствовать получению максимально полезного результата, удовлетворяющего эстетические, духовные потребности, которые становятся все более динамичными, подверженными влиянию моды. Поэтому арт-менеджмент должен включать экономические, инновационные, организационные и управленческие аспекты. Для любой деятельности, в том числе музыкальной, нужны ресурсы, используемые в ее процессе: музыкальные инструменты, сценическое оформление и костюмы, реквизит и др.

К основным аспектам арт-менеджмента относится в первую очередь психолого-педагогический, связанный с целенаправленным педагогическим воздействием на личность музыканта, его творческую деятельность. Именно руководитель музыкального коллектива формирует взаимоотношения в коллективе, создает особую атмосферу творчества, взаимопонимания. Он способствует развитию и обучению участников коллектива, которые отличаются друг от друга по многим параметрам: полу, возрасту, образованию (хотя все они имеют музыкальное образование, но получили его в разных учебных заведениях, отличаются по манере исполнения и другим особенностям), семейному положению, бытовым условиям, ценностным установкам и т.д.

Арт-менеджмент — процесс. А всякий процесс предполагает технологию. Технология трактуется как совокупность производственных процессов в определенной сфере производства продуктов или услуг; как последовательность потока работ: «кто» и «что делает», «когда» и «как»; как любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продуктов или услуг; как научное описание способов производства.

Арт-менеджмент теснейшим образом связан с научной, творческой и административной деятельностью. Его дальнейшее осмысление происходит порой в процессе прямой трансляции общего менеджмента. Это, с одной стороны, дает возможность более глубоко разобраться в основах арт-менеджмента, с другой — не позволяет выявить специфические особенности той деятельности, в сфере которой он функционирует. Сфера музыкального искусства сложна и многообразна, она требует всестороннего, глубокого изучения, без которого невозможно грамотно организовать управленческую деятельность.

Современный арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, которые базируются на знаниях общей и социальной психологии, которые позволяют грамотно организовать управление различными коллективами, управленческими процессами в музыкальной сфере.

Арт-менеджмент теснейшим образом связан с социальными процессами, происходящими в обществе. Он все больше становится социально востребованным и приобретает более значимый эффективный статус. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, появившиеся в журналах, сборниках, материалах научных конференций, в диссертационных исследованиях последних лет. Теоретическая база арт-менеджмента активно формируется с помощью научных исследований и многочисленных публикаций. Их содержание активно включается в специальные образовательные (учебные и тренинговые) программы.

Читать еще:  Инстаграм менеджер обучение

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что арт-менеджмент в области музыкального искусства — это сложное многоплановое явление, имеющее социально-психологические основы, творческий и созидательный характер; система управления, ориентированная на духовные потребности и интересы. Он объединяет данные науки и искусства, интегрирует в единое целое самые разные виды отношений. Он обретает огромную социальную значимость и является гармонизатором деятельности музыкального коллектива, потребителей его продукции и общества в целом. Он опирается на комплекс принципов, методов и технологических приемов управления музыкальной деятельностью, коллективом, направлен на создание духовных и материальных продуктов и ценностей.

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003. — 408 с.

2. Жданова Е.И., Иванов СВ., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 2005. — 720 с.

4. Михеева H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 170 с.

5. Морозов Ю.В. Основы маркетинга. — М.: ИТК «Дашков и К», 2002.

Творческий менеджмент: чем занимаются менеджеры музыкальных проектов?

В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В новом выпуске рассказываем о директорах музыкальных проектов — людях, которые непосредственно влияют на карьеру популярных музыкантов.

