Обучение в сестринском деле
Обучение в сестринском деле
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.
Методами обучения являются:
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Выделяют несколько видов учебных занятий:
— лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
— проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
— беседа — обучение проводится в форме «вопрос — ответ»;
— ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Источник: Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, 2007г.
Обучение в сестринском деле
В настоящее время все большее значение приобретает медицинское просвещение, воспитание ответственности за свое здоровье. Важная роль в использовании современных технологий профилактики и санитарного просвещения населения отводится сестринскому персоналу. Сестринский персонал активно участвует в обучении населения приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными, нетрудоспособными лицами, а также успешно реализуются программы обучения больных сахарным диабетом, сердечно сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой.
Обучение в сестринском деле – это обоюдный процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, состоящий в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его родственникам и близким в процессе обучения. В результате пациент или его родственники усваивают и формируют определенные навыки для удовлетворения основных жизненно важных человеческих потребностей.
Обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры.
- Познавательная — пациент узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, выделяет приоритетную информацию от второстепенной.
- Психомоторная — пациент обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Обучающийся готов выполнить часть действий эмоционально, психологически и физически.
- Эмоциональная — пациент, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких либо факторов, обучающийся активно слушает, реагирует на новую информацию вербальным, так и невербальным способом.
- Сестринская педагогика — это часть сестринской деятельности, в которой медицинская сестра сможет проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.
Сестринская педагогика имеет следующие цели:
- коррекция существующего образа жизни;
- адаптация пациента к хронической болезни.
Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов, сталкиваться с рядом проблем, требующих терпения, тактики и специальных знаний. Медсестра должна владеть приемами и методами обучения, консультирования.
К методам обучения в сестринском деле относится:
- словесный (устное изложение, инструктаж, убеждение в проведении медицинского обследования, консультирование и т.д.);
- наглядный (демонстрация различных видов шприцев, иллюстраций, атласов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
- практический (отработка самих манипуляций: измерение температуры тела, измерение артериального давления, правила пользования карманным ингалятором, небулайзером и т.д.).
В процессе обучения новую информацию пациенту необходимо излагать от простого к сложному, но при этом четко выделять самое главное – что подлежит обязательному усвоению.
Обучение пациента, его родственников включается в сестринский процесс. Сестринский процесс дает возможность систематизировать работу медсестры, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, оценивать их результат вместе с пациентом. Вместе с тем выполнение функции обучения во многом определяется умением медсестры осуществить этапы учебного процесса от предварительного определения уровня знаний и умений пациента до оценки результатов обучения. Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее. Таким образом, реализация обучающей функции медсестры требует от нее специальных знаний и умений в области медицинской педагогики и психологии.
Итак, рассмотрим этапы сестринского процесса.
Осуществляя процесс обучения на первом этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна: заручиться поддержкой пациента, определить, чему и как учить. Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.
Второй этап сестринского процесса — это определение проблем пациента (физические, психологические, социальные, духовные).
Этот этап подразумевает документирование и анализ полученной информации. Итогом анализа является формулировка сестринских проблем:
1) существующие (первичные, промежуточные, вторичные);
Например: дефицит знаний о рациональном питании, о приеме лекарственных средств и т.д. В педиатрической практике часто сестринская проблема относится не только к пациенту, но и к родственникам (например: неэффективное кормление грудью, дефицит знаний по вскармливанию, массажу, закаливанию грудного ребенка).
Третий этап сестринского процесса — определение целей и планирование сестринских вмешательств.
Цели различают: краткосрочные и долгосрочные. Они должны быть конкретными, реальными, достижимыми, соответствовать поставленной проблеме, сформулированы в пределах сестринской компетенции, сосредоточены на пациенте. Медсестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента, обязательно составлять его вместе с пациентом, давать советы, инструкции больным и их семье, сотрудничать с пациентом.
Постановка целей дает направление в деятельности медсестры и пациента в процессе обучения и используется для определения результатов обучения.
Четвертый этап сестринского процесса — реализация сестринских вмешательств. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку — это важное условие для успешного обучения, имеет значение комфорт во время обучения. Сотрудничество медсестры и пациента — залог успеха в обучении.