Менеджер музыкального проекта

Места работы

Музыкальные агентства, лейблы, букинг-агентства

Задачи

координировать работу участников проекта; следить за коммерческой стороной деятельности своего клиента; помогать ему принимать решения и давать советы по вопросам, которые могут повлиять на ход карьеры; планировать гастрольный тур

Известные менеджеры музыкальных проектов

Трой Картер

менеджер Lady Gaga и John Legend, инвестор в таких компаниях, как Uber, Votizen и Summly, одинаково важная фигура как для Голливуда, так и для Силиконовой долины

Джей Браун

сооснователь Roc Nation, менеджер Рианны, отмечен журналом Billboard, как один из ключевых игроков музыкальной индустрии из тех, кому ещё не исполнилось 40

Кирк Соммер

из компании William Morris Endeavor. По мнению Paper Magazine, — один из самых влиятельных концертных агентов в мире. Занимается турами The Killers, Adele, Pet Shop Boys, Ellie Goulding, Morrissey, The Shins и Arctic Monkeys

Общаться с людьми

Успешный менеджер музыкального проекта в первую очередь должен обладать выдающимися навыками управления людьми и уметь решать проблемы с темпераментными клиентами. Он должен быть уверенным и хватким, ведь он не может позволить себе бояться контактировать с незнакомыми людьми и принимать от них отрицательный ответ. Ни о каком рабочем графике не может быть и речи — менеджер должен быть доступен ночью, в выходные и праздники. К тому же, он всегда должен быть в состоянии тактично сообщить негативную информацию клиенту и сходу предложить несколько вариантов для разрешения ситуации.

Работа музыкального менеджера не требует специального образования, хотя многие работодатели, включая William Morris Endeavor и International Creative Management, требуют от кандидатов диплом в сфере музыкального бизнеса или управления бизнес-проектами. Как правило, крупные агентства и музыкальные издательства предлагают кандидатам стажировки, которые позволяют получить опыт и увидеть бизнес изнутри перед тем, как выйти в поле.

Разбираться
в бизнесе

Обычно музыкальные менеджеры работают за комиссию от 15 до 30 процентов годового дохода своих клиентов. Так, например, если группой занимается менеджер на ставке в 20 процентов, а за год музыкант заработает на гастролях и, например, продаже альбома 10 миллионов рублей, то менеджер получит из них два миллиона. В то время как это может казаться внушительной суммой, на деле это чуть больше 150 000 рублей в месяц, включающие в себя все накладные расходы: аренду офиса, телефонные счета и перелёты.

Помимо музыкальных менеджеров, работающих при агентствах и музыкальных издательствах, есть ещё и независимые менеджеры, которые, как правило, выбираются из наиболее осведомлённых в бизнесе друзей музыканта. С одной стороны, такому эксперту нужен опыт, с другой — он не возьмёт большой процент и будет увлечён своей работой. Далеко не худший вариант.

Следить за публичным образом группы

Музыкальный менеджер — один из главных фанатов группы. Он ответственен за её раскрутку и публичный образ. В некоторых случаях он должен уметь найти финансирование и поддержку на стороне и уметь продвинуть рекламную кампанию в СМИ и саму группу так, чтобы о группе услышало как можно больше людей. Как правило, музыкальный менеджер ведёт страницы групп в социальных сетях или нанимает для этого отдельного человека. Кроме прочего, правильный менеджер выполняет или делегирует обязанности пресс-службы, промо-группы, букинг-агента, бухгалтера, организатора гастрольного тура и даже личного консультанта. Как правило, во избежание разногласий, обе стороны заинтересованы в том, чтобы все эти пункты были закреплены в контракте.

Защищать музыканта от критиков

Альберт Гроссман и Боб Дилан

Одним из самых агрессивных музыкальных менеджеров в истории был Альберт Гроссман, буквально сделавший карьеру Боба Дилана. Он был известен тем, что вступал в открытую конфронтацию с теми, кто, по его мнению, не уважал музыканта. К тому же брал со своих клиентов комиссию в 25 процентов (при тогдашнем стандарте в 15), аргументируя: «Каждый раз, когда вы разговариваете со мной, вы становитесь на 10 процентов умнее, чем раньше. Так что я просто добавляю десять процентов к сумме, которую болваны берут ни за что». В биографии I’m Not There, среди прочего, был упомянут характерный момент, когда Гроссман сказал управляющему английской гостиницы, что тот, сэр, «является одним из самых тупых задниц и самым глупым человеком», с которым Гроссман когда-либо говорил в жизни.

Пробовать новые маркетинговые приёмы

Несмотря на то что через музыкальных менеджеров проходят все проблемы, связанные с проектами, лучших из представителей профессии можно определить не только по акульей хватке, но и по тому, как они превосходят ожидания клиентов. Так, например, молодой музыкальный менеджер Лоис Ньюкомбе (Lois Newcombe), которая занималась туром Hot Chip — Made in the Dark, среди своих самых успешных моментов называет организацию духового оркестра, игравшего попурри из хитов Hot Chip перед концертами в Brixton Academy и на фестивале Glastonbury: «Есть что-то потрясающее в том, чтобы помочь тубисту почувствовать себя рок-звездой, когда он уже потерял эту надежду, выбрав духовую секцию».

Менеджмент музыкального искусства это

Перспективы развития вузовской науки сегодня – предмет дискуссий, реформ, разного рода реорганизаций. Теме этой уделяется большое внимание в стратегических правительственных документах, таких, например, как Дорожная карта, включена она в своем финансовом аспекте и в систему мониторинга вузов. Для высших учебных заведений творческого профиля, существенно пострадавших из-за отсутствия дифференцированного подхода к оценке их деятельности, в том числе и научной, в рамках мониторинга 2011 года, самоанализ качественной составляющей научных исследований, формирование перспективных направлений – одна из важнейших в работе научных отделов. Если фундаментальная наука в таких вузах сконцентрирована в рамках целеполагания их научных школ, то прикладная – более мобильна и способна к быстрому реагированию на потребности творческой практики. Например, фундаментальные исследования Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова посвящены глобально значимым для культуры в целом вопросам, таким как

● эволюция музыкального искусства,

● развитие современной музыкальной культуры,

● интеграция научного и творческого знания как путь сохранения культурного и духовного наследия,

● музыкальное искусство в эпоху глобализации: процессы трансформации и адаптации,

● гуманистические основы и социальные функции музыкального искусства.

Прикладная же область в проблемном плане более широкоаспектна и практически ориентирована. Возможности приложения такого рода разработок различны. Это может быть воссоздание культурных традиций региона, подобно исследованиям, посвященным донскому музыкальному фольклору, современному состоянию народной культуры Дона во всем разнообразии этносов, культуре казачества, певческим исполнительским традициям, обрядам, использованию казачьего фольклора в творчестве современных композиторов и т.д. Результаты обработок эмпирического материала, собираемого в полевых условиях, широко используются творческими коллективами, способствуя возрождению хоровой культуры донского края.

Читать еще:  Кейс менеджмент в работе с девиантным поведением

Не менее практически значимы исследования, осуществляемые в русле проблемного направления «музыка и социум». Они включают широкий спектр вопросов: музыкальные субкультуры, рекламная аудио-коммуникация, бытование прикладных музыкальных жанров, место и роль музыканта-исполнителя в социокультурном пространстве и иные. Прикладные исследования, ориентированные на учебный процесс охватывают область музыкальной педагогики и психологии творческой деятельности. Это вопросы музыкального образования, методики преподавания музыки, психологии творчества. И, конечно же, в вузе консерваторского типа, выпускающем исполнителей разного профиля, актуально все, что связано с анализом проблем исполнительства. В ряду множественных вопросов, значимых для практической деятельности представителей корпуса исполнительских специальностей – специфика интерпретации художественных текстов, проблемы сценической адаптации музыканта, постановка голоса, снятие мышечного напряжения рук у пианиста, особенности звукоизвлечения при игре на духовых и множество иных.