Из-за отсутствия обучающих программ, методических материалов, наглядных пособий при обучении можно использовать памятки, специальную медицинскую литературу, медицинские атласы и т.д. Печатные материалы должны быть доступны, написаны понятным языком, иметь небольшие объемы, не содержать непонятных медицинских терминов.
В процессе обучения медсестра должна задавать больше конкретных вопросов, наблюдать, как пациент осваивает и выполняет новые навыки, обучить пациента вести дневник наблюдений.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить новую информацию. Пациент усваивает новую информацию лишь тогда, когда она ему нужна, близка ему, персонально важна для дальнейшего выздоровления.
Пятый этап сестринского процесса — оценка и коррекция ухода.
На этом этапе следует соотнести полученный результат с поставленной целью. Завершая процесс обучения по конкретной проблеме, медицинская сестра сообщает пациенту результат сестринской оценки. Кроме того важна и самооценка пациента.
Обучающая функция медицинской сестры в учреждениях здравоохранения имеет огромное значение, так как она ближе всех к страданиям больного, и сегодня на нее ложится часть функций, которые раньше выполнял врач.
- С.А. Мухина, И.И. Тарновская “Теоретические основы сестринского дела”, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное, г. Москва, “ГЭОТАР-Медия”, 2014 г.
- И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева “Основы сестринского дела”, под редакцией С.И. Двойникова, учебник, г. Москва, “Академия”, 2012г.
- Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова “Основы сестринского дела”, издание 10, дополненное и переработанное, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2011 г.
- В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников, М.Н. Копина “Основы сестринского дела”, учебное пособие, серия “Медицина”, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013 г.
- Медицинский журнал “Сестринское дело”, издатель ООО “Современное сестринское дело”, г. Москва, №4, 2014 г.
Обучение в сестринском деле
Мини-лекция по теме: «Обучение в сестринском деле»
Обучение – это неотъемлемая часть сестринской деятельности. Оно является одной из функций в работе медсестры.
Цель содержания обучения — сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни при нарушении функции какого-либо органа или системы организма человека.
Сестринская педагогика – это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.
Сущность сестринской педагогики состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его семье.
Задачи обучения в сестринском деле :
¨ пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
¨ максимальная адаптация к болезни.
Обучение в сестринском деле – это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
Различают три сферы обучения:
¨ познавательная , когда человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную от второстепенной информации, не имеющей приоритетного значения;
¨ эмоциональная, когда человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-либо факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
¨ психомоторная , когда человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движением; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
¨ словесным (рассказ, беседа);
¨ наглядным (показ картинок, демонстрация видеофильмов, инструментов);
¨ практическим (отработка манипуляций — измерение АД, смена повязки).
Кроме методов, медсестра должна владеть приемами обучения. Прием – это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам обучения относятся:
¨ запоминание (повторение, выделение опорных сигналов);
¨ приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, коррекция, обобщение).
Эта пы обучения:
¨ -предварительная оценка уровня знаний и умений пациента;
¨ -планирование содержания и метода обучения (совместно с пациентом);
¨ реализация плана обучения;
¨ оценка результатов обучения.
Обучение может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения повседневных действий (умывание, одевание, прием пищи). Неформальное обучение — это когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и др.), представляет информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.
Процесс обучения должен быть мотивирован. Мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья. Мотив является побудительным эффектом.
Мотивы делятся на три группы:
¨ мотивы, связанные с самой учебной деятельностью;
¨ мотивы, связанные с творчеством.
Для каждого обучаемого мотивация индивидуальная. Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе. Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
¨ соответствующим подбором содержания обучения, которое должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения;
¨ разнообразием формы обучения (лекция, деловая игра, проблемный подход, беседа и т.д.).
Требо вания к медсестре в процессе обучения :
¨ отзывчивость и сердечность;
¨ способность понять проблемы пациента;
¨ высокий профессионализм, грамотная речь;
¨ умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
¨ умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
¨ умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
¨ мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.
Обучение в сестринском деле
Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле
1. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья.
2. Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
3. Способы обучения: формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные.
4. Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении.
5. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Учет факторов, влияющих на способность к обучению: возраст, образование, состояние здоровья.
6. Мотивация обучения.
7. Организация обучения.
8. Содержание обучения: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.
9. Выбор времени обучения.
10.Планирование обучения совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности.
11.Темп обучения. Активное участие и поощрение заинтересованности пациента в обучении.
12.Создание благоприятной для обучения обстановки: тишина, освещение, вентиляция, температура воздуха.
13.Педагогический такт. Необходимые коммуникативные навыки.
14.Педагогические приемы: беседа, демонстрация, обеспечения специальной литературой. Наглядность обучения.
15.Оценка качества и эффективности обучения.
Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний умений. Педагогика — наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.
Цель сестринской педагогики — обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой. Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог-воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения.
Обучение в сестринском деле — это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.
Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.
Задачи обучения в сестринском деле:
■ удовлетворять нарушенные потребности пациента, то есть обучить пациента самоуходу;
■ адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни;
■ пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Сферы обучения:
1.Познавательная — позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.
2.Эмоциональная — характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов.
3.Психомоторная — изменяет настроение, чувства, двигательную активность пациента в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Функции обучения:
1. образовательная — стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков. Навык — высшее проявление умения, способность выполнять действия са- мостоятельно;
2. развивающая — способность применить знания и умения на практике; воспитательная — целенаправленное развитие личности.
Обучение в сестринском деле — это взаимодействие медсестры, пациента и/или его родственников.
Процесс обучения медсестры-педагога зависит от состояния пациента и его близких в процессе преподавания, так как информация может быть воспринята:
1. активно: есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации;
2. пассивно: медсестра дает готовую информацию на основе ее профессионализма путем разъяснения, сообщения, показа, демонстрации;
3. мотивированно, то есть с познавательным интересом в самой учебной деятельности. При этом выявляют и обсуждают проблемы пациента, цели и ожидаемый результат, объем сестринских вмешательств, их реализацию и оценку результата с возможной коррекцией.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методы обучения — взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.
Методами обучения являются:
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Выделяют несколько видов учебных занятий:
— лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
— проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
— беседа — обучение проводится в форме «вопрос — ответ»;
— ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).
Приемы обучения — действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении:
1) наблюдение — восприятие;
3) анализ — обобщение, коррекция.
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Факторы обучения:
1) желание и готовность (пациента, родственника);
2) способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);
3) окружающая обстановка (время, температура, тишина, мебель, музыка, освещение).
Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Знать:
· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения
· Цели и задачи обучения в сестринском деле.
· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.
· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
· Условия эффективного обучения.
· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.
Методы обучения
Словесный — устное изложение, рассказ, беседа
Практический– отработка самих манипуляций
Наглядный – иллюстрация медицинского атласа, видеофильма
Виды обучения
Задачи и содержание обучения
Обучение в сестринском деле — это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений.
Требования к медицинской сестре в процессе обучения:
- отзывчивость и сердечность;
- способность понять проблемы пациента;
- высокий профессионализм, грамотная речь;
- умение контролировать себя, не поддаваясь эмоциям;
- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
- умение выбирать оптимальный метод воздействия на пациента;
- мотивировать обучение. Используя жизненные ценности.
Личностные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности:
- педагогический такт и внутренняя культура;
- интеллектуальный уровень;
- самостоятельность в действиях и наблюдательность;
- общительность;
- настойчивость и самообладание;
- активность и целеустремленность;
- высокая профессиональная подготовка и трудолюбие;
- доброта, терпимость и отзывчивость.
Поведение медсестры при обучении пациентов должно внушать уважение к ней, создавать у них уверенность. Что она все знает и умеет и что ей можно доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Задачами обучения в сестринском деле являются подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей, развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием. Особое значение приобретают сформированные с помощью медсестры и всеми участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, созданию условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела — медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Виды учения и способы обучения
Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей.
Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных, в связи с болезнью, способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.
На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента и должны быть направлены практические действия медсестры.