Говоря о перспективах развития науки в музыкальном вузе, нельзя не выделить особо относительно новую, но остро востребованную область прикладных исследований – менеджмент творческой деятельности. В рамках данной статьи определим понятие «творческая деятельность» как процесс создания художественных ценностей, имеющих общественную значимость. В связи с тем, что в консерваториях образовательный процесс нацелен на воспроизводство специалистов, труд которых составляет творчество, следует подчеркнуть значимость вопросов организации и управления этим сложным процессом.

Заострим внимание не столько на многоаспектности данного проблемного направления, включающего такие области исследований, как арт-проектирование, рынок музыкальной продукции, маркетинговые коммуникации в сфере искусств, рекламу художественных событий и пр., сколь на его актуальности и востребованности. Говоря об этом, выделим три возможных практических «выхода» исследований и разработок, осуществляемых в данном проблемном русле. Первый связан непосредственно с профессиональной деятельностью музыкантов, которые по окончанию учебных заведений неизбежно сталкиваются с жесткими условиями конкуренции на рынке труда. Являя собой тонко организованный человеческий материал, они, как правило, не приспособлены к решению практических вопросов, начиная от трудоустройства, которому, кстати сказать, до последнего времени музыкальные вузы не уделяли должного внимания [4], до организации концертных выступлений и гастрольных туров. С отсутствием значимых разработок этих аспектов деятельности музыканта-исполнителя, целью которых является создание комфортной отлаженной системы организации репетиционного времени, графика концертных выступлений, решения бытовых проблем во время гастролей, коммуникации с работодателями и концертными агентствами, создания информационной поддержки проектов и пр., связано возникновение когнитивного диссонанса. Следствие этого – психологические срывы, массовое стремление приобрести дополнительную (немузыкальную) специальность, а, нередко и уход из профессии. Результаты неоднократно проводимых нами соцопросов молодых специалистов [3] подтверждают необходимость применения знаний управленческого плана, позволяющих решать вопросы творческой профессиональной адаптации в социуме и успешного карьерного роста. Таким образом, управление творческой деятельностью предполагает изучение процесса управления карьерой музыканта.

Приведенные соображения вплотную подводят к еще одному ракурсу, актуализирующему исследования в рассматриваемой нами области управления – это образование. Здесь следует отметить как несомненно положительную тенденцию включение в образовательные стандарты третьего поколения, адресованной музыкантам-исполнителям, дисциплины «Менеджмент». Однако речь идет не столько о получении некоторых сведений в рамках отдельной дисциплины, сколько о возможности воспитания в лоне консерваторий специалиста, способного заниматься управленческой деятельностью именно в сфере искусства. Вопросы особого подхода к его образованию, сочетающему высокий уровень информированности в сфере культуры и искусства с управленческими и экономическими познаниями – специальная область разработок.

К сожалению, внедренные в музыкальные вузы факультеты музыкального менеджмента закрываются как непрофильные, в то время как совершенно очевидно, что для обычного экономического вуза решение задачи воспитания такого специалиста непосильно. Это предопределено тем, что менеджер, занимающийся управлением в сфере искусства, может формироваться только в лоне искусства по ряду обстоятельств. Во-первых, он должен глубоко понимать эстетически значимую его природу. Во-вторых, работа с «тонкими материями» – артистическими индивидуальностями, создающими творческий продукт и представляющими его в рамках некоего проекта, требует высочайшего организаторского мастерства и глубоких знаний специфики творческих профессий и психологии. В-третьих, изучение музыкального и иных искусств в процессе обучения в вузе формирует раскрепощенность и подвижность мышления, открытого всему новому и способного к продуцированию оригинальных творческих идей. Эти три составляющих и делают профессию арт-менеджера элитной. Не случайно Е. Сафронов, генеральный директор информационного агентства «Интермедиа», отмечает: «Менеджмент артистический, то есть концертные директора, – это профессия, которая сейчас на вес золота. Таких людей очень мало, и они дорого стоят» [5]. Создание методик обучения, тренинговых систем, шире – образовательной концепции воспитания такого специалиста – важная ниша приложения интеллектуальных сил педагогов в музыкальном вузе.

Третий аспект, актуализирующий данное направление исследований, связан с тем, какое место академическое музыкальное искусство занимает в современном социуме. Ни для кого не секрет, что музыкальная классика оттеснена коммерционализированными видами развлечений массового толка. По данным анализа концертно-зрелищного рынка Москвы, классика составляет лишь 10 % от общего объема реализуемых билетов на зрелищные мероприятия [1, c. 24]. Во многом это связано с тем, что после 90-х годов ХХ столетия резко меняются условия бытования музыкального искусства. Прекращается централизованное его финансирование, которое становится лишь частичным. Возникает множество коммерческих проектов, составляющих жесткую конкурентную среду. Чтобы выжить, концертным учреждениям приходится кардинально реформировать свою деятельность, которая развивается теперь в рамках развитого рынка музыкальной продукции.

Однако практика показывает, что на этапе перехода к рыночной экономике ряд отечественных концертных учреждений, специализирующихся на представлении классической музыки, не только сумели сохранить свою высокую миссию, но и стали рентабельными. Яркий пример тому – деятельность Свердловской государственной филармонии. Иные же субъекты рынка академических концертных услуг, находясь в тех же условиях (в их числе и Ростовская филармония), поступились своей репутацией концертных учреждений, предлагающих зрителям художественные ценности высшей пробы в угоду простого и быстрого пути наполняемости зала посредством представления развлекательного рода шоу и популярной музыки. Результат – размытость образа субъекта концертного бизнеса в глазах потребителя, который перестает понимать, в чем отличие его, например, от Дома культуры, утрата четкой концепции, соответствия своей миссии.

Причина успеха Свердловской филармонии и ей подобных – в грамотном управлении не только самим учреждением, но, и это особенно важно, – потребительской средой. Сказанное выявляет один из интереснейших аспектов исследования процессов управления в сфере искусства – разработку технологий формирования культурной среды. Этот аспект вбирает широкий спектр вопросов, требующих своего изучения в тесной связи с практикой. Но прежде всего он ориентирован на создание методик пошаговой работы с аудиторией, включающих описание инструментов и способов коммуникации, формирование баз данных с возможностями идентификации клиентов и аналитики, разработку дифференцированных подходов к тематическому программированию концертных мероприятий и гибких систем ценообразования, использование информационных технологий и современных средств коммуникации.

Подобные наработки очень перспективны, поскольку позволят со временем решить важную культурно-социальную проблему переориентации приоритетов широкой публики с музыкального ширпотреба на высокое музыкальное искусство. В свете сказанного очевидно, что менеджмент творческой деятельности выступает как инструмент формирования человеческого капитала, способствуя интеллектуальному и культурному развитию социума. Расширяя и укрепляя круг слушателей, заинтересованных академическим музыкальным искусством, он позволяет осознать нравственные ориентиры, сформировать систему ценностей. Не случайно в Федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» такой подход оценивается как стратегически важный, а понятие культурной среды получает подробную характеристику. В ней сказано: «Культурная среда – это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения» [2].

Нельзя не сказать, что все мероприятия, связанные с проблемами менеджмента – конференции, издание сборников, маркетинговые исследования публики концертных событий, фестивальные проекты – вызывают активный интерес студенчества. Они непременно планируются и осуществляются в корреляции со студенческим научно-творческим обществом. Интерес молодых ученых к данной проблемной сфере – прямое свидетельство того, что менеджмент творческой деятельности – одно из направлений, определяющих перспективы развития науки в музыкальном вузе.

Рецензенты:

Рудиченко Т.С., д.иск., профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону;

Цукер А.М., д.иск., профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector